Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Путешествие по Куршской косе» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ерофеева Елена Ивановна

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:

«Путешествие по  заповедным местам Калининградской области

Куршская коса»

в подготовительной группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_kurshskoy_kose.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:

«Путешествие по  заповедным местам Калининградской области

Куршская коса»

в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с заповедниками нашего края, формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Программные задачи :

Образовательная область – «Познание»

Формировать представление о том, что человек – часть природы и он должен беречь, охранять и защищать ее;

Формировать потребность познавать природу своей Малой родины.

Образовательная область – «Социализация»

Развитие самоконтроля и самооценки в процессе организованной образовательной деятельности

Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за природу и бережное отношение к ней

Образовательная область – «Безопасность»

 Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе  

Образовательная область – «Коммуникация»

Развивать речь, как средство общения

Расширять знания детей о растительном и животном мире Калининградской области

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую речь

Обогащать словарь: орнитолог, орнитология, миграция

Материал и оборудование: аудиозаписи: «звуки природы»,  мультимедийный проектор, разрезные картинки с изображением птиц, картон, пластилин.

Предварительная работа: Беседа о природе родного края. Рассматривание иллюстраций растений и животных  Калининградской области, чтение художественной литературы, наблюдения. Демонстрационный материал:  картинки животных и деревьев Калининградской области Куршская коса.

Ход  образовательной деятельности:

Организационный момент: Здравствуйте дети! Давайте  поздороваемся друг с другом и с гостями!

Психогимнастика:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую!

Воспитатель:  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, по нашему родному краю.

Ребята, я вас приглашаю совершить увлекательнейшее путешествие в одно из самых удивительных мест нашей области, Куршскую  косу. Прошу всех занять свои места. поедем мы с вами на автобусе! Ребята, встаём парами друг за другом и изобразим автобус. 

Слайд Воспитатель: Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели. Наш шофер педаль нажал и автобус побежал. Стоп машина, красный свет, дальше нам дороги нет.

Ребята, посмотрите, мы с вами приехали в национальный парк и заповедник «Куршская коса». Куршская коса - это длинная песчаная полоса суши, саблевидной формы,  отделяющая  Куршский залив от Балтийского моря. Куршская коса покрыта дюнами и лесом. Это заповедное место, и здесь есть определенные правила поведения.

Кто-нибудь знает, что такое заповедные места? Что такое заповедник? (ответы детей)

Слайд Воспитатель: Заповедник, это место в котором живут птицы и звери, они живут на воле. В Заповедниках часто встречаются редкие животные и птицы, занесенные в Красну книгу. В Заповедниках нельзя строить ни дома, ни дороги. Только ученые, могут приходить в Заповедник, чтобы изучать животных и растения. Нам всем необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу. Кто из вас знает эти правила? (ответы детей) 

«Национальный парк «Куршская коса» (слайд «Куршская коса»)Давайте мы с вами вместе вспомним, какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу.

Физминутка «Лесные правила»:

Если в лес пришел гулять, (дети идут друг за другом по кругу)

Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, разводят руки в            стороны)

Бегай, прыгай и играй, (бег на месте)

Только чур, не забывай;

Что в лесу нельзя шуметь, (руки к губам «Знак тихо!»)

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, (руки прижаты к груди, дрожат)

Убегут с лесной опушки. (бег на месте)

Здесь не нужно всех ловить, (при перечислений действий, которые нельзя делать, загибают пальцы на руке)

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость. (руки прижимают к сердцу)

Здесь хозяин- дуб и лось. (руки разводят в стороны)

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги. (низкий земной поклон)

(слайд географический «Куршская коса»)

Воспитатель:  Посмотрите, куда мы это попали?

Ответы детей…..

Воспитатель: Это лес, но не просто лес, здесь давным-давно, часто проходила королевская охота. Это место называется «Королевский бор». (слайд 6)

Воспитатель:  Посмотрите, какие деревья здесь растут? (слайды 7,8).

