Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»
рабочая программа (подготовительная группа)

Ольга Юрьевна Павлова

 Развивающий потенциал  краеведения  очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. Краеведение  – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых ребенком знаний и умений. Оно создает условия для  работ  исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии дошкольников. Наряду с интеллектуальным развитием детей  краеведение  помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов при ознакомлении детей с Краеведением.Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.

Программа построена по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал знаний о родном крае.У программ есть 3 главных стратегических направления:

  • Реализация серии междисциплинарных проектов;
  • Сюжетно – ролевые формы изучения материала.
  • Построение на основе математической логики;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_steam_2.docx119.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Бердска

детский сад № 17 «Земляничка»

Рабочая программа краеведческого образования

детей  старшего дошкольного возраста

«Мой край родной»

в рамках работы « STEAM- лаборатории»

Воспитатель высшей категории:

                      Павлова Ольга Юрьевна.

Бердск

2021 -2022 уч.год.

Содержание

Актуальность программы

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

3

1.2.Цели и задачи реализации Программы

5

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

7

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

       8

2. Содержательный раздел программы

       9

2.1. Содержание образовательной деятельности

2.2. Формы и методы организации работы с детьми по по реализации  задач Программы

10

2.3Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

11

3. Организационный раздел программы

12

3.1 Перспективное планирование по программе «Основы программирования в ознакомлении с родным краем»

12

3.2. Перспективное планирование по программе «Основы математики и теории вероятности в Краеведении»

15

3.3. Перспективное планирование по программе «Основы картографии и астрономии в познании мира»

18

   3.4.Заключение – вывод.

23

4.Список литературы:

24

Приложение

  1. Целевой раздел Программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17«Земляничка» (далее Программа) разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

- Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;

- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);

Дополнительная Программа обеспечивает знакомство дошкольников с культурой людей, проживающих в Сибири, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине» через STEAM – лабораторию.

Введение

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».  Развивающий потенциал  краеведения  очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. Краеведение  – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых ребенком знаний и умений. Оно создает условия для  работ  исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии  дошкольников. Наряду с интеллектуальным развитием детей  краеведение  помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов при ознакомлении детей с Краеведением. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.

Программа построена по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал знаний о родном крае. У программ есть 3 главных стратегических направления:

  • Реализация серии междисциплинарных проектов;
  • Сюжетно – ролевые формы изучения материала.
  • Построение на основе математической логики;

Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Все это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений по Краеведению.

Таким образом, реализовывая STEAM – образования в нашем детском саду в Краеведении, мы решили начать знакомство со STEAM – лабораторией, так как цель такой лаборатории– это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.

Занятия с дошкольниками – это большой труд и огромное удовольствие. Для ребят занятия – это настоящая игра. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес при ознакомлении детей с родным краем.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель:

Развитие у детей интереса к природе, истории и культуре родного края, с использованием  STEAM – технологий в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется  интеграция содержания различной деятельности дошкольников в ознакомлении с Родным краем, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
  • Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести.

Развивающие задачи:

  • Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации,  разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем;
  • создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;

Воспитательные задачи:

  • Воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.
  • Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;

Научно-методические задачи:

  • Создать  преемственные связи ДОУ, семьи;
  • использовать  инновационные технологии, направленные на развитие  у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
  • отслеживать   результативность  работы  всех  участников образовательного учреждения   с  помощью системы мониторинговой деятельности;

 Новизна Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского исследования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группе детского сада и проведения игр - экспериментирования с детьми, отражающейся в образовательной модели STEAM в Краеведении.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы 

В основу Программы положены принципы развивающего обучения и научное положение Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие и непрерывность, которая на этапах дошкольного детства обеспечивается взаимодействием двух социальных институтов: семьи и образовательной организации.

1)поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду);

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;

3) уважение личности ребёнка;

4) реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемые результаты:

  • Создание модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно – технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников в Краеведении;
  • дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества в ознакомлении с родным краем;
  • сформирование профессиональных компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды  для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.

