Этнокультурное образование и воспитание . Проект "Моя Адыгская Земля"
проект (подготовительная группа)

Уджуху Юнара Кунчуковна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида №16 «Нэфсэт»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

 

 

                        « Моя  адыгская земля»

 

 

Этнокультурное образование и воспитание

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

 

коллектив педагогов

 МБДОУ №16 «Нэфсэт»

 

                                                                                                          с участием педагога-организатора

                                                                                                           Уджуху Ю.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пгт Энем

 

2020 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

...................................................................................................................... 3

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

 

...................................................................................................................... 8

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

 

.................................................................................................................... 10

 

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

.....................................................................................................................12

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

................................................................................................................... 14

 

РЕСУРСННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

 

................................................................................................................... 16

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

................................................................................................................... 18

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

................................................................................................................... 20

 

 

«Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным,

 

должно быть народным

 

Только народное воспитание

 

является живым органом в историческом процессе народного организма»

К.Д.Ушинский

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду,аулу,  краю),закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

 

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

 

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования.

 

  • нашей работе этнокультурное образование и воспитание через изучение традиции местного сообщества лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того,

 

этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всѐ большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к еѐ историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.

 

Педагогическая деятельность образовательного учреждения сегодня

 

Должна быть направлена на совершенствование воспитательно

 

-образовательного процесса и использование новых подходов к

 

воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного

 

образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов,

 

внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями

 

воспитанников.

 

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня был и определены ориентиры

 

  • направления этнокультурного и нравственно- патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

 

·Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»выделяетоднимизпринциповгосударственнойполитики« единствообразовательногопространстванатерриторииРоссийскойФедерации,

 

защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов

 

Российской Федерации в условиях многонационального государства».

 

·Концепция этнокультурного образования в РФ основана «Национальной

 

доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в

 

государственной политике, определены стратегия и направления развития

 

системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция

 

призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в

 

области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого

 

народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся

 

педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского,П. Ф.

 

Каптерева, С. Т. Шацкого и др.

 

Реализация Концепции направлена на преодоление духовно нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

 

·Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

 

2016-2020годы» является Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».

 

ФГОС дошкольного образования, определяет, что

 

образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Содержаниепятиобразовательныхобластейиобразовательныезадачиопределяютс яосновнойобразовательнойпрограммойдошкольногообразования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений.

 

Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей краеведению, истории и традициям местного сообщества, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.

 

Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:

 

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

Одной из задач, на которую направлен стандарт, это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

 

Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

 

 

 

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период

 

начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

 

  • основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

 

·приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума,

 

направленность на сохранение национальных культур;

 

·гармоничное включение процесса передачи новому поколению

 

этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных

 

ценностей.

 

То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который  окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

 

Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальнойкультуры,включенным в контекст патриотического,нравственного, правового воспитания.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

 

Цель проекта:

 

  • формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста;

 

  • повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.

 

Задачи:

 

  1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим жителей местного сообщества.

 

  1. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.

 

  1. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасногочерезразнообразныевидыхудожественно-творческойдеятельн ости(декоративно- прикладной, изобразительной музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и

 

т.д.)дошкольного учреждения.

 

4.Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ОО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитанники-семья.

 

  1. Наладить партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и вепсской национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей.

 

  1. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ОО.

 

Сроки: 1 год (группа старшего дошкольного возраста). Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели и специалисты ДОУ

 

Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, методы проектов и партнѐрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДОУ и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

 

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды.

 

Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:

 

  • декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность;

 

  • народное изобразительное искусство отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов;

 

-реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению.

 

Ознакомление дошкольников с народным, декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно - прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю. Воспитание дошкольников обеспечивается

 

созданием единого воспитательно - образовательного пространства, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социума.

