Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"
статья

Быковская Елена Анатольевна

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx492.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский сад «Аленушка», структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ имени Героя Советского Союза Д.И.Шкурата»

Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения

 Педагогическая секция

Номинация: «Статья»

Музыка как средство духовно-нравственного

и гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Быковская Елена Анатольевна

музыкальный руководитель

                                                                                                             

Настоящее время - непростой исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».

         Почему я обратилась к данной теме? Всё очень просто! Эта тема близка мне по духу, это кладезь возможностей, познаний и открытий, как для меня, так и для ребёнка. Кроме того, это изучение культуры и традиций наших предков,  воспитание чувства любви, гордости и уважения к Земле, на которой мы живём; это любовь к родным и близким людям, которые нас окружают, и, наконец, -  это формирование качеств коллективизма, любви к своему дому и бережного отношения к природе.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е.Леонов.  Малыша можно считать путешественником с того самого возраста, когда он впервые в жизни сам встал на четвереньки и пополз по комнате. И пусть это путешествие длится совсем недолго, оно доставляет малышу огромную радость знакомства с окружающим миром. И чем старше становится ребенок, тем все длительнее путешествия он совершает. То, что открывает для себя малыш, для взрослых кажется привычным, но именно от позиции взрослого, его отношения зависит, сохранит ли ребенок радость открытий. Сколько  ежедневно делает их малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве.                       Что доступно пониманию дошкольника? Что может его волновать?   Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

 В активной, созидательной, творческой деятельности ребенок расширяет границы собственного знания о том, что его окружает, обретает способы взаимодействия с этим миром (людей, природы, искусства), познает самого себя и близких людей, пробует осуществлять свой нравственный выбор, пусть пока на самых элементарных (это с нашей «взрослой» точки зрения) вещах, но собственный выбор! И мы должны ему помочь в этом. 

Мы, музыкальные руководители, вводим маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества. Музыка  является одним из  богатейших средств нравственного воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия. В.А. Сухомлинский отмечал, что «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».                 

Воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств - одна из важнейших задач музыкального образования. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

И поэтому наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка. Музыкальные занятия, может быть, даже более других занятий, воспитывают в детях умение ладить  друг с другом, прислушиваться друг другу, понимать, любить и прощать. 

При отборе музыкальных произведений огромное значение имеет их педагогическая направленность. 

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Так, песня может воспитывать сочетанием  музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример. Хоровое пение способствует формированию мировоззрения у детей, оказывает на них организующее и     дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Обогащает внутренний мир человека яркими переживаниями, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках,          сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. В песенной традиции нужно знать, что недостаточно только правильно петь мелодию песни, нужно еще и слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», а в народе говорили: давайте «сыграем песню», не споем, а сыграем. Песня  вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

Большие потенциальные возможности духовно-нравственного воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, фольклором, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

 И само обучение носит характер неформальный, живой, идущий от сердца. Суть освоения не сводится к накоплению обширного материала, а к созданию такой атмосферы, в которой дети переживают все эмоционально и глубоко.   Работа в данном направлении приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры, способствует сохранению ее традиций. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической  деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые  в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают,  что позволяет  использовать их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.  Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка». Лучшие номера, особенно полюбившиеся детям, включаются в программу праздников - как тематических, так и сезонных («Осенины», «Весна»)

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, разнообразных игр.

F:\Сайт-альбом\Новая папка (4)\Фото к альбому\SAM_6724.JPG       F:\Сайт-альбом\Новая папка (4)\Фото к альбому\SAM_0431.JPG

А что такое игра для ребенка?  Игра – естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре. В игре ребёнок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, согласовывает свои замыслы, договаривается о совместных действиях, подчиняется правилам игры, сдерживает свои эмоции, преодолевает трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. В них представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. По содержанию народные игры выразительны и доступны дошкольникам. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Особо любимы детьми народные игры  «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка–чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья».

Особую воспитательную  ценность имеют музыкальные коммуникативные игры, направлены на развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием расскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки («У меня, у тебя», «Здравствуй, здравствуй милый друг»). Возвращаясь к теме песен, хочется вспомнить строки из известной песни «С чего начинается Родина?» В.Баснера и М.Матусовского. В тексте этой песни заключен глубокий смысл. Он заставляет задуматься об истоках любви к Родине. Но ведь невозможно полюбить то, чего не знаешь. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, чей жизненный опыт еще совсем невелик.

