Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе. «С чего начинается Родина»
план-конспект занятия

Марина Васильевна Доможирова

      Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей стране, Родине, родном  селе; через приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Перевозский Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка»

Конспект комплексного занятия в  разновозрастной группе по теме

«С чего начинается Родина»

(познавательное развитие)

                                                           Выполнила:

                                                           Доможирова Марина Васильевна    

                                                        воспитатель  высшей  квалификационной

                                                          категории

2018г.

Конспект комплексного занятия  в  разновозрастной  группе.    

Тема: «С чего начинается Родина»

Актуальность:

       Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  актуальна как никогда в современной педагогике. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек  не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Цель:  

      Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей стране, Родине, родном  селе; через приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа. 

        

Программные задачи:

Обучающие:

- уточнить и расширить представления детей о своей стране,  о Родине,  родном селе;

 - расширить представления о народных промыслах.

Развивающая:

- Развитие познавательной активности;

- Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь детей;

- Развитие любознательности, наблюдательности, мышления, памяти; 

- Развитие способности сравнивать, сопоставлять факты, обосновывать своё мнение.

Воспитательная:

- Воспитывать любовь к родному краю родной природе;

- Воспитание осознанного отношения к родному селу;

- Воспитание дружеских взаимоотношений, коммуникативной этики,  умения

общаться со сверстниками.

Оборудование и материал: 

- игрушка Чебурашка;

- глобус;

- музыкальная запись «Родина любимая», «То берёзка, то рябина», «Во поле берёзка стояла»;

- ноутбук, проектор, интерактивная доска;

- слайды «Богатыри и витязи земли русской»;

- фотографии настоящего и прошлого родного села;

- загадки и сувениры на тему «Народные промыслы»;

- материалы для продуктивной деятельности;

- стихи о Родине и родном крае.

Методы и приемы:

Наглядный:

- знакомство с глобусом,

- просмотр слайдов «Богатыри и витязи земли русской»,

- просмотр фотографий настоящего и прошлого родного села,

- выбор сувениров на тему «Народные промыслы»;

Словесный:

- чтение стихов о Родине и родном крае,

- загадывание загадок на тему «Народные промыслы»,

- словесная игра «Кто, где, живёт?»

Практический:

- практическое задание «Собери узор»,

- рисование «Берёзка»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»;

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Речевое развитие»;

«Физическое развитие».

Планируемые результаты:

- сформировать у дошкольников основы патриотического воспитания, чувства гражданственности;

- знание истории своего села, национальных традиций, стремление к овладению родным языком;

- знать и называть столицу нашей Родины – Москву, ее историю, достопримечательности;

- дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля.

Предварительная работа:

- Цикл тематических бесед «Родной наш край», «Наши земляки»;

- Посещение  музея «Русская изба»  в сельском ДК;

- Участие во «Встречах с интересными людьми села»;

- Участие в мероприятиях ДК на «День Матери», «День Победы»;

- Создание фотоальбомов, фотовыставок совместно с родителями;

- Заучивание стихов, песен о Родине;

- Чтение книг, статей, отгадывание и придумывание загадок;

- Работа в уголке ИЗО:  рисование, лепка, аппликация;

- Просмотр мультфильмов, презентаций;

- Подвижные, дидактические игры;

- Рассматривание фото альбомов о своей малой Родине.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной  деятельности

Двигательная

- Физкультминутка «Зарядка».

Игровая

- Приход Чебурашки;

- Выбор сувениров народных промыслов;

Познавательная

- Знакомство с глобусом;

- Просмотр слайдов  «Богатыри и витязи земли русской»;

- Просмотр фотографий  «Прошлое и настоящее нашего села»

Коммуникативная

- Чтение стихов о Родине;

- Отгадывание загадок на тему «Народные промыслы»;

- Словесная игра «Кто, где живёт?»;                                                                                                                                        

Продуктивная

- Практическое задание «Собери узор» (лепка);

- Рисование  «Берёзка»;

- Выставка детских работ.

Художественно-эстетическая

- Прослушивание песни «Родина любимая…»;

- Хоровод «То берёзка, то рябина»;

- Хоровод «Во поле берёзка стояла»

Ход ООД:

Воспитатель:

     Ребята, сегодня у нас вами необычное, увлекательное путешествие по нашей большой, красивой стране. Давайте поздороваемся друг с другом, и  наберёмся сил для того, чтобы отправиться в путь.

Эмоциональный настрой.

Здравствуй небо голубое,

   Здравствуй солнце золотое,

      Здравствуй вольный ветерок,

       Здравствуй маленький дубок.

     Мы живём в большом краю,

                                             Я тебя приветствую!

Звучит песня из кинофильма «Финист – ясный сокол» «Родина любимая…»

Воспитатель:

     Ребята, о чём поётся в песне?

