Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)
методическая разработка

Бельченко Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 муниципального образования

 Каневской район

 

 

 

 

 

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

Составили: воспитатель – Голикова Ирина Владимировна,                                                                                      

                                           воспитатель -  Бельченко Ольга Сергеевна.

 

 

 

 

2020г.

 

 

 

Слайд № 1

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)

 

Слайд № 2

 

Чем дальше в будущее входим.

                                        Тем больше прошлым дорожим.

                                        И в старом красоту находим,

                                        Хоть новому принадлежим…

В.С.Шефнер

 

Нашу группу посещают дети с нарушением речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Поэтому, речевое развитие дошкольников рассматриваем как основу педагогической деятельности и используем весь спектр современных образовательных технологий.

 

Слайд № 3

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает семь задач:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Все эти задачи, в комплексе, решаются при использовании регионального компонента.

Сегодня мы поделимся частью материала, который используем в своей работе с детьми 5-7(8) лет в речевых играх.

Слайд № 4

 

1.            Словесные игры

«Назови профессию и нужные инструменты»

Цель игры:

1. Уточнение и расширение представлений об окружающем мире и профессиях.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие мышления.

Вариант 1.

Ход игры.

Ведущий показывает детям картинку с изображением ярко выраженного профессионального мастера той или иной профессии, а дети подбирают и называют инструменты, подходящие к данной профессии.

Кузнец - гладилки, зажим для наковальни, клещи, кувалда, обжимка, печь кузнеца.

Гончар – гончарный круг, губка, ножи гончарные, скребки, струна с ручками, цикля.

Столяр – долото, нож-косяк, ножовка, рубанок, рулетка, стамески, уровень.

Бондарь – бондарный молоток, ладило, скобели бондарные, тесло, уторник.

Вариант 2.

Ведущий называет или показывает на картинке инструмент, дети называют профессию.

«Изобрази звуками».

Вариант 1.

Ведущий называет кубанским диалектом животных и птиц, а дети изображают их звуками.

Пивэнь – петух, порося – поросенок, горобэць – воробей, гули – голуби, вовк – волк, квочка – наседка, лоша – жеребенок, цуцик – щенок, сэлэзэнь – селезень, бычок – теленок.

Вариант 2.

Ведущий называет на кубанском диалекте животных и птиц дети отвечают на русском языке.

«Станичная балачка».

Ведущий называет предмет или показывает его на картинке, а дети отвечают.

Горшок (глэчик), огурцы (огирки), сапоги (чоботы), тыква (гарбуз), хлеб (хлиб, паляныця), колбаса (ковбаса), воробей (горобец), арбуз (кавун), петушок (кочет), колодец (крыныця), большой глиняный горшок (макитра), лук (цыбуля), ведро (цеберка), лестница (драбына).

 

Слайд № 5 (Видео)

 

Слайд № 6

 

2.  Детские кубанские загадки: (развитие логического мышления, слуха, )

·       Латка на латке, а з роду голка нэ була. (Капуста)

·       Кучерявый Иван усю хату обскакав. (Веник)

·       Вареное ухо просится в брюхо. (Вареник)

·       Що в сковородку налывають, та в четверо складають. (Блин)

·       Дивка у комори, а коса на двори. (Морковь)

 

3.     Заклички.

В современном детском словаре нет понятия заклички, а благодаря региональному компоненту все с удовольствием кличут: солнце, дождик, радугу, мороз, весну, осень и т.д. Получается, в игровой форме, происходит и автоматизация звуков, дикции, развитие звуковой и интонационной культуры речи.

·        Дощик, дощик, прыпусты

Та на наши капусты,

Ключиком,

Замочком,

Шёлковым платочком.

 

4.     Считалки.

 Не только в развитии речи они играют значимую роль, но помогают в социализации ребёнка, развитии памяти, коммуникативных качествах, проявить артистические способности и т.д.

·       Бигла з лису порося,

Та й запуталася.

- Постой, порося,

Розщитаемся!

Оцэ ж ты, оцэ ж я,

Оцэ жинка моя.

Оцэ тая молодыця,

Що ныкого нэ боится.

Ны попа, ны дьяка,

Ны сэрэбряныка.

 

Слайд №7 (фото)

 

Слайд № 8 (видео)

 

Слайд № 9

 

5.      Пальчиковые игры:

Следующая разновидность игр – пальчиковые. Без них у нас не проходит и дня, т.к. знаем, что мелкая моторика и движения обязательные составляющие развития речи ребёнка. Ребятам понравился герой Миколка и теперь в нашей картотеке игр он занимает весомую часть.

«Миколка папе помогает». (Смесь местного диалекта и русского языка)

А Миколка папе помогает, (указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки затем наоборот)

Казаку работы каждый день хватает

Пока солнце не взошло (ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, изображая солнышко)

Сена накосить. (показать мизинчик, затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)

Подковать коня (показать безымянный, затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)     

Гарбу починить. (показать средний, затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)

А ещё лозы набрать

Да в плетень вплести (показать указательный, затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)

Из колодца в хату воды принести (показать большой, затем все пальцы сжать и постучать кулачками перед собой)    

Улыбнётся мама (указательные пальцы прижимаем к уголкам губ)

Улыбнётся дед

Вот внучок казачок

Лучше внука нет! (руки сжаты в кулаки, выставляем вперёд большие пальцы).

