КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию «Мордовский национальный костюм»
план-конспект занятия (старшая группа)

Саитова Галина Викторовна

Цель: Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
Задачи:
«Познавательное развитие»: Расширить и углубить знания о Республике Мордовия, воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение к национальным традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.
«Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, правильно отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарь детей (мордва, мордовский, национальный, костюм, рубаха, передник, набедренное украшение, нагрудное украшение, шапочка-венок) .
«Художественно эстетическое развитие»: Знакомить детей с мордовским национальным костюмом, ввести рисование элементов – «крест», «ромб», «полосы», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.
«Социально коммуникативное развитие»: Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_mordovskiy_kostyum.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию «Мордовский национальный костюм»
Цель: Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
Задачи:
«Познавательное развитие»: Расширить и углубить знания о Республике Мордовия, воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение к национальным традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.
«Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, правильно отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарь детей (мордва, мордовский, национальный, костюм, рубаха, передник, набедренное украшение, нагрудное украшение, шапочка-венок) .
«Художественно эстетическое развитие»: Знакомить детей с мордовским национальным костюмом, ввести рисование элементов – «крест», «ромб», «полосы», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.
«Социально коммуникативное развитие»: Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкальная.
Материал и оборудование: воспитатель в национальном костюме, кукла в национальном костюме, элементы мордовского и других орнаментов, аудиозапись мордовской народной музыки.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры; театрализованное развлечение по сказке «Как собака друга искала».
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы сейчас вспомним, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Страна, в которой мы живем, называется – Россия!
Воспитатель: А как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется – Мордовия!
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно, потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как нарядно я одета. Как вы думаете, какой костюм на мне?
Дети: Это мордовский костюм.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! А какие национальные костюмы вы еще знаете?
Дети: Татарский, русский.
Воспитатель: Хорошо ребята, молодцы! А как вы догадались, что на мне мордовский костюм?
Дети: По рисунку – крест, ромб, полосы. Это мы видим на переднике, на набедренном украшении, на головном уборе, на рубахе.
Воспитатель: Правильно, ребята! Мордовский костюм очень красивый. Он яркий, разноцветный, с разными украшениями.
Воспитатель: Вот о мордовском национальном костюме мы сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение.
Есть край наш мордовский –
Он самый красивый.
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда? А как вы думаете, о чём оно?
Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?
Дети: Потому, что здесь живет народ – мордва.
Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?
Дети: Это – русские, татары, чуваши.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?
Дети: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.
Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм, в который одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?
Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.
Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.
Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха по-мордовски – панар, рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по - мордовски – икельга паця. А так же набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, которые украшали: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски – паця-коня.
Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.
Рубаха – Панар.
Передник – Икельга паця.
Набедренное украшение – Пулай.
Нагрудное украшение – Сюлгамо.
Шапочка-венок – Паця-коня.
Воспитатель: Ребята, мордва – народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. (Танец под мордовкую мелодию) .
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы, возвращая мне клубок, называете его по-русски. (Игра «Клубочек») .
Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы! Мы с куклой Машей очень вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх. до свидания.
Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной к школе группы.

Коспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной группы...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры. Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество. Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традиция...

Конспект занятия НОД в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста «Кукла в мордовском национальном костюме».

-расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;-познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;-закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовс...

Конспект интегрированного занятия "Мордовский национальный костюм"

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Уточнить и закрепить знания детей о...

Познавательное развитие. "Башкирский национальный костюм".

Знакомство с башкирским национальным костюмом....

Конспект ООД по познавательному развитию "Башкирский национальный костюм"

занятие по ознакомление с социальным миром  "Башкирский национальный костюм"...

Конспект образовательной деятельности В подготовительной группе на тему: «Знакомство с мордовским национальным костюмом» 2019г.

Уточнить знания детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Обратить внимание на национальный мордовский костюм, историю мордовского народного костюма, его особенности, разнообразия одеж...