 

Модель взаимодействия

image

 

 

 

 

 

 

Экскурсии,

 

экспедиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДК

«Центр»

 

 

 

 

 

 

Творческий

 

коллектив

 

МБДОУ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление рбразования

 

 

 

 

 

МБДОУ

«НЭФСЭТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Музей

 

Пгт.Энем


 

 

 

 

 

 

Реализация проекта «Этнокультурное образование и воспитание»

 

 

 

 

 

 

Энемская

 детская

 

библиотека

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский музей


 

 

 

 

 

 

Родительское

 

собрание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический

 

коллектив

 

 

 

Группа старшего

 

дошкольного

 

возраста

 

 

 

Семинары,

 

 

 

конкурсы

 

праздники,

 

 

фестивали,

 

 

 

 

Мастер – классы по

 

ярмарки

 

изготовлению

 

 

 

 

 

Кукол в нац.костюмах

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Участие детей в

Республиканских,

 

районных мероприятиях

 

 

 

 

 

 

Совокупность всех структурных компонентов дает ожидаемый результат: привитие любви и интереса к своей малой родине, воспитание духовной личности, ее нравственности, гражданственности, начиная с малых лет,

 

с осознания неразрывной связи поколений, с познания прошлого и проекции его в будущие социальные отношения.

 

 

 

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием кукол, участвуя в календарных  праздниках, детям легче представить, как жили люди в нашем крае, Республике, понять основы традиционного уклада и ценностей народной культуры. Ребенок, шире и глубже знакомясь с жизнью и бытом наших предков, раскрывает в себе неиссякаемые возможности художественного творчества, формирует основы личностного роста.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

 

I этап подготовительный (организационный):

 

Задачи:

 

  1. Изучение опыта педагогов этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.

 

  1. Определение интересов, представлений детей с помощью педагогической диагностики.

 

  1. Анкетирование родителей с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетическом развитии.

 

  1. Составление перспективного плана работы.

 

  1. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых музыкальных развлечений и т.д.

 

  1. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.

 

7. Формирование развивающей среды по этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.

 

  1. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов,

 

родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

 

  1. этап (продуктивный)

 

Задачи:

 

  1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

 

  1. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декоративно -прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.

 

  1. Проведение выставок детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне дошкольных групп.

 

  1. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).

 

  1. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

 

  1. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

 

  1. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

 

  1. этап (заключительный):

 

Задачи:

 

  1. Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей.

 

  1. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени

 

удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

 

  1. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

 

  1. Описание полученного опыта.

 

  1. Проектирование программы дальнейшей деятельности.

 

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Организация образовательного развивающего пространства в дошкольных группах: мини-уголок «Адыгэ ун», выставки предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.

 

Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства адыгского народа через организацию мастер-классов по изготовлению кукол-скруток, экскурсий в музей п.Энем и встреч  С мастерами народного творчества  Республики Адыгея  и Тахтамукайского района.

 

Участие детей в праздниках, дидактических, подвижных играх на основе традиционной культуры .

 

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

 

·Педагогическая диагностика ( до начала работы над проектом и после

 

окончания).

 

·Тематические беседы.

 

·Приглашение к организации и проведению в ОУ экскурсоводов и мастеров народных ремесел.

 

·Рассматривание подлинных изделий народного адыгского искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

 

·Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, народных песен,танцев

 

·Чтение художественной литературы, стихотворений  адыгейских  писателей и поэтов.

 

·Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые.

 

·Выставки рисунков и поделок.

 

·Экскурсии в  музеи Республики и поселения

 

·Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.

 

·Развлечения, фольклорные  праздники, посиделки.

 

·Использование народных игр, в том числе хороводов.

 

·Организация тематических вечеров.

 

·Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.

 

Формы работа с родителями по реализации проекта:

 

·Анкетирование с целью уточнения знаний о народном творчестве.

 

·Консультирование родителей.

 

·Участие в сборе предметов народного творчества и быта.

 

·Беседы.

 

  • Мастер-класс для родителей по изготовлению куклы-скрутки.

 

  • Мастер-класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.

 

·Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов.

 

·Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.

 

·Участие в тематическом вечере «ЧЭЩДЭС».

