Проект "Коми музей в группе"
план-конспект занятия

Ус Валентина Александровна

Любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.  Сколько открытий делает ребёнок ежедневно! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. "Мой дом - моя Республика!". К ребятам группы № 5 пришли гости Смешарики, которые хотели бы очень узнать, что такое Республика Коми! Ребята вместе со смешариками  познакомились с Республикой Коми, с природными богатствами и символикой. Рассмотрели альбомы про РК. В конце беседы ребята нарисовали флаг РК . Ребята получили яркие впечатления!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 комбинированного вида»

Проект

«Коми мини- музей в группе»

F:\DCIM\100_PANA\P1000125.JPG

Авторы проекта:

                                                                           воспитатель Хламова С.Ю.

воспитатель Ус В.А.

пгт. Ярега 2016 г.

Паспорт проекта

Название проекта

«Коми мини- музей в группе»

Вид проекта

«Творческий»

Сроки реализации проекта

02.02.16г.- 29.02.16г.

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Разработчики проекта

Воспитатель Хламова Светлана Юрьевна

Воспитатель Ус Валентина Александровна

Исполнители проекта

Воспитатели, родительская общественность.

Нормативные основания для разработки проекта

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  3. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.№ 1155 «Федеральные  государственные  образовательные  стандарты дошкольного образования».
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального  стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  6. Устав ДОУ.
  7. Концепция образования этнокультурной направленности РК. Одобрено приказом Министерства образования РК от 13.12.2010г. № 310

Цели и задачи проекта

Цель:

Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной   культуры, природе родного края, посёлка,  воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Задачи:

  1. Реализовать направление в совместной образовательной деятельности  «Музейная педагогика».
  2. Обогащать предметно-развивающую среду в группе.
  3. Освоить  новую форму работы с детьми и родителями.
  4. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки взрослых и детей.
  5. Развивать творческие способности взрослых и детей.

Приоритетные направления проекта

  • Этнокультурное направление.

Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты:

У детей:

- Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе,  поселке и крае, народе, его обычаях.

- Повышение познавательной активности детей в познании родного города, посёлка и края.

Развитие креативности детей через создание творческих работ (проекты, сочинения, выставки, коллажи, панно…).

У родителей:

- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея Коми культуры в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.

  • Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы).
  • Участие в выставках.

Основные этапы реализации проекта

- 1 этап: организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации проекта);

-   2 этап: практический;

-   3 этап: оценочно-рефлексивный;

-   4 этап: презентационный.

Разделы проекта

1.Паспорт проекта.

2.Актуальность проекта.

3. Цель и задачи, риск проекта.

4. Схема осуществления проекта.

5. Этапы работы над проектом.

6. Распределение деятельности по этапам проекта.

7. Результативность, перспективы дальнейшего развития проекта.

Актуальность проблемы

Республика Коми - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру республики, как свою собственную. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка началом, порождающим личность.

        В современной педагогике значимое место отводится изучению народного творчества и искусства. Современные педагогические технологии позволяют  преподносить материал в интересной для детей форме, решая при этом множество воспитательных и образовательных задач.

Цель и задачи.

Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной   культуры, природе родного края, посёлка,  воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Задачи:

  1. Реализовать направление в совместной образовательной деятельности  «Музейная педагогика».
  2. Обогащать предметно-развивающую среду в группе.
  3. Освоить  новую форму работы с детьми и родителями.
  4. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки взрослых и детей.

Развивать творческие способности взрослых и детей.

Риск проекта

Создание условий для познавательного развития

Недостаточная заинтересованность родителей к теме проекта.

Организационно-познавательная деятельность

Заболеваемость детей.

Работа с семьёй

Организационные условия.

Стереотип общественного сознания.

Организация мероприятий познавательного характера

Понедельник

  • Утренняя зарядка.
  • Беседы: «Город Ухта»
  • Лепка «Северяночка».
  • Подвижные игры: «Воробей»
  • Сюжетно- ролевая игра «Рыбаки»
  • Дидактическая игра: «Домино».
  • Чтение сказки: «Пера- Богатырь»

воспитатели

Вторник

  • Утренняя зарядка.
  • «Ярега» - рассматривание альбома.
  • Чтение сказки «Фома»
  • Пение песни «Марья Моль»
  • Театрализованная деятельность- показ сказки «Медвежьи няньки».

воспитатели

Среда

  • Утренняя гимнастика.
  • Беседа «Беседа о народном творчестве нашего края»
  • Составление рассказов «Мой дом»
  • Чтение сказки «Ёма и две сестрицы».

воспитатели

Четверг

  • Утренняя гимнастика.
  • Экскурсия в коми избу д/с.
  • Чтение «Морошкины именины»
  • Сюжетно- роевая игра «Нефтяники».

