Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»
проект по окружающему миру

Макашова Светлана Федоровна

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

Педагогический проект

Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными

Алтайского края»

во второй младшей группе №3

на 2021-2022 учебный год

                                                                                              Руководитель   проекта:

                                                                                               воспитатель  

                                                                                              Макашова С.Ф.

                       

с. Мамонтово 2021г.

Участники проекта: дети второй младшей группы №3,родители,   воспитатель.

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о диких животных, о правилах поведения в природе.

Актуальность проекта: Любовь, понимание и забота – это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

Экологическое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство является периодом, когда закладываются основы правильного воспитания к окружающему миру, к природе родного края. Дети узнают о правилах поведения в природе, учатся чуткому отношению к природе, начинают любить свой край.

Цель проекта:

Создать в группе условия для расширения представления детей о животных родного края.

Задачи проекта:

образовательные: Формировать представления  детей о диких животных родного края, об их характерных отличительных признаках, приспособлении к своей среде обитания: как передвигается, спасается от врагов, чем питается, о жилище.

развивающие: Развивать интерес к живой природе, творческие способности, память, мышление, связную речь.

Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей.

воспитательные: Воспитывать интерес, любовь, заботливое отношение к животному миру Алтайского края.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

 В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

  Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

   Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

  

   К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

    Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

  По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

  Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

    В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

  На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

      Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

   Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

    Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

         В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

   В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

     В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

    Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Планируемый  результат:

у детей:

  • Активизируется познавательный интерес детей по теме проекта;
  • Сформируются представления детей о диких животных родного края, о причинно – следственных связях между образом жизни и средой обитания;
  • Обогатится словарный запас детей, способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей;
  • Способствовать развитию продуктивной деятельности детей.

у родителей:

  • Повышение  компетенции родителей по вопросам экологического воспитания;
  • Формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ.

у педагогов:

  • Повышение педагогической компетенции педагогов   по экологическому воспитанию;
  • Повышение уровня сотрудничества с семьёй;
  • Создание атрибутов к театрализованной деятельности, дидактических игр, картотек стихов, потешек и  т.д.    

                                                         

 Принципы и подходы к реализации проекта:

Принцип доступности

Принцип наглядности

Принцип системности

Формы и методы работы:

методы: наглядные, словесные, практические;

приёмы: рассматривание, беседы, обыгрывание, просматривание и  прослушивание аудио-записей ,художественное слово

Итоговый продукт: Создать  картотеку  дидактических игр о диких животных, пальчиковых игр.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный(организационный)

  • изучение и подбор литературы по теме проекта;
  • подбор дидактического материала (иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр и т.д)
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, DVD и аудиозаписей  
  • изучение темы на интернет-сайтах.

2 этап-содержательный ( практический)

Направления в работе, через которые реализуется проект:

  • игровая деятельность детей;
  • коммуникативная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • познавательно – исследовательская деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • двигательная деятельность;
  • музыкальная деятельность.

    месяц

тема

цель

Сентябрь

1 Беседа: «Кто такие дикие животные?»

2.Художественная литература:

Русская народная сказка «Теремок»

3.Дидактическая  игра:

«Сложи картинку»

4 Рассматривание сюжетных картин «Дикие животные»

Цель: Познакомить с понятием «дикие» животные. Расширять представление детей о диких животных, живущих в лесу (медведь, лиса, белка, еж и др.), что дикие животные боятся человека, удовлетворяют свои потребности сами- добывают пищу, устраивают жилище, спасаются от врагов. На основе обогащения представлений продолжать расширять и активизировать словарный запас. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.

Октябрь

1. Беседа: «Кто живет в  нашем лесу?»

 (заяц, лиса, белка, ёж) 2.Рассматривание  картин из серий: «Дикие животные», иллюстраций в книгах.

3. Художественная литература. «Колобок», «Пых»

 «Рукавичка»

4. Дидактическая  игра:

«Узнай по описанию»,  «Чей домик»

Цель: учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида, находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Цель : Проявить у детей интерес к диким животным через русские народные сказки

Ноябрь

1. Беседа «Кто как к зиме готовится

2. Художественная литература «Рукавичка»

3. Дидактическая игра:

«Кто где живет?», «Кто прячется за кустом»

Пальчиковая игра: Кто в лесочке живет?

