Методическая разработка: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (знакомство с Санкт-Петербургом) в старшей группе «Летний сад. Весеннее пробуждение»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мулявко Елена Владимировна

Методическая разработка содержит материал,  предназначенный для приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга, позволяет в игровой форме формировать у детей представления о Летнем саде как о первом в городе месте отдыха  петербуржцев; осознать собственное эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию родного города.  Материал разрабатывался на основе программы Е.А. Бехметьевой "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга"


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_letniy_sad.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию (знакомство с Санкт-Петербургом)

в старшей группе

«Летний сад. Весеннее пробуждение»

Цель: 

Формирование представлений о Летнем саде как о первом в городе месте отдыха петербуржцев

Задачи:

Обучающие

– способствовать формированию представлений о скульптурном и архитектурном убранстве; украшениях Летнего сада (скульптуры, фонтаны, пруд, красивая решётка, Летний дворец, Кофейный и Чайный домики);

– закреплять названия деревьев (клён, дуб, липа, вяз, каштан).

Развивающие

– развивать общие речевые навыки; активизировать словарь за счёт слов: деревья, скульптура, фонтан, аллея, Летний дворец, Карпиев пруд, чайный и кофейный домик;

– развивать умение согласовывать речь с движениями

Воспитательные

– воспитывать интерес к родному городу;

– воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту весенней природы Летнего сада, её пробуждение.

Предварительная работа: Беседы «Санкт-Петербург – город в котором мы живём»;  рассматривание иллюстраций, альбомов «Достопримечательности Санкт-Петербурга»; маршруты выходного дня (прогулки детей и родителей по улицам родного города, изучение особенностей городской природы); разучивание стихотворений о приходе весны в город (индивидуальная работа)

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с видами Летнего сада, CD «Звуки природы для детей. Песни птиц города», ворона в элегантной шляпке с брошкой (игрушка бибабо), картинки с изображениями листьев и деревьев: клён, дуб, липа, вяз; репродукция картины «Статуи на центральной аллее Летнего сада» (графика, акварель); план-макет Летнего сада Санкт-Петербурга; настольные фигурки (Летний дворец, чайный кофейный домики, Шахматный фонтан, два лебедя, решетка,  деревья и скульптуры); ширма  «уголок Летнего сада», иллюстрация решетки Летнего сада, образцы камня гранит,  мяч.

Используемые методы:

– наглядные (рассматривание иллюстраций);

– словесные (беседа, чтение стихов, рассказ)

– практические (предметно-практические, дидактическая игра);

Логика образовательной деятельности:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

1. Вводная часть (организационный момент)

Педагог приглашает детей в круг.

Долгожданная весна

В город, наконец, пришла,

Тёплым дождиком умыла

Парки, скверы и дома.

А на ветках, порвав почки,

Распускаются листочки,

Зацветает первоцвет…

И поры прекрасней нет,

Когда воздух чист, прозрачен,

Оживают вокруг дачи,

Весело журчат ручьи,

Прилетают в парк грачи.

А к нам в гости ворона прилетела…

Знакомьтесь – Кира Карловна Крылова

Ворона (педагог с игрушкой бибабо). Здравствуйте, ребята!

Кира Карловна настоящая петербурженка, знает и любит наш красивый город Санкт-Петербург.

(Показывает иллюстрацию)

Кто знает, какой сад или парк здесь изображён?

(Это Летний сад – первый сад нашего города)

Дети заходят в группу. Встают в круг.

Проговаривают слова стихотворения. Выполняют движения в соответствии с текстом. Повторяют действия за педагогом.

Все дети здороваются по очереди

Рассматривают иллюстрацию.

Отвечают на вопрос

Создание доброжелательного настроения у детей.

Психоэмоциональная разгрузка (самопоглаживание, элемент дыхательной гимнастики).

Активизация речи

Возможны импровизации у детей

Сюрпризный момент. Мотивация детей на включение в игровую деятельность

(ворона кланяется, поправляет шляпку с брошкой)

2. Основная часть

В Летнем саду много разных деревьев и цветов. А зачем нужны деревья?

(Чтобы мы дышали чистым воздухом)

Наша ворона, Кира Карловна, в прошлом году собрала там коллекцию из листьев. А вот как называются листья и с каких деревьев листья не помнит!

(Дидактическая игра «С какого дерева листок»)

В Летнем саду

деревья посажены вдоль дорожек.

Такие дорожки называются аллеями.

(Показ иллюстрации)

Дети задумываются о назначении растений. Высказывают свои мнения

Уточняют, с каких деревьев листья

Называют деревья, растущие в саду: липы, дубы, клёны, вязы, каштаны.

Дети отвечают на вопросы, повторяют слова сверстников, обобщают понятия, активно участвуют в игровой деятельности

На весенний период многие сады и парки города закрывают на просушку.

А что это такое?

Вот послушайте стихотворение «Летний сад на просушке»

Дети высказывают свои предположения.

