Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Перова Марина Анатольевна

Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент в экологическом образовании дошкольников ХМАО-Югры (из опыта работы)

Разработала: Перова Марина Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Ближайшее природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей детей.

Ценность учёта регионального компонента в экологическом образовании заключается в том, что, у воспитанников крепнет любовь к родному краю, его природе, прошлому и настоящему. Наряду с этим, учёт регионального компонента, выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями: позволяет педагогам использовать в экологическом образовании и воспитании индивидуально-личностный подход; решает проблему целостности образовательного пространства, обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и страны в целом; делает экологическое образование действенным.

В нашем регионе проведена определённая работа по созданию регионального компонента в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. На базе естественно-географического факультета Нижневартовского государственного гуманитарного университета коллективом преподавателей, при поддержке экологического фонда ХМАО была создана региональная программа для детских дошкольных учреждений

  • «Экология для малышей» - авторы Е.В. Гончарова, О.Н. Гаврилова. Цель программы: Формирование экологической культуры дошкольников на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учётом особенностей этнических культур ХМАО-Югры.

Для нас данная программа представляет огромный интерес. Научное обоснование, заложенные идеи, обозначенные цель и задачи, содержание программы может послужить великолепной основой для построения нашей работы с детьми. Одной из форм организации работы с воспитанниками является праздник.

Педагогический смысл экологических праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 – 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

Подготовка к любому празднику требует большой работы педагога. Чтобы дети могли свободно отвечать на вопросы героев сценок и была возможна импровизации, нужно специально готовить детей и учить их правильным ответам. Прежде всего, это удобно делать на занятиях, где в игровой форме сообщают сведения по экологии. Дети любят участвовать в праздниках, устают быть просто зрителями. Детям интересно общение с главными героями сценок, и обязательно нужна двигательная активность, поэтому в сценарий необходимо включать конкурсы, эстафеты, творческие задания и хороводы.

Праздники дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивание наизусть требуют многократного повторения стихов и правил поведения в природе. Кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителям, которые в свою очередь, с удовольствием смотрят и слушают юных артистов. Родителям совсем не безразлично о чём и как говорят их дети. Таким образом, с помощью сценических образов ребята рассказывают о живой и неживой природе, о взаимоотношении человека с ней, не только детям, но и взрослым.        Один их наиболее интересных из нашего опыта и проводимый уже десять лет в нашем городе, стал –

праздник «Слёт юных экологов», проводимый в рамках экологической акции

«Спасти и сохранить»: он создаёт масштаб общего видения планеты, её значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Такой праздник, хотя и требуют большой подготовки со стороны воспитателей, но остаётся надолго в памяти детей. Каждый год сценарий праздника на разную тему. Я предлагаю вниманию коллег сценарий с учётом наших Югорских региональных особенностей.

Слёт Юных экологов «Югорская сказка»

Участники: команды по 5-6 человек воспитанников старшего дошкольного возраста, детских садов города.

Цель: Систематизировать знания детей о народах Югры, с тем, что вся их жизнь связана с лесом и природой; о разнообразии растительного и животного мира ХМАО. Воспитывать чувство ответственного отношения к природе, любовь к родному краю.

Ход слёта:

Ведущая:- Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех участников Слёта юных экологов: детей, руководителе кружков и наших гостей! Давайте знакомиться с нашими участниками - это дошкольники- любители и знатоки природы, которые занимаются в экологических кружках в детских садах нашего города. Знакомьтесь - юные экологи детского сада№

(команды выходит для самопредставления, аплодисменты, затем возвращаются в зал).

Ведущая:- Наш край Ханты- Мансийский автономный округ красив и богат. Коренные жители края это народы ханты и манси – оленеводы, рыбаки и охотники, шаманы, собиратели, поэты и сказочники очень любят свой край и берегут его. Сегодня мы с вами заглянем в гости к одной мудрой хантыйке Бабушке Аннэ.

(Приглушённый свет, на сцену выносятся атрибуты, Бабушка Аннэ занимается каким-нибудь делом, звучит хантыйская мелодия, на экране меняются слайды ХМАО в сопровождении песен и стихов).