Цель: Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Вызвать у детей эмоционально – положительное отношение к персонажам сказки

Декабрь

1.Беседа: «Кто я?» знакомство с зайцем

2.Рассматривание иллюстраций о животном

3. Художественная литература: «Лиса и заяц»

4.Дидактическая  игра: «Чей малыш»

5.Подвижная игра: «Зайка серенький сидит»

6.Пальчиковая игра: «Заячьи прятки» 

Цель: Расширять представления детей о диком животном – зайце, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Январь

1.Беседа: «Кто я? знакомство с лисой

2.Рассматривание иллюстраций о животном

3. Художественная литература: Рассказы о диких животных «Лиса», «Заяц»

4.Дидактическая  игра: «Кто что ест», «Найди пару»

5. Пальчиковая игра: «Лиса»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – лисе, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Цель: Развивать связную речь детей, память, передавать свое отношение  к хитрой лисе

февраль

1.Беседа: «Кто я?»

знакомство с белкой

2.Рассматривание иллюстраций о животном

3. Художественная литература:

«Лиса и заяц», «Теремок»

4.Дидактическая  игра: «Сложи картинку»

5.Продуктивная деятельность:

6.Лепка: «Грибы для белочки»

6. Подвижная игра: «Бельчата и зайчата»

7.Пальчиковая игра:    «Белочка»

Цель; Расширять представления детей о диком животном – белочке, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

март

  1. Беседа: «Кто я»

 знакомство с медведем»

2.Рассматривание иллюстраций о животном

3. Художественная литература: Барто А. Медвежонок – невежа.

4. Рисование «Медведь» 5.Подвижная игра «У медведя во бору»6. Пальчиковая игра: «Медвежья семья»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – медведе, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

апрель

1.Беседа: «Кто я» знакомство  с волком

2.Рассматривание иллюстраций о животном

3.Художественная литература: «Лисичка сестричка и   серый волк»

4.Дидактическая игра: «Найди пару»

5.Подвижная игра: «Зайцы и волк»

6.Пальчиковая игра : « У кого какая шуба?»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – волке, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

май

1.Беседа :«Кто я» знакомство с ежом

2.Рассматривание иллюстраций о животном.

3. Художественная литература: Пляцковакиий М.С. «Ёжик ,которого можно погладить»

4. Лепка «Ёжик»                5. Пальчиковая игра; «Ёжик»

6.Дидактическая игра: «Чей хвост, чья лапа?»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – еже, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

План взаимодействия с родителями:

1.Консультация  «Животные –наши друзья»

2. Консультация: «Как привить ребенку любовь к животным»

3. Памятка «Правила поведения  на природе»

4.Изготовление масок для театра по сказкам «Теремок», «Колобок»

5.Сменная информация в родительский уголок о сезонных изменениях в природе.

6. Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа».

 3этап-заключительный (презентационный)

Защита проекта :   Создания презентации «Обитатели нашего леса»

Риски и пути преодоления

Риски: Нежелание родителей учувствовать в проекте.

Пути преодоления: Провести с родителями индивидуальные беседы. Сделать родителей активными помощниками и непосредственными участниками  педагогического процесса.

Ресурсное обеспечение  проекта

Иллюстрации, книги, игрушки, дидактические игры, картотеки пальчиковых, подвижных игр.

Интернет- сайты:

https://givnost.ru/zhivotnye-altajskogo-kraya-opisanie-nazvaniya-i-vidy-zhivotnyx-altajskogo-kraya/

 https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-dikie-zhivotnie-altayskogo-kraya-2695902.html

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/403913-albom-dlja-rassmatrivanija-albom-dikie-zhivot

https://videouroki.net/razrabotki/zaghadki-o-zhivotnykh-kraia.html

https://kykyryzo.ru/загадки-про-лесных-животных-40-штук/

https://vk.com/wall-113928007_1063

Учебно-методические ресурсы

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом»: Программа по экологическому воспитанию детей - М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2008.
  3. Николаева С.Н. парциальная программа «Юный эколог»: Мозаика-Синтез, 2017.
  4. «Какие звери в лесу?!», Москва, 2005,  Т.А. Шорыгина.
  5.  «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991г.,  Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  6.  «Дидактические игры в детском саду»,  А.К. Бондаренко - Москва «Просвещение», 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

Проект на тему "Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста через игру «Квадрат Воскобовича»

Для развития конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста  огромную помощь оказывает  развивающая игра «Волшебный квадрат». Примерное планирование заданий для детей дошкол...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Науменко Светланы Васильевны по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой народов населяющих КРЫМ »

Актуальность темы. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: наш...

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

         Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТФормирование социокультурных ценностей у детей    раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказк...