Мастер-класс Подвижные игры народов Урала
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы детского сада в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс - для педагогов
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
НАРОДОВ УРАЛА
В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Разработала:
Неволина Евгения Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации образовательной
деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы детского сада в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов по вопросам организации и методики обучения подвижным
играм.
2. Демонстрировать педагогам актуальность и практическую значимость применения народных
подвижных игр в организации образовательной деятельности педагога с детьми с учетом
требований ФГОС ДО.
3. Мотивировать педагогов к систематическому использованию в своей практической
деятельности подвижных игр народов Урала.
Планируемые результаты:
1. Педагог знает приемы и методы организации подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
2. Педагог имеет элементарные представления о возможностях и практической значимости
народных подвижных игр в организации образовательной деятельности дошкольников с
учетом требований ФГОС ДО.
3. Педагог умеет планировать применение народных подвижных игр в образовательной
деятельности с детьми с учетом поставленных целей и задач.
4. Педагог готов систематически применять народные подвижные игры в организации образовательной деятельности дошкольников.
Предварительная работа:
анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования;
изучение научно – методической литературы, интернет – ресурсов и видеоматериалов по
данной тематике;
реализация проекта по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного
возраста «Мы живем на Урале»;
Оборудование: аудиозаписи; 3 платка с национальным узором; 3 стула; мяч; колокольчик; платок или шарф; 2 контейнера для смайликов; смайлики; мольберт; брошюры.
Ход мастер-класса
I этап «Организационный»
Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (Да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (Да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (Да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Уважаемые коллеги, приглашаю Вас принять участие в мастер – классе «Возможности подвижных игр народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками».
II этап «Основной»
Педагог. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Почему меня заинтересовала эта тема?
Во – первых, в целях духовно – нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста .
Во – вторых, не все педагоги используют в своей профессиональной деятельности возможности народных подвижных игр по причине недостаточных знаний этих игр.
В – третьих, в наше время происходит большая миграция населения. Из деревень много
людей переезжают в город. Локальные конфликты в различных регионах России и в бывших
союзных республиках создали проблему беженцев, вынужденных переселенцев. В соответствии с
основными принципами дошкольного образования, педагог строит образовательную деятельность
на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, приобщает их к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития.
Вышеизложенные мною положения составляют актуальность представляемой темы.
На Урале проживает множество народов, но больший процент составляют представители
русской, башкирской и татарской национальностей. У каждого народа сложилась своя кладовая
игр. Народные подвижные игры служат средством воспитания, учат выносливости, ловкости,
основам дисциплинированности и ответственности, развивают реакцию и смекалку. В народных
подвижных играх используются считалки, заклички, которые развивают память, мыслительные
реакции. Очень часто игры связаны с народными праздниками (Масленица, Сабантуй, Навруз) и
служат средством развлечения и забавы.
Таким образом, каждая народная игра решает определенные задачи направлений развития и
образования детей.
Сегодня наш мастер – класс позволит Вам актуализировать свои знания в организации
народных игр с детьми. Уважаемые, коллеги приглашаю Вас поиграть. Педагог вносит карту.
Что это? Предполагаемые ответы ... (Это карта).
Для чего нужна карта? Предполагаемые ответы … (Что-то узнать, ориентироваться по карте).
По карте можно путешествовать.
Давайте рассмотрим карту России .
А что такое Родина? (это страна, в которой мы живём)
Как называется страна, в которой мы живем?
Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.
Как называется край, в котором мы живём? (Урал)
Как называется город, в котором мы живем?
-А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Урале? (русские, татары, ханты, манси, башкиры, коми-пермяки).
Чем они отличаются?
А вы хотите узнать, в какие игры играют ребята других национальностей?
Предлагаю Вашему вниманию
Башкирскую народную игру «Иголка, нитка, узелок»
Ход игры: Первый участник - иголка, бежит до стойки, оббегает её и возвращается обратно, берет второго участника (нитка) за руку и вместе с ним бегут до стойки. Там «иголка» остается, «нитка» бежит за следующим участником, берет его за руку и вместе бегут к «иголке», «нитка 1» остаётся вместе с «иголкой», «нитка 2» бежит за следующим участником. И так до тех пор, пока вся команда не выстроится за «иголкой». Последний участник «узелок». Побеждает команда быстрее, без нарушений справившаяся с заданием и построится.
Педагоги делятся на подгруппы по своему желанию.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.
По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит педагогов за участие.
Предлагаю Вашему вниманию следующую игру.
Татарская народная игра «Поймай коня за хвост»
Правила игры: все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», а последний «хвост». По сигналу инструктора «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка «хвост». Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост».
Татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Для этой игры нам необходимо выбрать ведущего. Для этого мы
воспользуемся считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Ведущий мастер – класса с помощью считалки выбирает водящего. Водящий берет мяч и
становится в центре музыкального зала.
Педагог. Уважаемые коллеги, мы с вами встаем в круг, в центре которого находится ведущий.
Ведущий бросает мяч любому участнику, произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое- либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками над головой. Кто ошибся, выбывает из игры. Учитывается и быстрота реакции. Итак, начинаем игру!
(играем 3 раза)
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.
Педагог. Развивать умение действовать по сигналу, учить дошкольников ориентироваться в
пространстве, можно с помощью русской народной игры
«Алёнушка да Иванушка»
Для игры нам нужно выбрать Иванушку, которому накладывают на глаза повязку, и
Аленушку, которой в руки дают колокольчик. Для выбора воспользуемся загадками. Кто угадает,
тот и будет «Иванушкой» и «Аленушкой».
Висит груша,
Нельзя скушать. (Лампочка)
Зимой беленький,
Летом серенький. (Заяц)
Ведущий мастер – класса выбирает «Иванушку» и «Аленушку». Далее Иванушке
завязывают глаза, а Аленушка берет колокольчик.
Педагог. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам встать в хоровод, в центре которого находятся
Иванушка и Аленушка. Ваша задача - не дать Аленушке и Иванушке выйти за пределы хоровода.
Иванушка произносит следующие слова: «Аленушка, где ты?». Аленушка звенит в колокольчик и
отвечает: «Я здесь, Иванушка». Иванушка идет на голос и звон колокольчика, а Аленушка
старается убежать. Игра продолжается, пока Иванушка не поймает Аленушку.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.
По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит педагогов за участие.
Удмуртская народная игра «Водяной»
Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.
Педагог. Уважаемые коллеги, спасибо за участие. Прошу Вас пройти на свои места.
Участники мастер-класса проходят на свои места и присаживаются на стульчики.
III этап «Заключительный»
Педагог. Нашу встречу я хотела бы завершить народным изречением: «Если вы хотите узнать
душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». К сожалению, народные игры почти исчезли
из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью
жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции и создавая фундамент
для духовно – нравственного развития и воспитания детей.
Педагог. На память о нашем мастер – классе я хочу предложить Вам брошюру с примерами подвижных игр народов Урала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-171522-1420748493.jpg)
Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.
"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...
Подвижные игры народов Урала
Картотека народных игр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100288-1547218930.jpg)
Подвижные игры народов Урала
Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...
Мастер-класс по подвижным играм стран народов мира (для воспитателей)
Методическая разработка составлена из опыта работы инструктора по физической культуре. Содержит описание подвижных игр народов мира и их использование в работе с педагогами детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749489-1454582847.jpg)
Мастер класс - для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ УРАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Мастер класс - для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫНАРОДОВ УРАЛАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-49701-1675699996.jpg)
Методическая разработка мастер-класса «Подвижные игры народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками»
Методическая разработка мастер-класса «Подвижные игры народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками»...