 

·Участие в конкурсе совместных рисунков «Декоративно-прикладное искусство  адыгов».

 

  • Участие в оформлении мини-музея в ДОУ.

 

·Выпуск папок-передвижек по ознакомлению детей с традициями,обычаями,

 

бытом,

 

декоративно-прикладным искусством и традициями нашего народа.

 

·Просмотр итоговой презентации.

 

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

 

·Проведение консультаций.

 

·Проведение мастер-классов, открытых занятий.

 

·Методическое обеспечение педагогической работы.

 

·Дидактическое обеспечение педагогической работы.

 

·Организация самообразования.

 

·Участие в конкурсах педагогического мастерства.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 

 

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

 

 

 

 

1 этап Организационный

 

 

 

 

 

 

 

Организация творческой группы

Сентябрь

Заместитель

 

 

 

заведующей по ВМР

 

 

 

 

 

Анализ состояния

Сентябрь

Заместитель

 

воспитательно-образовательной

 

заведующей по ВМР

 

работы по направлению

 

 

 

 

 

 

 

Изучение теоретических

Сентябрь

Воспитатели

 

вопросов

 

 

 

темам самообразования

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка

Сентябрь

Заместитель

 

Нормативной, методической

 

заведующей по ВМР

 

документации (проекты и

 

 

 

программы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка планов работы

Сентябрь

Воспитатели

 

(перспективный, тематический,

 

 

 

план

 

 

 

работы с родителями)

 

 

 

 

 

 

 

Определение ответственных

Сентябрь

Заместитель

 

за реализацию направлений

 

заведующей по ВМР

 

работы

 

 

 

 

 

 

 

Определение ресурсного

Сентябрь

Заместитель

 

обеспечения

 

заведующей по ВМР

 

 

 

 

 

 

Организация взаимодействия с

Октябрь- июнь

 

 

социальными партнерами

 

Заместитель

 

 

 

заведующей по ВМР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап. Продуктивный

 

 

 

 

 

 

 

Работа творческой группы в

Октябрь- июнь

Руководитель

 

соответствии с планом

 

творческой

 

 

 

группы

 

 

 

 

 

Разработка конспектов занятий и

В течении года

Воспитатели

 

сценариев праздников  к

 

 

 

образовательным темам рабочих

 

 

 

программ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация плана-графика ООД

Октябрь-май

Воспитатели

 

 

 

 

 

Реализация работы с родителями

Октябрь- июнь

Воспитатели

 

по проекту

 

 

 

 

 

 

 

Организация образовательного

Ноябрь

Воспитатели

 

этнокультурного пространства в

 

 

 

ОО(мини-музей «Адыгэ ун»,

 

 

 

этнокультурные уголки в

 

 

 

группах)

 

 

 

 

 

 

 

Наработка практического

В течении года

Воспитатели

 

материала

 

 

 

для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

Реализация плановых

Октябрь  -июнь

Руководитель

 

взаимодействий

 

творческой

 

с социальными партнерами

 

группы

 

 

 

 

 

3 этап. Итоговый

 

 

 

 

 

 

 

Проведение итогового

Май

Воспитатели

 

мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

Составление отчета по

Май

Руководитель

 

результатам

 

творческой

 

проекта

 

группы

 

 

 

 

 

Выступление с обобщенным

Май

Руководитель

 

опытом  на  совещании

 

творческой

 

методического объединения

 

группы

 

педагогов дошкольных групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

 

 

 

Педагогические кадры и другие субъекты педагогического процесса

 

Участники   проекта:

 

·  Воспитатели

 

·  Педагоги-специалисты

 

·  Родители

 

·  Дети

 

·  Учреждения социума

 

Сетевые и партнерские взаимодействия:

 

·  Энемский ДК

 

·  Энемская библиотека

 

·  Музыкальная школа

 

·  Республиканский музей

  

 

 

Организация образовательного развивающего пространства в дошкольных группах ОУ

 

Воспитание дошкольников обеспечивается созданием единого воспитательно-образовательного пространства, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социума.

