проект "Культура и обычаи народов Ханты и Манси"
проект (средняя группа)

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина. Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hanty_i_mansi.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 9»Радуга»

Проект

«Культура и обычаи народов ханты и манси»: «Хантыйские орнаменты в одежде и быту»

Подготовила:

Воспитатель

Никитина В.А.

г. Нефтеюганск

Актуальность.

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина. Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Цели: Приобщение детей к уникальной культуре народа ханты,

населяющего территорию ХМАО, к его традициям и обычаям,

нравственно-эстетическим ценностям посредством изучения орнаментов, используемых в одежде и быту.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты, укладом жизни.
  • Формировать знания о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, воображение, речь;

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народа ханты.
  • Воспитывать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе.

Этапы:

I этап -  подготовительный:

- подбор специальной тематической и художественной литературы, систематизация материала;

- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;

- подбор диагностического инструментария.

II этап – организационный:

- реализация проекта;

III этап  итоговый: презентация продуктов  проекта.

Формы и методы реализации:

  • рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов,  коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. Репродукции в журналах и книгах о народе Ханты, раздаточный материал.
  • практические методы: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками  рисунков, композиций, поделок). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
  • Мультимедийные презентации, использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с культурой, традициями народа Ханты.

Ожидаемые результаты:

Дети

  • Систематизация знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народа ханты, населяющего территорию ХМАО.
  • Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.
  • Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.
  • Возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края.

Родители

  • Раскрытие творческих способностей;
  • Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка,
  • Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них

Модель «Трёх вопросов»

Что мы знаем о нашем городе?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

Народ Ханты одевается по-другому.

У них другая одежда, особенно украшенная.

Они живут в чумах. Их тоже украшают.

Почему Ханты так украшают свою одежду, жилище?

Почему именно такими узорами?

Как именно украшают дом Ханты?

Чем украшают свою одежду и обувь?

Что ещё украшают узорами?

Спросить у взрослых.

Познавательная литература.

Обучающие презентации.

Перспективное планирование совместной деятельности с воспитанниками по проекту

Образовательная область

Совместная деятельность

 «Физическое развитие»

Подвижные игры народов Севера:

«Ручейки и озёра», «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Охота на куропаток», «Оленьи бега», Заячьи следы»

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Беседы: «Кто на севере живет? Что на севере растет?», «Обереги», «Игрушки детей народов Севера», «Праздник народов Севера», «Вороний день», «Колыбель в традициях народов Ханты», «Священные животные народов Ханты», «Я - Югорчанин», «Промыслы народов Севера».

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Викторина «Ханты-культура и быт».

Знакомство с литературными произведениями.

Ю. Калинин «Над тайгой горят зори»,

Л. Кеворкова «Наш город»

А. Радченко «Юганские зори мои»

Н. Николаева «Буровичок Югорка».

Чтение и заучивание стихотворений Югорских поэтов.

Чтение хантыйских сказок: «Ермак», «Карты с золотом», «Ими-Хиты и Вошинг Урт», «Мышка и лось», «кот», «Три снохи», «Мышка», «Отчего у зайца длинные уши», «Как ворон землю мерил», «Зайчик», Гордый олень», «Богатырь кедровое зёрнышко», «воробушек».

Оформление игротеки дидактических игр:

  •  «Найди хантыйский узор»
  • «Выбери одежду народов Севера»
  • «Назови друзей леса».
  • «Кто лишний».
  • «Найди животных нашего края».
  • «Когда это бывает».
  •  «Кто живёт в реке».
  • «Заселим реку Обь».
  • «Народы Севера».

Рассматривание рисунков, фотографий  о  культуре и быте народов Севера.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Игрушки», «Хантыйский чум», «Варежки с хантыйскими узорами», «Мальчик с малицей»

Декоративно-прикладное творчество: «Кукла Акань».

Этапы работы по проекту:

Этап реализации проекта

Для детей

Для родителей

Для воспитателей

Подготовительный

Рассматривание рисунков, фотографий о культуре и быте народов Севера.

Беседы.

Просмотр видеоматериала.

Знакомство с литературными произведениями.  

Рассказ о том, что они знают о культуре и быте народов Севера.

Анкетирование.

Картотека подвижных, дидактических игр.

Подборка художественной литературы.

Основной

Лепка, рисование.

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений поэтов Югры.

 

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Участие в выставках рисунков.

Посещение выставок  города, края.

Изготовление масок оленя, совы, волка, медведя.

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Викторина «Ханты и Манси-культура и быт».

Заключительный

Викторина «Ханты и Манси-культура и быт».

Презентация «Мой край ЮГРА»

Изготовление макетов жилищ народов Севера, «Хант в Малице».

Изготовление куклы Акань.

Пополнение центра «Наш город» в группе.

Мастер-класс «Изготовление куклы Акань».

Презентация проекта

Презентация детей совместно с родителями макетов жилищ народов Севера, «Хант в Малице».

Выставка и презентация совместно изготовленной куклы Акань.

Литература

  1. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа./ Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
  2. Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: «Учитель»,  2009.
  4. Царенко Т.М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002.
  5. «Мир животных и растений Югры»  «Сократ», Екатеринбург 2009 г.
  6. Евгений Пермяк «Памятные узелки». – Екатеринбург: Средне-уральское книжное изд-во, 2002.
  7. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.

Интернет ресурсы

  1. http://festival.1september.ru 
  2. http://www.maaam.ru 
  3. http://numi.ru/ 
  4. http://zanimatika.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Приметы народов Ханты и Манси

Знакомство детей с приметами края...

Загадки народов Ханты и Манси

Расширяем позновательную деятельность о народах Ханты и Манси...

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...