Конспект НОД «В гости к дикому северному оленю» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васякина Лидия Семёновна

Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида дикого северного оленя, повадках и приспособленности к среде обитания в тундре, способах защиты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gosti_k_severnomu_olenyu.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Белый медвежонок»

                                                    Воспитатель: Васякина Л. С.

Конспект НОД «В гости к дикому северному оленю»

 в подготовительной к школе группе.

Цель: Через углублённое знакомство с диким северным оленем, подвести детей к пониманию ценности всего живого на Земле.

Программное содержание:

1. Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида дикого северного оленя, повадках и приспособленности к среде обитания в тундре, способах защиты.

2. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

3. Формировать связную речь детей, грамматический строй речи.

4.Познакомить детей с понятиями: важенка, пыжик, ягель, заповедник.

План:

1. Письмо от дикого северного оленя.

2. Строительство вездехода. «В путь!» Д/и «Загадки-отгадки».

3. Д/и «Следы на снегу».

4. Рассматривание картины «Северные олени».

5. Рассказ воспитателя о диком северном олене с использованием презентации.

6. Д/и «Чем питается дикий северный олень?»

7.Опыт: «Почему шерсть оленя не намокает?»

8. Д/и «Разрезные картинки».

9. П /и с ускорением «У оленя дом большой».

10. Возвращение в детский сад. Подведение итогов занятия.

Предварительная работа: участие в конкурсе рисунков «День рождения дикого северного оленя»; рассматривание иллюстраций и чтение глав в детской энциклопедии о жителях Арктики; разучивание п/и «Олени и волк»;посещение краеведческого музея «Животные Арктики»; занятие морского музея «Путешествие в страну Экологию», заучивание стихотворения В. Берестова «Дерево, трава, цветок и птица».

Материалы к занятию: иллюстрации «Животные Арктики»; разрезные картинки «Олень» и «Волк»; для проведения опыта: трубочки и ёмкости с водой по количеству детей; презентация «Дикий северный олень»; записи песен: «Увезу тебя я в тундру» муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского, «Лесной олень» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, звукозапись игры «У оленя дом большой»; картина «Северные олени» из серии «Домашние животные»; крупный строитель; карта заповедных мест России; ватман с изображением следов медведя, волка зайца, лемминга, совы.

                                                Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, помните, мы принимали участие в конкурсе рисунков «День рождения дикого северного оленя». А сегодня нам в детский сад принесли письмо. Посмотрите, что здесь нарисовано. (Северный олень) Давайте откроем и прочитаем, что же там написано.

Дети читают: «Приглашаю вас на мой день рождения. Северный олень».Воспитатель: Ребята, на день рождения без подарка не ходят, что же мы можем подарить Северному оленю? Воспитатель выслушивает предложения детей. Сходятся на мнении, что лучший подарок - ягель. Дети берут с собой коробочку с ягелем.

Воспитатель: Куда нам нужно ехать? Где живёт Северный олень? (Предлагает рассмотреть карту). Правильно в тундру, на побережье Северного Ледовитого океана.

- На чём мы туда поедем? (На вездеходе, дети строят вездеход из крупного строителя и стульев)

Включает запись «Увезу тебя я в тундру» муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского.

- Посмотрите, кроме Северного оленя в тундре водятся и другие животные.

- Давайте поиграем в игру «Загадки-отгадки».

1.Прыгун - трусишка: хвост коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета - на зиму и на лето. (Заяц)

2. Ты на слово мне поверь-

Это очень хищный зверь.

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож. (Волк)

3. У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Песец)

4. Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Северный олень)

5. Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него, как ласты.

Он на льду лежит - и что ж?

Не мёрзнет толстокожий… (Морж)

6. Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)

7. Живёт он там, где холода.

И ловит рыбу из под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

8. На полярном берегу все законы строгие,

Но морозы и пургу терпят ластоногие.

Хоть от края и до края ледяной суровый мир,

Но от холода спасает их подкожный толстый жир. (Тюлени)

Выходят из вездехода и рассматривают следы на «снегу». (Ватман с нарисованными следами)

Воспитатель: Интересно, кому могут принадлежать эти следы? (Дети угадывают)

Правильно, это следы медведя, волка, зайца, совы, лемминга. А это чьи следы? (Северного оленя) А почему они такие большие?