План реализации программы.

  1. Собирательно – информационный.
  • Знакомство с программой STEAM – лабораторией.
  • Выявить интерес детей и их родителей для определения целей проекта по краеведению.

Организационно – практический.

 Занятия по программе «Основы чтения» построены по одному стандарту.

Каждый день воспитатель 2 раза по 1 – 3 минуты играет с детьми с карточками со словами. Всего это занимает 5 минут в день.

Ежедневный график занятий по чтению

«Презенташки»

Знакомимся с новыми словами

До завтрака

1 мин.

  1. Воспитатель приглашает детей на мини-игру «Презенташки» - презентацию важных слов для вечерней игры «Поиграшки».
  2. Воспитатель показывает слово с картинкой, называет его. Дети повторяют слово за воспитателем.
  3. Повторять п. 2 для всех слов, запланированных на данную неделю..

.

«Поиграшки»

Распознаем новые и старые слова

Перед/после полдника

3 мин.

  1. Воспитатель приглашает детей на игру «Поиграшки».
  2. Воспитатель выбирает несколько ранее изученных слов, раскладывает отобранные слова перед детьми без картинок вместе с изучаемыми на текущей неделе. Всего 7 слов.
  3. Воспитатель просит детей поочередно находить слова.
  4. Дети находят и показывают нужные слова. Воспитатель отмечает наиболее активных детей.

Всего в пособии содержится 20 карточек со словами.

Предлагаем следующий алгоритм ее реализации. В группе подготовлены 2 коробки для карточек:

«Текущие карточки» - в ней хранятся слова, которые готовятся к изучению;

«Отработанные карточки» - в ней хранятся слова, которые первично изучили и те, которые используем для вечерней игры «Поиграшки». Каждое утро педагог берет очередные карточки из коробки «Текущие карточки» и работаем с ними 2 раза в день по графику. На вечернее занятие – игру «Поиграшки» добавляем к текущим карточкам любые карточки из коробки «Отработанные карточки» - всего 7 карточек. После занятия все карточки, с которыми работали в этот день, складываются в коробку «Отработанные карточки».

  1. Содержательный раздел программы.
  1. Вся работа над проектом разделилась по программам

Название программы

Сроки

1

Основы программирования в ознакомлении с родным краем.

Сентябрь –   ноябрь

Занятия 1 раз в неделю по 25 мин.

2

Основы математики и теории вероятности в Краеведении.

декабрь – февраль Занятия 1 раз в неделю по 25 мин.

3

Основы картографии и астрономии в познании мира.

март – май

Занятия 1 раз в неделю по 25 мин.

В рамках первой программы «Основы программирования в ознакомлении с родным краем» познакомились с ключевыми понятиями программирования; кто такой робот, какими они бывают; с принципами работы робота.

Изучить пошаговое программирование через сюжетно – ролевые игры с роботом, проектную деятельность по краеведению Дети самостоятельно принимают выбор решения задачи и совместную реализацию от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата.

2.2 Завершающий – презентационный.

  • Проектное занятие – Тема: «Дом для Микибота».
  • Подведение итогов.
  • Беседа с детьми «Что мы нового узнали о родном крае?».
  • Родительское собрание.
  • Праздник – соревнования между командами детей по прохождению роботами лабиринтов для рефлексии когнитивных и практических навыков.

Предполагаемый результат:

1. Диагностика.

2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3.Освоение и применение доступных знаний детьми о родном крае.

4.Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

5. Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к чему – то новому.

В ходе реализации программы, благодаря применению данной технологии мы повышаем результативность овладения детьми основ программирования в ознакомлении детей с Краеведением. Развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Данная система работы позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития эффективным способом, путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

  1. 3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Ознакомление дошкольников с родным краем  происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.
Педагоги используют 
разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:

- проектная деятельность;

- тематические родительские собрания;

- дни открытых дверей,

- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных конкурсах на уровне ДОУ, на городском, Всероссийском и международном уровнях..

Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей.

На уровне ДОУ:

-"Дары осени",

-«Очумелые ручки",

-"Мой любимый детский сад",

-"Здравствуй, зимушка-зима",

Ежегодно проводятся обрядовые праздники с привлечение родителей. В дошкольном учреждении стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки. Масленица. Стали традиционными такие праздники как: День пожилого человека», «День России».

. Родители  принимают самое активное участие в подготовке, организации и проведении праздников и развлечений. По итогам, совместно с педагогами готовят фото, размещают информацию на сайте группы.

В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Работает  сайт группы, ДОУ.

3. Организационный раздел программы

3.1. Перспективное планирование по программе «Основы программирования в ознакомлении с родным краем»

Месяц/неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь/1 неделя

«Роботы – кто это?»

«Микибот, знакомься, это я а это мой город Бердск!»

Раздел программы

«Мой край родной»

-Познакомить с терминами: робот, программист, команда, программа. Определить роль роботов в жизни человека.

-Способствовать формированию понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом.

Закрепить понятия: «последовательность действий», «алгоритм», «верно», «неверно».

-Укрепить навыки создания простейшего алгоритма: программирования последовательности действий для робота.

-Развивать умения детей работать в группе сверстников.

 -Знакомство Микибота с легендой «Как город получил своё имя?

-Продолжать знакомство  с расположением города Бердска

Сентябрь/2неделя

«Знакомим Микибота с грибным и ягодным царством Сибири»

Раздел программы

«Природа»

-Закрепить термины: робот, программист, команда, программа.

-Познакомить с принципом работы робота.

-Сформировать взаимосвязь между командой и ее визуализацией.

-Способствовать формированию образа робота как помощника человека, формированию уверенности в собственных силах.

-Расширять, уточнять и систематизировать знания воспитанников о ягодах, грибах как особых растениях, их строении, разнообразии, значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.

-- Закрепить правила поведения в лесу, познакомить с правилами грибника.

-Обогатить словарный запас воспитанников

-Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Сентябрь /3 неделя

«Что ты можешь, Микибот?»

«Русское поле»

Раздел программы

«Природа»

-Познакомить с понятиями: последовательность действий, алгоритм.

Способствовать формированию образа робота как помощника человека, формированию уверенности в собственных силах.

- формирование навыка анализа последовательности действий, навыка создания программы для робота. В приготовлении теста.

-Формировать и поддерживать положительную самооценку детей, -уверенность в собственных возможностях и способностях.

-Закрепить знания воспитанников о зерновых.

- Повысить экологическое сознание воспитанников, формировать бережное отношение к хлебу.

Сентябрь /4 неделя

«Микибот гуляет по городу»

Раздел программы

«Культура и Достопримечательности»

 -Способствовать формированию навыка целеполагания, программирования, критического анализа.

-Развивать коммуникативные способности детей.

-Развитие промышленности в городе

-Создание первых заводов и мукомольных предприятий.

-Строительство в городе железно дорожного вокзала.

Октябрь /1 неделя

«Знакомим Микибота с  природой Бердска через картины местного художника Владимира Шарнина»

Раздел программы

«Население Сибири»

-Познакомить с числом 3.

-Закрепить формирование навыка целеполагания, программирования, критического анализа.

-Формировать навыки систематизации.

-Пополнение знаний детей о профессии художник

-Познакомить детей с творчеством  местного художника, фронтовика, В. Шарнина и его произведениями

Октябрь /2 неделя

«Микибот на рыбалке»

Раздел программы

«Природа»

-Познакомить с понятиями: цикл, цикличность, тест, тестирование.

-Получить навыки составления циклов действий.

-Воспитывать навык концентрации внимания.

- Познакомить воспитанников с наиболее известными видами рыб местных водоемов.

-Формировать знания воспитанников о пресноводных рыбах родного края, их строении и питании.

 –Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и обитателям водоемов родного края.

