РП дополнительного образования "Азбука для маленьких казаков и казачек" (региональный компонент)
рабочая программа

Бегунова Наталья Александровна

РП  дополнительного образования "Азбука для маленьких казаков и казачек" (региональный компонент) для детей 5-7 лет (срок реализации 2 года)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Азбука для маленьких казаков и казачек»

(национально-региональный компонент)

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bd3/000a7f9a-7a6d3d8b/3/hello_html_m162534aa.jpg

                                                   

Составил:

учитель –логопед первой квалификационной категории

Бегунова Н.А.

                                                                           

                                                                             г. Батайск  

                                                                                 2022г.

Содержание

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.2.Возрастные особенности детей 5-7 лет.

1.3.Планируемые результаты освоения Программы.

1.4.Особенности проведения диагностического мониторинга.

2.Содержательный раздел.

2.1. Перспективное планирование деятельности с детьми.

2.2. Воспитательная работа

3.Организационный раздел.

3.1. Особенности осуществления образовательного процесса в группе (формы, способы, методы и средства).

3.2. Особенности осуществления (коррекционной, оздоровительной, индивидуальной) работы в группе.

3.3. Режим пребывания детей в ДОУ.

3.4. Работа с родителями и социальными партнерами.

3.5. Организация предметно-пространственной среды.

1.Целевой раздел

 

          «Мне, как и всем моим землякам, до боли дорог отчий казачий край. Под высоким, донским небом и я учился первым шагам, рвал тюльпаны в бескрайней степи, вслушивался в музыку и слова несравненных казачьих песен. С ними вливались в сердце и навсегда остались в нем любовь и сочувствие к людям, населяющим родную степь. Восторг перед их трудолюбием и воинской отвагой» Калинин А.

        1.1. Пояснительная записка

Программа национально-регионального компонента «Азбука для маленьких казаков и казачек» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию у   дошкольников   ценностного отношения к культуре и истории родного края, созданию условий для открытия ребенком личностных смыслов как культурно-эмоционального переживания.

Программа является модифицированной и составлена на основе авторской региональной программы «Родники Дона» Р.М. Чумичевой, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохиной.

  Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми

документами, регламентирующими дошкольное образование:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020г.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
  • Устав МБ ДОУ № 16;
  • Положение о рабочей программе педагогов МБ ДОУ № 16.

Актуальность программы

           В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

          Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.

          Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения детей  к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.

           Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».

          Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.

         Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

        О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.

          Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

         Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности для формирования этических и эстетических идеалов.

Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.

         Работа кружка направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.), обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны).

         Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Цель программы –создание благоприятных условий для воспитания гражданина и патриота своей малой Родины путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям, развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.

Задачи программы:

•        Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

•        Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

•        Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

•        Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

•        Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

•        Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

             Драматургический механизм усвоения ценностей обусловливает возникновение изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, где ребёнок вступает в диалог с миром искусства и воспроизводит ценности в материализованном творческом продукте (рисунок, аппликация, постройка), при этом решаются следующие задачи:

             1.Развить потребность ребёнка в активном эмоционально-этетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительно-творческой, конструктивной деятельности.

             2.Научить ребёнка в различных видах деятельности отображать не только содержание, композицию, способы выразительности, но и ценности, изображённые в произведениях искусства донских авторов.

             3.Создать условия выбора ребёнком средств выразительности, военных в процессе познания произведений Донского края, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусств.

            4.Способствовать развитию опыта эмоционально-личного отношения к произведениям искусств, собственной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, открытию личностных смыслов. Режиссёрский механизм усвоения ценностей «сдавливает» возникновение самостоятельной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности ребёнка, стимулируемой различными условиями и выступающей как способ самовыражения его собственной самоценности, при этом решаются следующие задачи:

        1.Создать условия для реализации потребностей и способностей ребёнка в изобразительно-творческой, конструктивной деятельности пространственно-предметная среда, ситуации, проблемы, мотивы).

        2.Развивать творческий потенциал ребёнка, проявляющийся в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменить и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.

     3.Развивать опыт творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания

различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для совместной деятельности.

       

  1.2. Возрастные особенности детей 5-7 лет.

     Содержание программы дополнительного образования «Азбука для маленьких казаков и казачек» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 – 7 лет.

            Шестой год жизни ребенка очень важен для развития его воли, выдержки, осознания ответственности за результаты как индивидуальных, так и совместных действий, развитию, благодаря самостоятельности, дружеских, коллективных. К концу пребывания в старшей группе ребенок как правило, организован, его внимание устойчиво и продолжительно. Важные изменения происходят и в структуре самосознания старшего дошкольника. Развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, все чаще сравнивает он себя со сверстниками; он уже может дифференцировать личностные качества других и самого себя и дать им оценку. В оценках доминирует тенденция в положительную сторону. Появляется самокритичность, которая в ряде случаев может сыграть важную роль в развитии стремления к самосовершенствованию.

       На основе опыта ранее освоенных и новых видов деятельности, эмоционального и оценочного отношения окружающих (родителей, педагогов, сверстников) развивается осознание ценности своего «Я», своих достоинств.

 Ребенок старшей группы овладевает основами эстетического и художественного восприятия окружающего мира природы и социальной действительности. Он проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства, чувствует и понимает их характер, настроение, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, различает средства выразительности, жанры и виды произведений искусств.

У воспитанника данного возраста развиваются художественно-творческие способности: поэтический и музыкальный слух; чувство цвета, ритма, формы и композиции; навыки импровизации в инсценировках, музыкальной деятельности, творческого рассказывания. У него проявляется устойчивый интерес к разным видам художественной деятельности, стремление активно участвовать в пении, танцах, рисовании, лепке, оформительской работе, выразительном чтении и рассказывании, драматизации

           Он осознает, что окружающие люди — разные, отличаются возрастом, внешним видом, полом, характером, поведением, и начинает ориентироваться в этнических различиях. Ему открываются многообразные Миры (природы родного края, труда людей разных профессий, создающих богатство данного региона, предметов быта, созданных народными умельцами, музыка и фольклор и т.д.), что создает базу для патриотического воспитания.

