непосредственно образовательная деятельность «Кладовая Урала»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель. Познакомить с полезными ископаемыми Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kladovaya_urala.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Кладовая Урала»

(для детей подготовительной к школе группы)

Цель. Познакомить с «кладовой» Урала.

Задачи:

  1. дать знания о полезных ископаемых, где они используются в промышленности;
  2. познакомить со свойствами камней разной структуры;
  3. развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;
  4. воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: презентация «Полезные ископаемые Урала», ноутбук, мультфильм «Природоведение для маленьких»; коллекция «Полезные ископаемые Урала»; карта уральских гор с обозначениями полезных ископаемых; емкость с водой, гвоздь, фанера, кусок пластилина.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, передо мной лежит коробка. Что в ней лежит, можете догадаться по загадке.

В глубине большой горы

Есть волшебные дары.

Люди их добывают

И в дело пускают.

Дети. Полезные ископаемые.

Воспитатель. Почему они так называются?

Дети. Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель. Правильно. Виды полезных ископаемых разные: твердые (слайд 1), жидкие (слайд 2) и газообразные (слайд 3). Их добывают открытым (карьер) (слайд 4) и закрытым (шахта) (слайд 5) способами. В уральских горах очень много полезных ископаемых. Давайте, по карте определим и назовем, что добывают у нас на Урале.

Рассматривают карту, воспитатель знакомит с обозначениями полезных ископаемых на карте. Дети называют, где что находится.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю разобраться, какие полезные ископаемые находятся  в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.

1.Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Дети. Гранит.

Воспитатель (показывает красный и серый гранит). Гранит используется в строительстве.

Воспитатель:

2.Он несет в дома тепло,

   От него кругом светло,

   Помогает плавить стали,

   Делать краски и эмали.

   Он черный, блестящий,

   Помощник настоящий.

Дети. Уголь.

Воспитатель (показывает уголь) Уголь используют как топливо, в сельском хозяйстве, металлургии.

Воспитатель.

3. Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А чтобы сделать миску или вазу,

    Она понадобится сразу.

Дети. Глина.

Воспитатель (показывает глину).  Для чего она используется?

Дети. Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина). (если дети затрудняются ответить, то воспитатель дополняет)

Воспитатель:

4. Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А еще он есть в цементе.

    Сам он - удобрение.

Дети. Известняк.

Воспитатель. Используется известняк в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

5.Не зря она варилась в доменной печи.

   На славу получились ножницы, ключи...

Дети. Это руда.

Воспитатель (показывает железную руду). Делают из железной руды:

ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель.

6. Очень нужен детворе

    Он на дорожках во дворе

    Он на стройке и на пляже

    И в стекле расплавлен даже.

Дети. Песок.

Воспитатель. (показывать песок разного цвета). Песок применяется при производстве стекла, фаянса, керамики, клея и шпаклёвочных составов. Используется он и при строительстве водоочистных сооружений, и в строительстве. Так ж его применяют в искусстве.  

Воспитатель. А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушивает ответы детей) Самоцветы – это камни. (слайд 6) Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.

       Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд (слайд 7), и яшму (слайд 8), и аметист (слайд 9), топазы (слайд 10), аквамарины (слайд 11) и др. Какой самый знаменитый уральский камень?

Дети. Самый знаменитый уральский камень – это малахит.

Воспитатель (показывает малахит). Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. А кто скажет, для чего человек использует самоцветы?

Дети. Из самоцветов делают различные украшения, шкатулки, рамки для картин. (слайд 12, 13).

Воспитатель. Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд.

      Одну из них, я хочу вам рассказать. Этот камень называется кварц (показывает) - «волосатик». Если посмотреть на свет, то мы увидим волосы внутри камня.  По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры. Красивая легенда? Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.

    Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

Если голос звонкий, говорили как? Серебряный голос.

Если глаза голубые? Бирюзовые глаза.

Если человек сильный? То у него стальные мышцы.

Ну, а если характер хороший? Золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети. Золотое сердце, что значит – доброе, чуткое, внимательное. Золотые руки – умелые, искусные.

Физминутка

Как богат Уральский край (разводят руками в стороны)

Ты о том не забывай (грозят указательным пальцем)

Наши реки широки, (выполняют рукой волнистые движения)

А озера -  глубоки, (руки делают в кольцо)

Горы наши высоки, (встают на носки, поднимают руки вверх)

Есть пещеры у реки, (садятся, руки вниз)

И леса и поля – (шагают на месте)

Это Родина моя! (руки разводят в стороны, потом прижимают ладони к сердцу)

Воспитатель. Давайте проведем опыты с разными камнями и сравним их.

Опыт 1. Какие бывают камни.

Ход опыта. Воспитатель вызывает ребенка: «Закрой глаза и поставь перед собой ладошку». Кладет в ладошку камень. «Что ты чувствуешь? Какой камень на ощупь?». Ребенок описывает свои ощущения (какая поверхность, размер, вес).

Воспитатель: «Открой глаза и рассмотри камень, дополни свой ответ»

Проводится с 3-4 детьми.

Опыт 2. Твердый камень.

Ход опыта. Воспитатель вызывает ребенка: «Возьми в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожми обе ладони. Сравни, что происходит камешком, а что с пластилином. Почему?» Делают вывод.

Воспитатель приглашает еще ребенка: «Постучи комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Почему был слышен шум при стуке камешек о камешек?» делают вывод.

К воспитателю выходит еще ребенок: «Нацарапай что-нибудь на камне и пластилине гвоздиком. Что получилось? Сделай вывод».

Опыт 3. Тонет – не тонет.

Ход опыта. Воспитатель: «Дети, как вы думаете, что будет, если камень положить в воду? Может ли камень плавать?» (ответы детей)

Воспитатель: «Давайте проверим, кто из вас был прав. Возьму гранит и пемзу. (вызывает к себе ребенка) Сравни их по весу. Одинаковы камни по весу? (ответ нет) Отпусти их в воду и скажи, что происходит.» (ответ ребенка). Делают вывод.

Опыт 4. Рисующие камни.

Ход опыта. Воспитатель: «Какими камнями можно рисовать?» (ответы детей) «Вспомните какими из этих камнями лучше всего рисовать: мелом или углем? Давайте попробуем это сделать». Дети рисуют на фанере мелом и углем, делают вывод.

Опыт 5. Прочный камень.

Ход опыта. Воспитатель предлагает двум детям переломить гранит и мел. Воспитатель: «Какой камень можно сломать? Какой из этих камней прочнее?» ответы детей. Воспитатель: «Как вы думаете, что можно сломать мрамор или известняк? Почему?» делают вывод.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось проводить опыты?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель. Я предлагаю вашему вниманию просмотр мультфильма «Природоведение для маленьких. Полезные ископаемые».

Просмотр развивающего мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста

Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз...

Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности....

познавательная непосредственнообразовательная деятельность в средней группе. Лексическая тема "Космос" "Полет к Солнцу"

Дать элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей среднего дошкольного возраста о космосе, звезде Солнце, планете Земля с опорой на ведущие виды деятельности дошкольн...

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КЛАДОВАЯ УРАЛА». Учебное занятие Тема занятия: «Путешествие по сказу П.Бажова «Серебряное копытце»

На учебном занятии обобщаем знания детей о произведении П.П.Бажова “Серебряное копытце”,продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в...

Проект "Кладовая Урала"

Проект«Кладовая Урала»Наш Урал могуч собою, и красив он и велик…Любим мы его душою! Да и как же не любить?...