Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы Тема мероприятия: «Гордое имя Урал!»
проект (подготовительная группа)

Царенко Юлия Александровна

Введение

Актуальная проблема проекта

   Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеет знакомство с  традициями  и опытом предков. Знакомство детей с  родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у воспитанников чувство патриотизма, любви и гражданской ответственности  к своей Родине. Народ, не знающий прошлого, не имеет будущего (Ломоносов М.В.).

Актуальность темы

 Изучение темы «Гордое имя Урал!» способствует раскрытию вопросов формирования краеведческого, нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Объединяет всех участников образовательного процесса. Мотивирует на создание развивающей предметно-пространственной среды и согласуется с региональным компонентом программы воспитанию в ДОУ.     

Гипотеза

   Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте  обобщают знания детей о явлениях и объектах окружающего мира, формируют положительное эмоциональное и эстетическое отношение к своей малой родине. У детей формируется свой взгляд на культурно-исторические ценности, на  значимость исторического наследия родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_2023.docx41.45 КБ
Файл proekt_matreshka_ural.docx55.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 144

Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21а. тел. 347 – 59 - 40

Проект

«Гордое имя – Урал!»

Царенко Юлия Александровна

учитель-логопед:

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта: с 09 января по 06 февраля 2023 года

Цель проекта:

     За время реализации проекта познакомить воспитанников подготовительной группы с жизнью и традициями Урала.

Задачи проекта:

1.Создать предметно-пространственную развивающую среду для детей подготовительной группы.

2. Познакомить детей с народными традициями предков и сформировать представления о выдающихся личностях Урала.

4. Способствовать развитию навыка культурного речевого общения, развитию  связной  речи, обогащению словарного запаса.

4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к своему народу.

Актуальность проекта

      Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеет знакомство с  традициями  и опытом предков. Народ, не знающий прошлого, не имеет будущего (Ломоносов М.В.).

Сценарий 2023 года. Тема: «Гордое имя – Урал!»

Команда – «Уралочка»

Девиз – Мы уральские девчонки,

Мы уральские мальчишки.

Будем мы играть, читать

И станем мы историю Урала изучать.

Уралочка, вперед давай!

Победу гордо забирай!

Дети:

Всем привет, мои любимые подписчики и Вам, уважаемое жюри. Сегодня в нашем блоге «Час в детском саду» с вами Ольга ТатищЕва. Я, вообще-то, ТатИщева, стыдно не знать правила ударения, мой великий предок, Василий Николаевич был горным начальником и основал Екатеринбург в 18 веке. Да я и говорю Ольга Татищева. А это Иван Демидов, кстати, моя династия была основательницей самых крупных на Урале заводов. -Ого, А вот междометиями общаться не культурно. Вчера пролайкала пост: «Гордое имя – Урал», интересно, а как это понятие формируется? Давай спросим у заведующей! Давай!

Дети пришли к заведующему.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как формируется понятие- гордое имя Урал?

Ребятки мои, наш детский сад давно воспитывает самых активных и любознательных детей Урала. Наши выпускники известные люди, вот они…

Это великий ученый Александр Степанович Попов – он изобрёл радио.

Это тоже наш выпускник. Это Борис Николаевич Ельцин – он управлял страной.

Ещё один выпускник. Космонавт Сергей Валерьевич Прокопьев - он летал на ракете в космос.

Известный композитор Евгений Павлович Родыгин – автор песен, которые стали визитной карточкой Урала.

Дети

Ого, какие талантливые дети рождаются на земле Уральской. А где они берут силы, чтоб славить нашу уральскую землю.

Заведующий: советую вам заглянуть на пищеблок!

Дети идут на пищеблок.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, чем богата кухня уральская?

Повар: традиционными уральскими блюдами считают сосьвинскую селёдку, суп из крапивы, шаньги и конечно, уральские пельмени. Записываем рецепт пельменного теста.

Соль - 1 слог, вода – 2 слога, мука – 2 слога.

Идём лепить пельмени (дети лепят пельмени).

Дети:

А кто же жил на Урале до 18 века и чем же первые люди отличались  от нас? Давайте спросим у методиста!

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, кто жил на Урале до 18 века?

