Городское методическое объединение. Мастер-класс «Календарно – обрядовые песни и игры, связанные с праздниками, с явлением природы».
методическая разработка (подготовительная группа)

Мезенцева Татьяна Сергеевна

 

Цель: Познакомить педагогов с праздниками русской народной культуры.

Задачи:

  1. Пробудить у педагогов интерес к народным праздникам.
  2. Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное мышление у участников мастер-класса.
  3. Воспитывать уважение к традициям наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_gmo.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Календарно – обрядовые песни и игры, связанные с праздниками, с явлением природы ».

Цель: Познакомить педагогов с праздниками русской народной культуры.

Задачи:

  1. Пробудить у педагогов интерес к народным праздникам.
  2. Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное мышление у участников мастер-класса.
  3. Воспитывать уважение к традициям наших предков.

Ход мастер-класса:

Перед началом мастер-класса участников приветствуют словами (звучит РН музыка):

Ведущая в русском народном костюме:

 Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам, да радости!

Давно я вас поджидаю,

Праздник без вас не начинаю!

 (русский поклон)

Проходите, проходите,

Проходите вас прошу,

Дорогих гостей встречаю,

Чтим традиции народа,

Будет что мне показать.

-Сегодня я вас приветствую на мастер-классе «Календарно – обрядовые песни и игры, связанные с праздниками, с явлением природы ».

Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим!

Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. На мастер-классе я бы хотела остановиться на самых ярких праздниках в течение календарного года. Эти праздники с большим интересом воспринимается детьми, родителями.

Осень, осень, в гости просим,

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

Вот Покров-батюшка в двери стучит. Готовы вы люди добрые, меня встречать, весь урожай собрали? И в доме наводили порядок.

В народе говорят:

 «Чини избу до Покрова, а то не будет тепла».

Чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили (утепляли, забивали щели) да приговаривали:

 «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!».

 С появлением первых заморозков впервые затапливали печи, мыли полы и стены, просили:

 "Покров, натопи избу без дров! "

Как пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Девушки собирались по вечерам прясть, вышивать, вязать, а кавалеры рядом с ними сидели, на них поглядывали да веселили их. А девицы-красавицы тайком просили:

«Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком».

Считалось, что если весело Покров проведешь - дружка найдешь. Поэтому на Покров начинали играть свадьбы. Вот уж были звонкими да веселыми последние покровские хороводы! А давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод.

Звучит музыка.

- Время быстро пролетело,

Всё к зиме уже готово.

А на праздничном календаре Рождество Христово!

Вторая половина января является отличным временем для гаданий и совершения разных ритуальных таинств. Гадали чаще всего молодые девушки, собираясь вместе.

Гадание на книге. Для этого способа гадания ребенку понадобится его любимая книжка. Он должен дать ее родителям или друзьям, и назвать любую страницу и номер строчки. То, что написано в книге, ожидает ребенка в ближайшее время. Часто так бывает, что предсказание так просто не расшифровать – в этом случае родители должны помочь и подключить свою фантазию, чтобы ребенок не огорчился.

А теперь и вам предлагаю погадать, а гадание так и называется:

Рождественское гадание с рисовыми зернами.

Наполните миску рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число –  отрицательный ответ,  нечетное – положительный.

с 25 декабря по 6 января длились Святки. Они совпадают с колядованием, сопровождающимся обязательно песнями-колядками.

-Песни-колядки  имели определённую композицию. Какие элементы композиции должны были быть традиционно в песне-колядке? «Поздравление с праздником в начале, затем пожелания добра и здоровья, а в конце – требование подарков».

 Исполнение колядок

олядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе Коляду нашли.

Коляда-моляда

Всех ребят созвала,

Всех ребят созвала,

Всем гостинцы раздала

Вед: А и правда, пойдем колядовать, коляду искать.

Дети и ведущая поют колядку и идут к первому дому:Первый вариант колядок:

Дети: (поют) Коляда, коляда, поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

Задела за кочку – простояла ночку!

Дети: (говором) Дяденька, добренький,подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Хозяин (угощает детей): Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки,

Утятки да поросятки.

