Проект " Этномузыковедение"
проект (старшая группа)

Пивкина Юлия Михайловна

Разработан для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022.docx24.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Актуальность.

     Наша  Мордовия-  республика  многонациональная. В  её поликультурном   пространстве  гармонизация и развитие межнациональных отношений –  важная стратегическая задача, направленная на формирование культуры  межнационального общения. В дошкольных  образовательных учреждениях  при проектировании и реализации образовательной деятельности  учитывается  этнокультурный компонент,  предполагающий формирование этнокультурной  компетентности и культуры межнационального общения в условиях детского  сада.

     Формирование же  культуры межнационального общения,  установок на  толерантное сознание и поведение  воспитанников является обязательным.         Воспитание на богатых национальных традициях – одна из важнейших  педагогических задач, которой я руководствуюсь в своей практике.  Как  реализовать права человека на сохранение и развитие национальной культуры  своего этноса и национального образования,  не нарушая при этом принципов  единого образовательного пространства Российской Федерации.  

      Если  мы сами  не сохраним наш язык и культуру,  что тогда?!  Можно ли вести разговор о культуре личности, о развитии патриотизма, о  духовных качествах человека, являющегося потомком наших предков.  Сегодня  перед нами встает очень серьёзная проблема  по сохранению мордовской культуры.

     Одним из  приоритетных направлений нашего детского сада является инновационная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение к культуре народов Поволжья.  Поэтому внедрение и   формирование этнокультурного компонента в   процесс обучения и воспитания, считаю  актуальным.  Именно с этих  позиций  разработан  данный проект «Этномузыковедение».   Проект нацелен на   приобщение  воспитанников к нравственно–этическому потенциалу  родной культуры, к  этнокультурным ценностям и традициям своего народа, формирование  личности с осознанной тактикой поведения, которая  впоследствии может   сохранить и передать обычаи и нравы своего народа, чтобы была терпима и  уважала культуру других народов.

    Цель проекта: приобщать  воспитанников к нравственно–этическому потенциалу  мордовской  культуры, к  этнокультурным ценностям  своего народа.

Задачи проекта:

    Образовательные:

-формировать у детей устойчивый интерес к мордовскому музыкальному творчеству.

 -расширять диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки при разучивании песен.

-формировать   навыки  актерского мастерства,  музыкальности на основе разных жанров мордовского музыкального искусства.                            

-приучать к традициям и обычаям родного края.

    Развивающие:

-развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию мордовской культуры.

-развивать уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края.

-развивать творческие способности: певческие навыки, актерское   мастерство, музыкальность детей.

    Воспитательные: 

-воспитывать  любовь к родному краю, знакомить детей с характерными особенностями  мордовской   культуры;  

-воспитывать  нравственные качества личности ребенка: доброту,  справедливость, правдивость, гордость за свой край.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

    Методы и формы  работы: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, словесный и практический, игровой.

Вид проекта:

    Познавательный: дети получают информацию по теме и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы.

    Творческий: во время проведения занятий  проекта дети проявляют интерес к разным видам музыкальной деятельности с элементами творческой импровизации,  по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

    Ожидаемые результаты:

-устойчивый интерес к культуре мордовского народа;

-знание  о творчестве  мордовских композиторов, некоторых народных праздников, простых мордовских  песен,  музыкальных инструментов.

     Материально-техническое оснащение:

Для обеспечения системы работы должны присутствовать следующие элементы предметно-развивающей среды:
-предметы старины, быта, одежды мордовского народа;
-подбор методической и познавательной литературы по теме;

-сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

-специальное помещение, технические средства,  народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Разработка  проекта.

  1. Организационно-подготовительный:

Организация работы по данному направлению включает:

-Определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта;          -Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

-Подбор литературы, пособий, атрибутов;

-Разработка конспектов занятий.

 

II. Основной

План мероприятий с детьми.

Тема

Месяц

Содержание

1.Знакомство с историей и культурой мордовского народа «Моя Мордовия»

Сентябрь

Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

2.Знакомство с мордовскими танцевальными движениями.

Октябрь

Познакомить детей   с простыми танцевальными движениями мордовского танца.

3. Знакомство с праздником «Кузьминки»

Ноябрь

Познакомить детей с обычаями и традициями праздника «Кузьминки!

4. Знакомство с календарно-обрядовым праздником «Роштувань куд»

Декабрь

Способствовать приобщению дошкольников к мордовской культуре и народному творчеству.

5. Город музыкальных инструментов.

Январь

Прививать интерес к мордовским музыкальным инструментам, обучить детей игре на муз. инструментах.

6. Знакомство с мордовскими композиторами.

