Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций»
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx79.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное                                                                      автономное учреждение   детский сад    г. Новокубанска муниципального образования  Новокубанский  район

С.А. Талаева

Методическое пособие

«Патриотическое воспитание                                   дошкольников  на основе кубанских традиций»

patriot

Новокубанск 2017

 Аннотация


Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать ее,

                                                стать подлинным патриотом.

С.Михалков.

      Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времен и по наши дни. Проблема общества, идеалы, мораль, традиции, культура могут изменяться из века в век. А степень нравственности почти не меняется, то есть то, что нравственный человек должен жить по совести, по чести, по законам добра и справедливости, быть патриотом своей страны, в которой он живет, любить свою семью, хранить и уважать ее традиции и быть носителем ее ценностей.

    Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательно-образовательной системы. За последнее время в нашей стране произошли большие изменения. Это коснулось и нравственных ценностей, как в отношении к событиям и к отдельным людям, так и к их истории в целом.

     Как бы ни  менялось общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё, необходимо воспитывать при любом строе. Этому учат детей во всём мире. И если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, свой народ, нам нужно показывать и представлять им её с самой привлекательной стороны. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»  Патриотизм, в полном понимании его значимости, преподаётся детям в школе. В детском саду - первые предпосылки патриотизма и начальная ступенька- это развитие и воспитание любви и привязанности к семье, родному дому.

       Патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов – одно из направлений духовно – нравственного воспитания детей. Особенно важно такое воспитание в дошкольном возрасте, когда как никогда закладываются основы нравственного поведения.

    Региональная культура является одним из самых необходимых компонентов в содержании воспитания патриота. Она способствует накоплению социального опыта жизни в своём отечеств и усвоению принятых в нём норм и отношений.

      Поэтические произведения кубанских авторов расширяют знания дошкольников об окружающем мире: кубанском народе и его нравственных ценностях, природе юга России. Колоритный язык поэтов Кубани, их любовь к родному краю передаются дошкольникам и развивают в них патриотические чувства, которые выражаются не только в гордости за свой край, но и желании соответствовать званию – житель Кубани – житницы России.

Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры.

Задачи:

- знакомство с кубанскими авторами и их поэтическими произведениями;

- воспитание гордости за культурные традиции кубанского народа;

- воспитание у детей любви к родине, к родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие её красоты и многообразия;

- расширение знаний дошкольников на основе содержания произведений кубанских авторов с характерными признаками кубанской культуры и природы;

- духовно – нравственное воспитание на основе использования традиций, обрядов и ремёсел кубанского казачества;

- воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края;

- обогащение представлений и знаний учащихся о нормах и принципах нравственных взаимоотношений;

- развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.

Формы и методы работы:

- Чтение художественной литературы (знакомство с кубанскими писателями);

- Рассказ (диалоги, обсуждения) о достопримечательностях родного края, города;

- Чтение и рассказывание произведений фольклора.

- наблюдение;

- совместная деятельность детей и педагога.

2 Содержательная часть

Описание модели воспитательной деятельности.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому, именно с дошкольного возраста мы занимаемся воспитанием в детях чувств достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрываем им истинные ценности семьи, нации, Родины.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Цель:

- воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;

- обогащение представлений о Родине – России; воспитывать чувство гордости за ее достижения;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

-  повышение результативности социально-нравственного воспитания детей посредством народной игры.

Формы и методы работы с детьми по патриотическому                                воспитанию дошкольников.

Наглядный метод:

- Чтение педагогами рассказов с показом демонстрационного материала (ИКТ: презентации, видео и         т.д.);

- Наблюдения;

- Изучение иллюстраций, предметов, репродукций картин;

- Проведение дидактических игр;

Словесный метод:

- Чтение литературных произведений;

- Чтение стихотворений с детьми;

Практический метод:

- Организация продуктивной деятельности дошкольников;

- Проведение игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки).

   Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

    Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов  воспитания,  общие усилия детского сада и семьи,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

        Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.  Но если в результате педагогической работы  ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что  задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

 

Календарно-тематическое планирование

народных кубанских игр и художественной литературы для детей

старшего дошкольного возраста.

Месяц

Название игры

Программные задачи

Оборудование

Художественная литература

Программные задачи            

Литература

Сентябрь

«Перетяжки»

«Передай подкову»

Развивать у детей силу, выносливость, ловкость, умение действовать коллективно, сопереживать.

Развивать внимание детей, ловкость, быстроту движения рук.

