Проект на тему "Путешествие в прошлое города"
проект (подготовительная группа)

Белякина Валентина Владимировна

Цель проекта:

Дать детям знания о родном городе Коркино. Развивать чувство гордости, желание сохранить его чистым и красивым. Формировать интерес детей к поиску информации об истории родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_proshloe.docx55.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Проект на тему:

«Путешествие в прошлое города»

Разработчик: воспитатели

подготовительной группы «Б»

                                                                                                            Белякина В.В.

2022 год

Цель проекта:

Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости, желание сохранить его чистым и красивым. Формировать интерес детей к поиску информации об истории родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

  • Дать знания детям о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях. Формировать умение рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
  • Развивать связную речь детей; обогатить и активизировать словарь детей. Вызвать интерес к истории своего города, уважение к людям труда.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю. Воспитывать интерес детей к исследовательской деятельности.

Участники: дети 6-7 лет, воспитатели и родители подготовительной группы «Б»

По длительности: краткосрочный (2 месяца).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях.
  • Участие семей воспитанников в поисково-исследовательской деятельности.

Актуальность.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка – дошкольника. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Основываясь на интересах детей, педагог должен создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования, в данном проекте - о родном городе и Челябинской области.

Детьми задавалось много вопросов:

Как появился наш город?

Как образовался огромный карьер посреди города?

Почему улицы носят такие названия?

 Так как метод проектов позволяет детям дошкольного возраста усвоить сложный материал, через совместный поиск решения проблемы, воспитатели группы решили реализовать проект «Путешествие в прошлое города».

 

Содержание работы над проектом по этапам

Содержание деятельности

Ответственные        

Сроки выполнения

1 – й этап работы – подготовительный

  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
  • Диагностика по выявлению знаний детей о своем городе. Анкетирование родителей.
  • Подбор и изучение соответствующей литературы.

Воспитатели

Февраль-март 2022 г.

2-й этап работы с детьми – основной

Беседы и презентации «Откуда появился уголь. Труд шахтеров», «Растительный и животный мир Южного Урала»,  «Ознакомление с коренными национальностями Южного Урала», «Интересные названия улиц родного города», «Что было на месте города в прошлом», НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Знакомство с народными промыслами «Урало-сибирская роспись», (аппликация) «Дома на нашей улице», НОД по экспериментальной деятельности «Опыты и эксперименты с углем», рассматривание полезных ископаемых, экскурсия в музей «Краеведение».

Воспитатели

Февраль-март

3-й этап работы с детьми – заключительный

  • Подведение итогов проекта: познавательные мероприятия «Путешествие в прошлое» (выступления детей и показ презентаций), конкурс рисунков «Моя улица»

Воспитатели, учитель-логопед

март

Формы работы с родителями

  • Традиционные формы работы: консультации «Коркино - Родина талантливых людей!!!», буклеты «Экспериментальная деятельность в домашних условиях», «Интересные факты о городе»
  • Нетрадиционные формы работы: составление вместе с детьми презентаций по краеведению.

Воспитатели

Работа с кадрами

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»

Взаимодействие с учителем-логопедом: построение монологической речи детей.

Воспитатели, учитель-логопед

30 марта

Приложение

Беседа «Откуда появился уголь. Труд шахтеров»

Задачи:

  • Развивать представление детей о богатстве недр Земли, что каченный уголь – полезное ископаемое.
  • Расширять и уточнять представление детей о профессии шахтера, помочь уяснить значимость этой профессии.
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать уважение к людям труда.

Ход беседы:

Воспитатель:

- Что бы это могло быть?

- Какое оно?

Ответы детей.

Дети:

Ракушка, кубик. Камень. Что-то очень твердое.

Выслушав ответы детей, воспитатель их уточняет и говорит:

Воспитатель:

Да, дети, вы правы, он твердый. Но вы не видите какого он цвета. Быть может, если я скажу вам, какого он цвета, вы сможете мне сказать что это? Итак, кроме того, что он твердый, он еще и черного цвета. Ну так что же это?

Дети:

Уголь!

Воспитатель:

Да, вы правы, это уголь и еще его называют каменный уголь. А вот почему его называют каменный, вы скажете мне сами.

Дети:

Уголь очень твердый, как камень

Воспитатель:

Да, вы правы. Именно поэтому долгое время считалось, что он сродни камню. Но подумайте, может ли гореть обычный камень?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

А каменный уголь?

Дети:

Горит.

Воспитатель:

Верно, камень не горит. Но почему же тогда каменный уголь дает пламя, он горит.

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, дети, для вас это загадка. А вот великий русский ученый М. В. Ломоносов (портрет) разгадал эту загадку. Он показал, что каменный уголь образовался из древний растений и деревьев, которые в давние доисторические времена росли на Земле.

