Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР).
методическая разработка

Бельченко Ольга Сергеевна

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx600.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №29

муниципального образования

Каневской район

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР).

2020г.

  1. Считалки:
  • Бигла з лису порося,

Та й запуталася.

- Постой, порося,

Розщитаемся!

Оцэ ж ты, оцэ ж я,

Оцэ жинка моя.

Оцэ тая молодыця,

Що ныкого нэ боится.

Ны попа, ны дьяка,

Ны сэрэбряныка.

  • Котылася торба

З высокого горба,

А в тий торби

Хлиб, силь, пшиниця,

С кым хочишь

Ты подылыться?

  • Раз, два, три, четыре, пьять,

Я йду шукать,

Хто нэ сховався,

Я нэ выноват.

Корыто, корыто,

Мои очи открыты.

Пэрва курка – жмурка.

  • Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты – води.

  • За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

- Здравствуй, Мишенька – дружок!

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок стоит три,

А жмуриться будешь ты!

  • Шла старушка мимо рынка
    И несла цветов корзинку.
    В этой маленькой корзинке
    Есть различные цветы:
    Роза, ландыш, незабудка,
    Что угодно для души?
  1. Детские кубанские загадки:
  • Латка на латке, а з роду голка нэ була. (Капуста)
  • Кучерявый Иван усю хату обскакав. (Веник)
  • Вареное ухо просится в брюхо. (Вареник)
  • Що в сковародку налывають, та в четверо складають. (Блин)
  • Дивка у комори, а коса на двори. (Морковь)
  1. Заклички:
  • Дощик, дощик, прыпусты

Та на наши капусты,

Ключиком,

Замочком,

Шолковым платочком.

  • Дощик, дощик, напустысь,

На бабины кавуны,

На дидово сино,

Щоб позэлэнило.

  • Дощик, дощик, пэрэстань,

Мы пойидэм на баштан,

Богу молытця,

Хрысту поклонытця.

  • Секи, секи, дождь, 
    На нашу рожь, 
    На бабину пшеницу, 
    На просо, чечевицу, 
    На дедов ячмень — 
    Поливай целый день!

  • Месяц-дружок, 
    Золотой рожок, 
    Выйди на дорожку, 
    Посвети немножко!
  • Морозушка-Мороз! 
    Не тяни домой за нос, 
    Не стучи, не балуй, 
    Иди окна разрисуй!
  1. Дразнилки, мирилки:
  • Ты-сердюк и я-сердюк.
    Ты-индюк и я-индюк.
    Мы надули лица.
    А давай мириться!
  • Драчуны-боровики,
    Разжимали кулаки.
    Слезы дождиком катились,
    Плача мальчики мирились.
  • Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет солнца лучик.

А ругаться нам нельзя,

 Потому что мы друзья.

  • Ванька – Встанька карапуз,

Надевай большой картуз.

Каравай съешь хлеба,

Вырастишь до неба.

  • Ехал Филя на корове,

Таракана раздавил.

А за это преступленье

Три копейки заплатил.

  • Чокли – мокли, чокли – мокли,

У тебя глаза намокли.

Если долго будешь плакать,

Ты лягушкой будешь квакать.

  1. Словесные игры:
  • «Станичная балачка».

Ведущий называет предмет или показывает его на картинке, а дети отвечают.

Горшок (глэчик), огурцы (огирки), сапоги (чоботы), тыква (гарбуз), хлеб (хлиб, паляныця), колбаса (ковбаса), воробей (горобец), арбуз (кавун), петушок (кочет), колодец (крыныця), большой глиняный горшок (макитра), лук (цыбуля), ведро (цеберка), лестница (драбына).

  • «Изобрази звуками».

Ведущий называет кубанским диалектом животных и птиц, а дети изображают их звуками.

Пывэнь – петух, порося – поросенок, горобэць – воробей, гули – голуби, вовк – волк, квочка – наседка, лоша – жеребенок, цуцик – щенок, сэлэзэнь – селезень, бычок – теленок.

  • Профессии

Ведущий показывает детям картинки с изображением профессий, а дети подбирают инструменты, подходящие к данной профессии.

Кузнец - гладилки, зажим для наковальни, клещи, кувалда, обжимка, печь кузнеца.

