Конспект ООД для детей с ТНР старшего дошкольного возраста на тему "Россия наша Родина"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Редькина Татьяна Анатольевна

Содержание материала развивает дух патриотизма, способствует расширению и закреплению представлений о культуре и традициях казачества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни, шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Хочу начать свой мастер-класс со слов К.Д.Ушинскоко: «Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад»
-Как вы понимаете это высказывание?

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклорВ практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

. Сюда входят такие фольклорные жанры:

•      Скороговорки,    Загадки ,  Пословицы и поговорки,  Потешки

•      Считалки,   Дразнилки, Русские народные сказки

•      Народные игры, Были

-Давайте рассмотрим некоторые из их подробнее.

1. Загадки.

А мы с вами сыграем в игру «Загадки – близнецы»

 Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного  цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого красные, тот даёт ответ.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно. 

                                                                                       (Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

 Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

                                                                                             (Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

 

2. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».

Например:

«В правде сила»

-говори всегда правду;

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

- не бездельничай; - учи и учись сам;

- не бездельничай с другими; - помогай своим друзьям;

- учи младших по возрасту.

«Кончил дело – гуляй смело»

- не бросай начатое дело;- закончи дело, потом отдыхай;

- доводи начатое до конца; - начал какое-то дело – доделай;

- не ленись.

«Один за всех и все за одного»

- поддержи своего ближнего;

- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;

- стойте горой друг за друга в беде.

«Труд кормит, а лень портит;

- не ленись трудиться;

- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;

- ленивый не добьется успеха в жизни;

- трудись и добьешься целей в жизни;

- учи младших по возрасту трудолюбию.

«На обиженных воду возят»

- не обижайся без оснований;

- не сердись из-за пустяка;

«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»

- не обманывай;

- как не лги, а правда выяснится;

- обманывать нельзя;

- правда сильней, а ложь слабей.

2. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).

11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).

3. Игра «Скажи по-русски»

Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

2. Детская философия.

3. Без страдания нет наград.

4. Первый из них всегда обречён.

5. Один старый и два новых.

6. Кредиторы ждать не любят.

7. Все пошли – и ты догоняй.

8. Чужая рубашка опасна для жизни.

9. Будней – то пять, а выходных – два.

10. Конфликт поколений в курятнике.

---------------------------------------------------------------------------

1. Баба с воза – кобыле легче.

2. Устами младенца глаголет истина.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Первый блин комом.

5. Старый друг лучше новых двух.

6. Долг платежом красен.

7. Семеро одного не ждут.

8. Своя рубаха ближе к телу.

9. Делу время – потехе час.

10. Яйца курицу не учат.

4. Сказки.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

1. «Соедини несоединимое»

Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

3. Заключительная часть. (Продукт деятельности. 10 мин.)

 

2. Моделирование сказок.

Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.

Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.

Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .

Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;

Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;

Лиса – оранжевый круг;  Заяц – белый круг;

Волк – серый круг;  Медведь – коричневый круг; Петух – красный круг.

После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.

(Участники делятся на группы. Каждая группа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).

Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классеМы увидели использование загадок, поговорок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

- Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе. (раздаются буклеты по теме)

 

ЗАГАДКИ «Загадки – близнецы». Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

СКОРОГОВОРКИ Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. Итак, проделывайте все пошагово: Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова, и произношение. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок. Коля колья колет. Поля поле полет. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил. Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Я бродил один у горки, собирал скороговорки. Бородатый барабашка барабанит в барабан.

 Молодцы! А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми. Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством

. Скороговорки. Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова, и произношение После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

2. Пословицы

-У меня к вам есть вопрос, -Кто пословиц знает воз. Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица.

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8. Поспешишь - людей насмешишь.

3. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Доскажите имена сказочных героев.

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … (Горыныч)

- Я буду задавать вопросы.

• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

• Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.)

Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах :

• портки - штаны

• косоворотка - рубаха с косым воротом

• рать – войско

• чело - лоб

• изгородь - ограда

• перст - палец

• око – глаз

• уста - рот, губы

-Собака лает — …

-С волками жить — …

-Ни Богу свечка,.

-В гостях хорошо, …

-Слово — не воробей,.

-Русский медленно запрягает,.

