Карта инновационного опыта
методическая разработка

Хохлова Наталья Валерьевна

Карта инновационного опыта "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_opyta.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Карта инновационного педагогического опыта

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Хохлова Наталья Валерьевна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель высшей   квалификационной категории

Хохлова Наталья Валерьевна

Стаж работы в должности

26 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 5 лет.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания очень важна в образовательном процессе. Детям необходимо знать свою историю своего края, и воспитывать молодое поколение нужно на примерах героев. Использование в работе с детьми проектного метода создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях и развития интеллекта в целом. Проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Они позволяют каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. В реализации происходит становление сотрудничества, умение планировать и договариваться.

Цель, преследуемая автором

Ожидаемые результаты проектов:

В ходе реализации проектов дети расширят знания об истории страны и нашего города, его символике, достопримечательностях, проявят интерес к событиям жизни военного и послевоенного времени. Дети смогут научиться видеть красоту родного края, осознают необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.

Ожидаемая практическая значимость проекта:

- Использование современных технологий в образовательной деятельности.

- Создание систематизированной базы проектов по развитию и обучению детей, способствующих интеллектуальному развитию.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

Проекты представляют собой теоретически обоснованный, структурированный, обобщенный опыт воспитательной работы.

1 этап

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога (оборудование АРМ педагога)

- Подготовка методических разработок по данной тематике (составление конспектов занятий с использованием презентаций, создание игр с использованием интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» (Кинект))

2 этап  

- Осуществление внедрения проектной технологии в образовательную деятельность.

- Организация работы по внедрению проекта в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

- Деятельность по различным областям: познавательное развитие (беседы, экскурсии, занятия с использованием презентаций), речевое развитие (сочинение и пересказывание рассказов, заучивание стихов по данной теме, речевые игры), социально-коммуникативное развитие (чтение книг, просмотр видеороликов, презентаций по темам, разгадывание кроссвордов и сканвордов, проведение сюжетно-ролевых игр), художествено-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, оригами по данным темам);

- использование в работе по проекту интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» (Кинект), создание и проведение дидактических игр на ее основе;

- использование в работе по проектам роботоконструктора «Кiki»

- Подбор презентаций, в соответствии с тематическим планированием ДОУ из сети Интернет.

- Концертное выступление для ветеранов, поздравление 9 Мая.

- Приглашение членов поискового отряда «Витязь»;

- Возложение цветов к вечному огню.

- Создание видеоролика для детей детского сада о вреде мусора.

- Расклеивание листовок с призывом защитить природу;

- Участие в городских мероприятиях с показом сказки «Природа – наш общий дом»

- Проведение и размещение консультаций для родителей: «Жизнь во время ВОВ на Южном Урале», «Подвиг героев в воспитании молодого поколения»,«Как рассказать детям о войне», «Победим мусор», «Как спасти природу» и пр.

3 этап

- Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ.

- Собрана картотека презентаций и проектов по тематическому планированию.

- Проведён мониторинг оценки уровня развития детей.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании проектного метода с помощью интерактивных технологий.

В опыте обобщены и систематизированы методы работы с детьми дошкольного возраста по средствам проекта. Систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование новых, интересных для нового поколения технологий, повышают познавательный интерес детей.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

 В наше время проектная деятельность  рассматривается как вариант интегрированного обучения дошкольников, как способ организации педагогических процессов.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т. к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. К сожалению, в последнее время отмечается снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, в частности - использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

   Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.  

  При разработке и реализации проектного метода я использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования, и поиска информации в индивидуально и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Метод проектов позволяет:

-  повысить самостоятельную активность детей.

- развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

- использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

- делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

   Региональный компонент, представленный в моих проектах, реализуется через все направления основной образовательной деятельности в детском саду. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных НОД, через тематические праздники и в повседневной деятельности. Знакомство с историей достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируется представления о символике, о творчестве поэтов, писателей и художников. Таким образом, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе способствует, повышению качества образования в дошкольном учреждении. Я надеюсь, что моя задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на мой взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Была осуществлена реализация и презентация проектов «Земля – наш зеленый дом», «Герои - саткинцы», «Сбережем природу» педагогам своего ДОУ и педагогам других детских садов нашего города