 Подкова.

Чтение кубанской казачьей  были «Есаул и его конь»

«Раз загадка, два загадка»

(чтение книги кубанского писателя В.Нестеренко «Раз загадка, два загадка» или «Ладошка»)

 познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

закрепить представление о жанре «загадка»;

воспитывать любовь к родному краю;

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички).

 В.Нестеренко «Раз загадка, два загадка» или «Ладошка»)

 Октябрь

«Сбей шапку»

«Кубанка»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать навык метания предмета вверх т ловли его; развивать силу, ловкость, глазомер.

Шапка.

Шапка-кубанка.

Загадывание кубанских загадок

Чтение кубанский казачьей были «Казак и птицы»

учить отгадывать и самостоятельно, придумывать загадки;

познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

Кубанский фольклор.

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички).

Ноябрь

«Плетень»

«Кривой петух»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Свисток, бубен.

«Кубань-жемчужина России»

Беседа «Кубань-матушка кормилица»

Чтение и заучивание стихов о Кубани.

Познакомить детей с понятием «Родина», формировать представление о Кубани, как о родном           крае нашей  огромной  страны, чувство любви к ней;

В.Нестеренко « Стихи для детей».

Конспект беседы в старшей группе «Кубань -матушка кормилица»

Декабрь

«Золотые ворота»

«Напои лошадку»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать внимание детей, ловкость.

Ветка.

Игрушечная лошадка, ведро.

Чтение произведений о снеге, о зиме. Заучивание наизусть.

Познавательное занятие «Краснодар -кубанская столица». Чтение стихотворения В.Бакалдина «На Кубани вырос я».

Побудить к размышлению о том, зачем одни люди сочиняют, а другие с удовольствием слушают и запоминают стихи

Рассматривание открыток, фотографий города Краснодара.

В.Нестеренко «Приход зимы»

В.Бакалдин «На Кубани вырос я»

Январь

«Роман, Роман»

«Защити курень»

Развивать у детей внимание, ловкость,  умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость,  умение действовать по сигналу.

.

Импровизированный курень, шашка, кольца из полых резиновых трубок.

Чтение стихотворения К.Обойщикова «Кубань земля такая»

Чтение кубанский

 казачьей были «Батька Булат»

Помочь почувствовать красоту природы родного края в стихотворении и выучить его наизусть.

познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

К. А Обойщиков «Кубань – земля такая»

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички).

Февраль

«Петух», («Сон казака»).

«Кубанка-шапка казака».

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость,  умение действовать по сигналу.

Шапка-кубанка.        

В. Д. Нестеренко «Друзья»

Кубанский

фольклор.

Воспитывать любовь к творчеству поэтов Кубани

.

Заучивание казачьих поговорок

Сборник стихов В.Д.Нестеренко.

Март

«Селезень и утка»

«Конники»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Палки, плетень, шест с кубанкой.

Е.Щеколдин «Букет для мамы»

Кубанский

фольклор.

Воспитывать любовь к творчеству поэтов Кубани.

Заучивание казачьих поговорок

Сборник стихов Е.Щеколдин.

Апрель

«Брыль»

«Стадо»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Шапка.

Кубанские казачьи стихи-загадки Галина Сергеевна Томашевская

Чтение кубанский

 казачьей были «Непутёвая собака»

Учить отгадывать загадки

познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички).

МАЙ

«Подсолнухи»

«Горшки»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание.

В. Д. Нестеренко «У обелиска» (чтение)

Чтение кубанский

 казачьей были «Казак и солнце»

Воспитывать глубокое уважение к подвигу наших прадедов.

познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

Сборник стихов В.Д.Нестеренко.

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички).

Календарно-тематическое планирование

народных кубанских игр и художественной литературы для дошкольников

подготовительной к школе группы.

Месяц

Название игры

Программные задачи

Оборудование

Художественная литература

Программные задачи            

Литература

Сентябрь

«Горю – горю пень».

«Кавуны»

Развивать ловкость, умение менять направление, убегая от водящего.

Развивать быстроту, ловкость.

Время загадок, скороговорок и считалок

В.Нестеренко «Любимица России»

Повторить известные произведения малых форм фольклора.

Продолжать знакомить детей с произведениями  поэтов Кубани.

В.Нестеренко сборник «Ладошки»

В.Нестеренко «Стихи для детей»

 Октябрь

«Бой петухов»

«Панас»

Развивать сноровку, ловкость.