           Ребенок приобретает ряд коммуникативных умений, значимых для взаимодействия в определенной микросреде: устанавливать межличностные контакты с окружающими людьми; располагать к себе, вызывать понимание окружающих людей, проявлять доброжелательное отношение к окружающим; он делает самостоятельные попытки выразить свою привязанность, любовь к близким, используя как средства детской субкультуры, так и усвоенные в общении с взрослыми; ребенок имеет представление о нормах поведения человека, овладел (частично) культурой поведения (в детском саду, на улице, в транспорте); владеет некоторыми умениями делового и «ролевого» общения (в игре); приобретает первоначальный опыт регулирования своего поведения в соответствии с ситуацией общения.

           У воспитанника продолжают совершенствоваться все виды (повествование, описание, доказательство, объяснение) и стороны речи: чище становится произношение (большинство из детей правильно произносят все звуки родного языка), более развернутыми становятся фразы; ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно, расширяя словарный запас, в который включаются метафоры, речевые обороты, свойственные родному языку.

           Преобладающей формой общения ребенка с взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения с взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у него происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и

моральных качеств.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Образовательная область

Планируемые результаты

социально-коммуникативное развитие

Воспитать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственного отношения к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям, стремление сохранять национальные ценности.

познавательное развитие

Приобщить детей к истории Донского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

речевое развитие

Развить речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Донского края

художественно-эстетическое

развитие

Приобщить детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, изучение традиций Донского края.

Сформировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности

       Конечным результатом реализации программы «Азбука для маленьких казаков и казачек» должны стать положительная динамика роста патриотизма в дошкольной среде, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у дошкольников и их родителей.

       К концу реализации программы дети должны

знать:

об истории переселения казаков в Ростовскую область;

особенности жизни и быта казаков;

повседневную жизнь казаков;

4-5 казачьих песен, 3-4 частушки;

5-6 старинных казачьих игр;

элементы казачьей одежды;

особенности православных праздников – Покрова, Рождество, Масленица, Пасха;

10 заповедей казачества;

диалектную лексику.

уметь:

играть в старинные казачьи игры;

исполнить 4-5 казачьих песен, 3-4 частушки

различать и называть некоторые предметы быта;

называть основные православные праздники

         Овладев этой программой, ребенок узнает историю своего региона, у него будет сформировано чувство любви к своей маленькой родине с ее далеким прошлым. Он приобретет умение бережно обращаться с животными и растениями, узнает, как собирать лекарственные травы, заваривать лечебный чай и как оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах и порезах. Ребенок познакомится с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат. Через продуктивную деятельность научится изготавливать предметы казачьего быта и приобретет практические навыки по использованию ими. Ребенок осознает себя (открытие своего «я») и этапы своего развития, научится понимать отношения в прошлом, станет воспринимать себя как часть общества (его членом), и это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

1.4. Особенности проведения диагностического мониторинга

Мониторинг проводится:

         на начальном этапе (1-я неделя сентября): этот период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического, наглядного материала и выявление знаний дошкольников о жизни и традициях казаков.

         на заключительном этапе (4-я неделя мая): повторная диагностика с целью выявления динамики сформированности знаний о традициях и культуре казачества.    

Критерий

Методика и выходные данные

Срок проведения

Определение уровня представлений

Педагогическая диагностика Р.М.

о культуре истории родного края

Чумичева,

О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина

«Ценностное смысловое развитие

дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края) -

2005. Диагностическая методика:

«Диалог» .281

Определение уровня представлений

Педагогическая диагностика Р.М.

о произведениях искусства донских

Чумичева,

авторов, средствах

О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина

выразительности, выявление

«Ценностное смысловое развитие

особенностей эмоционально-

дошкольников» (на материале

этических предпочтений

истории и культуры Донского края) -

2005.

«Мое любимое произведение»

Определение особенностей

Педагогическая диагностика Р.М.

художественного восприятия

Чумичева,

формы объекта

О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина

«Ценностное смысловое развитие

дошкольников» (на материале

истории и и культуры Донского

края) -2005. Тестовое

Задание «Золотое сечение» С.282

Выявление степени овладения

Педагогическая диагностика Р.М.

зрительным синтезом- объединение

Чумичева,

элементов в целостный образ

О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина

«Ценностное смысловое развитие

дошкольников» (на материале

истории и культуры Донского края) -

2005.

«Разрезные картинки» Л.А.Венгера

С.282

Определение особенностей

Педагогическая диагностика Р.М.

эмоционально-эстетических

Чумичева,

предпочтений

О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина

«Ценностное смысловое развитие

дошкольников» (на материале

истории и культуры Донского края) -

2005.

Игровое задание «Художественный

салон» С.283

Выявление особенностей

Педагогическая диагностика Р.М.

при поиске ребенком нестандартных

Чумичева,

решений

О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина

«Ценностное смысловое развитие

дошкольников» (на материале

истории и культуры Донского края) -

2005.Тест «Ожившее

произведение» С.283

          Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, динамики его образовательных достижений - оценка индивидуального развития детей.

         Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

          Содержание, механизм проведения, критерии и показатели оценки индивидуального развития детей, позволяют в процессе непрерывного (включённого) наблюдения за ребёнком, анализа продуктов его творческой и исполнительской деятельности, игровых тестовых заданий, бесед, анкетирования родителей, анализа документации и хронометража режима дня, оценить уровень индивидуального развития каждого ребёнка.

         Сравнительные результаты мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности на середину и конец учебного года, раскрывают динамику индивидуального развития детей. В основу разработки критериев и показателей мониторинга (педагогической диагностики), положены содержательные линии дошкольного образования, представленные следующими направлениями развития ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

        Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

2.Содержательный раздел

Программа дополнительного образования «Азбука для маленьких казаков и казачек» рассчитана на 2 года обучения в дошкольном образовательном учреждении: занятия проводятся с группой детей 20 человек 1 раз в неделю; 36 занятий за год, продолжительность занятия в первый год обучения 25 минут, во второй- 30 минут.

          Работа включает:

          1 этап — начальный (диагностический): этот период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического, наглядного материала и выявление знаний дошкольников о жизни и традициях казаков.

          2 этап — основной (формирующий), на котором осуществляется работа по формированию конкретных представлений о жизни и традициях казаков. Это осуществляется с помощью внедрения игровых технологий, занятий, бесед, игр, упражнений, народного фольклора.

          3 этап — заключительный (аналитико-обобщающий): повторная диагностика с целью выявления динамики сформированности знаний о традициях и культуре казачества.