 

Совокупность всех структурных компонентов дает ожидаемый результат: привитие любви и интереса к своей малой родине, воспитание духовной личности, ее нравственности, гражданственности, начиная с малых лет, с

 

осознания неразрывной связи поколений, с познания прошлого и проекции его в будущие социальные отношения.

 

Мини-уголка «Адыгэ ун»

 

Цель: создание представлений об образе жизни, организации быта адыгского народа.

 

Формы организации:

 

создание мини-уголка оформленного в стиле убранства адыгэ уна,

 

обязательно наличие типовых моделей: оджэкъ, щыуан, 1анэ, къоехылъ,

 

цыдж,адыгэ шъуаш;

 

 

 

Условия организации развивающей среды в группе:

 

·  наличие дидактических и развивающих игр;

 

·  создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши,

·  ткани разных цветов и размеров, технологические карты выполнения кукол из бабушкиного сундучка, альбомы);

 

·  наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства;

 

·  альбомы с фотографиями и иллюстрациями нашего аула, поселка.

 

·  художественная литература, литература на адыгейском языке; ·  альбомы о выдающихся людях Адыгеи;

 

·  государственные символы Российской Федерации, Республики,района.

 

 

Финансовое и материально-техническое обеспечения

 

 

 

 

Виды расходов

Сумма

 

 

 

1

Затраты на приглашенных

Согласно договора

 

артистов и специалистов музея

сотрудничества

 

 

 

2

Материальное обеспечение

2 000

 

практической работы на

 

 

занятиях (ткань, тесьма и т.д.)

 

 

 

 

3

Дополнительное дидактическое

5000

 

и методическое обеспечение

 

 

 

 

4

Участие педагогов в семинарах и

0

 

мастер-классах

 

 

 

 

5

Организация

0

 

образовательно-развивающего

 

 

пространства в детском саду

 

 

 

 

 

Итого

7 000

 

 

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Ожидаемые результаты для детей:

 

·  Понимание своей связи с разными народными культурами.

 

·  Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русского и адыгейского народов,

 

·  Умения различать изделия разных народных промыслов.

 

·  Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к

 

истории и культуре адыгского народа.

 

·  Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве.

 

·  Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами.

 

·   Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.

 

·  Знакомство детей с адыгейским языком.

 

Форма подведения итогов:

 

Педагогическая диагностика детей по направлениям реализации проекта, для которой разработаны контрольные и индивидуальные беседы, критерии оценки.

Методы педагогической диагностики:

 

·  беседы с детьми;

 

·  наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и

 

открытых мероприятий;

 

·  анализ результатов продуктивной деятельности.

 

Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников:

 

Педагогическая диагностика проводится в два этапа.

 

На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми.

 

На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.

 

Вопросы к беседе «Приобщение к основам адыгской  культуры»

 

1 Нравиться ли тебе в детском саду узнавать новое о своѐй Республике,ауле,поселке , об адыгейском

 

народе, о народных мастерах?

 

2.Есть ли дома, у бабушки предметы старинной посуды, какие-то другие предметы быта русского и адыгского народов?

 

3.Знаешь ли ты народные праздники?

 

  1. Сам любишь принимать участие в народных праздниках в детском саду?

 

  1. Какие адыгейские  народные игры тебе известны? Играете ли ты в них?

 

  1. Знаешь ли ты народные сказки, пословицы, загадки, потешки?

 

  1. Надо ли беречь предметы старины?

 

8.Ходишь ли ты с родителями в музей?

 

Вопросы к беседе «Народное искусство в твоей жизни»

 

  1. Какие виды народного искусства ты знаешь?

 

2.Какие предметы декоративно – прикладного искусства тебе нравятся?

 

  1. Есть ли в Вашей семье предметы, изготовленные народными мастерами?

 

  1. Тебе читают  адыгейские народные сказки?

 

  1. Знаешь ли ты  адыгейские народные пословицы и поговорки?

 

  1. Нравятся ли тебе куклы из Бабушкиного сундучка?