Ответы детей…. (сосны, ели, лиственные)

Воспитатель: (Воспитатель обращает внимание на карточки разложенные на столах

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?

Воспитатель: Ой, ребята послушайте... Что я слышу? Что же это? Куда мы с вами вышли? ( море, чайки слад 7)

Ответы детей….

Воспитатель: Как называется наше море? (слайд8)

Ответы детей….(Балтийское)

Воспитатель: А как вы думаете какое оно на вкус?

Ответы детей…(солёное)

Воспитатель: А что бы проверить какая в море вода, я предлагаю подойти к столам. На столах стоят стаканчики с водой, попробуйте воду на вкус. Какая она? (ответы детей)

 Воспитатель: Правильно пресная (не солёная),

Воспитатель: А как вы думаете в какой воде плавать легче?

(ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю проверить опытным путём. У вас на столах стаканчики с пресной не солёной водой, опустите в него янтарь. Что произошло?

(ответы детей)

Воспитатель: А теперь насыпьте в воду соль и размешайте, что произошло?

(ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

(ответы детей)

Воспитатель: В солёной воде плавать легче, чем в пресной!

Воспитатель: Дети, послушайте! Опять какие-то звуки? Как вы думаете, что это может так звучать? (варианты детей)

Воспитатель: Правильно это звуки леса. Но леса не простого! Посмотрите (слайд 9), что в нем необычного? Как вы думаете, почему стволы деревьев так изогнулись? (варианты детей). Может быть! Ребята, но это не просто лес, а «Танцующий». Его так прозвали потому, что его стволы петляют причудливыми зигзагами. Когда-то об этом лесе сложили легенды, будто бы в незапамятные времена неподалеку от этого леса жила девочка, у которой была волшебная арфа. Звуки этой арфы были настолько прекрасны, что даже деревья не могли удержаться и пустились в пляс. Давайте с вами поиграем!

Подвижная игра «Танцующий лес» 

Воспитатель: Сейчас зазвучит музыка пока звучит музыка, вы танцуете, как только музыка останавливается, вы превращаетесь в «танцующие дерево», т.е. принимаете причудливую форму. (Под мелодию, проводится игра 2-3 раза).(слайд 10 с музыкой ) (Дети становятся в круг, танцуют произвольно, стоя в общем кругу, на последние слова замирают, изображая изогнутое дерево)

Ветер закружится раз  

Ветер закружится два  

Ветер закружится три

Танцующее дерево замри

Воспитатель: Замечательно, молодцы.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие! 

Следующая наша остановка «Озеро Лебедь». Как вы думаете, почему это озеро получило такое название? (ответы детей). Если смотреть на озеро с высоты птичьего полета, оно имеет форму лебедя. Ну и потому, что на нем гнездятся различные водоплавающие и конечно лебеди (слайд 11).Это озеро еще уникально тем, что граница Куршского залива и озера разделена тонкой песочной линией (обращает внимание детей на слайд). Удивительное место с пресной водой и огромным количеством рыбы. Ребята, вспомните, пожалуйста, какая на вкус морская вода? (соленая). А в озере вода пресная (т.е. безвкусная). Предлагаю вам присесть за столы для выполнения задания! Делаем коллективную работу.

(Дети работают с клеем и бумагой)

(гимнастика для глаз).

Остановка: «Орнитологическая станция «Фрингилла» 

  Ребята, на Куршской косе в поселке «Рыбачьем» находится Орнитологическая станция «Фриннгилла». Вы знаете кто такой орнитолог? (Ответы детей). Орнитолог – человек занимающийся птицами. Орнитология – наука о птицах. (Слайд «Орнитологическая станция»)

 У косы есть неофициальное название — «Птичий путь». Здесь проходит древний миграционный коридор для перелетных птиц. Местной орнитологической станции более 100 лет. Работа орнитолога  – ловить птиц и кольцевать.