воспитатели

Пятница

  • Утренняя зарядка.
  • Рассматривание альбомы «Животный мир тундры».
  • Аппликация: «Белый медведь и северное сияние (Белое море)»
  • Дидактическая игра «Сотки узор».
  • Фольклор: «Загадки о деревьях».
  • Подвижная игра: «Ёма».
  • Досуг: «Шондi»

воспитатели

Этапы работы над проектом.

Проект «Коми  мини-музей в группе » реализуется в ІV этапа

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

Іэтап- подготовительный

Формируют проблему (цель).

Формируют задачи.

Составляют план работы (мероприятий)

Подбирают, изготавливают материал, пособия, атрибуты.

Вводит проблемную ситуацию, персонажей.

Определяет продукты проекта.

Вхождение в проблему.

Принятие цели, задач.

Содействуют в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий, атрибутов.

ІІ этап-

практический

Создают условия.

Планируют и организуют  деятельность.

Направляют и контролируют осуществление проекта.

Оказывают практическую помощь.

Используют мифологические герои коми сказок.

Объединение детей  и взрослых в рабочие группы.

Распределение работы.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

ІІІ этап-

оценочно-рефлексивный

Развлечение «Шондi».

Проведение круглого стола с родителями по теме (обмен опытом семейного воспитания, впечатлениями, мнениями).

Анализ, выводы по реализации проекта

Оформление опыта работы.

Участвуют в мероприятиях.

Готовят задания по рекомендациям.

Рефлексия, вопросы к детям по реализации проекта.

ІV этап-

презентационный

Презентация проекта на педсовете, на родительском собрании.

Помогают оформлять выставку продуктов проекта.

Распределение деятельности по этапам проекта.

1этап – Подготовительный:

   Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели.

           Содержание:

- Создать мотивацию для работы по проекту.

- Разработать план по тематической неделе.

- Подобрать  художественную и познавательную литературу, иллюстрации.  

- Подбор методической литературы.

- Подобрать пальчиковые, подвижные, малоподвижные игры.

- Разработка конспектов по организованной образовательной  деятельности.

2 этап - Практический:

Цель: формирование представлений и знаний о мини-музее в нашей группе.

        Задачи:

- Расширять знания и представления детей о своей малой родине и истории родного края, культуре и традициям.

- Формирование доступных представлений об объектах и субъектах  нашего родного  края.

  • Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Содержание работы по образовательным областям:

Познавательное  развитие:

- Беседы на тему: «Город Ухта»,

- Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий, альбомов, символика о Республике Коми.

- Д/и «Домино», «Сотки узор», «Дочки- матери», «Укрась предмет»,  «Найди ошибку», «Найди пару»,  «Нарисуем рассказ», «Разрезные картинки».

Художественно-эстетическое развитие:

- ООД по лепке: «Северяночка»

- ООД по аппликации: «Белый медведь и северное сияние (Белое море)»

- ООД по аппликации «Закладки с коми орнаментом»

Социально – коммуникативное развитие:

- С/р игры: «Рыбаки», «Охотники», «Нефтяники», «Мы в лаборатории», «Турагентство».

  • ООД:  «Знакомство с жизнью народов Севера».
  •  ООД: «Если ты узнаешь Север, не забудешь никогда».
  •  Беседа «Беседа о народном творчестве нашего края».

 Физическое развитие:

Подвижные игры: «Ёма», «Воробей», «Стой, Олень!», «Куропатки», «Невод»,

 «Попади в ямку», «Угадай», «Кукушка»? «Пышкай», «Баба Ёма»,  «Хейро», «Охота на куропаток»,

«Шырон- пельосон(мышь и угол)», «В медведя», «Ловля оленей», «Охота на оленей», «Стой, олень».

Речевое развитие:

 - «Какой наш город?», «Подбери слова», «Закончи предложение», «Отгадай, что это?», «Было – стало».

- Чтение коми пословиц и поговорок. 
- Чтение коми сказок: «Фома»,  «Три брата и сестра», «Яг-Морт» ; «Марпида-царевна»,  «Ёма и две сестры»,  «Охотник и Чукля»,  «Медвежьи няньки»;«Пера-богатырь»;«Лиса и заяц». 

3 этап - Оценочно - рефлексивный:

Цель: обобщение знаний детей о своей малой родине и истории родного края, поселка культуре и традиций.

        Поставленные цели и задачи были реализованы:

  • Приобщились к истокам национальной   культуры, природе родного края, посёлка.
  • Расширился и обогатился словарный запас через художественное слово.
  • Обогатилась  предметно-развивающая среда в группе по средствам организации коми мини музея.
  • Сформированы  проектно-исследовательские умения и навыки взрослых и детей.

        Итоговое мероприятие -  развлечение  «Шондi».

4 этап - Презентационный.

- Оформление опыта работы в педкабинет по проекту «Коми мини- музей в группе»

  • Презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании.
  • - Участие в городском конкурсе «Творческие инновации в приобщении дошкольников к национальным ценностям».