-Нет дыма …

-Всяк кулик …

-Семь раз отмерь — …

1. Ползун ползет,

Иглы везет,

Всегда их при себе носит,

А шить не может

9. Стоит Антошка

На одной ножке;

Его ищут,

А он не откликается

17. У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печки греется,

Без водички моется

 

2. Золотой Демид

Весь день на солнышко глядит

10. Сам не берет

И воробьям не дает

18. Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач,

На вкус, как сахар, сладок,

На вид похож на мяч

 

3. Сидит дед,

Во сто шуб одет;

Кто его раздевает —

Слезь: проливает

11. И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ловко,

А всех милей

19. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт;

Летит — воет,

Падет — землю роет

 

4. Без рук, без ног,

А ворота отворяет

12. Сто один брат,

Все в один ряд,

Одним кушаком подпоясаны

20, Конь стальной,

Овса не просит,

А пашет и косит

 

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

13. День прибывает,

А он убывает.

Дни пройдут,

Все листы опадут

21. Без него плачем,

А как появится —

От него глаза прячем

 

6. Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет

14. Никто его не видывал,

А слышать всякий

слыхивал,

Без тела, а живет,

Без языка — кричит

22. Белая морковка зимой растет

 

7. На дворе кланяется,

А домой придет —

Под лавкой растянется

15. Красные лапки,

Длинная шея.

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки

23. Кто ходит ночь

И ходит день,

Не зная, что такое лень?

 

8. Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

16. То блин, то полблина,

То та, то эта сторона

24. Брат с сестрой

видятся, а не сходятся

 

 

ВТОРАЯ 

1. Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу: Когда всем спать, А когда вставать

ГРУППА

9. Кто молча учит и говорит?

17. Меня режут-трут,

Колотят-бьют,

А я все терплю —

Людям добром плачу

2. Лежит дед на полатях

И весь в заплатах.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает

10. Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет

18. Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет

3. Золотое решето

Черных домиков полно

11. Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет —

Весь лист опадет

19. На водопой не хожу.

Овса не прошу,

Коли хочешь, попашу,

Коли хочешь, помолчу

4. В городе Тит стоит.

Ничего не говорит,

Сам с грядок не берет

И воронам не дает

12. В воде купался,

Да сух остался

20. Воет, свистит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

С ног всех сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его

5. У кого одна нога,

Да еще без башмака?

13. Шел я мимо,

Видел диво:

Над домом у дорожки

Повисло пол-лепешки

21. Идет воин,

Землю роет,

А сам воет.

Два рога — не бык,

Шесть ног без копыт

6. Ночью не спит, Мышей сторожит

14. Красная девушка по небу ходит

22. Зелененький,

Полосатенький,

А в середке сладенький

7. Сидел на заборе,

Пел да кричал,

А как все собрались,

Взял да замолчал

15. Никто его не видит.

А всякий его слышит.

Без крыльев он, а летит.

Без языка, а говорит

23. Не портной, а всю жизнь

с иголками ходит

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Россия — Родина наша»

Тема: «Россия – Родина наша"

     Цельвоспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

- познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;

- продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

- закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);

- обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

- развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

- продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: компьютер, проектор.

Словарная работасуществительныеРодина, Отечество, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

- рассматривание иллюстраций по заданной теме;

- чтение художественной литературы о родной стране;

- рассматривание семейных фотографий;

- беседы по темам«Моя Родина»«Моя семья»«Мой любимый город»«Достопримечательности Ставрополя»«Я русский Человек»;

Ход ООД:

- Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, учили пословицы о Родине, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вспомнить пословицы с детьми.

1. Где  родился, там и пригодился.

2. Одна у человека родная мать -одна у него и Родина.

3. Если народ один, он непобедим.

5. Родина- мать, умей за нее постоять.

Вы готовы отправиться в путь и проверить свои знания?

Итак, вперед…начинаем наше путешествие по России.

Отправимся мы путешествовать на самолете.

- Чтоб попасть куда хотели

И не тратить зря недели,

Сели мы на самолет

И отправились в полет. 

Вот мы прилетели на первую станцию, которая называется:

Станция №1 «Адрес моей страны».

- Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна(Россия)

- На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Посмотрите, какую территорию на карте занимает наша страна 

Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много -озер, морей и рек?

- Где ещё вы видели изображение территории России(на глобусе)

наша страна называется Россия.

- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)

У всех стран есть главные города.

- Как называется самый главный город нашей страны?

- Москва – столица нашей Родины

- Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны.

Наша столица – самый большой город России.

- Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент).

- А кто знает, как зовут нашего президента 

 И снова мы отправляемся в путь, но уже не на самолете, а на поезде.

-Поезд наш по рельсам мчится.