        Тематические блоки повторяются во 2-м учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста детей.

        Основной формой работы являются занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Заочное посещение музея, концертов творческих коллективов, и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

          Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, конкурсов, фестивалей и т. п.

           Содержание программы строится на следующих принципах:

-гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;

-культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и отработке на этой основе ценностных ориентаций и смыслов;

-аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;

-интегративности, определяющий   взаимодействие   различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи и скульптуры;

-диалогичности, реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим "Я".

Содержание программы раскрывает   культурно – познавательные гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Программа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности   ребёнка, в    его   эмоционально-эстетические   и   социально- нравственные сферы и смыслы.

Содержание программы предусматривает знакомство дошкольников с   историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными     произведениями, архитектурой     и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет    региональный    компонент    художественно-эстетического образования      дошкольников.      Содержание      выступает      средством, стимулирующим     изобразительно-творческий, конструктивный     опыт ребёнка, потребности   к   самовыражению своих   чувств, ценностей и мироощущений. В программе широко представлены знаки и символы специфичные для "языка" различных видов искусств Донского края. В    программе   содержание и тематика   организации различных видов деятельности представлена как целостный изобразительно-эстетический    компонент    образовательного    процесса.  

           Содержание программы включает четыре раздела: "Человек в истории Донского края", "Человек созидатель культуры", "Человек в пространстве Донского края", "Праздники события в жизни людей"

   2.1. Перспективное планирование деятельности

См. Приложение 2 к Рабочей программе                                                                      

2.2 Воспитательная работа

Цель работы: развитие у дошкольников ценностного

отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия

ребенком личностных смыслов как культурно-эмоциональных переживания.

Задачи реализуются соисполнительским механизмом, ориентированы на восприимчивости,

произведений искусства родного края (изобразительного искусства,

литературы, музыки, архитектуры, скульптуры) ценностей, заложенных в них, открытие личностных смыслов:

1.Овладение специфическим языком искусства, знаками, символами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценности смысловой основой произведения.

2.Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка

ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте

произведений искусства, осознание нравственно-эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально-эстетических проявлении (восторга, восхищения, радости и т.д.).

3.Развитие духовно-ценностного ядра личности ребёнка, его внутреннего "Я": познавательно-эстетических интересов и способное творчески воспринимать искусство родного края и реализовывать в нём, создание условий для открытия ребенком личностных смыслов.

4.Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю.  

План воспитательной работы на 2022 – 2023 г.

Цель: и создание условий для позитивной социализации и личностное развитие дошкольников на основе базовых ценностей российского общества.

Задачи:

- формировать основы патриотизма – любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам, уважительного отношения к символике своей страны – флагу, гербу, гимну.

- воспитывать уважительное отношение к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам представителям всех народов России.

- воспитывать любовь, уважение к своим национальным особенностям и чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- воспитывать любовь к родной природе, природе своего края, России, понимание единства природы и людей и бережного ответственного отношения к родной природе

- формировать опыт деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе

План воспитательной работы на 2022 – 2023 учебный год

Дата

Мероприятия, события

Направления воспитания

Еженедельно, в понедельник, 08:50

Присутствие на церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации

Патриотическое, Родина, символы России

1 сентября

Вводная беседа  « Как у нас-то на Тихом Дону»

Социальное,

труд

20.09 – 28.09

Знакомство с историей Донского казачества

Патриотическое, социальное

14.10.2022

Народные традиции. Участие в празднике «Покровская ярмарка»

Социальное, трудовое, этико-эстетическое

4.11.2022

Ко Дню народного единства подготовка праздника «Родина-не просто слово»

Патриотическое, этико- эстетическое,

22.11.2022

День словаря. Знакомимся со словарем диалектных слов Ростовской области

Познавательное, этико- эстетическое,

28.11.2022

День матери-казачки

Социальное, семейное, этико- эстетическое,

12.12.2022

День Конституции .Обогащение и активизация словаря по теме «Я семья и государство»

Патриотическое, познавательное

10.01.2023

Народные традиции. Участие в празднике «Пришла коляда – открывай ворота!».

Социальное, познавательное, этико- эстетическое,

07.02.2023

День освобождения г. Батайска . Герои- казаки Дона

Патриотическое,

20.02.2023

День защитника Отечества. Отечества достойные сыны- беседа о героях-казаках

Патриотическое, физическое, социальное

20.02.2023

Народные традиции. Участие в празднике «Масленица пришла»

Социальное, этико-этическое

8.03.2023

Международный женский день. «Домовитая казачка» (традиции и обычаи)

Социальное, этико-эстетическое

10.04.2023 – 14.04.2023

Неделя Российской культуры. Фольклор Донского казачества

Социальное, познавательное, этико- эстетическое

9.05.2023

День Победы. Песни о Великой Отечественной войне в фольклоре донских казаков

Патриотическое, познавательное, социальное, этико- эстетическое,

24.05.2023

День славянской письменности и культуры на Дону (традиции)

Познавательное, речевое, этико- эстетическое,

06.06.2023

День русского языка. Диалекты и говоры Донского края.

Познавательное, патриотическое, социальное

3.Организационный отдел

3.1. Особенности осуществления образовательного процесса в группе

         Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и физического развития, закрепления полученных знаний, причастности к культуре казачества следует:

- Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть пропитана духом казачества, его культуры, традиций.

- необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;

- обучающий процесс проводить с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы;

- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игры;

- проводить дидактические игры типа «У бабушки Загадушки», «Укрась костюм казачки», «Узнай, откуда гости» и др.

- привлекать детей к самостоятельной деятельности;

- использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;

- побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;

- самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки (лепка, конструирование);

- работать в тесной связи с музыкальным руководителем:

  • исполнение казачьих песен, частушек
  • разучивание хороводов, танцев
  • импровизированные исполнения на народных музыкальных инструментах
  • участие в фольклорных праздниках

поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе:

  • беседы-встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
  • онлайн-экскурсии в музей
  • изготовление родителями казачьих костюмов или атрибутов

Способы, методы и формы работы с детьми

Для реализации программы используются следующие методы:

- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  Наглядный метод используется во время

•        чтения педагогом рассказов;

•        онлайн-экскурсий в музей, по городу, целевых онлайн-прогулок;

•        наблюдений;

•        показа сказок (педагогом, детьми);

•        рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

•        проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

•        чтения литературных произведений педагогом;

•        чтения стихотворений детьми, педагогом;

•        бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога, родителей;

•        ответов на вопросы педагога, детей;

•        проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);

•        сообщение дополнительного материала педагогом;

•        загадывание загадок;

•        рассматривание наглядного материала;

•        рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

•        разбор житейских ситуаций;

•        проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров, фольклорных праздников.

