Карта инновационного опыта
методическая разработка
Карта инновационного опыта "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_opyta.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
Карта инновационного педагогического опыта
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Хохлова Наталья Валерьевна
1.Общие сведения: | ||
Наименование педагогического опыта | «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края» | |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» | |
Автор - разработчик педагогического опыта | Воспитатель высшей квалификационной категории Хохлова Наталья Валерьевна | |
Стаж работы в должности | 26 лет | |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста. Период реализации опыта 5 лет. | |
2.Содержательные параметры: | ||
Актуальность педагогического опыта | Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания очень важна в образовательном процессе. Детям необходимо знать свою историю своего края, и воспитывать молодое поколение нужно на примерах героев. Использование в работе с детьми проектного метода создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях и развития интеллекта в целом. Проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Они позволяют каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. В реализации происходит становление сотрудничества, умение планировать и договариваться. | |
Цель, преследуемая автором | Ожидаемые результаты проектов: В ходе реализации проектов дети расширят знания об истории страны и нашего города, его символике, достопримечательностях, проявят интерес к событиям жизни военного и послевоенного времени. Дети смогут научиться видеть красоту родного края, осознают необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека. Ожидаемая практическая значимость проекта: - Использование современных технологий в образовательной деятельности. - Создание систематизированной базы проектов по развитию и обучению детей, способствующих интеллектуальному развитию. | |
Содержательная форма представления педагогического опыта | Проекты представляют собой теоретически обоснованный, структурированный, обобщенный опыт воспитательной работы. 1 этап - Изучение учебно-методической литературы - Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога (оборудование АРМ педагога) - Подготовка методических разработок по данной тематике (составление конспектов занятий с использованием презентаций, создание игр с использованием интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» (Кинект)) 2 этап - Осуществление внедрения проектной технологии в образовательную деятельность. - Организация работы по внедрению проекта в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. - Деятельность по различным областям: познавательное развитие (беседы, экскурсии, занятия с использованием презентаций), речевое развитие (сочинение и пересказывание рассказов, заучивание стихов по данной теме, речевые игры), социально-коммуникативное развитие (чтение книг, просмотр видеороликов, презентаций по темам, разгадывание кроссвордов и сканвордов, проведение сюжетно-ролевых игр), художествено-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, оригами по данным темам); - использование в работе по проекту интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» (Кинект), создание и проведение дидактических игр на ее основе; - использование в работе по проектам роботоконструктора «Кiki» - Подбор презентаций, в соответствии с тематическим планированием ДОУ из сети Интернет. - Концертное выступление для ветеранов, поздравление 9 Мая. - Приглашение членов поискового отряда «Витязь»; - Возложение цветов к вечному огню. - Создание видеоролика для детей детского сада о вреде мусора. - Расклеивание листовок с призывом защитить природу; - Участие в городских мероприятиях с показом сказки «Природа – наш общий дом» - Проведение и размещение консультаций для родителей: «Жизнь во время ВОВ на Южном Урале», «Подвиг героев в воспитании молодого поколения»,«Как рассказать детям о войне», «Победим мусор», «Как спасти природу» и пр. 3 этап - Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ. - Собрана картотека презентаций и проектов по тематическому планированию. - Проведён мониторинг оценки уровня развития детей. | |
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании проектного метода с помощью интерактивных технологий. В опыте обобщены и систематизированы методы работы с детьми дошкольного возраста по средствам проекта. Систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование новых, интересных для нового поколения технологий, повышают познавательный интерес детей. | |
Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. | В наше время проектная деятельность рассматривается как вариант интегрированного обучения дошкольников, как способ организации педагогических процессов. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т. к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. К сожалению, в последнее время отмечается снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, в частности - использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта. При разработке и реализации проектного метода я использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования, и поиска информации в индивидуально и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации. Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника. Метод проектов позволяет: - повысить самостоятельную активность детей. - развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении. - использовать эти знания для создания новых объектов действительности. - делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Региональный компонент, представленный в моих проектах, реализуется через все направления основной образовательной деятельности в детском саду. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных НОД, через тематические праздники и в повседневной деятельности. Знакомство с историей достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируется представления о символике, о творчестве поэтов, писателей и художников. Таким образом, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе способствует, повышению качества образования в дошкольном учреждении. Я надеюсь, что моя задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на мой взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми. | |