Счастье да любовь, да совет на долгий век.

Дети: (поют) Сеем, веем – посеваем, с Новым годом поздравляем!

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)

Ведущая: Спасибо этому дому, пойдем к другому!

Дети,ведущая поют колядку и идут ко второму дому:Второй вариант колядок:

Дети: Коляда, коляда, прикатила молода.

Мы искали коляду во Ивановом двору.

Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять,велит скоро подавать:

Или тепленький пирог, или маслице – творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Дети: (говорком) Тетенька, добренька,подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):

Расходитесь по домам, Ничего я вам не дам!

Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка: Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети: Коляда, коляда, длинная борода,

Кто не даст ножку – расколю окошко!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

Хозяйка: Что вы, что вы, оставайтесь, Чем хотите, угощайтесь!

Вот вам угощение: сыр да печенье,

Пряники, конфетки, кушайте, детки! (угощает детей)

Дети: Сеем - веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)

Спасибо этому дому, пойдем к другому!

Ведущ:Посмотрите кто кнам пожаловал. Это старушка-завидушка! Она завидует,что нам тут с вами весело…так а нам и не жалко, давайте мы с ней поиграем.

ВЕД: а теперь пора и в игры веселые играть, а вот и коза к нам пожаловала. В круг скорее вставайте игру с ней начинайте.

«Давай коза попрыгаем»

Под музыку выношу масленицу

-Эй, веселей собирайся, народ!

Нынче Масленица в гости идёт.

Спешите, спешите,

Друзей с собой прихватите!

Каждый год, когда заканчивается зима и подходит время долгожданной весны, на Руси устраивались народные гуляния. Они продолжались целую неделю, и назывался этот праздник Масленица. Он отличался обилием блинов и разгульным весельем.

Чтобы праздник был веселый, задорный можно и нужно: исполнение частушек.  Масленица тоже не обходится без этих озорных песенок

(исполняют частушки).

Мы частушки пропоем,

Как мы Масленицу ждем,

Как тоскуем по блинам

И по теплым вешним дням.

 

Мы при всём честном народе

Вам частушки пропоём,

Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнём.

(Т. Лаврова ■)

 

Веселись, честной народ,

В гости Маслена идёт!

От души её встречай,

Всех блинами угощай!

(Т. Лаврова ■)

 

Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Все друзья плясали, пели,

Да блиночки кушали!

(Т. Лаврова ■)

В маскарадном хороводе

Закружился стар и млад,

У мальчишек и девчонок

От конфет глаза горят.

(Т. Лаврова ■)

 

В нашем классе кулинарки

Ловкие, умелые!

Все в нарядных платьях ярких,

А блины – горелые!

(Т. Лаврова ■)

 

Все девчонки в ночь гадали,

Дружно кинули башмак.

Мишке в голову попали,

Во весь лоб теперь синяк!

(Т. Лаврова ■)

 

На весёлой русской тройке

Прокатились мы друзья.

Сбив в пути корову Зорьку,

Слёзы лили в три ручья.

(Т. Лаврова ■)

 

Песни петь боюсь немножко,

Хоть и громко я пою.

Друг мой пляшет под гармошку –

Я как вкопанный стою.

(Т. Лаврова ■)

 

Бой снежками не на шутку,

Катя громче всех ревёт:

Ей снежок попал под шубку,

А второй – в открытый рот.

Есть один древний обычай, без которого Масленицу нам не провести. Давайте попросим, друг у друга прощения за все обиды, обнимемся и помиримся! А теперь попрощаемся с Масленицей до следующего года!

Звучит музыка.

На дворе весна

Весну встречают несколько раз.

Ведущий: Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинались гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица. Сжигают и соломенное чучело - символ торжества над стужей и холодом.

Ведущий: Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички - веснянки, ждали прилета первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли "жаворонков". Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Ведущий: В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.

Вот и мы сегодня будем хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички:

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

***

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.

***

Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ладошки назад, в середине с завязанными глазами ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Жаворонок прячет колокольчик кому-то в ладошки.