- Ну а дерево, дети, горит?

Дети:

Горит.

Воспитатель:

Верно, дерево хорошо горит, это знает каждый. Конечно, уголь совсем не похож на дерево, и на цветок тоже не похож. Но если рассмотреть кусок угля под микроскопом. Можно увидеть волокна растений.

 Воспитатель:

Давайте и мы с вами тоже посмотрим на каменный уголь под микроскопом.

Дети рассматривают кусочки каменного угля под микроскопом, делятся впечатлениями.

На кусочках пластилина дети выдавливают травинки, листья деревьев, лепестки цветов.

Воспитатель:

Теперь, когда мы с вами узнали откуда взялся уголь, может вы мне скажете тогда, какой профессии люди добывают уголь?

Дети:

Шахтеры.

Воспитатель:

А где и как шахтеры добывают уголь?

Дети:

Глубоко под землей, в недрах земли, в шахтах, в подземной кладовой.

Воспитатель предлагает детям картину для рассматривания «Шахтер добывает уголь» и ведет беседу по картине:

Вопросы:

Кто по профессии этот человек? Какая на нем рабочая одежда? Где находится шахтер? Как вы догадались, что он в шахте? Чем он добывает уголь? Как вы считаете какими качествами характера должны обладать люди этой профессии и почему? Что вы можете рассказать о том, как добытый шахтерами уголь поднимают из шахты на поверхность земли?

Воспитатель поощряет ответы детей и задает следующие вопросы:

Воспитатель:

Можно ли сказать, что труд шахтера необходим для людей? Почему?

Дети:

Да, труд шахтера необходим для людей потому, что люди других профессий не умеют добывать уголь. Врачи лечат людей, художники пишут картины, портниха шьет одежду, но все они должны работать в тепле.

Воспитатель:

Дети, если я скажу, что каменный уголь полезное ископаемое, попробуйте объяснить мне, как вы это понимаете?

Дети:

Потому что уголь, полезный для человека. Им отапливают жилища, но сначала его надо найти, а потом добыть его из-под земли, выкопать.

Воспитатель:

Молодцы, но представьте себе, если бы вдруг каменный уголь исчез, его бы не стало нигде, изменилась бы жизнь людей на Земле?

Дети:

Да, нечем было бы топить, стало бы холодно в домах, в детском саду.

Воспитатель:

Конечно, дети, каменный уголь нужен всем. Теперь вы сможете рассказать много интересного о каменном угле своим братьям, сестрам и родителям.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

(Аппликация)

Подготовительная  группа

Воспитатель: Белякина В.В.

Тема НОД: «Новые дома на нашей улице»

Тема недели: «Встречаем птиц»

Задачи:

  • Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции.
  • Развивать творчество, эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: цветная бумага, лист белого картона, клей-карандаш, ножницы, образцы аппликации.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите за окно. На улице наступила весна. С каждым днём солнце светит ярче и теплее. Покидает Зимушка-зима наши края. Жаль ей расставаться с нами. Что же оставить ей на память? Может быть воспоминания о городе, где она гостила?

Воспитатель:

Ребята, а как называется город, в котором мы живём? (ответы детей)

Наш город большой и красивый. В нём много домов, есть магазины, больницы, банки, парикмахерские, школы и детские сады.

Воспитатель:

Скажите, а вы знаете, на какой улице расположен наш детский сад? (ответы детей)

Воспитатель:

А на какой улице вы живёте? (ответы детей)

Воспитатель:

Каждый день вы идёте в детский сад по знакомым улицам. Что вы видите по дороге? (ответы детей)

Воспитатель:

В нашем городе много домов и все они разные. А что есть у дома? (крыша, стены, окна, балконы, двери.)

Воспитатель:

Давайте вспомним - кто строит дом? (ответы детей)

Воспитатель:

Кто создаёт проект дома? (схему, план строительства дома придумывает архитектор)

Кто красит стены?

Дети:

Маляр

Воспитатель:

Вот как много человек участвует в строительстве домов! И вы сегодня, работая в парах, попробуете себя во всех этих специальностях. (воспитатель делит детей на пары)

Воспитатель:

Мы будем делать аппликацию целой улицы города. Работы много, нужно работать дружно, сообща.

Физминутка.