Октябрь/3 неделя

«Вечеринка с Микиботом» «Микибот на конкурсе талантов»

Раздел программы

«Население Сибири»

-Закрепить понятия: цикл, цикличность, тест, тестирование.

-Создать программы для новых целей и задач.

-Повышать мотивацию к обучению путем создания эмоционально – комфортной среды для занятия программированием.

-Укреплять навыки работы в команде, опыт соревнования.

Октябрь//4неделя

«Микибот готовит праздник День народного единства»

Раздел программы

«Культура и Достопримечательности»

-Закрепить понятия: цикл в цикле, условие, выбор.

-Изучить возможность выбора: конструкция «если …, то…».

-Формировать навыки коммуникации.

-развитие творческого подхода к исследованию.

Ноябрь/1 неделя

Познавательно-исследовательский проект

 «Знакомьтесь: Птицы нашего края»

Раздел программы

«Природа»

-Познакомить с понятиями: случайный выбор, анализ.

-Способствовать развитию критического мышления, умения оценивать результат своей работы.

-Формировать навыки коммуникации.

-Закрепить знания воспитанников о птицах родного края, их образе жизни, внешних признаках и особенностях строения.

- Повысить экологическое сознание воспитанников, формировать бережное отношение к птицам.

Ноябрь//2 неделя

«Микибот хочет есть»

«Роботы для каждого»

Раздел программы

«Население Сибири»

-Познакомить с понятиями: лабиринт, выход, задача, решение.

-Формировать умение определять задачу, находить ее решение, менять условие задачи, менять решение задачи, программировать движение по лабиринту.

-Способствовать формированию логического мышления, целеустремленности в решении задач, уверенности в своих силах.

 -Способствовать проецированию занятий в реальную жизнь. Профориентация.

Ноябрь/3 неделя

«Микибот – на старт!»

Раздел программы

Личностный компонент»

-Закрепить понятия: альтернативное решение, оптимизировать, оптимизировать путь.

-Закрепить навык определения задачи, поиска решения, оптимизации. Программировать движение по лабиринту.

-Способствовать формированию логического мышления, навыка позитивно – конструктивного отношения к возможным ошибкам.

-Знакомство со спортивными комплексами, где тренируются дети в  разных видах спорта г. Бердска, с видами спорта,

спортсменами.

Ноябрь /4 неделя

«Мой робот! Это - Бердск в прошлом и   настоящем».

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Развить творческую активность.

-Способствовать развитию креативности.

-Повышать мотивацию к обучению и уверенность в себе.

3.2Перспективное планирование по программе «Основы математики и теории вероятности в Краеведении»

Месяц/неделя

Тема

Программное содержание

Декабрь/1 неделя

«Занятие для волшебников! Город будущего Бердск»

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Знакомить с понятиями: хроматические и ахроматические цвета, первичные цвета, вторичные цвета

-Формировать навыки организации выборки по цветовому признаку.

-Развивать творческое мышление и художественные навыки.

Декабрь/2неделя

«Микибот потрясен! Лесные жители наших лесов»

Раздел программы

«Природа»

-Закрепить понятия: цвет, форма. -Закрепить навыки выбора по цвету и форме.

-Развивать креативное и критическое мышление, терпение

 -Познакомить воспитанников с животными, обитающими в наших лесах, их особенностями.

- Формировать навыки связной речи, речевой слух.

-Закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные».

-Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.

 -Воспитывать любовь к природе, к животным.

.

Декабрь/ 3 неделя

«Микибот сдает экзамен по улицам города Бердска».

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Закрепить понятия: цвет, форма, числа 0 – 10.

-Закрепить навыки программирования и выбора по цвету и форме.

-Развивать навыки взаимопомощи, совместной работы.

-Город (название, адрес), здания и сооружения расположенные вокруг сада, правила поведения в городе

Декабрь 4 неделя

«Новый год в лесу» Хвойные деревья.

Раздел программы

«Природа»

Создать программы для новых целей и задач.