Развивать у детей внимание, ловкость, умение действовать по сигналу.

Платочек.

Чтение кубанский

 казачьей были «Казаки и разбойники»

Заучивание стихотворения

И.В.Белякова «Осень»

познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

 

Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении и выучить его наизусть.

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички).

И.В.Беляков «Осень»

Ноябрь

«Фанты»

«Кубанка-шапка казака».

Развивать сноровку, ловкость.

Развивать у детей внимание, ловкость,  умение действовать по сигналу.

Платок.

Шапка-кубанка.

Чтение кубанский

 казачьей были «Золотая крыса»

Заучивание стихотворения Е.Щеколдина «Что такое Родина?»

познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

Воспитывать любовь к творчеству поэтов Кубани.

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички).

Е.Щеколдин «Что такое Родина?»

Декабрь

«Роман, Роман»

«Защити курень»

Развивать у детей внимание, ловкость,  умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость,  умение действовать по сигналу.

Импровизированный курень, шашка, кольца из полых резиновых трубок.

Кубанский

фольклор.

«Рождение Кубани». Чтение стихотворения К.Обойщикова  «Кубань – земля такая…»

Заучивание казачьих поговорок

Познакомить с историческим  прошлым Кубани;

К.Обойщиков  «Кубань – земля такая…»

Январь

«Перетяжки»

«Передай подкову»

Развивать у детей силу, выносливость, ловкость, умение действовать коллективно, сопереживать.

Развивать внимание детей, ловкость, быстроту движения рук.

.

Подкова

 «Знакомство с символикой Кубани»

«Красная книга Кубани»

воспитание патриотических чувств любви к родине, уважение к флагу, гербу, гимну Кубани.

воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Конспект беседы.

Конспект беседы.

Февраль

«Плетень»

«Кривой петух»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Свисток, бубен.

        

«Казачья хата»

 «Конь - верный друг казака»

Рассказ, беседа  о кубанских хатах, развивать логическое мышление, память, внимание;

Работа с пословицами: «Конь казаку – лучший друг», «Казак сам не ест, а коня кормит», «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой»,

Конспект беседы.

Рассказ о значимости коня в жизни казака.

Март

«Матушка-  весна»

«Гуси»

Развивать у детей внимание.

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Гирлянды или зелёные ветви.

Мел.

.

Е.Щеколдин «Гонцы весны»

Чтение  и анализ стихотворений

В.Д Нестеренко

«Веснушки. Веселые почки».

Воспитывать любовь к творчеству поэтов Кубани

Дать представление о разнообразии и красоте нашего края;

Стихотворение

В.Д Нестеренко

«Веснушки. Веселые почки».

Апрель

 «Платочек Жу-Жу».

«Красочки»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Платочек.

«Устное народное творчество /пословицы, поговорки, скороговорки/».

«Знакомство с творчеством кубанского писателя – В.Д.Нестеренко»

Познакомить с кубанскими пословицами, поговорками, песнями; развивать память; воспитывать любовь к кубанской культуре.

Развивать интерес к художественному слову, красоте поэтических образов и сравнений.

МАЙ

«Горелки с платочком»

«Бубенцы»

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Развивать у детей внимание, ловкость, бег, умение действовать по сигналу.

Платочек.

Бубен или колокольчик.

В. Д. Нестеренко «День Победы» (заучивание)

Беседа «Хлебные поля – гордость Кубани!»

Продолжать знакомить с творчеством  поэтов родного края.

Воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к хлебу и труду хлебороба

Сборник стихов В.Д.Нестеренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников

Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности....

Методическое пособие "Патриотическое воспитание в детском саду"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы «Наша армия сильна». Цель: воспитание уважения к воинам – защитникам Отечества....

Кубанские традиции. Патриотическое воспитание.

В занятии представлена связь традиций семьи и Кубани. Акцент на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, по схеме семья- малая Родина- Россия....

Проект "Художественно-эстетическое развитие детей на основе кубанских традиций"

Проект-презентация  по художественно-эстетическому воспитанию на основе кубанских традиций в ДОУ....

Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций»

Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры....

Методическое пособие «Работа с семьей по патриотическому воспитанию и приобщению к семейным кубанским традициям».

Пособие имеет практикоориетирующий характер, является частью системной работы по данному направлению. Может быть рекомендовано для публикации и апробации в ДОО региона....

Методическое пособие "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста "

Методическое пособие"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"...