Взаимодействие с родителями:

Цель: Вовлечение родителей в  воспитательно-образовательный процесс; способствование поддержанию активного интереса у детей к этнокультуре.

  • Консультации и наглядная информация для родителей: «Фольклор Коми народа», «Подвижные игры коми народа», «Коми край мой Северный».
  • Привлечение родителей для пополнения знаний детей через беседы, чтение познавательной литературы, просмотр детских телепередач дома.
  • Привлечение родителей к подбору  фото материала для оформления  альбома по теме «Коми мини музей в группе».
  •  Сбор информационного материала о предметах быта коми народа.

Продукты проекта:

  • Картотека сказок,  загадок, пословиц, поговорок Народов Коми.
  •  Альбом репродукций: «Легенды и сказания народа Коми».
  • Альбомы: «Ярега», «Ухта», «Животные и птицы тайги», «Животные и птицы тундры», «Музыкальные инструменты народа коми», «Произведения Коми писателей», «Дети Древней Земли», «Детям о культуре народа коми (наглядный материал и беседы)», «Растения Севера», «Сыктывкар», «Коми Край Северный», «Игры Народов Севера», «Красная книга Республики Коми», «Укрась одежду, посуду», «Коми фольклор».
  • Литература: «Ухта»-фотоальбом, «Любимой Ухте», «Память в металле и камне», «Ухта 2009г. Альманах событий», А.Журавлёв «Где живу я отгадай!», «История города Ухты в фотографиях», «Детям о культуре народа Коми» часть I и II, А.Журавлёв «Что такое заполярье», А.Клейн «Волшебный камень и книга белой совы».

- Развлечение «Шондi».

Результативность, перспективы дальнейшего развития проекта:

        Оформление «Коми мини- музея в группе»

Дети обладают  новыми  знаниями  о родном крае, посёлке, быте, традициях народа коми;

        В активном и пассивном словаре всех детей присутствуют новые термины по теме проекта;

        Большинство детей  грамматически правильно строят своё высказывание, подирают признаки к предмету, антонимы;

        Все дети знают  элементы коми орнамента, музыкальные инструменты, отличают национальную одежду;

        Все дети знают народные промыслы;

Родители заинтересовались и принимали активное участие в оформлении «Коми мини- музея в группе».

         Перспектива: продолжать пополнять среду «Коми мини- музея»

Таким образом, цель проекта нами была достигнута.

Литература:

  1. Методические рекомендации по курсу «Ознакомление дошкольников с историей, культурой народа коми» для воспитателей. «Герои коми предания». Сыктывкар, 1993.
  2. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
  3. Плесовский Ф.В., составитель Коми пословицы и поговорки. Изд. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. – 1983. – с.208
  4. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.
  5.  Источники из интернета.

Приложения 1

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

Конспект

образовательной деятельности

по художественно- эстетическому развитию

в группе № 8 «Тюльпанчики»

Северяночка

Воспитатель:

Хламова С.Ю.

пгт. Ярега

Цель: Побуждение к интересу ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности

Задачи:

1.Познакомить детей с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой для эмоциональной выразительности.

2.Способствовать свободному выбору детьми содержания и техники.

3.Закрепить приёмы работы с пластилином.

4.Развивать творчество.

5. воспитывать интерес к народной культуре.

Пришла Машенька и принесла картинки с видами одежды. И незнает кому какая одежда подходит.

Рассматривание илюсстраций с видами одежды. И среди них картинка с малицей.

- Ребята, посмотрите это что за одежда? Кому она принадлежит?

- Ответы детей.

- Давайте вместе рассмотрим одежду народов коми, во что они одеты? (малица, пимы) - А

- Чем украшены малицы наших северяночек?

- Ну, раз вы все так хорошо знаете, я предлагаю вам сыграть в игру.

Дидактическая игра «Одень куклу».

- Давайте вместе с вами попробуем слепить Северяночку в малице.

 Понравилась вам игра, ребята?

- А хотите вы слепить свою нарядную матрешку? Например, вот такую?

- Лепить мы с вами её будем не просто так, а из соленого теста, с которым вы уже знакомы.

- Но прежде чем приступить к работе, нам необходимо наши пальчики тоже разогреть.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик маленький,      (загнуть мизинец)

Этот пальчик слабенький,      (загнуть безымянный палец)

Этот пальчик длинный,         (загнуть средний палец)

Этот пальчик сильный,          (загнуть указательный палец)

Ну а это толстячок,              (загнуть большой палец)

А все вместе - кулачок!        (покрутить кулачком)

- Вот теперь можно и к работе приступать

Показ приемов выполнения работы:

-сначала, выполняем рисование на листе картона Северяночки;

- Знакомство детей с новым способом лепки растяжкой.

- затем берем кусочки пластилина для малицы, пим, для лица;

- орнамент на одежде  прорисовываем стэкой;

Можно предложить детям завершить картину северным сиянием и снегом на дорожке.

Повторение с детьми этапов работы и приемов выполнения.