Созданы презентации, согласно темам проектов, для занятий по всем областям

Проведены и размещены консультации для родителей по темам проектов

Показ театрализованной деятельности «Земля- наш общий дом» для детей других групп МДОУ и участие в фестивале «Зеленая планета»

Создана и презентована дидактическая игра по теме «Сохраним природу»

Созданы игры по патриотическому и экологическому воспитанию с использованием интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» (Кинект)

3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

   Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по применению проектного метода в работе с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств дает высокие результаты: прослеживается положительная динамика, развитие познавательного интереса у детей происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии комплексного использования в воспитательно-образовательном процессе проектного метода в совокупности с традиционными методами обучения и использованием ИКТ технологий, эффективность работы по развитию интеллекта детей дошкольного возраста значительно повышается.Использование мультимедийных презентаций позволяет обеспечить наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет побудить детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

   Итак, работа по применению проектного метода с использованием ИКТ технологий в работе с детьми дошкольного возраста по развитию интеллекта высоко характеризует себя во всех отношениях:

  • повышает качество познания окружающего мира
  • вносит радостные события в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания воспитателя и детей, а так же их родителей, и их сотрудничества в образовательном процессе.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

-Приняла участие в Муниципальном конкурсе «Лучшее электронное дидактическое пособие» в рамках муниципального педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования. 

- Показ образовательной деятельности на РМО для воспитателей старших групп: открытое занятие с детьми «История уникального камня»

- Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе (Заочно) в номинации «Сценарий творческого урока»: публикация конспекта НОД «История уникального камня»

- Показ образовательной деятельности для педагогов старших групп: открытое занятие с детьми «Вода и ее значение для человека».

- Показ открытого мероприятия  с детьми на родительском собрании для родителей воспитанников в ДОУ: открытое занятие с детьми «Хлеб – всему голова».

- Показ открытого мероприятия  с детьми на родительском собрании для родителей воспитанников в ДОУ: открытое занятие с детьми «Магнезит – градообразующее предприятие».

- Презентация проекта для педагогов МКДОУ «Д\С №33» на тему «Сбережем природу».

- Участие в 7 областном конкурсе «Детские сады – детям» в рамках партийного проекта «Новая школа» в номинации «Лучший воспитатель»

- Выступление с опытом работы на заседании методического сообщества педагогов «Использование проектной деятельности в работе с детьми по краеведению»

- Открытое занятие с детьми 2-й младшей группы для педагогов МДОУ «Д\С №33» «Путешествие в страну Гордению»

- Открытое занятие для родителей 2-й младшей группы на родительском собрании «Путешествие с страну Математика»

- Выступление на МО педагогов МДОУ «Д\С №33» «Развитие логического мышления дошкольников посредством загадки»

- Выступление с опытом работы на заседании методического сообщества педагогов «Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми»

- Открытое занятие с детьми средней группы для педагогов МДОУ «Д\С №33»

- Открытое занятие для родителей «В гости к Лесовичку»

- Выступление на МО педагогов МДОУ «Д\С №33» «Проектная деятельность детей старшей группы»

- Выступление на семинаре МДОУ «Д\с №33»«Последовательность этапов в работе по ОБЖ с детьми дошкольного возраста»

- Открытое занятие с детьми старшей группы для педагогов МДОУ «Д\С №33» Познавательное занятие «Защитим природу от мусора»

- Выступление на РМО подготовительных групп: Презентация экологического проекта «Земля - наш общий дом!»

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

-  Сборник  конспектов непосредственно образовательной деятельности ДОУ Саткинского муниципального района «Путешествие по родному городу» 

-  Педагогический проект по экологическому воспитанию «Сбережем природу» опубликован материал в электронном педагогическом журнале «Дошколенок.ру»

Публикация на страницах личного сайта:

Викторина для детей подготовительной группы «Мой родной город»

Конспект образованной образовательной деятельности «Магнезит – уникальный камень»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Мой родной город»

Проекты  «Земля – наш зеленый дом», «Герои - саткинцы», «Сбережем природу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта

Информационная карта  инновационного опыта  I. Общие сведения.Ф.И.О. автора опыта.Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.Должность с указанием преподаваемого предмета и...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА МБДОУ "Детский сад № 108"...

Информационная карта инновационного опыта

Тема моей разработки "Этнокультурное воспитание дошкольников на основе познания традиций, культуры, истории и природы родного края"....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Развитие познавательных интересов детей средствами познавательно-исследовательской деятельности....