-Повышать мотивацию к обучению путем создания эмоционально – комфортной среды для занятия программированием.

- Закреплять и расширять знания воспитанников о хвойных деревьях, как об одном из самых распространенных деревьев, произрастающих  на нашей территории: ее строении и пользе для человека.

Январь/3 неделя

«Веселые старты» Спортсмены Сибири. Знаменитые люди.

Раздел программы

«Население Сибири»

-Познакомить с понятиями: дополнение к программе, эстафета, случайные числа.

-Способствовать формированию навыков командной работы, умения дополнять программу.

-Укреплять навык конструктивного реагирования на усложнение условий задачи в ходе работы.

Январь/4 неделя

«Выбор Микибота».

«Все профессии важны – все профессии нужны!»

Раздел программы

«Население Сибири»

-Познакомить с понятиями: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию.

-Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор.

-Развивать коммуникативные навыки.

-Знакомство с профессиями города Бердска и их атрибутами

Февраль/1 неделя

«Двойной бросок»

Телепрограмма «Правила дорожного движения в городе».

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Закрепить понятия: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию.

- Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор.

-Укреплять уверенность в своих силах и повышать мотивацию к обучению.

-Правила поведения на улице, в общественных местах. Поведение на проезжей части.

-Ориентировка в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Февраль/2 неделя

«Новые знакомства Микибота»

Раздел программы

«Культура и достопримечательности»

-Познакомить с понятиями: выбор, голосование, расстояние, измерение, шаг, линейка.

-Формировать навыки голосования, подсчета голосов, определения расстояния.

-Формировать основы демократических подходов.

--Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения.

Февраль/3 неделя

«Скок – перескок Дома по улице»

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Закрепить счет 0 – 10, познакомить с понятиями: четные, нечетные числа.

-Формировать навык программирования заданного шага.

-Развивать навыки коммуникации.

Февраль/4 неделя

«Навстречу друг другу» Понятие о дружбе.

Раздел программы

«Личностный компонент»

-Познакомить с понятиями: движение, навстречу друг другу, движение в одну сторону.

-Формировать навык определения направления движения.

-Укреплять навык командной деятельности.

Март/4 неделя

«Дом для Микибота!»

Раздел программы

«Культура и Достопримечательности»

-Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие.

-Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.

-Повышать мотивацию к обучению.

3.3. Перспективное планирование по программе «Основы картографии и астрономии в познании мира»

Месяц/неделя

Тема

Программное содержание

Март/1 неделя

«Зачем тебе карта?»

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Познакомить с понятиями: карта, картография.

-Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребенка.

-Повышать уверенность в собственных силах.

Март/2 неделя

«Что сказала карта Новосибирской области?»

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Закрепить понятия: карта, картография. Познакомиться с понятиями: читать карту, условные обозначения.

-Формировать первичные навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации.

-Повышение мотивации к обучению, командная деятельность.

Март/3 неделя

«Наш дом – город Бердск»

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Познакомить с понятиями: картограф, масштаб.

-Формировать навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации.

-Развивать абстрактное мышление

Герб, Флаг города.

Март/4 неделя

«Мама, я – картограф!»

Раздел программы

«Личностный компонент»

-Закрепить понятия: картограф, масштаб.

-Формировать умения ориентироваться на плоскости, понимание пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги, умение выполнять различные практические задания при ориентировке на плоскости, самостоятельно характеризовать размещение объектов на листе бумаге.

-Развивать пространственное, аналитическое, критическое мышление.

Апрель/1 неделя

«Письмо для инопланетян» Россия наша Родина

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы, фрактальные рисунки.

-Формировать навык масштабного мышления.

-Развивать творческое и математическое мышление.

Апрель/2 неделя

Почему космос – это круто?» «Семья звезды по имени Солнце!» Планеты

Раздел программы

«Природа»

-Познакомить с понятиями: космос, вселенная, звездные карты, навигация, ракеты, космические станции.

-Расширить горизонты мышления и творческого потенциала детей.