Работа по распространению собственного опыта, Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы). | Была осуществлена реализация и презентация проектов «Земля – наш зеленый дом», «Герои - саткинцы», «Сбережем природу» педагогам своего ДОУ и педагогам других детских садов нашего города Созданы презентации, согласно темам проектов, для занятий по всем областям Проведены и размещены консультации для родителей по темам проектов Показ театрализованной деятельности «Земля- наш общий дом» для детей других групп МДОУ и участие в фестивале «Зеленая планета» Создана и презентована дидактическая игра по теме «Сохраним природу» Созданы игры по патриотическому и экологическому воспитанию с использованием интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» (Кинект) | |
3.Результативные параметры: | ||
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. | Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по применению проектного метода в работе с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств дает высокие результаты: прослеживается положительная динамика, развитие познавательного интереса у детей происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии комплексного использования в воспитательно-образовательном процессе проектного метода в совокупности с традиционными методами обучения и использованием ИКТ технологий, эффективность работы по развитию интеллекта детей дошкольного возраста значительно повышается.Использование мультимедийных презентаций позволяет обеспечить наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет побудить детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями. Итак, работа по применению проектного метода с использованием ИКТ технологий в работе с детьми дошкольного возраста по развитию интеллекта высоко характеризует себя во всех отношениях:
| |
Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). | -Приняла участие в Муниципальном конкурсе «Лучшее электронное дидактическое пособие» в рамках муниципального педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования. - Показ образовательной деятельности на РМО для воспитателей старших групп: открытое занятие с детьми «История уникального камня» - Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе (Заочно) в номинации «Сценарий творческого урока»: публикация конспекта НОД «История уникального камня» - Показ образовательной деятельности для педагогов старших групп: открытое занятие с детьми «Вода и ее значение для человека». - Показ открытого мероприятия с детьми на родительском собрании для родителей воспитанников в ДОУ: открытое занятие с детьми «Хлеб – всему голова». - Показ открытого мероприятия с детьми на родительском собрании для родителей воспитанников в ДОУ: открытое занятие с детьми «Магнезит – градообразующее предприятие». - Презентация проекта для педагогов МКДОУ «Д\С №33» на тему «Сбережем природу». - Участие в 7 областном конкурсе «Детские сады – детям» в рамках партийного проекта «Новая школа» в номинации «Лучший воспитатель» - Выступление с опытом работы на заседании методического сообщества педагогов «Использование проектной деятельности в работе с детьми по краеведению» - Открытое занятие с детьми 2-й младшей группы для педагогов МДОУ «Д\С №33» «Путешествие в страну Гордению» - Открытое занятие для родителей 2-й младшей группы на родительском собрании «Путешествие с страну Математика» - Выступление на МО педагогов МДОУ «Д\С №33» «Развитие логического мышления дошкольников посредством загадки» - Выступление с опытом работы на заседании методического сообщества педагогов «Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми» - Открытое занятие с детьми средней группы для педагогов МДОУ «Д\С №33» - Открытое занятие для родителей «В гости к Лесовичку» - Выступление на МО педагогов МДОУ «Д\С №33» «Проектная деятельность детей старшей группы» - Выступление на семинаре МДОУ «Д\с №33»«Последовательность этапов в работе по ОБЖ с детьми дошкольного возраста» - Открытое занятие с детьми старшей группы для педагогов МДОУ «Д\С №33» Познавательное занятие «Защитим природу от мусора» - Выступление на РМО подготовительных групп: Презентация экологического проекта «Земля - наш общий дом!» | |
Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. | - Сборник конспектов непосредственно образовательной деятельности ДОУ Саткинского муниципального района «Путешествие по родному городу» - Педагогический проект по экологическому воспитанию «Сбережем природу» опубликован материал в электронном педагогическом журнале «Дошколенок.ру» Публикация на страницах личного сайта: Викторина для детей подготовительной группы «Мой родной город» Конспект образованной образовательной деятельности «Магнезит – уникальный камень» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мой родной город» Проекты «Земля – наш зеленый дом», «Герои - саткинцы», «Сбережем природу». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта
Информационная карта инновационного опыта I. Общие сведения.Ф.И.О. автора опыта.Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.Должность с указанием преподаваемого предмета и...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА МБДОУ "Детский сад № 108"...
Информационная карта инновационного опыта
Тема моей разработки "Этнокультурное воспитание дошкольников на основе познания традиций, культуры, истории и природы родного края"....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Развитие познавательных интересов детей средствами познавательно-исследовательской деятельности....