Методист: Здравствуйте, первым, кто заселил наш уральский край был народ Манси. Люди жили в северных районах, поэтому они передвигались на собачьих упряжках или оленях. А строили они жилища в виде чума, покрытого оленьими шкурами. И жили они возле рек, занимались рыболовством и охотой.

Ребёнок: а мне бабушка еще рассказывала, они верили в духов, вырубали из дерева идолов и молились им, чтоб духи им помогли на рыбалке и на охоте.

Методист предлагает сделать своих идолов.

Методист: вот я смотрю, у вас целое капище идолов получилось! Кто из вас догадается, от какого слова произошло это понятие?

Ребёнок: наверно от слова копить.

Ты прав, до свидания, ребятки.

Финальная песня:

Урал, батяня, батяня, Урал

Мы твой батальон,  ты наш генерал.

Мы твой самолет, ну а ты наш штурвал.

Клянемся прославить наш гордый Урал.

Урал великий, могучий Урал!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 144

620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40

Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы

Для городской интеллектуальной игры-конкурса

«Матрёшка»

Тема мероприятия: «Гордое имя Урал!»

Автор составитель:

Учитель-логопед –

Царенко Юлия Александровна

Екатеринбург, 2023 г.

Введение

Актуальная проблема проекта

   Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеет знакомство с  традициями  и опытом предков. Знакомство детей с  родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у воспитанников чувство патриотизма, любви и гражданской ответственности  к своей Родине. Народ, не знающий прошлого, не имеет будущего (Ломоносов М.В.). 

Актуальность темы

 Изучение темы «Гордое имя Урал!» способствует раскрытию вопросов формирования краеведческого, нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Объединяет всех участников образовательного процесса. Мотивирует на создание развивающей предметно-пространственной среды и согласуется с региональным компонентом программы воспитанию в ДОУ.    

Гипотеза

   Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте  обобщают знания детей о явлениях и объектах окружающего мира, формируют положительное эмоциональное и эстетическое отношение к своей малой родине. У детей формируется свой взгляд на культурно-исторические ценности, на  значимость исторического наследия родного края.

План проекта по формированию культурно-исторических

ценностей детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта:

По количеству участников – коллективный;

По приоритету метода –  развивающий;

По продолжительности – долгосрочный.

Направленность проекта: формирование  культурно-исторических ценностей и  интереса к своей малой родине у  воспитанников ДОУ.

Этапы работы над проектом:

-Стартовый;

-Этап реализации;

-Рефлексивный;

-Послепроектный.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

Моделирование

        Оценка образовательной ситуации, выявление проблем.

Тема: «Гордое имя Урал!»

Цель проекта:  За время реализации проекта познакомить воспитанников подготовительной группы с культурно-историческими ценностями Урала.

Задачи:

1.Создать предметно-пространственную развивающую среду для детей подготовительной группы.

2. Познакомить детей с народными традициями предков и сформировать представления о выдающихся личностях Урала.

4. Способствовать развитию навыка культурного речевого общения, развитию  связной  речи, обогащению словарного запаса.

4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к своему народу.

Участники:

Дети подготовительной группы.

Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна.

Воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель, администрация детского сада, родители.

Продолжительность: с 10 января по 3 февраля 2023.

Этапы работы по реализации проекта:

  1. Подготовительный этап  

  Сбор информации и изучение современных методик по формированию культурно-исторических ценностей. Выбор направления работы.

  1. Основной этап

Ответ на вопросы:

  •  Какие исторические факты доступны для восприятия дошкольниками и вызовут интерес.
  •  Какие методы и приёмы  можно применить для изучения культурно-исторических ценностей?
  •  Достигли участники процесса основной цели проекта?

     Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.

  • Совместный поиск интересных фактов о малой родине.
  • Выступление детей в детском коллективе и презентация своих рассказов.
  • Знакомство детей с известными уральцами.
  • Знакомство с традициями уральской кухни и экскурсия на пищеблок.
  • Создание музея по теме: «Гордое имя Урал!», экскурсия и знакомство воспитанников с традициями предков.

3.Заключительный  этап

  • Создание видеофильма с кратким описанием проекта.
  • Контроль со стороны педагогов.

Ожидаемые результаты:

Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и кругозора.

