проект "Культура и обычаи народов Ханты и Манси"
проект (средняя группа)
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина. Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hanty_i_mansi.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 9»Радуга»
Проект
«Культура и обычаи народов ханты и манси»: «Хантыйские орнаменты в одежде и быту»
Подготовила:
Воспитатель
Никитина В.А.
г. Нефтеюганск
Актуальность.
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина. Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Цели: Приобщение детей к уникальной культуре народа ханты,
населяющего территорию ХМАО, к его традициям и обычаям,
нравственно-эстетическим ценностям посредством изучения орнаментов, используемых в одежде и быту.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты, укладом жизни.
- Формировать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
Развивающие:
- Развивать память, внимание, воображение, речь;
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народа ханты.
- Воспитывать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе.
Этапы:
I этап - подготовительный:
- подбор специальной тематической и художественной литературы, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;
- подбор диагностического инструментария.
II этап – организационный:
- реализация проекта;
III этап – итоговый: презентация продуктов проекта.
Формы и методы реализации:
- рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. Репродукции в журналах и книгах о народе Ханты, раздаточный материал.
- практические методы: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
- Мультимедийные презентации, использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с культурой, традициями народа Ханты.
Ожидаемые результаты:
Дети
- Систематизация знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народа ханты, населяющего территорию ХМАО.
- Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.
- Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.
- Возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Родители
- Раскрытие творческих способностей;
- Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка,
- Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них
Модель «Трёх вопросов»
Что мы знаем о нашем городе? | Что мы хотели бы узнать? | Где мы можем узнать? |
Народ Ханты одевается по-другому. У них другая одежда, особенно украшенная. Они живут в чумах. Их тоже украшают. | Почему Ханты так украшают свою одежду, жилище? Почему именно такими узорами? Как именно украшают дом Ханты? Чем украшают свою одежду и обувь? Что ещё украшают узорами? | Спросить у взрослых. Познавательная литература. Обучающие презентации. |
Перспективное планирование совместной деятельности с воспитанниками по проекту
Образовательная область | Совместная деятельность |
«Физическое развитие» | Подвижные игры народов Севера: «Ручейки и озёра», «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Охота на куропаток», «Оленьи бега», Заячьи следы» |
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». | Беседы: «Кто на севере живет? Что на севере растет?», «Обереги», «Игрушки детей народов Севера», «Праздник народов Севера», «Вороний день», «Колыбель в традициях народов Ханты», «Священные животные народов Ханты», «Я - Югорчанин», «Промыслы народов Севера». Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. Викторина «Ханты-культура и быт». Знакомство с литературными произведениями. Ю. Калинин «Над тайгой горят зори», Л. Кеворкова «Наш город» А. Радченко «Юганские зори мои» Н. Николаева «Буровичок Югорка». Чтение и заучивание стихотворений Югорских поэтов. Чтение хантыйских сказок: «Ермак», «Карты с золотом», «Ими-Хиты и Вошинг Урт», «Мышка и лось», «кот», «Три снохи», «Мышка», «Отчего у зайца длинные уши», «Как ворон землю мерил», «Зайчик», Гордый олень», «Богатырь кедровое зёрнышко», «воробушек». Оформление игротеки дидактических игр:
Рассматривание рисунков, фотографий о культуре и быте народов Севера. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Рисование: «Игрушки», «Хантыйский чум», «Варежки с хантыйскими узорами», «Мальчик с малицей» Декоративно-прикладное творчество: «Кукла Акань». |
Этапы работы по проекту:
Этап реализации проекта | Для детей | Для родителей | Для воспитателей |
Подготовительный | Рассматривание рисунков, фотографий о культуре и быте народов Севера. Беседы. Просмотр видеоматериала. Знакомство с литературными произведениями. | Рассказ о том, что они знают о культуре и быте народов Севера. | Анкетирование. Картотека подвижных, дидактических игр. Подборка художественной литературы. |
Основной | Лепка, рисование. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений поэтов Югры.
Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. | Участие в выставках рисунков. Посещение выставок города, края. Изготовление масок оленя, совы, волка, медведя. | Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. Викторина «Ханты и Манси-культура и быт». |
Заключительный | Викторина «Ханты и Манси-культура и быт». Презентация «Мой край ЮГРА» | Изготовление макетов жилищ народов Севера, «Хант в Малице». Изготовление куклы Акань. | Пополнение центра «Наш город» в группе. Мастер-класс «Изготовление куклы Акань». |
Презентация проекта | Презентация детей совместно с родителями макетов жилищ народов Севера, «Хант в Малице». Выставка и презентация совместно изготовленной куклы Акань. |
Литература
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа./ Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
- Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: «Учитель», 2009.
- Царенко Т.М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002.
- «Мир животных и растений Югры» «Сократ», Екатеринбург 2009 г.
- Евгений Пермяк «Памятные узелки». – Екатеринбург: Средне-уральское книжное изд-во, 2002.
- Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.
Интернет ресурсы
- http://festival.1september.ru
- http://www.maaam.ru
- http://numi.ru/
- http://zanimatika.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....
заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ
В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...
Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"
Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам....
Приметы народов Ханты и Манси
Знакомство детей с приметами края...
Загадки народов Ханты и Манси
Расширяем позновательную деятельность о народах Ханты и Манси...
Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...