  Практический метод используется, когда необходимо:

•        организовывать продуктивную деятельность;

•        провести игры (сюжетно-ролевые, дидактические, инсценировки казачьих легенд и др.);

•        организовать постановку сказок, литературных произведений, а также викторин;

•        изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

- Формы организации деятельности детей на занятии:

•        Групповая;

•        Индивидуальная;

•        Индивидуально-групповая.

3.2. Особенности осуществления работы на занятиях по Программе

           С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

           В процессе приобретения общих культурных умений взрослый выступает в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

          Личностно-ориентированное взаимодействие строится на принятии ребенка таким, какой он есть, и вере в его способности. Общение с ребёнком строится с ориентацией на его достоинства и индивидуальные особенности, его характер, привычки, интересы, предпочтения.              

         Личностно-ориентированное взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

       Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

        Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

      Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

        Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

3.3 Режим пребывания детей в ДОУ

     

        Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста.  Срок реализации программы - 2 года.

        Период проведения – с 01 сентября по 31 мая.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю (в понедельник в 11. 00).

       Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 25 - 30 мин.

3.4 Работа с родителями и социальными партнерами.

     

      В реализации Программы важна взаимосвязь с семьей. Нужно, чтобы родители понимали важность нравственно-патриотического воспитания дошкольников на основе традиций казачества, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины.

         В основе взаимодействия педагога и семьи лежит сотрудничество.

Принципы работы с родителями

  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.
  • фоторепортажи.
  • разнообразные мероприятия (выставки, видео, праздники, развлечения)
  • ознакомление с планом работы и подготовки к мероприятиям, организованным для детей

Сотрудничество характеризуют следующие показатели:

  • Понимание педагогом и родителями общих целей взаимодействия, общность и единство задач, эмоциональная готовность к совместной деятельности; поддержка и одобрение.
  • Знание особенностей семей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.

Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 учебный год

Дата

Форма работы. Тема

Сентябрь

Фотоотчет «Донские казачата»

Фотоотчет- подготовка ко Дню матери «День матери-казачки»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Консультация «Приобщение детей к Донским традициям через казачьи игры»

Консультация «Я-семья-род-народ»

Январь

Февраль

Март

Папка – передвижка «Светлое Христово Воскресение»

Консультация для родителей «Народные игры – путь к творчеству»

Апрель

Май

План- график проведения праздников и развлечений

Название мероприятия

дата

Казачьи посиделки «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону».

октябрь

Фольклорный праздник «День матери-казачки»

декабрь

Казачий праздник «Широкая масленица»

февраль

Развлечение «Казачьи забавы»

май

3.5 Организация предметно-пространственной среды

      В эл. виде имеются

- иллюстрации к рассказам о казаках, картины художника А.П. Ляха о казачестве;

-предметные картинки

- казачьи сказки

- картотека казачьих игр

   

        Интерактивный дисплей SKY DISPLAY 49"/ Диагональ

49"/ Количество касаний 10/ Разрешение Full HD: 1920х1080, Процессор

Intel Celeron CPU/ Память 4 Gb RAM/ Жесткий диск 60 Gb SSD/ Графическое ядро

Intel HD Graphics/Операционная система Windows 10/ Программное обеспечение

АЛМА Дошкольное образование/ ПО Логомер 2/ наушники с микрофоном

- интерактивная панель SKY Display– многофункциональное мультитач (сенсорные) устройство со встроенным компьютером.

1. Доска магнитно-маркерная настенная - 1 шт.

2. Шкаф для учебных пособий -1 шт.

3.Стол учителя-логопеда -1 шт.

4.Стол полукруглый -4 шт.

5. Стулья детские – 10 шт.

3.6 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

                                                                                                                                           

1. Региональная программа «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина

2. Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина                                                                                                                                              

•        Е.И. Демешина, К.А.  «История донского края»

•        С.А Долгополов «Заповедная краса Дона»

•        В.С. Левченко, Б.В.  «История донского края»

•        Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

•        Краткий очерк истории войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

•        Р.М Чумичева, Н.А Платохина, О.Л Ведмедь Рабочая тетрадь для старших дошкольников, педагогов и родителей «Кто мы и откуда?»

•        В.В Черников «Казачество в истории России»

•        Хрестоматия для чтения «Край родной»

•        Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»

•        Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

•        Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»

                                                                                                                                            Приложение 1

         Инструментарий мониторинга по освоению   Программы

Диагностические методики изучения уровня развития ценностно-смыслового отношения детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и природе родного края.

Предмет изучения - уровень развития ценностно-смыслового отношения детей старшего дошкольного возраста к культуре, природе родного края.

Диалоги с детьми о родном крае.

Целью диалога является определение представлений дошкольников о культуре, истории, природе родного края, ценностно - смыслового отношения к произведениям донских авторов.

Вопросы:

1.В каком городе (деревне, поселке) ты живёшь?

2.На берегу, какой реки расположен наш город (наш поселок, деревня)?

3.Как назывались люди, которые очень-очень давно жили на берегу реки Дон?

4.Нравится ли тебе дом, в котором живёшь? Хотелось ли тебе что-нибудь в нём изменить?

5.Какие здания, построенные в нашем городе(поселке, деревне) ты знаешь?

6.Какие животные обитают в Ростовской области?

7.Назови любимых домашних и диких животных

8.Какие деревья, травы, цветы растут в твоем городе (деревни поселке)?

9.Как помогаешь взрослым ухаживать за животными и растениями?

10.Любишь ли наблюдать (рассматривать) животных растения?

11.Какие стихи, рассказы, сказки о природе родного края ш знаешь?

12.Любишь ли ты рисовать, раскрашивать картины? Что именин любишь рисовать?

13.Любишь ли ты слушать музыку, народные песни?

14.Какие песни о нашем крае ты знаешь?

