Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Народные промыслы нашего края"
методическая разработка (старшая группа)

Рощупкина Елена Алексеевна

Мероприятие способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста

«Народные промыслы нашего края»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о народных промыслах
- Познакомить детей с изделиями мастеров: из глины, металла, дерева, ниток, ткани, стекла.
- Расширять знания о профессиях мастеров
- Содействовать развитию речи детей, обогащать активный словарь
- Совершенствовать навыки художественного творчества детей
- Воспитывать эстетические чувства детей
Ход мероприятия

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.

То здание богато

В подборе экспонатов.

От подков до замков

Из прошлых веков. ( Музей)

Воспитатель: Ребята, скажите, а для чего люди ходят в музей? О чем можно узнать в музее?

Воспитатель: В нашем городе Борисоглебске есть историко – краеведческий музей. Ребята, а кто-  нибудь из вас посещал музей нашего города?

Воспитатель: В нашем детском саду тоже открылся музей «Русская горница» и я вас приглашаю его посетить.

Действия в музее «Русская горница»

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.
Проходите, не стесняйтесь, в нашей горнице собирайтесь.
Все, кто любит потрудиться, мастера и мастерицы.
Делу – время, это знай! В час потехи – отдыхай!
Ждут вас игры и забавы, а за удаль – и награды.
Тех, кто любит, ценит труд, в Русской горнице всех ждут!
Хозяюшка: Дорогие гости, в моей горнице собраны предметы, которые рассказывают о труде кузнецов, гончаров рукодельниц земли Борисоглебской. Подробно о них рассказать мне поможет мой волшебный сундучок. ( Используется интерактивный плакат, в форме сундучка)

Хозяюшка: Сейчас я приоткрою его, и появятся перед вами рукотворные творения необычайной красоты.

(Открывается первое окошко сундучка. Звучат звуки волшебства. На экране появляется первый слайд с резной шкатулкой)

Хозяюшка: Как вы думаете, о каком ремесле может рассказать этот предмет? (Резьба по дереву)

Хозяюшка: Художественная обработка дерева – появилась в Воронежской губернии со времен Петра Первого. На территории нашего края изготовляли из дерева: прялки, вальки, рубила, ткацкие станки, мебель, посуду и украшали резьбой. Дерево с давних времен было одним из любимых материалов в народе. Лесные богатства Воронежского края делали его легкодоступным. В наших местах из осины изготовляли деревянные ложки, миски, блюда, корыта, лопаты. Березу использовали для мебели, посуды. Обработка дерева велась самыми простыми орудиями: ножом, пилой, резцом. Больших предприятий у нас не было, но в каждой крестьянской семье умели работать с деревом. Из дерева делали иконостасы, резной орнамент для карниза, наличников, ставен окон, дверей. (Презентация на интерактивном плакате)

Хозяюшка: Дети, предлагаю вам окунуться в старину и украсить дома элементами резьбы по дереву. (Моделирование)

Хозяюшка: Интересно вам узнать, что еще находится в моем сундучке? (Появляется пуховый платок)

Хозяюшка: Догадались, что это?  В 40-е годы в Воронежской области получило развитие совершенно уникальное, оригинальное ручное узорное вязание пуховых платков. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохоперского, Поворинского, Борисоглебского, Терновского районов. В этих районах народный промысел по изготовлению пуховых платков ручной вязки является наиболее значительными. Люди занимаются разведением коз, обладающих легким, теплым, мягки, длинноволокнистым пухом. Платки различаются двух видов: из серого пуха – пушистые, ажурные из белого – «паутинки». Искусство вязания воронежских платков передается из поколения в поколение. Но прежде чем связать платок, необходимо обработать пух: его вычесывают с коз в феврале - марте специальным гребнем, руками выбирают из него сор, просушивают, прочесывают, а затем вручную прядут на прялках и сматывают пряжу в клубок. После такой процедуры приступают к вязанию платков, на которые уходит от недели до нескольких месяцев. (Презентация на интерактивном плакате).