 

Система оценки качества этнокультурных представлений детей:

 

Знания и умения детей дошкольного возраста оцениваются по следующим параметрам:

 

·Знание обрядов и праздников адыгскогонарода.

 

·Знание элементарных народоведческих и этнографических знаний.

 

·Умение двигаться в танце «Удж» , владеть основными элементами фольклорнойхореографии.

 

·Умение организовывать народные игры в детском коллективе.

 

·  Умение сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания.

 

·  Знания и умения детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению оцениваются по следующим

 

параметрам:

 

·Знание характерных особенностей  адыгского народного декоративно –прикладного искусства.

 

·Умение создавать народных кукол-скруток  в национальной одежде.

 

Оценка уровня овладения знаниями певческими, танцевальными и игровыми навыками проводятся 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май). Результат оценивается по трем уровням (высокий, средний, низкий).

 

  • течение года проводятся отчетные концерты в форме календарно-обрядовых праздников, где отслеживаются навыки и умения детей.

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Анализ результатов реализации проекта позволяет выявить уровень этнокультурной образованности дошкольников.

 

Методическая сторона этнокультурной образованности старших дошкольников (5-7 лет) показала:

 

·положительные изменения на уровне сформированности этнокультурных

 

позиций детей;

 

·пополнена предметно-развивающая среда дошкольных групп ОУ;

 

·создана система воспитательно-образовательной работы, в которой определены условия для целостного развития личности ребенка через реализацию проекта этнокультурной направленности.

 

При всей результативности реализации проекта, создании этнокультурной образовательной среды, у нас имеются определѐнные трудности:

 

- недостаточная сформированность этнокультурной компетентности у молодых педагогов и родителей вновь поступивших детей;

 

  • недостаточное оснащение предметно-пространственной среды, методической литературы;

 

  • недостаточное совершенство сетевого взаимодействия с социумом в плане

 

этнокультурного образования.

 

В связи с этим намечены следующие пути решения проблем:

 

  • формирование этнокультурной компетентности педагогов в области этнокультурного воспитания и обучения через обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению;

 

  • продолжить обогащение предметно-пространственной среды, методической литературы через расширение партнѐрских взаимоотношений с учреждениями социума, родителями;

 

  • расширение сетевого взаимодействия по этнокультурному воспитанию

 

детей.

 

Оценка сформированности этнокультурной образованности детей осуществлялась в процессе выполнения детьми различных познавательных заданий, интереса к этнокультурному содержанию бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и анализа продуктивной деятельности.

 

Общий уровень этнокультурного образования определяется как среднее значение компонентов данной компетенции.

 

 

 

 

 

 

Мониторинг

2019   2020 

учебный год (%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность  этнокультурной  образованности

детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательный

Эстетический

Коммуникативный

 

Среднее

 

 

 

 

 

и социализация

 

значение

 

 

 

 

 

 

 

 

компонентов

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

 

сентябрь

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

57,7

41,3

61,2

33,4

52,4

 

33,2

 

57,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в ходе проведения оценки качества была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурного образования воспитанников посредством реализации проекта. Эффективность работы связана с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной образованности детей имеет положительный результат. Не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП  С ДК «Центр» пгт.Энем

 

  1. Дети группы старшего дошкольного возраста получили знания связанные с историей и культурой своей малой родины.

 

  1. Каждый год ребята принимают участие в традиционных праздниках адыгской культуры «День Республики», «День адыгейского костюма», «День Адыгейского флага» и т.д.

 

  1. В течение учебного года воспитанники группы старшего дошкольного возраста, принимали участие в  праздниках

 

 

Совершили:

 

  • экскурсии в музей 

 

 

Представили свои изделия конкурсах

 

 

 

 

  1.  

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_yunara.pdf1.46 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте этнокультурного образования»

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возмо...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Роль этнокультурного образования в воспитании дошкольников.

Консультация для педагогов "Роль этнокультурного образования в воспитании дошкольников"....

Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»

Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»...

«РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»

Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в во...