15.Любишь ли ты конструировать, строить?

16.Что именно любишь строить?

17.Есть ли у тебя дома конструктор, строительный материал?

18.Любишь ли ты слушать рассказы, сказки?

19.Какие знаешь произведения, посвященные родному краю?

20.Что нужно сделать, чтобы наш город оставался всегда красивым?

За каждый верный ответ ребёнок получает 1 балл. Высшим балл - 20.

Тестовое задание «Моё любимое произведение»

Цель: выявить особенности эмоционально-эстетических предпочтений детей к произведениям донских авторов.

Суть задания со стоит в том, что детям показывают репродукции картин, фотографии, иллюстрации с изображением природы родного края, зданий, монументальных произведений родного города, дают прослушать фрагменты музыкальных, литературных произведений донских авторов Дошкольники осуществляют выбор понравившегося изобразительного, музыкального, литературного, архитектурного произведения, объясняют свои предпочтения.

Высший балл - 5.

Наполовину выполненное задание - 4-3 балла,

2-1 балл - выбор сделан без объяснения.

 

Тестовое задание «Разрезные картинки» Л.А. Венгера.

Цель: выявить уровень развития восприятия детей, отношения дошкольников к различным по характеру, жанру произведениям искусств донских авторов, умение объединять элементы в целостный образ.

Суть задания: детям предъявляют разрезные картинки (фотографии объектов природы родного края, иллюстрации архитектурных сооружений, памятников монументальной скульптуры, изображение одежды казака и казачки, изобразительные произведения донских авторов) из которых нужно составить целое изображение. Картинки разрезаны на 4 - 6 частей.

Высший балл - 5. Наполовину выполненное задание-4-3 балла, с большим количество ошибок-2-1 балл.

Тестовое задание «Художественная студия».

Цель: выявить уровень изобразительных умений дошкольников, их отношение к изображаемым предметам и явлениям.

Суть задания: детям предлагают рисунки с изображением какого-либо фрагмента на донскую тематику (например, казак с казачкой; изображения куреня- дома, в котором жили казаки; набережная реки Дон, объекты живой и неживой природы родного края и т.п.) дошкольникам предлагают раскрасить предложенные фрагменты и по желанию дорисовать рисунок и объяснить свой выбор.

Высший балл - 5; затруднения при выполнении задания - 4-3 балла; не получилось - 2-1 балл.

Тестовое задание «Сложи из палочек».

Цель: выявить характер творческих проявлений дошкольников в процессе выкладывания контура зданий, объектов живой и неживой природы из счетных палочек.

Суть задания: ребёнку предлагают вложить из счетных палочек изображение какого-либо архитектурного сооружения, объекта живой и не живой природы. Высший балл - 5; затруднения при выполнении задания - 4-3 балла; не получилось - 2-1 балл.

Тестовое задание «Рисунок любви»

Цель: выявить уровень развития отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы, памятникам архитектуры и скульптуры, самостоятельность и инициативность в создании художественных образов в рисунке, способность понимать и оценивать свои успехи в художественно- творческой деятельности.

Суть задания: педагог предлагает детям выполнить рисунок на заданную тему, используя разнообразные изобразительные материалы.

Высший балл - 5; затруднения при выполнении задания - 4-3 балла; не получилось, отказ от выполнения - 2-1 балл.

Тематика рисунков:

•        Мой любимый цветок

•        Мое любимое дерево

•        Мое любимое животное

•        Мой любимый кустарник

•        Место на природе, где я люблю бывать

•        Мой любимый памятник архитектуры

•        Мой любимый монументальный памятник

Тестовое задание «Чтобы было бы...»

Цель: выявить уровень развития отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы, памятникам архитектуры и скульптуры.

Суть задания: педагог предлагает детям закончить фразу. Оценивается оригинальность, эмоциональность, обоснованность ответа.

Высший балл - 5; затруднения при выполнении задания - 4-3 балла; не получилось - 2-1 балл.

•        Если бы Вы стали цветком....

•        Если бы Вы стали деревом....

•        Если бы Вы стали лесом...

•        Если бы Вы стали рекой...

•        Если бы Вы стали животным...

•        Если бы Вы стали скульптурой...

•        Если бы Вы стали памятником архитектуры...

 

Тестовое задание «Детский толковый словарь»

Цель: определить способность дошкольников к умозаключению, отношение к общечеловеческим ценностям.

Суть задания: педагог обсуждает с детьми смысл понятий «красота», «чувство», «любовь», «забота», «терпимость» и т.п. и предлагает дошкольникам закончить предложения, например:

•        Цветы - это украшение нашей жизни

•        Природа - это...

•        Город-это...

•        Донской края - это...

•        Река Дон - это...

•        Архитектурный памятник-это...

•        Скульптурный монумент-это...

Высший балл - 5; затруднения при выполнении задания - 4-3 балла; не получилось - 2-1 балл.

«Цветок мудрости».

Цель: определить способность дошкольников к умозаключению, поношение к общечеловеческим ценностям.

Суть задания: педагог показывает детям контур цветка и предлагает на каждом лепестке написать (с помощью взрослого) самые важные человеческие качества, например, доброта, сочувствие и т.п. Оценивается количество названных качеств и аргументация ответа.

Высший балл - 5 (ребенок назвал 6-5 качеств); затруднения при выполнении задания - 4-3 балла (4-3 качества); не получилось - 2-1 балл (менее 2 качеств)

Целевое наблюдение за деятельностью детей.

Цель: выявить умение детей использовать знания о характерных особенностях природы родного края, традициях, изобразительных, литературных, музыкальных, архитектурных и монументальных произведениях донских авторов в самостоятельной деятельности.

Программа наблюдения:

1.Наличие интереса у детей к культуре, природе родного края (элементарные знания истории, объектах живой природы родного края, произведений искусств, эмоционально-положительное отношение (оценочное) к произведениям искусства, природным объектам родного края).

2.Использование знаний о традициях жизни казаков в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе тематики, обновление содержания традиций).

3.Применение предметов национальной культуры в игровой доя тельности (посуда, мебель, одежда, украшения и т.д.).

4.Проявление в игровой деятельности особенностей национального характера (черт поведения).

5.Использование в речи детей народных названий предметов,

имен.