Бабушка:- Ой, сколько народу-то, стара я уже, глаза плохо видят – толь браконьеры понаехали, толь туристы, аль добрые люди пожаловали?! – Если добрые люди, дак порадовать вас надо, повеселить. – Дайте-ка я вас испытаю! Пойдёте вы к моим соседям, они-то вас и проверят, с добром пришли вы сюда или нет. Если хорошо край родной знаете, значит и вреда ему, не сделаете. Нате вам карту, чтоб с пути не сбились, в болоте топком не увязли. Аннэ раздаёт карты всем командам. Дети в сопровождении своих руководителей следуют по маршруту, встречаются с соседями бабушки Аннэ, отвечают на вопросы, получают памятные дары.

Хант-оленевод:- Здравствуйте, дети! Знаете ли вы, что олени чудесные животные, у них красивые ветвистые рога, тонкие ножки, хвостик как у зайчишки, шерсть мягкая, глаза добрые, доверчивые, поэтому ханты и манси приручили диких северных оленей и теперь есть не только дикие, но и домашние северные олени. Я Хант-оленевод пасу своё стадо по бескрайним нашим краям и с места на место переезжаю со своим домом и семьёй. Мои сыновья помогают мне разводить оленей, а малютка дочка любит пить оленье молоко. А вы, можете что-нибудь рассказать об этих животных? – Как называется детёныш оленя? – Что едят северные олени? – Могут ли олени переплыть через небольшую реку? Правильно, молодцы, вот вам от меня игрушка олень.

Хант – охотник:- Здравствуйте, дети! Я люблю животных, изучаю их, много про них знаю. В наших краях зимой сильные морозы, и нашему народу нужна тёплая одежда, которую мы шьём их шкурок пушного зверя (белок, зайцев, соболей). Но на охоте я соблюдаю несколько правил: - Не убиваю зверьков больше, чем нужно моей семье; не охочусь на самочек с детёнышами; попадаю с первого раза, раненых животных не бросаю; стерегу свои лесные угодья от браконьеров – людей, которые убивают животных для продажи. Кроме этого, я ещё и рыбак, и собиратель шишек, ягод, грибов, лекарственных трав.

Я люблю природу, потому, что природа меня кормит и одевает.

А, вы случайно не браконьеры? (Нет) Хорошо, вот вам на память о нашем знакомстве клюковку – ягоду полезную.

Хант – рыбак:- Я Хант-рыбак, умею ловить рыбу сетями, удочкой, мордой. Ловлю рыбу и зимой и летом. Народы ханты и манси любят рыбу варёную, печёную, жареную, сушёную, вяленую и даже сырую. – Назовите рыб, которые живут в наших северных реках. – Как называется самая большая река в наших краях? Молодцы, вот вам на память рыбка сушёная.

Хант – шаман: - Я шаман – хранитель спокойствия, здоровья, обычаев нашего народа ханты и манси. Все жители наших северных краёв идут ко мне за советом, я главный человек на всех народных праздниках. Особенно меня любят дети, я им рассказываю сказки. А вам я подарю хантыйскую загадку, но сначала кое о чём вас поспрашиваю: - Какое животное у народов ханты и манси считается священным? – В какое время года, в наших краях, длинная ночь и короткий день? – В какое время года на небе можно увидеть северное сияние? – В какое время года белые ночи? – Какой музыкальный инструмент есть у шамана? – Из чего сделан мой бубен? Молодцы, вот вам обещанный подарок.

Хантыйка – хозяйка: - Здравствуйте, ребята. Хозяйство у меня не большое – приготовить еду, сшить одежду. Печурка каменная, разная домашняя утварь: посуда из бересты, сумки из кожи оленя, иголка из косточки, нитки из жилочек, нож острый и любовь к родному краю крепкая. Придёт мой муж с охоты, рыбалки – принесёт добычу, я и еду сготовлю, песню спою, дом согрею. А скажите, дети, знаете ли вы, как называется жилище (дом) народов ханты и манси? – Почему чум тёплый, из чего его делают? – Я, вам говорила, что некоторые мои корзиночки, чашечки сделаны из бересты – что такое береста? Ребятки, когда я шью одежду, то хочу, чтобы получилось красиво, поэтому я украшаю её хантыйским орнаментом из бисера. Ещё из бисера я делаю украшения и обереги. Вот я вам подарю оберег.