Самостоятельная работа детей.

Анализ работ. Во время самостоятельной работы воспитатель выбирает 3 детей и просит когда их назовут выйти к доске с работой. Под народную музыку дети выходят к доске.

Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о своей работе, в чем одета Северянка.

- Ребята, вы все молодцы, у всех получились замечательные Северяночки. Дети под музыку выходят из-за столов.

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

Конспект

образовательной деятельности

по художественно- эстетическому развитию

в группе № 8 «Тюльпанчики»

«Закладка для книг с элементами коми орнамента»

Воспитатель:

Ус В.А.

пгт. Ярега

Задачи: Помочь детям освоить последовательность выполнения узора при чередовании и повторении элементов. Вызвать желание самостоятельно выбирать элементы для своего узора, его цвет. Развивать воображение. Вызвать желание выполнить подарок кому-либо из знакомых.

Развивать воображение. Вызвать желание выполнить подарок кому-либо из знакомых.

Материал: предметы с коми орнаментом.

Полоски 20х8 см. разного фона, клей,  кисти, салфетки. У воспитателя карточки элементов коми орнамента.

Предшествующая работа: Игра «Кто быстрей найдет». «Какого элемента не стало».

                                                      Аппликация «Рукавичка» (коми орнамент)

Ход занятия:

- Сегодня мы снова будем клейть  узоры, кто помнит, как они называются?  (коми орнамент). Кто хочет выйти показать и назвать все элементы? (вызываю 1 -2 детей)

- Сегодня вы сами будете составлять узоры. Чтобы сделать это правильно внимательно послушайте о правилах составления узоров из коми орнамента:

  • Нельзя клейть элементы коми орнамента как попало. Коми орнамент заставляет нас думать. Вот, например, нельзя клеить  вместе пирог и ель, пирог и столб, а вот пирог и человек, пирог и чум – можно, как вы думаете, почему? (пирог печёт человек в чуме)

Прежде чем наклеить элементы вместе надо подумать – встречаются ли они в жизни.

  • (Открываю образцы узоров на полосе) Узоры в коми орнаменте либо располагаются друг за другом, либо по очереди. (рассматриваем на примерах образцов)

Цель: Закрепление приёмов вырезывания симметричных предметов из  бумаги.

Физминутка:

Игра «Сделай такую фигуру»

Показ :

1.      В центре клеим любой элемент, оставляя внизу место для мелких элементов.

2.      Думаем, какой элемент может с ним сочетаться.

3.      Справа и слева клеим этот элемент одним и тем же цветом с обеих сторон.

4.      Дорисовываем или доклеиваем  по краям мелкий узор, либо справа и слева по краям полоски – закладки.

Оценка: 3 - 4 детей выбирают понравившиеся работы, рассказывают, почему их выбрали.

   При рассматривании оцениваем правила наклеивания коми орнамента ( из прямых полос,  одним цветом), сочетание элементов между собой.

Беседа о народном творчестве нашего края.

Цель: Воспитание интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к местным умельцам, мастерицам, рукодельницам.

Предварительная работа: Рассматривание различных предметов народного творчества, рисование и роспись различных предметов.

Оборудование: кукла в Усть-цилемском наряде, книга «Радуга севера», предметы народного творчества из дерева, бересты, мха, плетеные пояса, вязаные чулки, рукавицы, фотографии.

Ход занятия:

Богат наш край старинными самодельными предметами, в которое умельцы вложили свою душу, старание и которые с любовью украшали. Богат, потому, что наши люди бережно, с любовью и уважением относятся ко всему, что создали и создают наши мастера - умельцы, мастера - рукодельницы.

Сегодня мы побеседуем о творчестве людей нашего края.

Вопросы:

  1. Чем славится село Усть-Цильма? Усть-цилемской горкой, правильно. «Горку» показывают по телевидению, печатают в книгах, рисуют художники. Вот посмотрите на эти красочные снимки. «Радуга севера».
  2. что это за Усть-цилемская горка? Народное гуляние, праздник, который проводится перед сенокосом. В страдную пору людям уже не до гуляния.
  3. как люди одеваются в этот праздник? Нарядно, красиво.
  4. откуда берут местные женщины такой наряд? (Показывается кук-

складки, нашивая кисти. Они очень берегут праздничный наряд. Хранят его в сундуке бережно сложенным.

  1. из чего рукодельницы плетут пояса? Плетут из пряжи и нитей.

Специальным деревянным ножом мастерицы набирают разнообразные узоры, сочетая различные цвета.