В местах проживания дикого северного оленя много топких мест, болот, очень часто оленю приходится ходить по снегу и, поэтому, природа наделила его особыми возможностями: копыто оленя раздвигается, как пальцы. А ещё при ходьбе олень опирается на нижнюю часть ноги, что помогает ему передвигаться по рыхлому снегу. (Показ иллюстрации)

Подходят к картине «Северные олени» из серии «Домашние животные»

Воспитатель: А вот и мама с детёнышем. А вы знаете, как называется самка Северного оленя? Её называют важенкой, а малыша - пыжик. Весной у самочек появляются детёныши.

А хотите, я вам расскажу о диком северный олене? (Презентация)

Дети садятся.

Дикий северный олень - это крупное, красивое животное. (сл. 1) У самки и самца есть рога, которыми они обороняются от врагов. (сл. 2) Тело и морда покрыты густой, тёплой шерстью. Почему? (сл. 3)

Как вы думаете, умеет ли олень плавать? Олень очень хороший пловец. (сл. 4) Его шерсть не намокает.

Опыт: Как доказать, что шерсть оленя не намокает? Каждый волосок оленьей шерсти похож на трубочку. (Воспитатель показывает пробирку.) Что в пробирке? (Она пустая) Положите в нее кусочек ваты и аккуратно опустите в стакан с водой. (После того, как дети достанут пробирку из воды, воспитатель предлагает достать ватку из пробирки.) Почему ватка осталась сухая? Что помешало воде войти в пробирку и замочить ватку? Правильно, в пробирке есть воздух. Он помешал замочить ватку.

Вывод: шерсть не намокает, так как каждый волосок, как трубочка, наполнен воздухом, который не даёт проникнуть воде. А в морозы, как воздушная подушка, оберегает тело оленя от холода.

Воспитатель: Чем же питается северный олень? Где он берёт пищу зимой? Копытами олень раскапывает снег и находит ягель (сл. 5). Можно ли назвать его травоядным? Давайте поможем накрыть для оленя праздничный стол.

Дети выкладывают карточки «Чем питается дикий северный олень»

Воспитатель: Ягель - основной корм оленя (сл. 6, но он может есть яйца птиц и даже леммингов. (сл.7) Значит северный олень питается не только растительной, но и животной пищей. Мама важенка кормит оленёнка молоком, жирным, как крем. Поэтому пыжик быстро растёт и уже на второй день после рождения может бежать за матерью. (сл. 8)

Раздаётся волчий вой (звукозапись)

Что это? (высказывания детей). Волк - это основной враг оленя. Волки преследуют стада оленей, нападают на старых и больных животных, этим контролируя численность стада. (сл. 9)

Игра «Кто быстрее?» (Дети делятся на команды и на скорость собирают разрезные картинки с изображениями волка и оленя) (сл. 10)

Дети садятся.

Воспитатель: Но этот гордый красавец - дикий северный олень находится в большой опасности (сл. 11). Их осталось очень мало, и было решено занести этот вид животных в Красную книгу. Что это за книга? Почему она красная? Красный цвет предупреждает об опасности, что животные, которые собраны в этой книге, могут исчезнуть с лица Земли.

Почему дикий северный олень стал исчезающим видом? На них охотятся люди из-за вкусного мяса и тёплого меха. Из рогов и костей делают очень полезное лекарство. Но ещё люди занимают места обитания дикого северного оленя, вытесняя его с родных мест.

И вот, чтобы сохранить природные экосистемы, создаются заповедники - островки спасения природы от человека. В заповеднике запрещается рвать цветы, охотиться, ловить рыбу. На территории Архангельской области создан заповедник на островах в Белом море «Семь островов», Кенозерский национальный парк и др. (Показывает карту заповедных мест России).

Подвижная игра  «У оленя дом большой»

Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Каждый вид очень важен и незаменим. И хочется верить, что гордый красавец – дикий северный олень будет спасён и не исчезнет.

Ребёнок читает стихотворение  В. Берестова

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни».

Дети находят подарок от северного оленя - конверт с раскрасками.

Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад (Все садятся в вездеход). Звучит запись песни «Лесной олень» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

Воспитатель: Что больше всего понравилось, запомнилось, порадовало, а может быть, огорчило вас в нашем путешествии?