Хозяюшка: Вязание платка – это большой труд, хотите поучиться одному из действий по изготовлению такого изделия? Тогда я предлагаю вам поучиться сматывать пряжу в клубок. (Игра «Смотай пряжу»)

Хозяюшка: В сундучке еще много интересного. ( Открывается следующее окошко и появляется изделие из лозы)

Хозяюшка: Ребята, кто - нибудь знает, о каком ремесле мы будем сейчас говорить? Это ремесло называется плетение из лозы. Главную роль здесь играют веточки ивы, которые ремесленники - кустари заготавливали летом, а целую зиму кустари плели разные предметы быта.

Хозяюшка: Давайте и мы с вами поучимся плести корзинки. (Плетение корзинок в технике бумажных полосок)

Хозяюшка: Корзинки, можно поставить на полочки, как наш дар музею.

Хозяюшка: Что же еще в моем сундучке? (Появляются изделия из глины).

Глиняные игрушки давно изготавливаются в Воронежском крае: имелось сырье и потребность в подобных изделиях, сохранились местные традиции гончаров. Местные мастера изготавливали свистульки, в виде олений, баранов, коров. Игрушки раскрашивались красными, желтыми, синими, лиловыми, золотыми и серебряными красками. Особенностью местных игрушек были налепленные рога оленя, пышный гребень птиц. Гончарами изготавливалась и различная глиняная посуда. (Презентация на интерактивном плакате).

Хозяюшка: Ребята, я предлагаю вам в глиняном горшочке сварить кашу, а для этого давайте поиграем в игру «Кашу нам горшок вари»

(Ход игры: «Кашу нам горшок вари»

Ребята, вставайте все в кружок. Наш кружок — это горшок. Молоком будет — …..,  солью – …, сахаром – …, крупой — ….. (Дети выбирают медальоны с продуктами)

Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.

Дети ходят по кругу взявшись за руки, Домовой с детьми говорит слова:

Раз, два, три, раз, два, три, (Дети, держась за руки, идут по кругу.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем.

Наливаем молоко. (Выходит молоко в центр круга.)

Варить кашу нелегко.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем соль, раз, два, три, (Выходит соль.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем сахар, раз, два, три, (Выходит сахар.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Насыпаем мы крупу. (Выходит крупа.)

Сколько нужно, не пойму.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Каша варится пых-пых (Руки к верху, приседаем.)

Для друзей и для родных.)

Хозяюшка: Молодцы ребята, ох и вкусная каша у вас получилась.

Хозяюшка: В моем сундучке остался еще один предмет рукоделия.( Открывается следующее окошко, появляются кружевные изделия) Кружева ручного плетения использовались на одежде, предметах убранства жилого интерьера. Кружевной промысел возник в помещичьих мастерских, где крепостных крестьянок с детских лет обучали данному ремеслу, в начале они повторяли западноевропейские образцы, но в дальнейшем и создавали огромное разнообразие своих узоров. Кружевные изделия до сих пор используются как элементы одежды. (Презентация на интерактивном плакате)

Хозяюшка: Дети, а теперь я предлагаю вам придумать свой узор для кружева. (Работа детей).

Рефлексия

Хозяюшка: Давайте все вместе встанем в круг и поделимся своими впечатлениями о нашей встрече. В круг вы можете взять предмет, изготовленный вами.

Хозяюшка: На память о нашей с вами встрече, я хочу подарить вам традиционные глиняные игрушки нашего края. Вы самостоятельно сможете их расписать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль "Вместе дружная семья" Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста.

Вашему вниманию предлагается  сценарий фестиваля "Вместе дружная семья", направленного на  формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Существенную роль в решении пробл...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Спасатели, вперед!"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста был проведен в детском саду по тематической недели "Безопасность"....

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Красота – она вокруг!»

Данный материал  будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Это сценарий-конспект мероприятия познавательного характера, направленного на обобщение знаний детей по художественно...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Каждый должен знать, без сомнения, правила дорожного движения!»

Цель: Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения  и умений использовать их в различных практических ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольни...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «День рождения российского флага»

Цель: знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ....

СЦЕНАРИЙ ВИКТОРИНЫ для детей старшего дошкольного возрвства"Знатоки родного края!"

Виктрорина помогает закрепить знания дошкольников о родном городе, как частице нашей Родины России.  ...