6.Выполнение трудовых поручений на участке детского сада (по уходу за деревьями, кустарниками, цветами и т.п.), в групповой комнате - за комнатными растениями и животными.

Высший балл — 5. Частичное отсутствие показателей в деятельности - 4-3 балла, отсутствие большего числа показателей в деятельности- 2-1 балл.

Выведение общего уровня освоения программы (для детей 5-6 лет)

Используя данные тестовые задания, мы накапливаем материал для определения уровня развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к истории, культуре, природе родного края в соответствии с обозначенными нами показателями.

Количество максимально набранных баллов:

высокий уровень: 65- 54 баллов,

средний уровень: 45-24 баллов,

низкий уровень: менее 24 баллов.

                                                                                                                                           Приложение 2

Перспективный календарно-тематический план занятий

по программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

Период

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

КАК У НАС -ТО БЫЛО НА ТИХОМ ДОНУ

Сентябрь

«Путешествие в прошлое нашей родной земли»

Познакомить детей с понятием «племя». Рассказать о том, какие племена жили на донской земле (киммерийцы, скифы, сарматы). Способствовать развитию у детей коммуникативных умений; расширять представление о родном крае.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С 8-10

«Кто такие амазонки»

Содействовать развитию интереса детей к прошлому нашей Родины. Рассказать о воинственном народе, состоявшем исключительно из женщин – амазонках. Познакомить с их одеждой, оружием, причёсками, чертами характера.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с.11-13

Легенда о Танаисе

Познакомить детей с древним городом-крепостью Танаис, с его достопримечательностями и легендой возникновения. Упражнять в подборе слов –определений к слову «Танаис».

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с14-17

Сокровища Танаиса

Содействовать развитию интереса детей к прошлому донской земли. Познакомить с предметами посуды, используемой в древние времена. Предложить поиграть в игру «Кто быстрее соберёт амфору»

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» С18-19

Откуда на Дон пришли казаки?

Познакомить детей с одной из версий о происхождении казачества на Дону. Вспомнить, что обозначает слово «казак». Вызвать интерес к прослушиванию отрывка из стихотворения Н. Дика «Удалые казаки». Ответить на вопросы по содержанию

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С 20-22

Оружие казака

расширять знания детей об оружии, которым пользовались казаки. Содействовать формированию умения узнавать и различать саблю, шашку, пику, кинжал и т. д

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 23-24, картинки с изображением оружия, сюжетные картины с изображением вооружённых казаков

Легенда о бравом казаке Данилке

Познакомить детей с легендой. Содействовать развитию способности к целостному восприятию произведения такого жанра, эмоциональной отзывчивости на его содержание.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с25, с109-112


Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

Октябрь

«Покров – первое зазимье»

Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. Познакомить с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

Фольклорный праздник

«Покрова Пресвятой богородицы»

Содействовать приобщению детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, формированию внутреннего мира детей на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением. Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

Конь –верный друг казака

Познакомить детей со значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях. Познакомить с пословицами и поговорками о коне. Расширить и обогащать знания детей о жизни и быте донских казаков.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с26-27

Лепка «Конь»

Содействовать формированию у детей умения создавать изображение по мотивам донских умельцев. Учить лепить фигуру коня из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать уважение к казачьему народному творчеству.

Пластилин, дощечки, стеки.

Что мы знаем о прошлом родной земли

Обобщить и систематизировать знания детей по первому блоку. Дать понятие о том, что Ростовская область многонациональна, о том, что у представителей каждого народа свой язык, своя культура, традиции, обычаи, но всех жителей объединяет одно – земля Донская.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с.28-29

КАЗАЧЬИ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ

Символы Ростовской области

Познакомить детей с символами Ростовской области (герб, флаг, знамя). Объяснить, почему использованы такие формы и цвета. Почему использованы те или иные изображения на гербе. Что они обозначают.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с30-32

Герб моей семьи

Предложить детям придумать и нарисовать герб своей семьи, используя разнообразные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски. Привлечь родителей созданию герба.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 33, каранда ши, краски, фломастеры

Гимн Ростовской области и Войска Донского

Познакомить детей с Гимном Ростовской области и главной песней донских казаков – Гимном Всевеликого Войска Донского. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ.

методическое обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек» с 25, тетрадь с 34-35

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

Ноябрь

Аппликация Флаг Всевеликого Войска Донского

Продолжать знакомить детей с казачьей символикой. Способствовать расширению знаний о значении сочетания цветных полос на флаге. Предложить изготовить флаг из цветной бумаги, закрепить навыки аппликации.

Цветная бумага, альб.лист, ножницы, клей, кисти,

Знаменитые атаманы Войска Донского

Предложить детям вспомнить, кого называют атаман. Познакомить со знаменитыми атаманами Войска Донского. Содействовать формированию умения подбирать слова-определения к слову «атаман».

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с36-37

Казачьи заповеди

Продолжать знакомить детей с заповедями казаков, их содержанием. Закрепить понятие «заповедь». Содействовать воспитанию любви к родной земле, смелости, трудолюбия, уважения к своей семье.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 38-39

Посиделки

«Зашифрованные слова»

Упражнять детей в составлении слов СИМВОЛЫ, ГЕРБ, АТАМАН, КАЗАЧИЙ КРУГ, ЗАПОВЕДЬ. Содействовать обобщению и систематизации, полученных ранее знаний.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с40-42

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. Содействовать обогащению развития словаря и активизации его в связной речи; побуждать использовать разные типы предложений, строить достаточно сложные синтаксические конструкции. Воспитывать любовь к матери, умение слушать друг друга.

метод обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

Казачий фольклор: пословицы, поговорки о матери «Родной друг- матушка»

Продолжать знакомить детей с поговорками и пословицами о матери, учить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. Формировать понятие, что они часть великого Донского края.

Хрестоматия для чтения с8

Аппликация. Коромысло.

Расширить знания детей о быте донских казаков, о значимости воды и методах ее доставки в дом: показать, что такое коромысло, рассказать, как им пользовались для переноски воды. Развивать умение украшать орнаментом по мотивам донского творчества, закрепить умение синхронного вырезывания, вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой.

Альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, образцы орнамента

Фольклорный праздник «День матери-казачки»

Содействовать формированию у детей осознанного отношения к семье, семейным отношениям, уважения и почитания к женщине, девочке.