Хантыйка – мать: - Здравствуйте дети, какие вы большие, наверно скоро в школу пойдёте? Мои дети то же в школу уезжают и учатся там до самых

каникул, потому что школа далеко – в городе. А маленькие дети здесь со мной, дочки учатся, как за домом ухаживать, а сыночки отцу помощники. Мы любим своих детей и делаем им игрушки деревянные, костяные, меховые, вот, какие красивые куколки. _На кого эта куколка похожа? – Чем я украсила куколку? Давайте я вам куколку на память подарю.

Хантыйка – собиратель:- Здравствуйте, дети, бабушка Аннэ просила меня познакомиться с вами и рассказывать вы мне будете сейчас о наших бескрайних таёжных лесах.

-Назовите, какие хвойные деревья растут в наших краях? – Назовите лиственные деревья, растущие в наших таёжных лесах. - Какие кустарники есть в наших лесах? – Назовите лекарственные растения, растущие в нашем крае.

Молодцы, ребята, вот вам от меня на память орешки кедровые.

Хантыйка – собиратель:- Здравствуйте, дети, хорошо ли вы знаете, что в наших лесах растёт много разных грибов? – Ответьте мне, пожалуйста – Какие грибы для людей ядовитые?

- Почему мухоморы в лесу нельзя топтать? – Какие грибы растут под берёзами? – Какие грибы растут под осинами? Назовите ягоды, какие растут в наших краях. Молодцы, я вам подарю на память сушёные грибы.

Обойдя всех соседей, команды строятся в один общий круг. Появляется бабушка Аннэ:

  • Знаю, знаю, что вы добрые люди, соседи мне всё сообщили, сердце моё радуется от встречи с вами, глаза мои прозрели, вижу какие вы умные да красивые. Надо вас порадовать, повеселить. Мы, народы ханты и манси работящие, трудолюбивые, весёлые. Часто у нас бывают праздники, тогда мы устраиваем весёлые состязания на ловкость и выносливость. Давайте я вас научу в наши игры играть.

Бабушка Аннэ организует и проводит игры: «Бег по медвежьи», «Болотная женщина», «Заячьи прыжки», «Ловля оленей», «Таёжный медведь». В заключении прощается с детьми.

Подвижные игры народов севера.

«Бег по-медвежьи»

Цель: Развивать силу рук и ног, координацию движений, ловкость.

Перед началом игры-состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Все участники – мальчики, располагаются вдоль стартовой линии; принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде ведущего - начинается бег по-медвежьи, который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, подтягивает ноги.

«Болотная женщина»

Цель: Развивать реакцию, ловкость, координацию движений.

Считалкой выбирается «болотная женщина». Ей завязывают глаза платком, затем поворачивают вокруг себя 3 раза, после этого девочки-игроки разбегаются в разные стороны, не выбегая за границы болота Мальчики, взявшись за руки образуют круг – «болото». Болотная женщина» ходит по

«болоту» и старается схватить кого-либо из девочек-игроков, которые уворачиваются от неё. Тот, кого поймали, становится «болотной женщиной».

«Заячьи прыжки»

Цель: Развивать силу ног, выносливость, координацию движений.

Перед игрой определяют дистанцию. Все участники становятся у стартовой линии, принимая исходное положение – соя, ноги врозь. По команде ведущего все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем. Прыжки: оттолкнуться двумя ногами и приземлиться на одну ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземлиться опять на две ноги и так далее.

«Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени гуляют по всей

площадке.        По        сигналу        -«Лови!»        пастухи        стараются        поймать        оленей        и замкнуть круг. Олени стараются не попасть в круг.

«Таёжный медведь»

«Медведь» - ребёнок сидит в «берлоге». Он спит. Дети подходят к нему и говорят слова:

Медведушка – бабушка, Медведушка – бабушка, Твою чернику собираем, Твою бруснику выбираем. Хорошую ягоду себе берём Плохую выбрасываем.

«Медведь» просыпается и бежит за детьми, стараясь поймать кого-нибудь. Дети убегают за линию тайги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

"Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"

международный научно-методический журнал "Образование и воспитание" №1 февраль 2022 г....

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...