Статья «ОБРАЗ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (старшая группа)

Михайличенко Наталья Анатольевна

Рождественские чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рождественские чтения18.31 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБРАЗ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Н.А. Михайличенко

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», город Долинск

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях является одной из самых актуальных. В формировании личности человека, его ценностей, мировоззрения, взглядов на жизнь лежат знания и нравственные принципы, заложенные в нем с самого раннего возраста. То, каким ребёнок вырастет, какими будут его ценности и ориентиры в жизни зависит, в первую очередь, от его окружения, начиная с самого раннего возраста. Поэтому именно в детстве так важно научить ребенка бережно относиться к своей Родине, любить ее и гордиться. С самого детства, ребенку прививается любовь ко всему, что его окружает: своей семье, друзьям, живой природе, к своему городу и своей стране. Это все является частью патриотизма - любовь и преданность Родине, стремление беречь ее и служить ее интересам.

Особую долю в развитии духовно-нравственных качеств, а именно мужества и милосердия, представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев.

Имя Александра Невского — одно из самых светлых и любимых русским народом. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени.

Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, мужество и милосердия, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героическое имя Александра Невского освещает нам дорогу в будущее, а сам князь являет пример идеала русского духа.

Важно, чтобы дети на этом примере сделали правильный вывод: защита своего Отечества – долг каждого гражданина. И по сей день в нашей стране почитают славное имя Александра Невского.

Целью моей работы является формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на примере образа князя Александра Невского.

Задачи:

1. Создать условия для формирования духовно- нравственных качеств старших дошкольников.

2. Формировать духовно - нравственные ценности детей старшего дошкольного возраста на примере исторических героев, таких как Александр Невский.

3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Мы решали множество задач, идя к цели, через:

1. Знакомство детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывая о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества.

2. Формирование интереса детей к историческому прошлому страны через знакомство с национальным героем русского народа - Александром Невским, знакомство детей с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси, развитие чувства гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос.

3. Закрепления навыков дружелюбного общения.

Мы провели ряд мероприятий, для решения поставленных задач, согласно перспективному плану. Наша работа строилась на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Мы рассказывали детям о героях, ещё начиная со средней группы, таких как русские богатыри, исторические личности нашей Родины и конечно же, о ветеранах ВОВ. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях.

В старшей группе, мы познакомили детей с историческим прошлым Древней Руси, детством Александра Невского. Мы знакомили детей с подвигами Александра Невского, к этой теме подготовили презентации «Детство Александра Невского», «Почему Александра называют Невским?», «Сражение на Чудском озере». Ребята узнали много интересного о детстве князя и о его становлении как воина и полководца. Большой интерес у детей вызвали рассказы воспитателей: «Почему князя Александра называют Невским?», «Ледовое побоище». После занятий дети с удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости». Мы познакомили детей нашей группы с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась, с названиями предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и так далее).

В дидактической игре «Четвёртый лишний», мы с детьми закрепили умение отличать старинное снаряжение воинов от современного.

Мы познакомили детей с нашествием воинов Золотой орды и тем, какие беды принесло это нашествие. Детям было предложено оценить положительных и отрицательных героев того времени, воспитывая чувство сострадания к людям, жившим много веков назад, и гордость за мужество князя. Были проведены беседы с использованием презентаций «Духовный и воинский подвиг Александра Невского», «Нашествие воинов Золотой орды» и рассматривание иллюстрации «Хан Батый и Александр». На занятии по ознакомлению с окружающим миром, «Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский», мы рассказали о причислении Александра Невского к лику святых.

В ходе нашей работы мы знакомили детей, с художниками и композиторами, которые использовали образ Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции картин: Угрюмов Г.И. «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793 г.; Н. Рерих, «Александр Невский поражает ярла Биргера», 1904 г.; Ю. Пантюхин, «Александр Невский».; М. Нестеров, «Святой Александр Невский», 1894 г., слушали кантаты В.В. Мусоргского «Вставайте люди русские…» и С.С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое побоище».

Дети узнали, что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством.

Были организованы виртуальные экскурсии, где дети могли увидеть панораму сражения на реке Неве. В группе мы с ребятами организовали выставку рисунков «Александр Невский — слава, дух и имя России», провели итоговое мероприятие «Защитник Святой Руси — Александр Невский». Мы провели с детьми «Час поэзии», где дети читали стихи о России, об Александре Невском, ещё раз вспоминая героические моменты из жизни князя. Мальчики представили себя в роли воинов войска Александра Невского, переодевшись в костюмы дружинников, продемонстрировав в играх и эстафетах храбрость, отвагу и смелость.

Можно сделать вывод, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.

Дальнейший путь разработки проблематики в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста я вижу в необходимости продолжения этой работы на примерах других героев древности и современности.

Вывод сделать не сложно. Любите свою Отчизну, свой город, свою историю и своих героев и научите этому детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ князя Александра Невского в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, влияния образа Александра Невского на воспитание гражданских чувств маленьких граждан Санкт-Пете...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

Статья Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Первые годы жизни ребенка являются решающими в становлении основ его личности, исходя из этого, важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком общественного опыта. На каждом возра...

Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...

Образ князя Александра Невского в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В 2021 г. Российской Федерации отмечается 800-летие со дня рождения выдающегося военачальника и политического деятеля русской истории – князя Александра Невского. Фигура князя Александра Невског...

Образ князя Александра Невского в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Статья посвящена проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольника и влияние образа Александра Невского на воспитание гражданского патриотизма маленьких Югорчан. В статье рассматриваются пут...