Водящий в кругу снимает повязку и по поведению ребят пытается отгадать у кого колокольчик.

Если долго не получается, то просит:

Колокольчик помоги, колокольчик зазвени! (Отгадывает)

Тот, у кого колокольчик должен позвонить за спиной. Так происходит смена водящего. Жаворонок становится в круг, а бывший водящий становится жаворонком.

Весенний хоровод

 приближается лето.

Ивана Купала - удивительный праздник. Отмечался раньше ночью. Гуляющие жгли священные костры, прыгали через огонь, водили хороводы, плели красочные венки и пускали их по воде "плыть к суженому и долю указать".

Вот и мы с вами сейчас поиграем с нашими венками.

Игра «Возьми венок»

Число участников игры должно быть на одного человека больше числа венков. Дети встают в хоровод, в центре которого лежат венки. Пока играет музыка, все водят хоровод, но как только музыка прекращается, все стараются быстро поднять венок и одеть его на голову. Кому не хватило веночка, выбывает из игры, число участников уменьшается, число венков так же должно уменьшиться на один, и так до тех пор, пока не останется два участника и один венок. Победитель тот, кто первым схватит последний венок.

Символ праздника - цветок иван-да-марья. Из глубины веков до нас дошла легенда, что в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник, указывая место спрятанных кладов.

Все обряды на день Ивана Купала связаны с водой, огнем и травами. Ночь на Ивана Купала – самая короткая в году, но именно за это время природа оживает и приобретает чудесную силу.

Предлагаю поиграть в игру (Травы)

Бабка-Ёжка

Для этой игры нам понадобится метла или веник, ведь какая может быть «Бабка-Ёжка» без метлы. Дети встают в круг, «Бабка-Ёжка» встает в середину круга.  Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»: 

И «Бабка-Ёжка» говорит: У меня нога болит.

После этих слов, она начинает крутить метлу по кругу над землей, а дети должны подпрыгивать так, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела. Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу и забирает к себе в избушку. Играют до тех пор, пока «Бабка-Ёжка» не переловит всех играющих, а потом все вместе катаются на метле.

Звучит музыка

Круг наш замыкается,

Год наш завершается.

Наш мастер - класс подошёл к концу,

Веселье не кончается.

Я верю, что ещё не раз

Мы с вами повстречаемся.

Надеюсь, что эти игры и обряды будут использоваться Вами в работе с детьми.

Исполняется песня - хоровод «Встречная»

1. Как по слободе по нашей, пошли,  идут по кругу

В детский сад на праздник  мы пришли.

Припев: 

Ой, ли да калинка моя, ---Тарелочка, 

В детский сад на праздник мы пришли.  --- Кружатся парами стоят в кругу

2. Посиделки нынче в садике у нас --- Девочки идут в круг, поворачиваются, идут на свои места.

Будем песни петь весёлые для вас. --- Мальчики идут в круг,  девочки из круга

Припев: 

Ой, ли да калинка моя,  ----  Девочки поворачиваются  к мальчиком лицом тарелочка 

Будем песни петь весёлые для вас. ----  Кружатся на дробном шаге.

3. Позабавим дорогих наших гостей, --- Внешний круг берутся за руки, идут в круг, а внутренний проходят в их руки-воротца.

Так похлопайте же гости скорей!  - Стоят спиной друг к другу хлопают.

Припев: 

Ой, ли да калинка моя, --- Поворачиваются навстречу друг другу, идут, берут партнера в лодочку

Так похлопайте, похлопайте скорей.---- Кружатся, идут по кругу 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»   г. Прокопьевска Кемеровской области  Серге...

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...

Мастер-класс на городском методическом объединении «Нетрадиционные техники рисования как средство художественно - эстетического развития дошкольников»

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;• В...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Участие в работе методических объединений (мастер-классы, семинары и консультации)

Консультация для воспитателей "Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"...

Городское методическое объединение 04.04.2020. Конспект военно- спортивной игры «Эстафета памяти».

Открытое занятие "Эстафета памяти" посвящённое празднику Дню Победы....