Консультация для педагогов "Развитие продуктивной деятельности по мотивам мордовского декоративно-прикладного творчества (лепка)"
консультация (средняя группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

     Продуктивная деятельность – деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

     В процессе продуктивной деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ «ДЕТСКИЙ САД №41 ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОТИВАМ МОРДОВСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ЛЕПКА)

(выступления на педагогическом совете №3)

                                                                      Подготовила:

                                                                     воспитатель   высшей                                                                

                                                                                       кв. категории

                                                                                       Налейкина Н.А.

Саранск, 2020 - 2021 уч.г

     Продуктивная деятельность – деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

      В процессе продуктивной деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

     Лепка из пластилина, глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В дошкольном образовательном учреждении применяют три вида лепки:

1. предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет);

2. сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы,

3. декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).

      Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

       В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, так как ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет необходимости прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

     В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

      Сюжетная лепка также имеет свою специфику. В ней реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращений пропорций для создания представления о пространстве.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее, дополнить лепку деталями.

     Для составления сюжетной композиции, прежде всего, следует подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Форма и размеры подставки не подчиняются общему замыслу, форме и размеру фигур. Происходит это потому, что для детей данного возраста подставка – это лишь поверхность, на которой располагаются предметы. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы.

      Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают форму между собой изображением действия.

      Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

       Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах.

Связано это с тем, что ребенку нужно знать много о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

       Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, учат видеть прекрасное, расширяют представление и фантазию.

     Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, т. к. в его основе заложены все закономерности декоративного искусства-симметрия и ритм, чередование и повтор.

     Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.

      Декоративная лепка в дошкольном учреждении - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, сказочных изображений. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта.

     Навыки, полученные детьми в процессе НОД декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, от чего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.

      Для успешного овладения навыками декоративной лепки воспитатель использует предметы декоративно- прикладного искусства, и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

      Развитие продуктивной деятельности по мотивам мордовского декоративно-прикладного творчества предусмотрена программой «Мы в Мордовии живем».

      Ознакомление с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства начинается с младшей группы. Дети  рассматривают мордовские народные игрушки (птичка-свистулька, стилизованная матрешка-мордовочка), иллюстрации к произведениям мордовской детской литературы. Развиваются умения отвечать на вопросы по содержанию картинок. Учатся выделять изделия мордовского декоративно-прикладного искусства из группы предметов и изделий быта.

     В среднем дошкольном возрасте работа воспитателя направлена на развитие у детей  интереса к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки. Идет знакомство  с техникой изготовления глиняной игрушки (например, птички). Дети учатся  лепить предмет из нескольких кусочков глины, стремятся  украшать при помощи стеки вылепленные изделия стилизованным  мордовским узором («крест», «галочка», «елочка»).

     В старшей группе детского сада воспитатель продолжает поддерживать интерес к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки, знакомить  с техникой изготовления глиняной игрушки. Теперь уже дети учатся лепить игрушки  «конь» ,  «барыня». Дети учатся   лепить из целого комка глины и  по частям, передавать в лепке выразительность образа, характерные особенности мордовской народной игрушки. Также учатся  расписывать изделие гуашью, украшать способом «налепа», «углубленного рельефа»; учатся лепить посуду (блюдо) из целого комка глины.

     В подготовительной группе воспитание интереса к лепке скульптур по мотивам народной игрушки Мордовии продолжается. Дети учатся лепить из целого комка глины игрушки более сложной формы. Знакомятся с  техникой изготовления птички-свистульки. Учатся лепить скульптурные группы из двух-трех фигур, сохраняя пропорциональные соотношения по величине и характеру образа. Продолжают выполнять декоративные пластины способом «налепа» по мотивам мордовского изобразительного искусства. Закрепляются  умения лепить посуду из глины разными способами (пластическим, конструктивным, комбинированным), расписывать изделия  гуашью.

     В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности, у них развивается эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение.

Использованная литература.

  1. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образовани/ О. В. Бурляева [и др.] – Мордов.гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. –84 с.
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/produktivnye-vidy-dejatelnosti-v-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizaci.html

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-lepki-kak-vida-produktivnoi-dejatelnosti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Использование нетрадиционных технологий рисования в декоративно-прикладном искусстве»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Использование нетрадиционных технологий рисования в декоративно-прикладном искусстве»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук через декоративно-прикладное искусство»

Консультация предназначена для родителей, которым не безразлично будущее своего ребенка, его творческий потенциал, правильная речь, твордо поставленная рука....

Конспект совместной деятельности по теме: "Народное, декоративно-прикладное творчество. Путешествие к деду Филимону."

Краткая беседа о народных умельцах нашей Родины. Пальчиковая игра, сказка, дидактическая игра "Каждой игрушке свой город." Роспись цветка и создане панно....

Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".

Данный материал предназначен для информирования родителей по теме: декоративно-прикладного искусство.Данная разработка может использоваться в своей работе воспитателями, педагогами дополнительного обр...