Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
статья

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального развития дошкольников, потому что непременно  учитывая индивидуальные, возрастные, личностные качества детей,  можно решать задачи, которое ставит перед собой социальное развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_razvitie_doshkolnikov.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Полукова Татьяна Владимировна

ГБДОУ детский сад №71

г. Санкт-Петербург

          Социальное  развитие  детей дошкольного возраста и возрастные особенности  социального развития дошкольников.

           Современное образование и воспитание детей дошкольного возраста ставит новые задачи и приоритеты в педагогике. Открытие  научных гипотез и  исследований,   выводы  в  педагогике и  психологии  за последние десятилетия  говорят о том, что особенности дошкольного возраста заключаются не только в  овладении познавательных  навыков, умений и знаний дошкольников, но и в становлении прежде всего ребенка как личности.

           В дошкольном возрасте у детей происходит становление фундаментальных свойств его личности, такие как самопознание, нравственные и моральные установки , социальные потребности и особенности в системе отношений с другими людьми.  Поэтому ставя перед собой задачу  социального  развития  детей дошкольного возраста, обязательно нужно правильно расставлять приоритеты. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

      Опираясь на эти приоритеты,  можно способствовать формированию детей, как свободных, творческих личностей с чувством достоинства  и уважением к другим людям, добрыми  и отзывчивыми, способными владеть своим поведением.

      Условием для социального развития детей является положительный микроклимат, использование разных видов деятельности, взаимодействие с семьей ребенка.  

        У  каждого возраста есть свои особенности и различия. Нужно учитывать возрастные особенности и формирование ребенка  на разных этапах, и не забывать,  что каждый ребенок – это  прежде всего индивидуальность и требуется индивидуальный  подход к каждому ребенку.

                Общие особенности социального развития дошкольников:

- ребенок-дошкольник стремится,  как можно больше узнать о себе

- уже в дошкольном возрасте у ребенка много социальных ролей: он — сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг.

- взрослый выступает в качестве образца  и центром любой ситуации, поэтому взаимодействие и взаимоотношения имеют для детей огромное значение.

- дети очень  чувствительны  к намерениям, настроениям, эмоциональным состояниям взрослых.

- к сверстникам  дети сохраняют чаще эгоцентрическую позицию

- активность и устремления детей  во внешнем мире  всегда пристрастны и зависят от его желаний и потребностей.

- предметами чувств и явлений становятся только те, которые действительно значимы для ребенка.

-внутренний мир ребенка очень подвижен, поэтому он склонен за короткое время производить неоднократную смену чувств и настроений

-переживания у ребенка дошкольного возраста хоть и непродолжительны, но захватывают его полностью, поэтому  они глубоко переживают как радость, так и обиду

-самооценка дошкольника очень эмоциональна, чаще всего оценивают себя положительно, реже отрицательно.

-умение ребенка давать оценку результатам своей деятельности во многом зависит от умения давать оценку результатам других детей

- в дошкольном возрасте формируется психический пол ребенка

       Особенности социального развития детей  младшего возраста:

- дети эгоистичны, трудно входят в положение другого человека, не могут поставить себя на его место

- чаще причиной ссор, конфликтов и даже драк  детей является отсутствие взаимопонимания.

-нравственные и моральные  представления у детей слиты прежде всего с эмоциональным  отношением к людям или героям литературных произведений или другим персонажам , например, мультфильмов

- оценки детей более субъективны и зависят от эмоционального отношения ребенка к оцениваемому объекту, предмету или явлению

- как правило,  чем младше ребенок, тем менее значимы для них оценки сверстников

- дети младшего возраста чаще  характеризуют  себя ,опираясь на свои физические качества или предметы собственности

        Особенности социального развития детей старшего возраста:

- у детей относительно развита социальная восприимчивость, дети учитывают чувства и желания других

- между детьми можно наблюдать более устоявшиеся состояния симпатии, дружбы,  любви

- в старшем возрасте ребенок себя начинает оценивать своё поведение и себя, исходя из тех правил и норм, которые он знает

- в 7 летнем возрасте дошкольник уже разделяет познание себя и отношение к себе

- у детей появляется мотивированная самооценка

- в старшем возрасте дети более адекватно себя оценивают и осознают в различных деятельностях

- достигается умение сравнивать себя с другими детьми

- дети старшего возраста иметь представление о более многогранном спектре основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знают, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза.

- дети чаще себя  характеризуют  через занятия , которыми они занимались или через взаимоотношения, которые у них сложились с окружающими

- характеризуя себя,  дошкольники чаще рассказывают о своей семье

- дети осознает свои возможности

- формируется произвольное поведение, ребенок начинает регулировать своё поведение

- ребенок усваивает способность ставить цели и находить средства для их  достижения

- у детей возрастает способность в этом возрасте планировать и выполнять действия по плану

- дети старшего возраста пытаются рассматривать и оценивать свои мысли со стороны

            Рассматривая  ребенка ,как целостно развитую личность, задействовав  индивидуальные, возрастные, личностные качества ребенка, можно решать задачи социального развития. Такие как приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимодействия в обществе, как со сверстниками так и со взрослыми, и формировать в детях гендерную, семейную, гражданскую принадлежность  и патриотические чувства.

   

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Возрастные особенности развития дошкольников 4-5 лет"

Буклет для дошкольников среднего дошкольного возраста....

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"

В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....

Возрастные особенности развития дошкольников средствами хореографии

Обучение хореографии всегда диалог, даже когда ученик совсем малыш, но все равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Так...

«Комплексно-тематический план по проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста произвольной возрастной группы с родным краем»

Проектная деятельность в подготовительной группе по теме : "Ознакомление дошкольников с родным краем"...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

«Лепка и аппликация» направлена на детей дошкольного возраста и ориентирована на развитие творческих способностей . Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающ

laquo;Лепка и аппликация». ... Цель: сформировать эстетическую культуру, духовность, развитие художественного творчества, через занятие лепкой и аппликацией.Задачи: Образовательные...

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...