Февраль

Познакомить детей с творчеством композиторов  Мордовии и формировать музыкальный  вкус.

7. Знакомство с весенним праздником «Закликание весны».

Март

Познакомить детей с обычаями и традициями весенних праздников у мордвы.

8. Мордовская народная песня.

Апрель

Познакомить детей с народным песенным творчеством.

9. Путешествие по городам Мордовии.

Май

Обобщить  и закрепить полученные знания и умения. Привить интерес к культуре мордовского народа.

III. Заключительный

Обобщение результатов работы.

Оформление фотоотчета о проделанной работе.

Итоговое  занятие.

Анализ деятельности.

Оценка результатов. 

Положительная динамика развития,  восприятия и усвоение полученных знаний о культуре мордовского края  с последующим применением его в практической жизни.

Тематический план к проекту.

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Заучивание пословиц, потешек, закличек на мордовском языке.

Рассматривание мордовских национальных костюмов, музыкальных инструментов.

Отгадывание загадок.

Слушание национальной мордовской музыки.

Беседа «Приобщение детей к традициям мордовского народа»

Беседа

«Мини-музей национального быта и творчества в доу как средство формирования патриотических чувств у детей»

Октябрь

Разучивание основных мордовских движений и танцевальных комбинаций- замок, притопы, прядение, веретено, трясочка, отведение плеч, поклон.

Мини-консультация

«Мордовские народные игры»

Мастер-класс

«Разучивание мордовских танцевальных движений»

Ноябрь

 Беседа о празднике «Кузьминки»

Разучивание песни «Прялица», «Во кузнице».

Музыкальная игра « Раю выбираю»

Музыкальная ритмопластика «Лепим пироги»

Разучивание хоровода.

 Консультация

«Значение народных праздников»

Помощь в подготовке атрибутов к празднику «Кузьминки»

Декабрь

Беседа  о празднике «Роштувань куд».

Отгадывание загадок.

Исполнение песен,колядок, частушек.

Игра « Офтонькштима»

Исполнение танцев.

Консультация

«Значение народных праздников»

Помощь в подготовке атрибутов к празднику «Роштувань куд»

Январь

Познакомить с мордовскими муз инструментами.

Показ муз инструментов.

Обучить детей игре на муз. инструментах.

Муз.инсценировка сказки.

Викторина.

«Как сделать музыкальный инструмент своими руками?»

Консультация для родителей.

Обмен опытом

«Оформление музыкальных уголков»

Февраль

Знакомство с мордовскими композиторами.

Слушание музыки морд композиторов. Игра на музыкальных инструментах.

 Мини-консультация «Мордовский народный фольклор»

Обмен опытом

«Оформление музыкальной картотеки»

Март

Беседа о празднике

«Закликание весны»

Чтение стихов, исполнение песен и весенних закличек на мордовском языке.

Игра «Солнышко и жаворонушки»

Исполнение на свистульках, исполнение танцев.

Консультация

«Значение народных праздников»

Помощь в подготовке атрибутов к празднику «Закликание весны»

Апрель

Беседа о мордовской народной песне. Слушание мордовских песен.

Разучивание мордовской песни «Луганяса келуня»

 Мини-консультация для родителей

«Колыбельные народные песни»

Мастер- класс «Как учить мордовские песни?»

Май

Закрепление  полученных знаний и умений.

Исполнение мордовских  песен, танцев. Игра на морд музыкальных инструментах. Чтение стихов.

Беседа «Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуре»

Помощь в фото-выставке .

Список используемой литературы

1. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

4. Детям о Мордовии. Методическое пособие/ авторы-составители О.В.Бурляева, Е.Н.Киркина.-Саранск,2013.

5. Мордовское  музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент. Л.П.Карпушина, Г.Н. Миняева.

6.Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий  и сценарии календарно-обрядовых праздников. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина.

7. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный   модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84 с.

8. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор в

дошкольном образовательном учреждении» ООО «Гном-Пресс», 2000. – 88с.

9. Бабинова  Н.В Тематические фольклорные вечера для дошкольников. –СПб.: ООО Издательство « Детство –пресс», 2014г.-144с.

10. Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора. Учебное пособие с нотным материалом. МРИПКРО.- Саранск, 1996г.-103с.

11.Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе « Валдоня»(раздел « Музыкальный фольклор» и музыка композиторов Мордовии»)Для дошкольных образовательных учреждений. Тип. «Рузаевский печатник» .-Саранск, 2007г.-242с.

12.Киркина Е.Н. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Пособие для дошкольных образовательных учреждений. Саранск.- Мордовское книжное издательство. 2013г.-215с.

Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...