Гончар – гончарный круг, губка, ножи гончарные, скребки, струна с ручками, цикля.

Столяр – долото, нож-косяк, ножовка, рубанок, рулетка, стамески, уровень.

  1.  Пальчиковые игры:
  • «Миколка папе помогает».

А Миколка папе помогает, (указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки затем наоборот)

Казаку работы каждый день хватает

Пока солнце не взошло         (ладошки скрестить Пальцы широко раздвинуть, изображая солнышко)

 Сена накосить. (показать мизинчик затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)

Подковать коня (показать безымянный затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)        

Гарбу починить. (Показать средний затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)

А ещё лозы набрать

Да в плетень вплести (показать указательный затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)        

Из колодца в хату воды принести (показать большой затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)        

Улыбнётся мама (указательные пальцы прижимаем к уголкам губ)

Улыбнётся дед

Вот внучок казачок

Лучше внука нет! (руки сжаты в кулаки, выставляем вперёд большие пальцы)

  • «У Миколки есть друзья».

Солнце село над станицей, (ладошки скрестить Пальцы широко   раздвинуть, изображая солнышко)

А Миколка веселится, (стучим подушечками пальцев по столу)

С Настей и Гришкой, (кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца проделать тоже самое левой рукой)

С Шурой и Мишкой,

С Дуней и Таней,

Машей и Маней,

Веселится детвора, (поджать подушечки пальцев к ладошкам рук)

Но домой идти пора.

Насте и Гришке, (кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца проделать тоже самое левой рукой)

Шуре и Мишке,

Дуне и Тане,

Маше и Мане,

Пора и Миколке, (выставляем вперёд большие пальцы, затем прячем их в кулачок)

Казачок он ловкий.

  • «Казачок Миколка по селу гуляет».

Казачок Миколка по селу гуляет. (Бег указательным и средним пальчиками по столу справа налево)

Казачок Миколка всё в округе знает.

Где кузнец куёт подковы (стучим кулачок по кулачку)

Где живёт рыбак Микола. (руки «полочка» покачиваются)

Где живёт казак лихой (выставить кулачки рук вперёд)

Атаман наш удалой.

Где живёт поп с попадьёй. (Ладони прямые плотно прижатые друг к другу)

Где в селе есть храм святой.

Всё Миколка вам покажет (образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их)

О своём селе расскажет.

  • «Кубань моя Родина».

Здравствуй солнце над Кубанью, (ладошки скрестить Пальцы широко раздвинуть, изображая солнышко)

Здравствуй небо над Кубанью. (Руки «полочка» покачиваются)

Здравствуй тёплый ветерок, (прямые руки вверх поднять, выполняя покачивание в стороны)

Здравствуй стройный тополёк, (поднять обе руки вверх ладони развернуть, к себе широко расставить пальцы)

Плодородные поля, (Руки «полочка» покачиваются)

И глубокие моря, (прямые ладони рук опущены вниз)

Нивы полные зерна, (ладошками образовать большой шарик)

Здравствуй Родина моя! (поднять обе руки вверх ладони развернуть к себе широко, расставить пальцы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физическому развитию детей средней группы комбинированной направленности с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации по реализации проекта «О здоровье всерьез» на тему «В стране веселых мячей»

Использования информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре, позволяющие повысить интерес дошкольников к занятиям, активизировать творческий потенциал педагога. Необходим...

"Игра в театр, как способ речевого развития детей в группе комбинированной направленности"

Выступление на территориальном учебно-методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 29 муниципального образования Каневской район     Использование регионального компонента в рече...

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».

Речевая  развивающая  среда – это,  особым  образом  организованное  окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....

Перспективный план ОО"Речевое развитие" в подготовительной группе комбинированной направленности с использованием ИКТ.

План работы с детьми в ОО "Речевое развитие"подготовительная группа комбинированного направления с использованием ИКТ....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Наша цель: способствовать развитию речи дошкольников, используя региональный компонент в образовательном процессе.Задачи, которые стоят перед нами: - познакомить детей с особенностями региона...

Опыт интеграции регионального компонента в речевом развитии обучающихся средней группы

Презентация "Опыт интеграции регионального компонента в речевом развитии обучающихся средней группы". Автор: воспитатель Сафошкина М. А....