  1. что одевал мужчина на «горку»? писаные чулки. Показываются мужские и женские писаные чулки.
  2. каким узором они вяжутся? Усть-цилемским. Основной фон пряжи - черный, верхняя часть чулка завязывается из нескольких горизонтальных цветных полос. Пятка и носок контрастного белого цвета.
  3. какие цвета сочетаются в усть-цилемском узоре? Красный, желтый, зеленый. Белый.
  4. что еще вяжут усть-цилемским узором?  Рукавицы. С детьми рассматриваю рукавицы. Обращаю внимание на то, что в таких рукавицах зимой тепло. Пожилые женщины вязали себе чулки и рукавицы более скромные, а молодые - поярче.
  5. какую одежду шьют у нас на севере, чтобы было и тепло и красиво. Малицы, шапки, рукавицы, тапочки, бурки. Дети рассматривают иллюстрации.
  6. как украшают меховые изделия, чтобы они не были однообразными, радовали глаз? Полосками сукна, кусочками меха и сукна.
  7. почему слава о ложках - пижемках дошла до Москвы и Санкт- Петербурга? Они легкие, удобные, красивые.
  8. какие        предметы делают из дерева? Прялки, веретена, разную посуду, лукошки, украшают их резьбой. Рассмотрели картины с названными предметами.
  9. что делают из простой бересты умельцы. Туеса, коробы, шкатулки, коробочки.
  10. для        чего использовали туеса? Ходили в лес за ягодами, носили в них на сенокос молоко, простоквашу, хранили разные соленья.
  11. почему люди создавали разные предметы и вносили в них свое творчество?  Разве нельзя было пойти в магазин и купить все. что нужно было для дома? Дети рассказывают о том, как здесь раньше жили люди.

17.что можете рассказать о Коми народе? Эти люди трудолюбивые мастера - умельцы, очень любили северную природу, берегли ее. в своих предметах изображали северную природу. Солнце, животных, птиц, рыб, богатый лес и красивое северное сияние. Коми люди уважали друг друга, помогали друг другу на охоте, при рыбной ловле, при заготовке леса. Они любили природу и она щедро дарила им свои плоды, ягоды, грибы, рыбу, мех.

Коми люди жили дружно между собой. До сих пор они с уважением относятся к людям разных национальностей.

Вы теперь ходите в детский сад, с вами занимаются, учат играть в разные игры. А раньше детских садов не было. Дети сами придумывали разные игры. Подрастая, учили играть в эти игры младших детей. В некоторые народные игры вы тоже любите играть. Назовите их.

В заключении предлагаю детям поиграть в народную игру «А мы просо сеяли», которую очень любят исполнять на празднике «Горка».

Беседа о родном городе Ухте.

Цель: Закрепление знаний  детей с прошлым города Ухты.

Задачи:формировать умения отличать улицу от проспекта, закрепить знания о достопримечательностях города, воспитывать чувство гордости за трудовой народ Ухты, прививать любовь к родному городу и Коми народу.

Словарная работа: обогащение словаря. Нефть, газ, бензин, мазут, битум, лаковый битум.

Предшествующая работа: экскурсии по городу, рассматривание альбомов и фотографий о Коми крае, Ухте, чтение стихов и сказок коми народа, разучивание «коми кадрили» и коми мелодий на музыкальных занятиях.

Оборудование: иллюстрации и фотографии с видами города, магнитофонная запись, детские музыкальные инструменты, нефть и ее продукты: лак. битум. Иллюстрации автомобилей и машин.

Ход занятия.

  • Дети, в какой республике мы живем?
  • Как называется столица нашей Коми республики?
  • В каком городе мы живем?

А знаете ли вы, что много лет назад здесь не было города, а кругом была непроходимая тайга с белоствольными березами, с беспокойными осинами, с красавицами елями. Кругом были мхи и лишайники, покрытые ягодами красной брусники.

Трудно описать всю красоту севера, а еще труднее поверить в то, что здесь бушевало теплое море. Со временем оно исчезло, но следы времен остались. На этом месте земля хранит свои богатые клады: нефть, газ.

В 30-е годы люди впервые высадились на берег речки Ухты. Помните, мы с вами были на экскурсии, где стоит памятный знак первой экспедиции, которая высадилась на берегу реки Ухты, (показываю иллюстрации).

Продукты питания и все нужные материалы перевозились на лошадях, тащили волоком до речки, а затем переплавляли на мелких судах - лодках. Жили в темных маленьких избушках, которые сами строили. Не было электрического света, больниц, детских садов, больниц, почты, магазинов.

Вот послушайте песню композитора Коми И. Воронина, о том, какой Ухта была раньше, какая она теперь. И как любят ее Ухтинцы.

Мы с вами ходили и ездили на экскурсии по родному городу. Кто скажет, какой стала наша Ухта сегодня и почему вы любите свой родной город9 (Рассказы детей смотри ниже). Воспитатель обобщает, дополняет, уточняет рассказы детей о красоте города, домах с лепными украшениями на улице Мира. Об отличии улиц от проспектов, о достопримечательностях города: парках - детском и культуры и отдыха. О том, что детский парк называют лесопарком, а культуры и отдыха - рукотворным, созданным в память погибшим во время войны ухтинцам. О техникумах, институтах, школах, библиотеках, магазинах и т.д.