Мы строители, мы строим, (стучим кулачком о кулачок)

Много мы домов построим, (руки вперёд, развести в стороны)

Много крыш и потолков, (руки треугольником над головой)

Много окон, стен, полов, (перед собой руками нарисовать квадрат - окно, руки в стороны - стены, присесть - пол)

Много комнат и дверей, (встать, руки вверх и через стороны вниз)

Лифтов, лестниц, этажей. (руки на пояс, наклоны в стороны)

Будет у жильцов веселье –  

В новом доме новоселье! (ходьба на месте)

Воспитатель:

Присаживайтесь, ребята. Посмотрите на доску, на своём листе я сделала из разноцветной бумаги дорогу, дома, посадила деревья. У меня получилась настоящая улица города. (показ аппликации воспитателя)

Воспитатель:

А теперь вы в парах подумайте – что будет на вашей улице? Обсудите с товарищем – что вы хотите создать на своей улице, какие будут дома.

Вы должны договориться, какого цвета будут здания, окна, какая будет крыша. После обсуждения вырежете из листа цветной бумаги здание. Его вы можете расположить горизонтально или вертикально.

Окна: для этого нужно вырезать длинную полоску, согнуть её пополам, потом ещё пополам, развернуть и вырезать по линиям сгиба.

Воспитатель:

И помните, ребята, что у напарников, которые договариваются и распределяют труд между собой, дело ладится и строительство заканчивается вовремя.

Воспитатель:

Приступаем к работе (включается фоновая музыка).

(Во время выполнения работы воспитатель подходит к детям, спрашивает, что уже сделали, что будут делать дальше. Парам, которые не могут договориться, воспитатель помогает распределить обязанности).

Итог.

Воспитатель:

Что сегодня мы делали?

Давайте, рассмотрим наши аппликации. Какая аппликация вам нравится больше?

Какие сложности были?

А теперь предлагаю поиграть в дидактическую игру «Сложи герб Коркино».

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

(Рисование)

Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Белякина В.В

Тема НОД: «Урало-Сибирская роспись»

Задачи:

  • Познакомить с историей Уральской домовой росписи.
  • Развивать образное восприятие детей.
  • Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.
  • Научить писать элементы Уральской росписи: ягодки, прописки,

   цветы, листья.

  • Познакомить со смысловым значением элементов росписи их связью    с жизнью.
  • Научить расписывать изделие по готовому рисунку композиции.

Материалы: Гуашь, рисунки уральской росписи. Готовые изделия, расписанные Уральской росписью. Готовые шаблоны посуды, разделочных досок раскрашенные в жёлтый цвет, голубой.

Ход НОД.

I.Организационный момент.            

Ребята, кто мне скажет, как называется, то место в России где мы с вами живём. (Южный Урал).

II.Основная часть.

1.Изложение новой темы.

В очень далёкие времена, правил царь Пётр 1. (Слайд№5)

Он отправил людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду.

Для людей, переселившихся на Урал строили дома и украшали их резьбой снаружи

(слайд №6).

Построив дома дереводелы уходили, а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему?

Послушайте сказку о том, как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось (слайд№7).

                                                   СКАЗКА.

Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить , а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит зачем без меня чай пить сел. То черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки да тараканы по стенам бегают. Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк, вдруг видит стоит неподалёку от него человек росту небольшого. Ты кто спрашивает Еремей.

Я – домовой отвечает человек. Только не при деле стою жду может кто к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный?

Да дом, то есть только не гоже там и рассказал Еремей всё. Эта беда не беда помочь могу, только позови. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову. Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти, как и прыгают уходить не хотят. Домовой не растерялся расстегнул жилетку, а оттуда голуби полетели белые да давай чертям в глаза клевать по дому гонять. Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые Черти из дому то и побежали. Еремей стал домового то благодарить, а тот говорит ему подожди иди ложись спать утро вечера мудренее.

Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены, углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами (слайд №8).

С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать.

Понравилась сказка?

Кто мешал Еремею в доме спокойно жить?

Кто помог эту нечисть прогнать?

Что же Еремей увидел в своей избе когда проснулся утром? (роспись)

В жизни почти так и было в след за дереводелами потянулись красильщики- мастера которые расписывали избы из нутрии такими узорами.

Такую роспись называли Уральской домовой.

Сегодня мы с вами научимся писать элементы росписи и распишем посуду.

Как вы думаете почему роспись называли домовой?

Потому что она украшала стены, простенки, потолки  

2.Беседа об истоках развития промысла.

Неподалёку от Челябинска есть село Нижняя Синичиха , там есть музей этой росписи. Здесь до сих пор стоят дома, расписанные этой росписью.

В доме на стенах рисовали кусты, посаженные в вазоны.

Особое место уделялось изображению Древа жизни (слайд №9).

Дерево с цветами и плодами, с птицами на ветках, выросшее и набравшее силу на тёплой земле окружено голубыми кудрями – водой.

Растительный орнамент часто дополняли птицы, звери, люди

3.Семантика росписи (слайд №10).

В зависимости от изображения этих элементов композиция обретала определённое значение.

Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение.

Птица являлась посредницей между небом и землёй. Связывала человека, была вестницей солнца и облаками, дающими дождь.

Цветы на дереве –родители, бутоны и ягодки-дети.

Птицы имели другой смысл –пожелание счастья супругам, добро семье.

У подножия дерева изображались львы, они имели охранительную функцию.

Они оберегали от злого человека, от несчастий.

Особое значение уделялось потолку в доме –верхний ярус. Потолок это небо (слайд№11)

На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца.

Солнце имело большое значение для человека.

Как вы думаете какое?

Будет хорошая погода. Будет урожай. Средний ярус-мир человека (слайд№12)

Вся композиция описывалась голубым цветом. Изображение воды –так как вода вытекая из земли поднимается испарением в верх и вновь попадает на землю в виде дождей. Цвет стен имел тёплые оттенки, любовь к красному цвету шла издревле

Красный цвет-цвет огня как символ очага, жизни.

Нижний ярус – вода (слайд№13).

В росписи встречаются петушки и курочки, Павлины и павы (слайд №14)

Совушку и филина изображали у ног кровати, как вы думаете, что они охраняли? Они охраняли сон супругов (слайд№15).

Единорога рисовали на сундуке с приданным девушки. Как выдумаете, что он охранял?

Так же расписывали и посуду и мебель (слайд №16), был целый промысел прялок ,и коромысел  (слайд №17).

Прялка представляла девушку, принесённая на посиделки. С изображением одной птички прялку дарил суженный своей невесте, птичка уподоблялась невесте, с изображением двух птиц дарил супруг своей жене.

Посмотрите на эти деревянные изделия (доски разделочные, посуда).  (слайд№18).

Люди стали украшать не только стены, но и мебель и посуду.

Сегодня мы с вами распишем вот такую посуду (разделочные доски, коробочки)

В наше время роспись проявляется в основном при украшении матрёшек.

Физминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

Мастера расписывали стены как вы думаете, чем? Пальчиками.

6.Подготовка к практической части.

Рассмотрим элементы росписи листьев (слайд №19)

Роспись цветов и бутонов (слайд №20,21)

В росписи мастера с начало рисовали подмалёвок пальцами, затем белилами применяли моделировку и третий этап росписи. Писали травку которая служила для связи элементов в композиции. Травка или приписки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью (слайд №22).

В росписи используют два цвета моделирующий и основной.

Моделирующий цвет идёт по краю элемента, он в основном белый, основной цвет внутри (слайд №24).

Раньше мастера расписывали пальчиками. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают кистью. мы с вами попробуем пальцами как настоящие мастера красильщики того времени. Цветы и ягодки, листья распишем пальцами, а травку кистью.

III.Практическая часть.

 Обмакнём пальчик в основной цвет, затем в белый и пропишем ягодку)

Таким образом выполняем ягодку.

Листок выполняем таким образом. Раскрасим его зелёным цветом в виде змейки. затем в центре пропишем пальчиком змейку белого цвета.

ЦВЕТОК –выполняется из элемента ягодка и бутон.

Сегодня мы с вами распишем посуду и вот такие разделочные доски.

На столе у каждого шаблон и готовый эскиз росписи.

Существуют этапы росписи.

1.Сначало прописываем ягодки.

 2.Цветы, листья.

 3.Патем прописки для связи.

Чтобы выполнить цветок с начало прописываем середину –ягодку, затем лепестки- бутоны.

Прописки пишем кистью №1.

Берём правильно кисть: на последние фаланги немного раздвинутых пальцев указательный и средний и прижимаем большим пальцем.

Покатайте пальчиками кисть. Кисть смотрит в потолок.

Выполняем капельку.

IV.Итог.

С какой росписью познакомились?

Почему её назвали домовая роспись?

Что рисовали на стенах?

Что ещё украшали этой росписью?

Цвет в росписи?

Выставка и оценивание работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Героические страницы прошлого города Кропоткина

Презентация к годовщине освобождения города Кропоткина от фашистких захватчиков /можно использовать как папку - передвижку для родителей/...

конспект по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в прошлое города Камышина"

Без прошлого нет настоящего.Поэтому  начинать знакомить детей  с иторией родного города необходимо с дошкольног возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»

План-конспект об истории города Сызрани,об основных  видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....

ООД "Машина времени или как мы путешествуем в прошлое города"

Расширять представление детей о городе Н.Новгороде.            Познакомить с историей города его возникновением, символикой...

НОД «Путешествие в прошлое города. Нижний Тагил».

Цель: совершенствование представлений об истории и настоящем времени города Нижний ТагилЗадачи:  учить детей составлять хронологическую последовательность истории города; развивать  сообрази...