         Для ребенка - дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечаются простотой и непосредственностью: «Ах, какая мама, загляденье прямо!». В мелодии песни И. Пономаревой «Мама» звучат и любовь, и ласка, и восхищение. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на комплексных занятиях, праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках посвященных «Дню Матери», «Дню Семьи».

Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Активные участники таких праздников – папы, дедушки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

F:\Сайт-альбом\Новая папка (4)\Фото к альбому\февраль2.jpg                 F:\Сайт-альбом\Новая папка (4)\Фото к альбому\IMG-20190313-WA0002.jpg

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. Такие праздники, как «День народного единства», «Мы–вместе!», и приглашение на праздник «День Победы», надолго остаются в памяти ребят и являются  важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Праздник «День Победы» близок и понятен детям, он развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, призывает любить Родину и близких.

 Результатом систематической и целенаправленной работы является участие детей в творческих мероприятиях разного уровня.

F:\Сайт-альбом\Новая папка (4)\фОТО-ЛИ\SAM_4029.JPG          C:\Users\саша\Desktop\Фото к чтениям1\это6.jpg

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Воспитывая у детей любовь к природе, птицам, ко всему живому через восприятие музыкальных образов, мы проводим такие праздники и развлечения, как: «День птиц», «День цветов», «Природы жалобная книга», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Край родной навек любимый, где найдёшь ещё такой!».

Обстановка праздников и развлечений, использование музыки при ознакомлении с образом Родины  является важным этапом в данном направлении. Праздники «Рождество», «Зимние колядки», Масленица» так близки детям.

  C:\Users\саша\Desktop\Фото к чтениям1\это 1.jpg  F:\Сайт-альбом\Новая папка (4)\Фото к альбому\P1010946.JPG

 Пасха - самый радостный праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Именно в эти дни в нашем детском саду проходит музыкальное занятие «Пасха в гости к нам пришла», посвященное пьесе П.И.Чайковского «В церкви». И это не случайно, так как основы российской культуры нераздельны с историей христианства, в частности с православной и классической музыкой. На мой взгляд, такие занятия приобщает детей к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта, правда; помогает раскрыть лучшие качества личности ребенка, способствуют расширению кругозора, обогащает словарный запас, формирует культуру восприятия музыки.                    Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение духовно-нравственно, учат любить свою культуру и страну.

В своей работе по данной теме опираюсь на следующие принципы: доступность содержания; познавательное и нравственное значение; развитие художественного восприятия, мышления; внимание к самооценке ребенка, позволяющее преодолеть завышение или занижение своих возможностей.

И очень важно, что такая работа проходит в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Помочь ребенку осознать свою причастность к родному краю, к его природе, культуре, к своим землякам – наша общая задача. Семейные мероприятия - очень важное средство нравственно-эстетического воспитания не только детей, но и самих взрослых. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.  Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

C:\Users\саша\Desktop\Фото к чтениям1\это4.JPG          C:\Users\саша\Desktop\Фото к чтениям1\это.JPG

Таким образом, изучение проблемы духовно - нравственно и гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс даёт ощутимые результаты. Музыка своей Родины прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни. Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.

 Закончить освещение темы хочу словами писателя Р.Роллана: « Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми  людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»         

Список используемой литературы:

  1. Возлинский Г.М. Патриотизм есть чувство любви к Родине. 2000г. №3
  2. Каплунова И, Новоскольцева И. Я живу в России. Издательство: Композитор, С-Петербург, 2017.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет. Издательство: ТЦ Сфера, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников 5-7 лет» (Из опыта работы).

Материал посвящен проблеме развития проектной деятельности в ДОУ; развитию навыков работы у детей в проектно-исследовательской деятельности, воспитания патриота и гражданина России. Будет интересен пе...

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

laquo;Страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на вымирание»Л.Н.Толстой...

Проект "ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

laquo;Страна, позабывшая свою историю, культуру,традиции своих героев обречена на вымирание»Л.Н.Толстой...

Патриотическое воспитание как основа духовно- нравственного единства общества- уголок патриотического воспитания.

ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер з...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.

laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Консультация для педагогов «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает и воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет область «физическая культура». Поэто...