Укреплять взаимопонимание между родителями и детьми,

Приобщать детей к традициям Донского казачества.

Период

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

Декабрь

ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СТАНИЦЫ

Ознакомление с окр.+ Аппликация «Казачий курень»

Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Учить детей в аппликации передавать основные особенности жилища казаков с помощью формы, цвета, линий, дополнительных деталей. Совершенствовать технические навыки, умение творчески подходить к выбору способов вырезывания из бумаги.

Метод.обеспечение к программе «Родники Дона» с138, раб.тетр с43-45

Конструирование

"Что нам стоит дом построить"

Закреплять умение анализировать сходные объекты (выделять в них общее и различное) и на этой основе формировать обобщенные представления о них: правильно употреблять такие слова как длинный, высокий, задняя, передняя, боковая стенки. Формировать умение делать двойное перекрытие. При строительстве использовать разные конструктивные детали. Побуждать обыгрывать постройки в различных видах деятельности.

метод обеспечение к программе «Родники Дона»

Интерьер казачьей горницы

Познакомить детей с понятием «интерьер». Рассмотреть интерьер казачьей горницы. Рассказать детям о том, какие предметы и детали делают комнату красивой, нарядной. Побуждать детей использовать в речи диалектную лексику.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 46-48

Вещи рассказывают о прошлом

Продолжать знакомить детей с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Развивать познавательный интерес.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» 48-49

Кухонная посуда наших предков

Познакомить детей с кухонной утварью казаков. Содействовать формированию умения рисовать кухонные принадлежности, создавать несложную композицию. Расширять словарный запас. Воспитывать художественно-эстетический вкус

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» 50-51

Ручной труд «Солонница»

Обогащать знания детей о значении солонницы на обеденном казачьем столе, о том, что вместе с караваем хлеба соль в солоннице участвовала во всех торжественных ритуалах. Показать прием плетения солонницы из тонких «ветвей»

Солёное тесто

Печка - матушка

Познакомить детей с интересными сведениями об интерьере казачьей кухни. Способствовать пониманию того, что печь –очень важный элемент быта казаков. Познакомить с пословицами и поговорками о печи. Систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга, лопата, полено.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С.51-53

Посиделки. Донские казачьи станицы

Дать понятие «станица». Содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему Донской земли; развитию чувства патриотизма — любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С.53-54

Период

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

Январь

«Рождество Христово» -

Содействовать формированию у детей целостного отношения к народным праздникам и обрядовым мероприятиям, представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.

метод обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

Святки

Раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной. Способствовать формированию представлений о ее богатстве, красоте праздников.

Игра-инсценировка «Колядки»

обогащать знания детей о проведении казачьих обрядов, формировать интерес к истории донских казаков, развивать память детей, заучивая тексты колядок.

«Креще

ние»

Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Способствовать формированию у детей целостного представления о православии. Вызвать желание воплощать обрядовые мероприятия в своих детских видах деятельности.

«Живет в народе песня»

Познакомить детей с новой казачьей песней «Как за Доном», учить видеть красоту донских напевов. Содействовать углублению любви к музыке, желания и умения слушать музыкальные произведения, способности понимать их смысл и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;

методическое обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

Казачий фольклор: пословицы, поговорки о казачьей дружбе

Познакомить детей с поговорками и пословицами о казачьей дружбе, учить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. Формировать понятие, что они часть великого Донского края.

Хрестоматия для чтения с 7

«Степные рыцари»

Познакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов, способами ведения боя и организацией военных походов.

методическое обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

Лепка «Казачий струг»

расширить знания детей о передвижении казаков по Дону. Показать приемы лепки лодки из пластилина в сочетании с природным материалом, развивать умение оснащать поделку дополнительными деталями.

Пластилин, дощечки, стеки

Период

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

ТРУД ЛЮДЕЙ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Февраль

Казаки-коневоды

Познакомить детей с профессией - коневод. Обобщить и систематизировать знания о том, что казаки - отличные коневоды. Рассмотреть иллюстрации с изображением лошадей различных пород. развивать познавательный интерес.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 71-74

Казачий фольклор: пословицы, поговорки о коне

Познакомить детей с поговорками и пословицами о коне, учить понимать их смысл. Закреплять понятие  о народном фольклоре, приобщать детей к народной культуре. Формировать понятие, что они часть великого Донского края.

Хрестоматия для чтения с 6

«Идет кузнец из кузницы»

Содействовать ознакомлению детей с профессией кузнеца, его трудовыми действиями и оборудованием кузницы (горн, молот, наковальня) Продолжить знакомство с материалом – металл, и изделиями из него – серп, коса, утюг, рукомойник. Воспитывать уважение к людям труда

методическое обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

«Живет в народе песня» - заучивание песни «Во кузнице»

Продолжать знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов. Содействовать углублению любви к музыке, желания и умения слушать музыкальные произведения, способности понимать их смысл и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;

методическое обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

«На героя и слава бежит»

Беседа о героях-казаках, старинном оружии. Содействовать обогащению развития разговорной и монологической речи ребенка образным языком детской литературы и фольклора

метод обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

«Рыцарская жизнь казаков»

Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.

метод обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

«Казачий круг»

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширить знания о правительстве в казачестве.

метод обеспечение к программе «Азбука для маленьких казаков и казачек»

Праздник 23 февраля «Воины лихие — казаки удалые»

Создать у детей радостное настроение. Формировать нравственно-патриотические чувства и духовность у дошкольников. Способствовать решению задач творческого развития личности.

Период

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

Март

«Масленица пришла – радость принесла»

закреплять умение передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям. Формировать психологически комфортное эмоциональное состояние ребенка при общении в праздничной атмосфере.

Ручной труд «Масленичка» (кукла-девочка).

Содействовать расширению знаний детей об обычаях донских казаков дарить Масленичку, желая хозяевам здоровья, богатства и всего хорошего. Показать прием изготовления Масленички. Вызвать желание изготовить Масленичку в подарок друзьям.