Дружно смотрим мы в окно, Поезд наш остановился

Вышли все мы из него.

И оказались на станции, которая называется:

Станция №2 «Знаки и символы».

- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).

- Что это звучит, ребята (включить гимн России)

- Что такое государственный гимн? (главная песня страны).

- Когда она исполняется? (в особо торжественных случаях)

- Как её слушают? (слушать её надо стоя, проявляя уважение).

Игра «Найди герб России»

(На столе лежат перепутанные гербы разных стран. Дети должны найти Российский герб.)

- Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

- Это гербы разных стран

У России величавой На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый Он- России дух свободный 

- Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также, как и герб, отличает нас от других стран.

- Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг).

- Ребята, здесь все флаги перепутались, я предлагаю вам выбрать среди разных флагов российский флаг(дети работают на столе)

- Как выглядит флаг нашей страны?

 - С чем мы сравниваем эти цвета нашего флага? (ответы детей).

стихотворение «Флаг России» :

Белый цвет-березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –Солнечный рассвет.

- Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников).

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали Это –березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

Мы продолжим наше путешествие и поедем теперь на машине.           --Машина - наша просто класс! Садимся мы в неё сейчас.

И будем мы кататься, Друг другу улыбаться.

Вот мы и приехали, а станция наша называется :

Станция №4 «Казачья»

- Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину.

Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы  

Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.

-Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.

-А какая главная казачья заповедь?

-Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

— А кто главный у казаков?

Дети: Главный у казаков Атаман.

Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаковесть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт,то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Игра « Папаха»

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку,по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

— Как называли предводителя войска казаков? — Атаман.

— Как назывался казачий населенный пункт? — Станица.

— Как называется казачья шапка? — Папаха.

— Какое оружие было у казаков? — Шашка.

— Как называется казачий дом? — Хата, курень

— Из чего поили чаем гостей? Самовара.

— Воду приносили из чего? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).

-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).

— В чем готовили казачки еду(чугунках)

-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).

Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках.

Какие вы все молодцы, а теперь мы немножко подвигаемся и продолжим наше путешествие.

Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись

Не беда, что места мало. Разомнемся для начала.

Два хлопка над головой Два хлопка перед собой

По коленкам бьем ладошкой Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас

И с начала еще раз!

Вот мы и приехали на следующую станцию, а называется она:

Станция№5 «Родной город»

- Ребята а вы знаете, что у нашего города, как и у всех городов, тоже есть свои символы: флаг, герб.

Малая родина –это ваши дома, улицы, переулки, место где живут ваши родители.

Вы каждый день ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего поселка? (магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад)

Загадки (с фотографиями)

1. Надо хлеба нам купить Иль подарок подарить,-

Сумку мы с тобой берем И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин И заходим в ….

2. Дома стоят, друг на друга глядят.

Пешеходы идут, сумки несут

И автомобили

Куда-то покатили

3. В этот дом идут с утра, Дети нашего двора.

Он уютный и большой, Он всем детям как родной.

В нем они гуляют, спят, Сказки слушают, танцуют,

Учатся считать, рисуют. 

5. В этом доме нет дошкольников Но зато в нем много школьников.

Учатся считать, писать И задачи все решать. 

Какие вы все молодцы, но, к сожалению, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться назад, в наш детский сад, а повезет нас туда замечательный автобус.

Автобус везёт ребятишек в детский сад.

И каждый ребёнок тому очень рад.

Автобусы в городе очень нужны,

Для всех пассажиров они все важны.

Станция №6 «Финишная»

- Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами приехали на станцию финишную.

- Вам понравилось наше путешествие?

- На каких станциях мы побывали?

     - Кто мне скажет, по какой большой стране мы путешествовали? (по России).

- Что такое Россия?

Объясните пословицу «Родная сторона- мать, а чужая-мачеха».

               
             Беседа: «Жизнь, традиции и обычаи казаков»
 
Цели и задачи: 
-Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков
-Развивать познавательный интерес к истории своего народа,
-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Материалы: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты, казачьего подворья, старинные фотографии.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия:

Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»  дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: казаки.

Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. В нашей станице Станица основанной в 1825 г.  После присоединения Кубани к России, царское правительство приняло решение о заселение этого региона для освоения и защиты новых земель. Так стали возникать первые казачьи поселения, оборудованные земляными волами, плетенными изгородями и пушками.

Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Первыми жителями ее являлись 10 семейказаков .