Дети внимательно слушают

Стихотворение «Летний сад на просушке» М. Борисова выразительно читает заранее подготовленный ребёнок:

Надо ж: круглые сутки

Летний сад – на просушке!

Запирают ворота:

На газонах – болота,

На дорожках – озёра, Им не высохнуть скоро…

Ну-ка ветер весенний,

Брось на время веселье –

Ты наведайся к солнцу

Стукни солнцу в оконце,

Скинь с него одеяло,

Чтоб оно засияло.

Чтоб оно поспешило, Летний сад просушило!

– Показ картины

«Статуи на центральной аллее Летнего сада»

Просохнут аллеи и газоны, «пробудятся» статуи (скульптуры) Летнего сада. Их открывают, чистят, моют, и скульптуры словно оживают.

(Показ картины)

Рассматривают картину, скульптуры, делятся впечатлениями по поводу увиденного

Воспитатель вместе с детьми раскрывает створки ширмы, оформленной в виде решетчатого садового заборчика, обвитого плющом. Раскрытие ширмы -декорации позволяет представить уголок Летнего сада, увидеть  его скульптурное убранство

– Физминутка

«Статуя, замри!»

Ребята, давайте поиграем! Мы будем превращаться в статуи.

Подвижная игра: «Статуя, замри!»

(Ветер колышется раз,

Ветер колышется два.

Кружит, листву заметает.

В статуи всех превращает.)

Активно вовлекаются в игровую, импровизированную деятельность.

Имитируют ветер, качают руками, кружатся, изображают статуи.

–Дидактическая игра

«План-макет Летнего сада»

Ворона Кира Карловна, пролетая над Летним садом, нарисовала карту-план и указала где и какие основные достопримечательности (постройки) Летнего сада находятся.

Мы с вами, ребята, внимательно посмотрим на план.

Летний сад появился в нашем городе по велению Петра I. Сад создан для того, чтобы все взрослые и дети могли приходить сюда гулять по аллеям и любоваться красотой растений, фонтанов, скульптур, построек.

1 - Летний дворец  Петра I был построен для царя и его семьи. Они жили здесь в тёплое время года.

2 -Чайный домик (Как вы думаете почему так назвали?)

3 - Кофейный домик (Как вы думаете почему так назвали?) 

В чайном пили чай, в кофейном – кофе.

4 - Шахматный фонтан. У каждого фонтана в саду есть своё название.

5 - Карпиев пруд. Внутри сада есть пруд, в котором раньше разводили рыб – зеркальных карпов. А сейчас здесь живут два лебедя

Дети подходят к столу с картой Летнего сада. Каждый ребёнок у вороны из коробочки берёт карточку (фигурку), проговаривая название. Картинки-фигурки с достопримечательностями соотносят с изображениями на карте.

Отвечают на вопросы воспитатели, слушают пояснения

Можно предложить детям выполнять задания в парах, помогая друг другу

В Летнем саду есть ещё один символ города.

Показ крупной иллюстрации решётки.

Посмотрите, какие колонны есть в решётке. Они сделаны из камня (гранита)

 Подходят к доске, на которой размещен рисунок решётки Летнего сада. Рассматривают решётку, берут в руки кусочки гранита.

Важно отметить тактильные и зрительные ощущения. Поделиться впечатлениями друг с другом

- Индивидуальная работа (на листочках/в тетрадях)

А теперь дорисуйте по клеточкам узор решётки

Дети выполняют задание «Дорисуй узор решётки»

По желанию, выбору детей

3. Заключительная часть

- Подведение итогов

- Оценка работы детей

Ребята, ворона Кира Карловна предлагает вам отгадать загадку:

Есть в Петербурге чудо-сад,

Украшен кружевом оград…

Дворец в нём есть царя Петра,

И статуи, как божества;

В тени аллей возле оград.

Скажите, что это за сад?

(Летний сад)

Молодцы!

Ребята, давайте поиграем с мячом и вспомним, что есть в Летнем саду, а ворона Кира Карловна послушает, что вы сегодня узнали.

Молодцы!

Вот сколько нового вы узнали о Летнем саде!

Ворона радостно прощается с ребятами: «Пора лететь, мои друзья! Ведь у меня ремонт гнезда! Весна пришла! Ура! Ура! А вам ни пуха, ни пера!»

Разгадывают загадку

Дети передают мяч по кругу и называют, что растёт в саду и что украшает сад.

Дети прощаются с вороной  под весёлое пение птиц

CD «Звуки природы для детей» (звуки природы в органичном сочетании с музыкой) – создание радостной, доброжелательной атмосферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»

Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.

Материал содержит приемы использования различных технологий: игровой, познавательно-исследовательской, здоровьесберегающей. На занятии используется много демонстрационного материала: карта климатическ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с профессией - врач» в младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  «Знакомство с профессией - врач» в младшей группеОбразовательная область: Познавательное развитиеНа...

Методическая разработка конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Обида и злость"

Методическая разработкаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Обида и злость» Чистякова И. А....