 

Слайд № 10

6.     Художественное слово.

Стихи и художественная литература кубанских писателей и поэтов обязательная составляющая регионального компонента. Благодаря ей мы узнаем дух казачества, специфику семейных отношений, колорит самобытности населения, многообразие национальностей, заселяющих Кубань. 

Помимо региональной образовательной программы под. редакцией Романычевой Н.В., Головач Л.В. «Все про то, как мы живём», 2018г, Краснодар, мы используем такую литературу:

А.В.Маслов «Кубанская старина», 2007г, Краснодар;

В.В.Воронин «Христианские легенды», 2010г, издательство «Традиция»;

В.И.Чурсина «Сценические формы кубанского фольклора», Краснодар, 2002г; \

В.И.Чурсина «Народной мудрости источник», 2010г, Краснодар;

В.А.Киселёва «Настин рушник» легенды, песни, бытовые истории кубанских казаков, 2010г., Краснодар;

Н.Лялина «Радуга», сборник стихов для детей, 2016, Каневская.

 

Слайд №11 (фото)

 

Слайд № 12

 

7.     Подвижные игры с текстом.

Это, пожалуй, самый любимый вид деятельности у детей. В играх развивается артикуляция, дикция, память, координация в пространстве, коммуникативные качества, выдержка, артистические способности, ритм речи и т.д.

 

Сейчас мы с вами поиграем в наши любимые игры.

«Мышка»

Играют пятеро. Четверо стоят по углам, а пятый – мышка – в середине.

Водящему все говорят:

Мышка, мышка, продай уголок!

За шильце, за мыльце,

За белое белильце,

За зеркальце

Мышка, мышка, дай ключи

Мышка: Поди вон! Там постучи!

                 Из угла в угол,

                 Друг, за другом - Вон!

Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а мышка старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится мышкой, и игра повторяется.

 «Прянична доска».

 

Слайд № 13 (Видео)

 

Слайд № 14

8.     Педагог. Ребенок. Родители.

Развивая связную речь, мы можем многое рассказать из иллюстраций альбома, который помогли нам собрать родители одного выпуска. Это наш станичник, герой Советского союза А.В. Гусько. В его честь назван местный парк, где стоит его памятник.

А так же альбомы:

«Достопримечательности станицы Новоминской»,

«Иллюстрированный альбом пословиц о кубанских казаках», «Атамань».

 

Слайд № 15 (фото)

 

Слайд № 16 (фото)

 

Слайд № 17

 

Используя в своей работе материал по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.

 

Слайд № 18 

 

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya2.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование регионального компонента в речев ом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР) Выполнили воспитатели: Голикова И.В. Бельченко О.С

Слайд 2

Чем дальше в будущее входим. Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим… В.С.Шефнер .

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область « Речевое развитие» включает семь задач : • владение речью как средством общения и культуры ; • обогащение активного словаря ; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

Словесные игры «Изобрази звуками ». «Станичная балачка ». « Назови профессию и нужные инструменты»

Слайд 5

Детские кубанские загадки, считалки, заклички.

Слайд 7

Пальчиковые игры Ребятам понравился герой Миколка и теперь в нашей картотеке игр он занимает весомую часть.

Слайд 8

Художественное слово В нашем детском саду проходят встречи с новоминской поэтессой Екатериной Гранат. Продолжительное время мы сотрудничали с удивительной женщиной Марией Васильевной Фроловой, которая поделилась с нами стихами, байками, дразнилками на местном диалекте.

Слайд 10

Подвижные игры с текстом Это, пожалуй, самый любимый вид деятельности у детей. «Мышка»., «Пряничная доска», «Горшки».

Слайд 11

Педагог. Ребенок. Родители . Мы используем иллюстрированные альбомы, которые помогли нам собрать родители: альбом о Герое Советского Союза, нашем земляке, А. В. Гусько, «Достопримечательности станицы Новоминской», «Пословицы о кубанских казаках», «Атамань».

Слайд 14

Используя в своей работе материал по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.

Слайд 15

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физическому развитию детей средней группы комбинированной направленности с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации по реализации проекта «О здоровье всерьез» на тему «В стране веселых мячей»

Использования информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре, позволяющие повысить интерес дошкольников к занятиям, активизировать творческий потенциал педагога. Необходим...

"Игра в театр, как способ речевого развития детей в группе комбинированной направленности"

Выступление на территориальном учебно-методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР).

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)....

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».

Речевая  развивающая  среда – это,  особым  образом  организованное  окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....

Перспективный план ОО"Речевое развитие" в подготовительной группе комбинированной направленности с использованием ИКТ.

План работы с детьми в ОО "Речевое развитие"подготовительная группа комбинированного направления с использованием ИКТ....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Наша цель: способствовать развитию речи дошкольников, используя региональный компонент в образовательном процессе.Задачи, которые стоят перед нами: - познакомить детей с особенностями региона...

Опыт интеграции регионального компонента в речевом развитии обучающихся средней группы

Презентация "Опыт интеграции регионального компонента в речевом развитии обучающихся средней группы". Автор: воспитатель Сафошкина М. А....