Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.
презентация

Надежда Николаевна Беляева

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Золотая рыбка»

Развитие логического  мышления  детей дошкольного  возраста посредством  блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.

воспитатель: Беляева Н.Н.

Слайд 1

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек. Сохраняя баланс между желанием ребёнка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребёнка. Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только старшему  дошкольному возрасту.

Но учить  ребёнка решать логические задачи. Системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому с первой младшей группы следует знакомить малышей с некоторыми основными понятиями. Которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт «от простого к сложному»

Слайд 2

Золтан Пал Дьенеш 
Автор игрового подхода к развитию детей, посредством увлекательных логических игр.

Использование данного материала, в совместной и свободной деятельности ,

позволит решить следующие задачи:

 - Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

- Развивать умение выявлять свойства в объектах, их отсутствие, называть их;

- Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, четырем);

- Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор

из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трёх цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой,

цветом, размером, толщиной.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

- Выкладывание по образцу простейших изображений: снеговик, домик, цветочек.

  • Сравнение фигур.
  • «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме).
  • «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру).

- Упражнение «Продолжи ряд», «Цепочка» и т.д.

Слайд 4

  • Выкладывание сюжетных картин.
  • Использование в работе карточек, на которых условно изображены свойства блоков.
  • Упражнения «Что изменилось?», «Третий лишний», «Какой фигуры не хватает?», «Волшебный кубик» и др.
  • Игры:
  • подвижные (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»);
  • сюжетно-ролевые («Магазин» - деньги обозначаются блоками; «Почта» - адрес на доме обозначается карточками; «Поезд» - билеты, места обозначаются карточками).

Слайд 5

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств  и их отрицаний

Слайд 6 ,  7

В помощь к блокам имеются альбомы,  для каждого возраста свой.

Наряду с блоками Дьенеша в систему игровых упражнений для развития мыслительной деятельности детей включаются и методика палочек Кюизенера.

Слайд 8

 Джордж Кюизенер – бельгийский учитель начальной школы.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Данная методика универсальна и удачно дополняет методику блоков Дьенеша. Палочки просты и понятны детям уже с раннего детства. Обучение задействует ещё и ряд других областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение.

Слайд 9

 далее представлены задачи развивающих палочек.

- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

- Осваивать прямой и обратный счет;

Слайд 10

- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

- Помочь овладеть арифметическими действиями - сложение, вычитание;

- Научить делить целое на части и измерять объекты.

- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Развивать логическое и конструктивное мышление.

Слайд 11

Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.

- Сравнение палочек по длине, высоте, количеству.

- Выкладывание  квадратов, прямоугольников, упражнения «Продолжи ряд», «Найди такую же» и т.д.

Слайд 12

  • Выкладывание сюжетных картин.
  • Освоение количественного и порядкового счета.
  • Решение числовых выражений и задач.

 

Слайд 13

К цветным палочкам также разработаны альбомы в соответствии с возрастом

 

Слайд14

формы организации работы с логическими блоками дьенеша и счетными палочками кюизенера

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Совместная игровая деятельность взрослого с детьми.
  • Индивидуальная работа.

       -    Самостоятельная игровая деятельность

Слайд15

Древняя пословица гласит:

я слышу и я забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю.

Предлагаю поиграть

Слайд16

«Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.

Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур;
б) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме;
в) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.

Слайд17

«Какой фигуры не хватает»

Квадрат разделен на 9 частей. В 8 из них указаны два признака фигуры. Необходимо назвать недостающую фигуру.

Слайд18

«построй дорожку»

Слайд 19

«Найди блок» или где спряталась мышка.

Слайд 20

Состав числа 8

Слайд 21

Реши примеры

Слайд 22

«Творческая мастерская»

Используя блоки и палочки «нарисуйте» свою сюжетную картину.

Слайд 23

Синквейн методический прием для составления предложений, стихотворений.

Мастер- класс: (полезный, нужный, интересный), (заинтересовал, обучил)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша , палочек Кюизенера .

Слайд 2

Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Слайд 3

Как работать с материалом? 1 этап. - Выкладывание изображений: снеговик, домик, цветочек. Сравнение фигур. «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). - Упражнение «Продолжи ряд», «Цепочка» и т.д.

Слайд 4

2 этап. Выкладывание сюжетных картин. Карточки, с изображением свойств блоков. Упражнения «Что изменилось?», «Третий лишний», «Какой фигуры не хватает?», «Волшебный кубик» и др. Игры: подвижные настольно-печатные сюжетно-ролевые

Слайд 5

Работа с карточками Величина – силуэт дома Толщина – условное обозначение человеческой фигуры Форма – контуры фигур Цвет – пятно

Слайд 6

2-3 года 2-4 года

Слайд 7

Джордж Кюизенер – (1891-1976) - бельгийский учитель начальной школы. Разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Задачи развивающих палочек Кюизенера : - Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету); - Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине); - Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда; - Осваивать прямой и обратный счет; - Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел); - Помочь овладеть арифметическими действиями - сложение, вычитание; - Научить делить целое на части и измерять объекты. - Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Слайд 8

В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.

Слайд 9

2 этап. Выкладывание сюжетных картин. Освоение количественного и порядкового счета. Решение числовых выражений и задач. Как работать с материалом? Состав числа 5 Состав числа 8

Слайд 11

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА Непосредственная образовательная деятельность (обеспечивают наглядность, системность, доступность, смену деятельности). Совместная игровая деятельность взрослого с детьми. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность. Блоки и палочки можно использовать в утренние и вечерние часы, на прогулке.

Слайд 12

Задание 1 (блоки Дьенеша ) «Цепочка» От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур; б) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме; в) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы. ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ…

Слайд 13

Задание 2 (блоки Дьенеша ) «Какой фигуры не хватает» Квадрат разделен на 9 частей. В 8 из них указаны два признака фигуры. Необходимо назвать недостающую фигуру.

Слайд 14

«Волшебный кубик» На грани кубика наклеены символы-знаки. Бросаем кубик и выбираем соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4, можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства. Задание 3 (блоки Дьенеша )

Слайд 16

Задание 4 (Палочки Кюизенера ) «Состав числа 8» Из нескольких палочек нужно составить по длине такую же как фиолетовая.

Слайд 17

Задание 6 (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера ) «Творческая мастерская» Используя блоки и палочки «нарисуйте» свою сюжетную картину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.

Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...

Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-м...

"Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша".

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не тер...

Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не тер...

«Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь,а некоторые родители, не теря...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...