Говорю о том, что Ухта богата не только своими певцами и танцорами, но и композиторами, такими, как Яков Перепелица, Иван Воронин. Поэтами: Николай Володарский, Серафим Попов. Они своим творчеством воспевали красоту родного края, города, его тружеников.

Чтение стихов Володарского об Ухте.

  • А теперь давайте исполним Коми народную мелодию «Доли шели» на наших инструментах.
  • дети, а какие заводы есть у нас в Ухте? (механический, нефтеперерабатывающий, комбинат строительных материалов).

Дополнить рассказы детей о том, как славится наш битум - площади и улицы Москвы покрыты ухтинским битумом, а лаковый битум вывозится в разные страны. Им красят легковые автомобили, машины. (Показываются нефтепродукты и иллюстрации машин). Ухтинский кирпич славится по всей республике Коми. Вот сколько хорошего можно сказать о нашей Ухте. О том как

строят дома, сажают деревья, чистят улицы, любят свой город.  А о том, как вы любите свой город, вы сейчас нам расскажете, прочитав стихи, которые вы сочинили дома вместе со своими родителями, (дети читают свои стихи см. ниже). На этом занятии я узнала, как много вы знаете о своем городе, как вы его любите.

 

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

Конспект сценария

музыкально – театрализованного развлечения

в группе № 8 «Тюльпанчики»

«Шондi»

Воспитатели:

Хламова С.Ю.

Ус В.А.

пгт. Ярега

Цель: Способствование развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств.

Задачи:

1.Расширять и углублять представления о животном и растительном мире коми края;

2.Воспитывать интерес к фольклору коми народа;

3.Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к народной музыке, исполнителям коми песен;

4.Активизировать словарь детей коми словами: ош, ошпи, кэч, парма, шонды, видза оланныд, кузь ном да бур шуд, рака.

5.Продолжать развивать артистические способности.

Предварительная работа:

Чтение коми сказок «Лиси и заяц», «Медвежьи няньки», «Яг – Морт». Загадывание коми загадок. Знакомство и заучивание коми пословиц, поговорок. Беседы о коми крае, рассматривание альбома «Коми орнамент», экскурсия в фольклорную избу. Участие в выставке рисунков «Северная сказка в коми орнаменте». Подготовка костюмов, декораций.

Материал:

Декорация: макет избы, домик для медведя, деревья, плоскостное изображение ягод (морошка, голубика, черника, брусника), грибы,

Атрибуты:

Коми костюм сказочницы, костюмы Солнца, Яг – Морта, нечисти, зайца, медведя, вороны, детям с коми орнаментом.

Ход занятия:

Сказочница. Видза оланныд! – так на коми языке говорят «Здравствуйте!». Видза оланныд! Хочу рассказать вам, дорогие гости, сказку, которую поведала мне старая мудрая ворона, живущая в гнезде в ветвях кудрявой березы на берегу реки.

Взошло солнце над Коми землей! (в зал заходит «солнце», танцует). Выбежала ребятня на улицу, радуются, хороводы водят (танец «Северный хоровод»).

На лугу у ворот,

Где рябина растет,

Мы с ребятами сегодня

Заведем хоровод.

(идут по кругу хороводным шагом)

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

(идут к центру мелкими шагами)

Полюбил всей душой

Север наш дорогой.

(идут от центра мелкими шагами)

Неспроста говорят,

Что наш Север богат,

(выполняют топающий шаг в повороте)

Лесорубы и поморы

Чудеса здесь творят.

(кружатся парами)

Мы про Север поем,

В гости вас мы зовем,

Голубику и морошку

Собирать в лес пойдем.

(расходятся по всему залу, «собирают» ягоды)

Но не понравилось это страшному лесному чудищу Яг – Морту, который жил в дремучем непроходимом лесу, среди болот. Он решил навредить людям. На совете со своими помощниками – лесной и болотной нечистью решили похитить у людей самое дорогое – Солнце, Шонды. (Звучит тревожная музыка, под нее «нечисть» забегает в зал, исполняют танец вокруг «солнца» и забирают с его собой, а дети убегают в избу, прижимаются друг к другу, плачут.)

Украли Солнце, Шонды! Унесли его далеко-далеко и спрятали в глубокой пещере. Воцарилась над Коми землей долгая Полярная ночь(гаснет свет). И стали царствовать над ней злой Северный ветер Войпель и Лютый Холод (выбегают под шум ветра, выполняют несложный танец).

Но не смирился народ коми и решили они освободить Солнце.

Сестра. Братец, ты не знаешь, куда Яг – Морт спрятал Шонды?

Братец. Не знаю, милая сестра. И это меня беспокоит. Ведь без солнечного света и тепла плохо не только нам, но и растениям, животным. Мне очень грустно.

Девочки – подружки. А нам страшно и даже плакать хочется.

Мальчики. Тогда давайте попробуем песню спеть (исполняют куплет песни «Шанежки»).