Литература:

1. В. Булавинцев «На новой земле» журнал «Муравейник» № 9, 2011 с16-19.

2. А. В. Тихонова «Фауна Арктики и Субарктики. Животные России. Красная книга».

3. «Зачем оленихе рога?» журнал «Отчего и почему»2004 № 3, с 8.

4. «Солнце над тундрой» Ненецкий автономный округ, 1979 г.

5. «Арктика – мой дом» Полярная энциклопедия школьника. Природа Севера земли, 1998 г., стр. 150.

6. Журнал «Флора и фауна России» № 3 «Север России»2011 г. стр. 14-15

7. ru.wikipedia.org Северный олень - Википедия.

Методический комментарий

Непосредственно образовательная деятельность занятие «В гости к дикому северному оленю»соответствует основному принципу ФГОС ДО: «реализации образовательной программы в формах, специфических для данной возрастной группы, прежде всего в форме игры».

Тема занятия вызывает интерес у детей с момента получения письма – приглашения от дикого северного оленя. Педагог создаёт благоприятный морально - психологический климат: используя музыку, загадки о животных Севера, разнообразные дидактические игры: «Угадай, чьи следы», «Накроем оленю праздничный стол». Понравилось детям собирать разрезные картинки оленя и волка, так как присутствовал элемент соревнования между командами.

Использование специфичного приёма – подвижной игры под запись с ускорением «У оленя дом большой», позволило детям отдохнуть, снять напряжение и даже посмеяться над собственными ошибками.

Оправдано использование мультимедийной презентации в раскрытии сложной для детского восприятия темы. Слайды, сопровождая речь педагога, дают визуальное представление материала, вызывая интерес и усиливая внимание к данной теме.

Очень интересно использование на занятии опытов, так как экспериментальная деятельность с помощью несложных манипуляций помогает сделать научные выводы и умозаключения.

Через углубленное знакомство с жизнью дикого северного оленя педагог дает понятие о ценности всего живого на земле и необходимости его защищать.

В процессе деятельности, в соответствии с выбранной формой организации занятия и распределении демонстрационного материала, дети постоянно находятся в активном поиске, много двигаются.

Педагогом подготовлен разнообразный учебно –методический комплекс: технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, художественное слово, что помогает глубже осветить тему занятия.

На завершающем этапе воспитатель анализирует деятельность детей, задаёт вопросы, которые помогают определить рефлексию от занятия.

Данное занятие или элементы НОД можно использовать следующим образом:

• воспитатели могут использовать данный конспект в своей деятельности или интересные находки педагога по данной теме (подборку загадок о животных Севера, д/и, презентацию и др.);

• на базе данного занятия написать короткосрочный проект

«Сохраним дикого северного оленя»;

• это занятие может быть одним из цикла занятий по ознакомлению детей с животным миром Севера;

• предложить родителям принять участие в детско-родительском проекте «Животные, занесённые в Красную книгу Архангельской области», где продуктом проекта будет иллюстрированный альбом с информацией об исчезающих видах животных;

• провести второе занятие «Домашний северный олень - символ жизни народов Севера»;

• предложить родителям и воспитателям ознакомиться с подборкой литературы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД на тему «В гостях у Бабушки-Загадушки» для детей подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Коммуникативная».Образовательные  задачи:расширять представления детей о русских - народных ск...

Викторина «Клуб знатоков леса. Дикие животные». НОД в подготовительной к школе группе

Викторина «Клуб знатоков леса. Дикие животные». Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Автор: Павлова Татьяна Михайловна, воспитатель ГБДОУ ...

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР “В гости к Зимушке-Зиме”

Конспект занятия по теме “В гости к Зимушке-Зиме” с использованием следующих технологий:Технология обучения детей составлению сравненийМнемотехникаЗдоровье сберегающие технологии...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "В гостях у сказки"

Закреплять умение пользоваться количественным счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Формировать умение выполнять графический диктант. ...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Дикие животные»

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.Задачи:Образовательные:· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, пова...

Конспект ООД по изобразительной деятельности «Северный олень» в подготовительной к школе группе

Цель: создание условий для  формирования умений рисовать животных по образцу, развитие изобразительных способностей.Задачи:- Уточнить и знания детей о северных оленях.- Продолжать развивать детск...