Дети:

  1. Смогут самостоятельно или с помощью родителей выбрать материалы для подготовки мини-докладов по региональному компоненту образовательной программы.
  2. Научатся составлять рассказ-описание с опорой на план.
  3. Продемонстрируют свой опыт участникам образовательного процесса.
  4. Сформируют свой взгляд на культурно-исторические ценности малой родины.
  5. Получат удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Проектирование

Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:

  1. Подобрать информационно-методическое обеспечение о приёмах и методах развития мотивационного интереса к культурно-историческим ценностям малой родины.
  2. Разработать сценарий и смонтировать видеофильм.
  3. Подобрать материал для обеспечения интегрированного подхода:

- развивающие игры;

-опытно-экспериментальная деятельность.

Конструирование

1.Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды.

2.Планирование организации проектной деятельности.

3.Методическое обеспечение.

Этап реализации проекта

отражен  в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.

Рефлексивный этап:

   Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в видеофильм.

Послепроектный этап:

    Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по формированию культурно-исторических ценностей детей дошкольного возраста и разрабатывать и внедрять новые проекты.

        Приложение 1.

Перспективный план работы над проектом

Этап

Неделя

Мероприятие

Задачи

Место проведения

1

1 нед.

Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Гордое имя Урал!»

Актуализация знаний.

ДОУ

2

1-2 нед.

Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта.

Вызвать интерес детей к воспитательно-образовательному процессу.

ДОУ

3

2 нед.

Подготовка мини-докладов с детьми. Выступление педагогов и специалистов по вопросам культурно-исторической ценности Урала.

Расширение кругозора и словарного запаса воспитанников по отношению к своей малой родине. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя.

ДОУ

4

2-3 нед.

Презентация мини-докладов в детском коллективе

Развитие лексико-грамматического строя речи и ораторских способностей.

ДОУ

5

3 нед.

Посещение музея ДОУ

Закрепление полученных навыков, применение их на практических заданиях.

ДОУ

6

3-4 нед.

Создание видеофильма

Видеосъёмка, актуализация новых знаний.

ДОУ

  Организация предметно-пространственной         среды

  1. Знакомство с известными уральцами, создание картотеки.
  2. Демонстрация мини-докладов участниками образовательного процесса.

Приложение 2.

Организация проектной деятельности

  1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

    Знакомство детей подготовительной группы с интересными людьми Урала. Педагоги и специалисты предлагают детям просмотреть фото и видео материалы о них, знакомят с их технологическими и личными достижениями. Предлагают составить свой мини-доклад. Знакомство детей с традициями уральской кухни. Возникает вопрос: где можно применить новый опыт? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о создании музея.

2. Практические действия по реализации проекта.

2.1.Познавательно-исследовательская.

    Актуализируются знания детей о культурно-исторической ценности Урала. Совместно выбран материал для мини-докладов. Для детей проводят игры на закрепление новых знаний. С детьми проводится мастер-класс по лепке пельменей.

2.2.Речевая деятельность.

    Учитель-логопед помогает воспитаннику составить мини-доклады о известных уральцах, знакомит с планом-схемой.

  План-схема:

  • ФИО.
  • Вид деятельности земляка.
  • Рассказ о достижении.
  1. Социально-коммуникативная деятельность.

    Дети самостоятельно представляют свой мини-доклад в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт воспитанникам.

  1. Рефлексия.        

     Круглый стол: дети обсуждают и выбирают самых интересных людей своей малой родины. Лучшие мини-доклады выставлены в музее. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.

 

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
  • Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
  • Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
  •   «Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы», сост. В.П. Кругляшова; 1991 г.
  • Лобанов, С. Н. Екатеринбург: фотографическая энциклопедия. Екатеринбург, 2014 г.
  • Лаврова С. «Удивительный Урал». Екатеринбург: Сократ, 2017 г.
  • Лаврова, С. А. Потешные прогулки по Уралу. Москва, РИПОЛ классик, 2011 г.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей подготовительной группы в художественном творчестве»

презентация опыта работы по развитию творческих способностей детей подготовительной группы...

Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...

Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы

ВведениеАктуальная проблема проекта  Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Н...

Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»

Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»...

Приемы и задания для развития творческих способностей воспитанников старшей и подготовительной групп

Основу настоящего дидактического материала составляют специально разработанные для развития мыслительной активности дошкольников модули творческих заданий. Их назначение – сделать встречу ребенка с за...