Сестра. Все равно грустно.

Братец. А давайте отправимся искать наше Шонды, ведь Яг – Морт живет в парме и лесные обитатели помогут нам отыскать пещеру, где спрятали солнце.

Сказочница. Отправились ребята в парму (под музыку идут по залу).Первый кто им встретился был заяц.

Мальчик. Стой, как тебя зовут?

Заяц. Кэч.

Девочка. От кого ты убегаешь?

Заяц. Я убегаю от лисы, она гонится за мной , потому что я ей шубу испортил. Мне пришлось плыть на плоту по реке Вычегде. А почему у вас темно?

Мальчик. Яг – Морт со своей нечистью украл наше Шонды и мы идем его искать, пойдешь с нами?

Заяц. Конечно, я очень хочу вернуть солнце!

Сказочница. Идут дальше ребята лужком, идут бережком, повернули направо, потом налево и увидали домик.

Сестра (стучит в окошко). Кто в этом домике живет?

Медведь. Я ош, а это мои ошпияняс. Ребята, может вы побудете няньками, а то как солнышка не стало, все плачут и плачут, сил нет.

Братец. Дорогой, медведюшко! У нас времени совсем мало. Надо торопиться, Шонды выручать.

Медведь. Я с вами пойду. В путь!

Сказочница. Шли по узким тропкам (дети идут приставляя пятку к носку другой ноги), через буреломы (делают широкий шаг высоко поднимая ноги), подлезают под упавшими деревьями (пригибаются), перепрыгивают по кочкам и дошли до кудрявой березы, на которой жила старая, мудрая Ворона.

Дети. Рака! Рака! Помоги нам Шонды спасти. Без него всем на земле плохо.

Ворона. Хорошее дело затеяли. Знаю как солнышко вернуть. Поможет вернуть солнце на небосвод дружба и любовь к родному краю.

Заяц и медведь. А что такое дружба?

Девочка. Дружба – это все мы, которым очень хочется найти Шонды.

Мальчик. Мы все хотим найти солнышко. Значит, мы друзья!

Девочка. А еще про нас можно сказать: «Они как слепой с поводырем».

Мальчик. Так ладят, что даже одной ложкой едят.

Заяц и медведь. И мы все очень любим свой коми край.

Мальчик. Как у нас говорят: «Своя Родина – мать родная».

Сестра. На своей Родине каждое дерево улыбается.

Братец. Каков бы ни был дом, а свой хорош.

Ворона. Дружба и любовь творят чудеса, вы спасли Шонды!

(Звучит радостная музыка и входит «Солнце»).

Сказочница. И вновь взошло Солнце над землей Коми. Запели ручьи, защебетали птицы, расцвели цветы, обрадовались люди и устроили в честь Солнца праздник – «Шондыбан!»( танец с коми музыкальными инструментами). 

Сказочница. Праздник наш завершен. Всего вам доброго!

Все. Кузь нэм да бур шуд!

Приложения 2

  • Картотека Коми дидактических игр
  • Картотека подвижных игр
  • Картотека русских народных игр


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Моя малая Родина»

Программное содержание:

·         Закрепить знание о малой Родине и профессиях нашего края;

·         Воспитывать любовь и желание благоустроить родной край

·         Развивать речь детей.

Предварительная работа:

·         Беседы о городе;

·         экскурсия по городу;

·         рассматривание фотографий с видом города;

Материалы :

·         фотографии с видами города;

·         стихотворение " Мой город";

·         аудиозапись песен о городе

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я предлагаю встать, образовать хоровод. Покажите свои ладошки, потрите их друг об друга, что вы чувствуете? Это тепло теплых рук и теплых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши и говорим.

Утро настает

Солнышко встает

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся

Друг на друга поглядим

Про себя проговорим

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Я предлагаю вам поиграть в игру "Ласковые слова". Хотите?

Вы должны поочередно назвать друг друга ласковыми словами.

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. Вот от того что вы такие ласковые и добрые мы живем вместе.

Скажите, а где мы с вами живем? (ответы детей)

Ребята, а как же можно назвать одним словом?

А что же такое Родина? (высказывание детей)

Для каждого понятие Родина свое.

Хотите узнать что значит для меня Родина? (Это маленькая деревушка, где я с мамой, папой и сёстрами жила) Там мы ходили на речку и ловили рыбку. Я очень люблю ту самую деревню, где родилась и жила когда была маленькой)

Скажите, а что значит для вас Родина?

(высказывание детей)

Мы живем с вами в городе УХТА,п. Ярега.?

А как вы считаете  п. Ярега - это большая или малая Родина?

(ответы детей).

Ребята, а вы хотите поговорить о нашей малой Родине?

Послушайте  стихотворение о нашем посёлке?

Я городу этот стишок подарю

Ведь город свой я всем сердцем люблю

Хотите узнать почему?

Сложила стишок я ему?