Дети:

     О родной земле, о ясноглазой Родине.

Воспитатель:

     Правильно, о  Родине. Ребята,  к нам в гости пришёл Чебурашка, он ничего не знает о своей Родине. Давайте расскажем ему, что же такое - Родина.

Дети:

    Родина это место, где человек родился,  где живёт его семья, его друзья. Это место, которое он хорошо знает и любит. Это наша большая страна.

Воспитатель:

     Молодцы, ребята! Правильно у каждого человека Родина начинается со своей семьи, родного дома. Ребята,  посмотрите на глобус - какая большая наша планета Земля. А как вы думаете, Родина у всех одна? Это наша Земля?

 Дети:

      Нет. На Земле живёт много людей разных национальностей, у них Родина там, где они живут.

Воспитатель:

      Давайте поиграем в игру. Я называю вам страну, а вы народ, который в ней живёт.

Словесная игра «Кто, где живёт?»

     Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?

Дети:

      Россияне.

Воспитатель:

      Америка

Дети:

      Американцы

Воспитатель:

      Германия

Дети:

     Немцы

Воспитатель:

     Франция.

Дети:

     Французы.

Воспитатель:

     Правильно, ребята! Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, языку национальным традициям, и у всех народов Родина своя. 

                                      Если скажут слово «Родина»,

                                         Сразу в памяти встает          

                                         Старый дом, в саду смородина,

                                         Толстый тополь у ворот.

                                         У реки березка-скромница

                                         И ромашковый бугор…

                                         А другим, наверно, вспомнится

                                         Свой родной московский двор.

                                         В лужах первые кораблики,

                                         Над скакалкой топот ног

                                         И большой соседней фабрики

                                         Громкий радостный гудок.

                                         Или степь от маков красная,

                                         Золотая целина…

                                         Родина бывает разная,

                                         Но у всех она одна!

     Как  и у человека, у каждой страны есть своё имя.  А знаете ли вы, как называется страна, в которой  мы с вами живем?

Дети:   

     Россия.

Воспитатель:

     Да, ребята, живем мы с вами в прекрасной стране – Россия. Она у нас очень большая, трудолюбивая, красивая, добрая, гостеприимная.

                                      У моей России длинные косички,

                                      У моей России светлые реснички,

                                      У моей России голубые  очи,

                                      На меня, Россия, ты похожа очень.

Хоровод  «То  березка, то рябина…»

     А давайте-ка, ребята, вспомним красивый танец, который посвящён родному краю. Становитесь в хоровод.           

Воспитатель:

     Славится наша страна тем,  что живут здесь очень талантливые люди.  Ещё с незапамятных времён на Руси почитали мастеров – народных умельцев, которые делали удивительно красивые вещи. У мастеров были ученики, которые смотрели, как работают мастера, учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами, и тоже учили других. И так много-много лет подряд. До сих пор русские мастера делают такие красивые предметы, которые иностранные туристы покупают в качестве сувениров, и увозят на свою родину  в память о нашей  России.  

     В народе говорили: «Красна птица перьем, а человек уменьем». Я буду загадывать вам загадки, а вы выберете на нашем столе такой сувенир, назовёте его, и покажите нам.

Загадки «Народные промыслы»

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней.

Козлы, барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка

А ну, отгадайте, кто я?

                                           (дымковская игрушка)

Сине – голубые розы,

Листья, птицы.

Увидев нас впервые

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре – синяя купель

Это называется просто роспись

                                            (гжель)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может  3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Наша 

                                             (русская матрешка)

Резные ложки, ковши.

Ты разгляди  их, не спеши:

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые.

                                              (хохлома)

Воспитатель:

     Ну, молодцы, все загадки отгадали,  сувениры показали правильно, ни разу не ошиблись. Посмотрите – это семёновская матрёшка, но сарафан у неё почему-то не яркий. А это чашечка и кофейник с красивой росписью Гжель, только вот чашка  белая, а не расписная. Сейчас вы станете русскими мастерами, девочкам  нужно будет украсить сарафан матрёшке, а мальчики распишут чашку. На столе лежит пластилин разного цвета, и вам нужно быть внимательными, чтобы взять тот цвет, который необходим только для узора вашей росписи.

Выполнение задания «Сделай узор»

Воспитатель:

     Молодцы, ребята! Вы славно потрудились.  А теперь давайте отдохнём и сделаем зарядку.

Физминутка  «Зарядка»:

                                                                      А сейчас всё по порядку:

                                             Встаем дружно на зарядку.

                                             Руки в стороны, согнули,  

                                             Вверх подняли, помахали.                                                                                                                                                                                                                              

                                             Спрятали за спину их.                                                                                                                                        

                                             Оглянулись через правое плечо,  

                                             Через левое ещё.  