Так мы изучаем миграцию пернатых – очень интересное явление. За 100 лет работы станции сведений собрано немало, но и это недостаточно, чтобы знать абсолютно всё об этом явлении.

(слайд с птицами) Сухопутные птицы, которые мигрируют днём, боятся лететь над водой. Дело в том, что при ухудшении погодных условии. При усталости они, в отличие от водоплавающих – гусей, лебедей, уток, не могут сесть на воду, поплавать, отдохнуть, поесть. Поэтому они используют Куршскую косу как мост.

 (слайд с  ловушками.) 

На  нашей станции используются две огромные ловушки для мелких певчих птиц. По своей форме они напоминают сачки. Только огромные. 

слайд кольцевание

 Кольцевание - это метод индивидуального мечения птиц, применяемый в орнитологии. Он способен рассказать очень многое об образе жизни, биологии и экологии популяций и видов птиц. Особенно важно, что кольцевание играет большую роль в изучении и сохранении редких видов.

Больше всего птиц ловится в сентябре и октябре. А почему (ответы детей)

 А теперь, я предлагаю вам собрать пазл, и узнать какие же птицы попадают в наши ловушки.

 (Дети  собирают пазлы и называют птиц, которых они собрали).

 Ребята, к сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора отправляться в д/сад. Ой, ребята, посмотрите, у нашего автобуса колесо спустило. Как нам дальше ехать? Что можно сделать? (варианты детей) Давайте колесо накачаем?

Дыхательная гимнастика: Кладём руку на живот, при вдохе через нос, надуваем живот, при резком выдохе произносим звук Ш (звук насоса) Ш-Ш-Ш. Колесо накачали! Молодцы! Поехали! Садимся в наш автобус! Становимся парами!

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели,

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал,

Стоп машина, красный свет,

Дальше нам дороги нет,

Посмотрите-ка в окошко и подумайте немножко,

Мы приехали назад в наш любимый д/с!

Рефлексия:

 И вот мы в д/саду. Ребята, мне кажется, что мы с вами прекрасно попутешествовали. Какое у вас настроение после путешествия?

Воспитатель: Ребята, я хочу у вас спросить, животные исчезают с нашей планеты? А как мы их можем сохранить? Как называется книга исчезающих видов животных? (Красная), а исчезнувших? (Черная).

Я Вам предлагаю посмотреть какие животные занесены в Красную книгу Калининградской области (Слайды).

А в конце нашего занятия, я вам хочу подарить раскраски животных занесенных в Книгу Калининградской области, вы их раскрасите и мы пополним нашу групповую Красную книгу. Ритуал прощания «От души, от сердца» Под песню О. Газманова «Балтийский берег», дети уходят.

 Распечатать раскраски

Дать задание родителям, нарисовать животное занесенное в Красную книгу Калининградской области

карточки-схемы поведения на косе

карточки хвойных деревьев

стаканчики с водой,

соль

пазлы с птицами

Лебедь большой

Озеро

Полоски белые,

Клей

салфетки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы

Данный материал содержит конспект занятия по познавательному  развитию для детей второй младшей группы, включает в себя: цель, задачи, предварительную работу, основные организационные м...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в Бумажную страну» в подготовительной группе

КОНСПЕКТнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему: «Путешествие в Бумажную страну»...

Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Путешествие на остров Чудес» в подготовительной группе

Конспект итоговой ОД по познавательному развитию  на тему: «Путешествие на остров Чудес» в подготовительной группе...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Путешествие по городу профессий». в подготовительной группе

Образовательные цели:•        расширять и конкретизировать представления о профессиях людей (повар, врач, шофер, кондуктор, продавец)&bull...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы патриоты своей страны» в подготовительной группе «Теремок»

Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» «Россия матушка». Воспитывать любовь к своему родному ...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Путешествие в страну Безопасности" в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Путешествие в страну Безопасности" в средней группе...