Уже в 1875 г. в Барсуковской насчитывалось 333 двора, 1042 муж. и 989 жен., иногородних – 70 душ об. пола, один хлебный магазин, четыре лавки, три кузницы, 5 мельниц.

Жители занимались земледелием и скотоводством.

Воспитатель:

Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Главная комната в курене - казачья светлица – Горница. Самым главным местом в горнице считался Святой угол, важным предметом в казачьем быту была кровать. В комнате стоял стол покрытый скатертью кружевной, связанной крючком. На нём самовар. На стенах развешивались семейные фотографии в рамках. Земляной пол застилали домоткаными половиками. На полу стояла деревянная прялка с веретеном, а рядом люлька для ребенка.

Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся.  Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна наша земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.

Одним из старейших промыслов было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду.

Из глины делали детские игрушки.

Из глины изготавливали кирпич.

Из глины делали черепицу для крыш.

Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным.  Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары.

Дети: Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунки, крынки.

Воспитатель: Молодцы, много знаете старинных названий.  В каждой казачьей семье имелась необходимая глиняная посуда. 

В чугунке варили картошку, кашу, щи.

В кувшин набирали и пили из него воду.

В крынке держали сметану, варенье, молоко.

В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.

Воспитатель  Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык.  Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?

Дети: Да, конечно.

Национальная казачья одежда очень древняя. Казачий костюм  складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета.

Еще казаки носили черкеску черного цвета и шаровары, башлык.

Что такое  башлык - Теплая накидка с двумя длинными концами. Зимой казаки сверху одевали бурку. Рукава были с широкими отворотами.

На голове носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Черкесску и бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам.

Воспитатель: А теперь посмотрите на казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женский казачий костюм сложился  в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Изготовление национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды.  Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Одежду шили из ситца, шелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили  шить пышными. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову надевали красивые платки, На ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы.

Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но казачьи  народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы  народных ремёсел. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять  казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки  с детства?

Дети: С уважением относится к старшим.

Уважать мать, сестру, жену. 

 Быть честным и скромным.

 Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. 

Защищать  от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих  семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении  к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Казаки  обращались  к отцу и матери только на Вы.

Воспитатель: Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Уважение к старшим прививалось в казацких семьях  с ранних лет. Во время приема гостей  детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.

Казаки  ездили  верхом на лошадях,  а ещё на повозках, на телегах.

Воспитатель: Так кого же можно назвать верным другом казака?

Дети: Конь был  верным другом казака.

Воспитатель: У казаков была  особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде.

Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе либо воинскому искусству. Джигитовка – езда верхом на лошади, во время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки. Это было военное искусство. Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

Обряды и обычаи, которыми была окружена жизнь девочки, — домашние, семейные, девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. Все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» — тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. В это время отец — единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, ел «отцовскую кашу»,— горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось». 

         Трудиться девочки начинали с очень раннего возраста.  Участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Особенная девичья работа — нянчить младших!

Свадьба у казаков была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах. По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах - у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди.

Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака. Дети считались основным богатством семьи и общества в целом.

       В молодых семьях ребенка ожидали с нетерпением. Наиболее желательным был мальчик. Казак. На его «прокормление» давался земельный участок — пай, а на девочку такого пая не полагалось.

    Появление на свет ребеночка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

Особенно богат и разнообразен песенно-музыкальный фольклор. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком.   Основные жанры - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани.

Все заметные события жизни кубанских казаков связаны с православной верой. Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу. Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздников: вождение хороводов, хождение ряженных, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение  этого огромного материала. Поэтому мы должны не только  бережно хранить эти  традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь  дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды,  гордиться  своими казачьими корнями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи"

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Овощи"...

Конспект НОД «Как дети Незнайке помогали» старший дошкольный возраст. образовательная область «Безопасность»

Конспект НОД "Как дети Незнайке помогали" Образовательная область "Безопасность" старший дошкольный возраст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:«Наша родина – Россия».

Цели: Формировать у детей представление о России, воспитывать чувство любви к своей родной стране. Закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне России. Задачи: Образовательная:1. Закрепить знания де...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Государственные символы нашей Родины: Герб и флаг России"

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотич...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Наши земляки – Раздольненцы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

Ведущая образовательная область: познавательное развитие. Цель: создание условий для формирования представлений об историческом прошлом России, Республики Крым, Раздольненского района, о военных соб...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста: «Москва – столица нашей Родины»

Формировать у детей представление о Москве - главном городе России....