«Оказание психолого-педагогической помощи семьям, не посещающим ДОО, в рамках деятельности консультативного пункта «Кроха»
методическая разработка

Мария Сергеевна Филиппова

Новизна практики и ее особенность: современная форма открытого взаимодействия образовательной организации с родителями; оказание психолого-педагогической и практической помощи; процесс погружения в образовательную среду.

Целевая группа практики:

-  родители (законные представители) и  дети раннего возраста от 1 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования; дети ОВЗ раннего дошкольного возраста.

Целью деятельности: обеспечение права ребенка на получение образования, посредством оказания психолого-педагогической, консультативной помощи родителям (законным представителям), реализующим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_18.06.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание психолого-педагогической помощи  семьям, не посещающих ДОО,  в рамках  деятельности консультативного пункта «Кроха»

Авторы: Старший воспитатель Т.Д. Пономарева, воспитатели: В.В. Панова, А.В. Трифанова, педагог-психолог М.С. Филиппова

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо подчеркнуто, что главными воспитателями детей являются родители.

 В соответствии с требованиями ФГОС ДО и Федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей», национального проекта «Образование», на базе ДОО создан консультативный пункт «Кроха», который в образовании родителей выступает фактором поддержки социальной грамотности. Консультативный пункт в рамках ФГОС ДО обеспечивает партнерство, единство, преемственность семейного и общественного образования.

Актуальность оказания психолого-педагогической помощи   обусловлена:  дефицитом мест для детей раннего возраста в ДОО; отсутствием бесплатных дополнительных образовательных услуг;  критическим и требовательным отношением современных родителей к качеству образовательного процесса.

Новизна практики и ее особенность: современная форма открытого взаимодействия образовательной организации с родителями; оказание психолого-педагогической и практической помощи; процесс погружения в образовательную среду.

Целевая группа практики:

-  родители (законные представители) и  дети раннего возраста от 1 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования; дети ОВЗ раннего дошкольного возраста.

Целью деятельности: обеспечение права ребенка на получение образования, посредством оказания психолого-педагогической, консультативной помощи родителям (законным представителям), реализующим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. 

Задачи:

- создать условия, организовать партнерские взаимоотношения участников образовательного процесса для психолого-педагогического взаимодействия;

- выявить проблемы, организовать индивидуальное сопровождение семьи по представлению психолого-педагогической помощи для обеспечения равных стартовых возможностей;

- содействовать социализации, организовать развивающие  занятия, направленные  на физическое, психическое и социальное развитие детей раннего возраста  и детей ОВЗ, не посещающих ДОО;

- повысить родительскую компетентность, расширить социальные связи семьи.

В рамках ООП ДО организуется психолого-педагогическая помощь в процессе индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные образовательные услуги предоставляются с активным участием родителей  на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.

Планируемые результаты:

- создание оптимальных условий по оказанию психолого - педагогической помощи семьям;

-  организация партнерских взаимоотношений;

- разработка  и проведение цикла совместных интегрированных занятий и развлечений,  направленных на физическое, психическое и социальное развитие детей;

 - предоставление стартовых возможностей детям для получения дошкольного образования;

- социализация и адаптация детей раннего возраста и детей ОВЗ к микросоциуму.

В рамках консультативного пункта «Кроха» осуществляется выявление индивидуальных особенностей, образовательных потребностей семей.

В работе с семьями используются разнообразные формы (индивидуальные, подгрупповые, групповые): совместные интегрированные занятия с детьми и родителями, круглые столы, мастер-классы, тренинги с родителями, игровые ситуации, праздники-развлечения; индивидуальные и подгрупповые консультации, практикумы для взрослых, наглядная информация (памятки, письменные консультации, буклеты); психологическое консультирование, анкетирование, телефонное информирование. 

В практической деятельности с родителями используются современные технологии:

Авторские технологии: учебно - теоретическая технология Б.Ф. Скиннера, помогает регулировать поведение детей раннего возраста; технология развития психологической культуры в детско - родительских отношениях А.В. Гумницкой.

Общие  технологии дошкольного образования: технология социально-психологической адаптации детей, которая способствует успешной социализации и индивидуализации ребенка; технология психотерапевтическая, помогает  в преодолении барьеров общения и причин нарушений; технология психолого – педагогической диагностики помогает определить направление работы с семьей;

Для  поддержания сотрудничества между участниками педагогического процесса в ДОО ведется блог в социальной сети Инстаграм.   В блоге представляется опыт педагогов, консультации узких специалистов, освещается общественная жизнь ДОО.

Результативность работы консультативного пункта «Кроха» за 2019-2020 учебный год:  на постоянной основе услугами консультативного пункта «Кроха» пользуются 12 семей с детьми раннего возраста, 1 семья с ребенком ОВЗ. 100% узких специалистов оказали психолого-педагогические услуги по индивидуальному сопровождению семей.

Проведено: 37 индивидуальных консультаций, 9 групповых консультаций, 3 семинара - практикума, 9 индивидуальных занятий, 2 развлечения.

По результатам анкетирования удовлетворенность услугами консультативного пункта составляет 100%.

Для тиражирования представленной практики для педагогов разработаны и размещены на сайте ДОО: буклеты, памятки, методическое описание.

Дальнейшее развитие практики:  разработать серию онлайн - занятий развивающего обучения;  на основе платформы ZOOM организовывать онлайн конференции; создать сенсорный уголок для релаксации.

Информация о работе консультативного пункта «Кроха» размещена на сайте ДОО.

Практика имеет публикацию в сборнике «Всероссийского педагогического общества «Доверие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Домашняя игротека для детей и родителей»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...

Оказание психолого-педагогической помощи семьям раннего возраста с ОВЗ в социализации в образовательное пространство ДОУ

-Цели,-задачи,-принципы построения деятельности,-направления работы, технологии,-Этапы психолого-педагогической помощиМетодическая работа с родителямиМетодическая деятельность педагоговЗаключение...

Детско-родительский игровой тренинг как средство оказания психолого-педагогической помощи семье.

Семья и детский сад - две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг...

Методическое описание практики «Оказание психолого-педагогической помощи семьям, не посещающих ДОО, в рамках деятельности консультативного пункта «Кроха»

АктуальностьСемья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Ф...

Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям

Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...