                                             Дружно все присели, пяточки задели,  

                                             На носочки поднялись,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                             Опустили руки вниз.

Воспитатель:

     Россия всегда отличалась удивительными героическими людьми, которые защищали границы русского государства, православную веру, почитали Русь как святыню. В народе говорили: «Люби Россию, ибо она твоя мать!»

     Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины – это характерные черты для настоящего русского человека. Первые богатыри и витязи, защищавшие Русь вошли в историю нашей страны, их помнят и любят до сих пор. Давайте ребята  вспомним их.

Просмотр слайдов «Богатыри и витязи земли Русской»

Дети: 

-Илья Муромец – связал Соловья-разбойника и привёз его в стольный Киев град.

-Добрыня Никитич - бился со Змеем Горынычем и победил его.

-Алёша Попович – бил врага богатырской силой.

-Святогор – богатырь-великан.

-Витязь Вольга Святославович – понимал язык птиц и зверей.

-Князь Владимир Красное Солнышко – славный защитник земли Русской.  

     Не зря говорят, что герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт!  

Воспитатель:

     Ребята, мы с  вами живём в стране, в которой  есть  города  и  большие и красивые, но у каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и первый снег. Это место называется малой Родиной. Ближе к сердцу для нас – это наше село Тилинино Нижегородской области.

Я иду по селу, мне кивают клёны

И берёзки машут нежною рукой.

               Что-то шепчет ветерок ласково спросонок

                                          И заря алеет яркой полосой.

Просмотр фотографий «Прошлое и настоящее нашего села»

      Село наше очень древнее. 200 с лишним лет стоит оно на этой земле. Раньше это была небольшая деревенька у красивой реки  Пьяна. Со временем она выросла,  поменяла свой облик, и стала большим современным селом.

     Ребята, а какое  для вас наше село?

Дети: 

    Красивое, уютное, чистое, любимое, родное.

Воспитатель:

      Ребята, кто из вас знает, какое растение является символом России.

Дети:

      Березка.

Воспитатель:

      Верно, ребята. Только у нас в России берёзки такие красивые.

 Люблю березку русскую

 То светлую, то грустную

                                                  В белом сарафанчике

         С платочками в карманчиках,

  С красивыми застежками

                                                  С зелеными сережками.

      У каждого из вас, ребята,  на столе лежит альбомный листок, краски, губка  и трубочка. Они нам нужны  для того, чтобы вы смогли  нарисовать каждый свою неповторимую берёзку. Давайте подуем в трубочку на капельку краски и посмотрим, как она начнёт двигаться.

Дыхательная гимнастика (рисование воздухом) «Берёзка»

Ребята выкладывают на ковре свои рисунки.

Воспитатель:

     Посмотрите, ребята, какие разные, не похожие, но очень красивые  у вас получились «берёзки», а если их соединить, то  получится удивительной красоты  берёзовая аллея.  Окружают наше село в основном смешанные леса, но встречаются и берёзовые рощи, такие же красивые, какие получились у вас.

У кого там хмурый вид?

                                                 Снова музыка звучит!

                                                 Собирайся народ,

  Ждёт нас новый хоровод!

Хоровод «Во поле берёзка стояла»

Воспитатель:

      Вот и подошло к концу наше путешествие по нашей Родине. Наша Родина – Россия – Великая страна! Мы все гордимся тем, что мы россияне!

Подведение итогов:

Воспитатель:

   Что нового вы узнали, ребята? Кто приходил к нам в гости?  Как вы думаете, Чебурашка понял, что такое для всех нас Родина?

Дети:

      Да.

Воспитатель:

                                                      У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете - есть Родина своя.

Есть ветки у листочка, овражек у ручья.

                               У каждого на свете есть Родина своя.

        А там, где мы родились, где радостно живём,

                               Края свои родные мы Родиной зовём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД тема: «С чего начинается Родина»

Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию и речевому развитию «С чего начинается Родина?»

18 марта 2015 года случилось великое событие - Крым вернулся в Россию!!!  Этому событию приурочено занятие на неделе  "Крымская весна"....

Конспект открытого занятия «C чего начинается Родина» в подготовительной группе «Дубравушка»

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям, к любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному городу. Уже в дошкольном возрасте необхо...

План-конспект ОД «Беседа «С чего начинается Родина?»

Беседа с использованием ИКТ технологий для детей страшего  дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности "С чего начинается Родина"

Методическая разработка образовательной деятельностиПо нравственно -  патриотическому воспитанию в средней группедля детей средней группытема: «С чего начинается Родина?»...

Серия конспектов по проекту " С чего начинается Родина"

Серия конспектов по проекту " С чего начинается Родина"...

конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."

конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."...