Лоскутки ткани, вата, синтепон, нитки

Комбайнер, тракторист

Познакомить детей с профессиями комбайнера и тракториста их трудовыми действиями. Содействовать обогащению развития чувства уважения к трудовой деятельности человека любой профессии, чувства признательности за проявленную заботу; бережного отношения к результатам труда; — амплификации развития желания ребенка самому в будущем получить интересную и нужную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей, своей Родины, своей семьи.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С 60-63

Рыболовство на Дону

Продолжить знакомство детей с донскими промыслами. Рассказать о рыболовстве на Дону. Содействовать формированию умения узнавать и называть рыбу, которая водится в Дону. Упражнять в составлении предложений о рыболовстве, используя, предложенные воспитателем слова.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С.64-66

Рыболовный промысел

Познакомить детей с тем, что рыбная ловля носила промысловый характер. Дать понятие «промысел». Способствовать ознакомлению детей с казачьей кухней её традиционными блюдами (ухой). Упражнять в подборе слов-определений к слову «уха» Способствовать формированию знаний о правильном рациональном питании.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с67-68

Огородничество на Дону

Познакомить детей ещё с одним занятием казаков. Способствовать закреплению знаний детей о том, какие овощи растут на Дону, чем они полезны. Предложить составить красивый натюрморт из овощей. Воспитывать чувство уважения к трудовой деятельности человека.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с.69-71

Жаворонки (изготовление жаворонков из сдобного теста)

Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков. Закрепить умение лепить из теста жаворонков, аккуратно раскладывать их на противне, сажать для выпекания в печь.

Период

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

Апрель

С нами чудо из чудес – благовещенье с небес

Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков

Ремесла и промыслы казаков. Виноградарство

Продолжать знакомить детей с занятиями казаков. Познакомить с возникновением виноградарства на родной земле. Рассказать о «Донской войсковой школе виноградарства и виноделия»

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с75-77

Лозоплетение

Познакомить детей с ремеслом лозоплетением. Рассмотреть изделия, изготовленные из лозы. Содействовать обогащению развития чувства уважения к трудовой деятельности человека любой профессии, чувства признательности за проявленную заботу; бережного отношения к результатам труда.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С.77-79, плетёные изделия.

Гончарное ремесло

Познакомить детей с интересными фактами о гончарном промысле, о станицах, в которых занимались казаки гончарным производством. Рассказать о процессе изготовления гончарных изделий. Вызвать интерес к данной профессии.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С.80-82

Лепка из глины.

Квасник

Обогащать знания детей о посуде казаков, знакомить с предметами народного творчества. Учить, пользуясь натурой, лепить декоративный сосуд – квасник, анализировать форму, вычленяя ее основные части и детали: форма в виде кольца с высоким горлышком, с крышками, красиво изогнуты ручки, носик, налепы в виде птиц и шариков. Развивать умение самостоятельно выбирать способы лепки для наиболее выразительной передачи образа.

Глина, образец

Фермерство на Дону

Познакомить детей с содержанием донской казачьей усадьбы, с трудовой деятельностью казаков по содержанию домашних животных и уходу за ними. Дать понятие «фермерское хозяйство». Воспитывать уважение к людям труда.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

83-87

Пасха, Красная горка

Познакомить детей с самым ярким праздником весеннего цикла – пасхой, ее ритуалами и традициями.

Напомнить о том, как в казачьих семьях готовились к этому празднику. Вызвать желание принять участие в подготовке к Светлому Христову Воскресенью.

Период

Тема

Задачи

Литература, материал

Отметка о выполнении

ЗНАМЕНИТЫЕ ЖИТЕЛИ ДОНСКОГО КРАЯ

Май

Все профессии нужны, все профессии важны

Содействовать овладению системными знаниями о разнообразии человеческих профессий; формированию у детей знаний о том, что труд – основа жизни каждого человека. И чтобы стать умелым, необходимо много учиться.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С 88-89

День Победы - Всенародный праздник

Закрепить знания детей о Дне Победы, воспитывать гордость за своих прадедов, победивших в Великой Отечественной Войне.

Мы склонились низко, низко у подножья обелиска

Рассказать детям о выдающихся людях, защищавших свою малую Родину в годы Великой Отечественной Войны. Воспитывать уважение к воинам освободителям, интерес к различным видам войск.

Наш земляк Михаил Александрович Шолохов

Познакомить детей со знаменитым писателем М. Шолоховым, его биографией. Рассказать о том, чем он прославил Донскую землю, почему мы помним о нём. Вызвать желание познакомиться с произведениями писателя.

Хрестоматия для чтения с 215

Чтение рассказа М Шолохова «Нахалёнок»

Познакомить детей с произведением М. Шолохова. Содействовать развитию способности понимать нравственный смысл изображаемых событий; овладению умением оценить поступки героев художественного произведения; усвоению представлений о подвиге, смелости, справедливости и честности.

Хрестоматия для чтения с.223

Греков Митрофан Павлович – художник-баталист

Познакомить детей со знаменитым земляком и его известными работами «Тачанка», «Бой под Егорлыкской». Объяснить детям, почему некоторых художников называют баталисты. Содействовать расширению кругозора, воспитанию гордости за земляков.

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»

С 119, репродукции картин Грекова

Рисование «Как молоком облитые, стоят сады вишневые»

Расширить знания детей об экологии родного края. Учить передавать в рисунке окружающую природу. Содействовать развитию наблюдательность, эстетическое восприятие, обращать внимание на цветовые сочетания при изображении весны, уметь располагать сюжет на всем листе бумаги

Альбомные листы, кисти, краски, стаканы с водой

Семейная викторина Мы- казаки Донского края

Выявить уровень сформированности у детей знаний о казачестве, закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков; способствовать развитию интереса дошкольников к истории и культуре Донского края; прививать желание следовать славным традициям наших предков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь и труд казаков"-региональный компонент

Презентация "Жизнь и труд казаков"-региональный компонент...

спортивное развлечение с этнокультурным компонентом в старшей группе "Казаки на страже родины"

laquo; Казак традиции соблюдает: и в хоре певец и в бою молодец!»«Казаки на страже Родины».В рамках реализации этнокультурного компонента «Казачество»  С целью разв...

Конспект открытого НОД по развитию речи с региональным компонентом в подготовительной группе. Тема: «Донские казаки».

Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодежи....

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...

Народные игры по кубанскому региональному компоненту « В гостях у Кубанских казаков»

Цель: Создать максимально благоприятные условия  для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития детей. Донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальн...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с региональным компонентом на тему: «Мы –Казаки!»

Задачи:  Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.Материалы: магнитофон, картинка с изображением казака, подко...