Ответ на вопрос мой очень простой

П. Ярега - мой дом родной,

А сейчас я хочу с вами поиграть в игру

" Узнай наш посёлок" ( фото )

Молодцы, всё вы узнали !

А вам нравится наш посёлок ?

Но наш посёлок был не всегда таким красивым.

А хотите узнать каким он был раньше ?

Сядьте поудобнее.

В 1934 году была завершена работа над проектом первой в СССР шахты для подземной добычи тяжелой нефти. Метод добычи тяжёлой нефти шахтным способом был использован здесь впервые в мире. По постановлению СНК СССР началась закладка шахты для разработки Ярегского месторождения тяжёлой нефти. Разработка этого уникального нефтяного месторождения должна была вестись силами заключённых Ухтпечлага.

В 1937 году, когда в Ухтпечлаге было уже 58 тысяч заключённых, в его составе было выделено 3-е лагерное отделение — нефтяное, с центром в Чибью, куда входил и Ярегский нефтепромысел № 31. На 3-м нефтепромысле был создан отдельный лагерный пункт — четвёртый, с 2 579 заключёнными.

В 1937—1938 годах в ходе разделения Ухтпечлага был организован Ухтижемлаг. Населённые пункты, возникшие вокруг нефтепромыслов, получили наименования Ярега, 

В 1939 году на Яреге было несколько нефтедобывающих колонн, строительная колонна, автотранспортная колонна, колонна горняков-шахтостроителей, механическая группа, электрогруппа, конюшни гужевого транспорта.

Результатом работы четвёртого отдельного лагерного пункта стало создание мощной сырьевой базы на территории республики. В 1939 году шахта № 1 дала первую нефть, а в 1941 году она давала по 2 тонны тяжёлой нефти в сутки. В 1942 году началось строительство шахт № 2 и № 3. Из 550 тысяч тонн тяжёлой нефти, добытой в республике за годы войны, 400 тысяч тонн дала первая в стране нефтяная шахта № 1.

Вот видите, посёлок наш какой сейчас. а сколько в нём есть всего, что может нравиться, кажется что по-другому и быть не могло!

А вы знаете, что такое нефть?

Горняцкие лампы не гаснут,

Свой путь пробивая во мгле,

Шахтеры живут под землею,

Чтоб было светло на земле

И уголь течет из забоя,

Тяжелою черной рекой

Такие сердца у шахтеров

Шахтерский характер такой.

Ребята, так скажите какое самое главное богатство?

Самое главное богатство нашего посёлка- это люди и мы с вами.

Ребята, а теперь скажите благодаря каким профессиям преобразовался наш посёлок? (высказывания о профессиях)

Молодцы!!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Ледокол"

Давайте встанем в круг

Если вы уверены что каждый ребенок может помочь городу( то поднимите руки вверх)

Если вы бросаете мусор на улице (то похлопайте в ладоши)

Если вы уверены что наш посёлок нравится всем( то потопайте ногами)

Если вы верите, что наш посёлок будет красивее и краше( то закройте глазки)

Если вы любите свой посёлок( то улыбнитесь)

А теперь давайте что -нибудь пожелаем нашему посёлку.

Воспитатель: Я желаю, чтобы в нашем посёлке было много добрых людей и они любили и ценили наш посёлок .

(Высказывания детей)

Мы сегодня с вами поговорили о нашей малой родине.

Как называется наша малая Родина?

Поговорили о наших богатствах, профессиях.

Стучатся в дверь…

Пришла открытка   с пожеланиями

Пусть наш посёлок вырастает
С каждым годом, с каждым днем.
Пусть всегда в нём процветают
Каждый житель, каждый дом.

Пусть всё больше зеленеет,
Птицы пусть поют с утра.
И пусть каждого тут греют
Любовь, счастье, доброта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша родина - Россия

Слайд 3

Ухта

Слайд 5

Стихотворение о нашем посёлке. Я посёлку этот стишок подарю Ведь посёлок свой я всем сердцем люблю. Хотите узнать почему? Сложила стишок я ему? Ответ на вопрос мой очень простой Посёлок Ярега - мой дом родной.

Слайд 9

Что такое нефть? - природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений.

Слайд 10

Презентацию подготовила воспитатель подготовительной группы: Ус Валентина Александровна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить  детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными( приобщение к театральной игре)2. Приучать детей  внимательно слушать, развивать речь, память...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 3 "ИГРУШКИ" А. БАРТО

Цель:1. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить  детей с  новыми стихотворениями2.Учить слушать и запоминать, договаривая слова и небольшие фразы.3. Совершенствовать умение слу...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: "МОЯ ГРУППА "ЦЫПЛЯТА""

Цель:Познакомить детей  с названием группы «Цыплята», показать взаимосвязь ,между маленьким ребенком и цыпленком....

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

мини-музей в группе детского сада "Осеннии антазии"

«Осеннии фантазии».Осень прекрасная пора!Осень - пора сбора урожая.Осень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у водыПри...