-Повышать мотивацию к изучению космоса и осознания его важности для  жизни детей. Познакомить с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечная система.

-Создать собственную карту Солнечной системы.

-Содействовать масштабированию мышления, повышения мотивации к изучению космоса.

Апрель/3 неделя

«Тайна острова сокровищ»

Раздел программы

«Природа»

-Познакомить с понятиями: географические объекты.

-Закреплять навык масштабного и творческого мышления.

-Развивать уверенность в собственных силах и повышать мотивацию к обучению.

Апрель/4неделя

«Моя чудесная планета»

Раздел программы

«Культура и достопримечательности»

-Познакомить с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус.

-Закрепить понятия: географические объекты, карта, а также навыки чтения изображений, чтения карт.

-Развивать уважительное отношение к своей культуре и культурам других стран.

Май/1 неделя

«Книга памяти»

Раздел программы

«Население Сибири»

Повышать мотивацию к изучению истории -Формировать навыки сравнения и анализа.

-Экскурсия к памятнику Победы.

Встречи с родителями детей в детском саду; беседы о войне, о родственниках, принимавших участие в боевых действиях, о фотографиях хранящихся в семейном альбоме.

Май/2 неделя

«Высаживаемся на Марсе!» «Сказки земли  Сибирской»

Раздел программы

«Культура достопримечательности »

-Познакомить с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, роли устранения неполадок, исследований и разработок, изобретений, инноваций и экспериментов по решению проблем.

-Развивать способности к проектированию, использованию и поддержке технологических систем.

-Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, перспективного целеполагания по колонизации космоса.

Май/3 неделя

«Космическое турагентство!»

 «Родной дом дороже золота»

 Диагностика

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив ее основания.

-Формировать навыки прокладывания маршрута на карте.

-Развивать комплексное, креативное и творческое мышление.

Май/4 неделя

«Открой свою планету!»

Диагностика

Раздел программы

«Мой город Бердск»

-Познакомить с понятием экзопланета.

-Закрепить навыки творческого и системного подхода к решению задач.

-Укреплять навыки совместной командной деятельности.

3.4.Заключение – вывод.

  Таким образом, у дошкольников формируется ряд ключевых компетенций:

        • умение применять свои знания в решении практических задач;

        • умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

        • познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

        В результате краеведческой работы с использованием STEAM - технологий дети стали больше интересоваться историей и культурой нашего города, области. Выросла активность ребят. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой мы делимся,   на собственном сайте.

   Краеведение  – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых детьми знаний и умений. Оно создает условия для  работ  исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии старших дошкольников. Наряду с интеллектуальным развитием детей,  краеведение с использованием STEAM - технологий  помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

  Нам кажется,  краеведение  обязательно должно присутствовать в дошкольной программе. Эта программа учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ребенок может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Занятия  по STEAM – технологий в  краеведении необходимы в  доу, так как одновременно это и занятия, помогающие ребенку выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждого дошкольного учреждения. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно – нравственных качеств  у молодых граждан России.

4.Список литературы:

  • Основная образовательная программа МБДОУ № 17 «Земляничка».
  • Беляк Е. «Детская универсальная программа STEAM – лаборатория»
  • Рабочая программа по направлению «Социально - коммуникативное развитие» « Край мой родной» МБДОУ № 17 «Земляничка».
  • «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001
  • Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
  • Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
  • Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015.

Приложение.

Диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...

Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )

Содержание      I.Целевой раздел:1.      Пояснительная записка2.      Принципы  и  подходы  к  формирован...

Сценарий для старшего дошкольного возраста «Мой край родной – Кузбасс!»

Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордостиза родной край на примере народных промыслов. Задачи:Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развива...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной, мой край любимый"

Презентация для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным Краснодарским краем: географическим положением, символами, столиценй, природой, экономикой, знаменитыми людьми....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной - Мордовия моя"

Занятие предназначено для закрепления материала о своём родном крае. Проводится в виде игры, что очень нравится детям....