"Азбука профессий" Учебно-дидактическое пособие для детей 6-7 лет
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Теренко Наталья Анатольевна

Пособие представляет собой карты-задания. в которых детям предлагается выполнить различные виды заданий с использованием лего-конструктора по теме определённой профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyotchik.docx397 КБ
Файл povar.docx347.17 КБ
Файл metod._rekomendatsii.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\MersiboScene_0.png

Сконструируй букву В из лего-конструктора.

Назови профессии, которые начинаются на букву Л

 Назови профессию.

 C:\Users\Эллина\Desktop\img_0740 — копия.jpg

Расскажи, чем занимается человек этой профессии

Отгадай загадку: Что за птица смелая по небу промчалась? Лишь дорожка белая от неё осталась?

C:\Users\Эллина\Desktop\_1639-1132.jpg

Проведи пальчиком по следу, который оставил самолёт между облаками, и гуди со звуком Л, а потом со звуком Ль

Сосчитай, сколько самолётов летит направо, сколько налево, вверх и вниз

               C:\Users\Эллина\Desktop\MersiboScene_0.png                   

 Построй из лего-конструктора самолёт по схеме  

                                                                C:\Users\Эллина\Desktop\wb kralenplank vliegtuig 01.jpg.jpg



Предварительный просмотр:

   C:\Users\Admin\Desktop\MersiboScene_0.png

Назови профессию

Сделай звуковой анализ слова повар с помощью лего-кирпичиков                                                      

C:\Users\Admin\Desktop\pt-4003-blue_1_2.jpgC:\Users\Admin\Desktop\38f1add39a9b912f45b1446e4f7c7b7c.jpg

Назови предметы, которые нужны в работе повара. Какой предмет здесь лишний? Закрой этот предмет лего-кирпичиком.

               C:\Users\Admin\Desktop\1.png                  C:\Users\Admin\Desktop\1.png

C:\Users\Admin\Desktop\1.png                                        C:\Users\Admin\Desktop\1.png       

Помоги испечь повару яблочный пирог из лего.

Тебе понадобится:  тесто для пирога, одно зелёное яблоко, три красных яблока, и пять жёлтых яблок

C:\Users\Admin\Downloads\месим тесто.jpg             1C:\Users\Admin\Desktop\applepic055.jpg

        3  C:\Users\Admin\Desktop\blighted-clipart-apple-leaf-3-17-clipart-apple-leaf.jpg                5C:\Users\Admin\Desktop\cadnav-151210112A9-53.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

(МКДОУ «Детский сад № 24»)

«Азбука профессий»

Учебно-дидактическое пособие для детей 6-7 лет

(методические рекомендации)

Автор-составитель: Теренко Н.А.

учитель-логопед

2023 год

«Азбука профессий»

Учебно-дидактическое пособие для детей 6-7 лет

(методические рекомендации)

В настоящее время, в нашем регионе,  реализуется проект «Темп», внедряются новые технологии, развивающие методики в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. 

Для того чтобы, заинтересовать детей и увлечь их в мир профессий, и при этом решать ещё  коррекционно-развивающие задачи, мною разработано учебно-дидактическое пособие «Азбука профессий». Это пособие    создано с помощью программы «Конструктор картинок» на развивающем сайте «Мерсибо» и представляет собой карты-задания, в которых детям предлагается  выполнить различные виды заданий с использованием лего-конструктора по теме определённой  профессии.

Использовать эти карты-задания можно как при изучении темы «Профессии», так и в коррекционной работе с детьми над звуками П,С,Ш,Ж,Р,Л.

 Методика работы с картами-заданиями проста и заключается в последовательном выполнении предложенных заданий на карте. 

Образовательная область: речевое развитие

        Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (детей с тяжёлыми нарушениями речи).

Пособие  предназначено как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы с детьми. Пособие может использоваться не только логопедом на  логопедических занятиях, но и воспитателями, и родителями  в совместной деятельности с детьми.

Цель данного пособия - совершенствование знаний детей о профессиях.

Обучающая задача: уточнение и активизация словаря по теме: «Профессии»  

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие навыков правильного звукопроизношения  и дифференциации «трудных звуков» (С,Ш,Ж,Р,Л);

- совершенствование навыков звукового анализа слова;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие  тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук ;

-развитие пространственной ориентации;

-совершенствование высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Воспитательная задача: развитие инициативы и самостоятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: карты-задания,  детали лего-конструктора (базовые плата, лего-пластины, лего-кирпичики разных цветов) по количеству участников, фломастеры на водной основе двух цветов.

Методика работы с картами-заданиями проста и заключается в последовательном выполнении предложенных заданий на карте. 

Вариант работы с картой-заданием по «трудным звукам»

     Участвует 1-2 ребёнка или подгруппа детей и взрослый (педагог, родитель).

Задание на развитие на развитие словаря и мышления и памяти

Взрослый предлагает детям карты-задания (по числу участников) на  определённую профессию. Знакомит детей с заданиями на карте:

Например, предлагает отгадать загадку о профессии «журналист», прилагаемую к карте.

Задание на развитие навыков звукового анализа, 

мелкой моторики

Детям предлагается назвать звук в слове, на который начинается эта профессия,  сконструировать соответствующую букву из лего-коструктора.

Предлагается выполнить следующие варианты заданий:

- Положи столько жёлтых лего-кирпичиков, сколько слогов в слове журналист.

- Положи столько же красных кубиков лего, сколько гласных звуков в слове журналист.

Задание на развитие связной речи

Детям предлагается прослушать небольшой рассказ о профессии «журналист», а затем  ребёнку самому рассказать, что нового он узнал об этой профессии.

Задание на развитие внимания, памяти, мышления,

Ребёнку предлагается помочь журналисту рассказать о профессиях людей, нарисованных на картинке. Определить какой одинаковый звук в названиях этих профессий? Подумать, какой предмет подходит каждому из них? Соединить линией подходящие картинки друг с другом.

Вариант работы с картой-заданием «Кем быть?»

Участвует 1-2 ребёнка или подгруппа детей и взрослый.

Оборудование: синие и  зелёные лего-кирпичики (для каждой девочки или мальчика выбирается свой цвет лего-кирпичика), фломастеры на водной основе двух цветов.

Взрослый предлагает детям рассмотреть карту-задание «Кем быть?» и вспомнить, что у каждой профессии есть свои атрибуты или орудия труда.

 Задание на развитие на развитие словаря, связной речи,

мышления, памяти, внимания

Предлагается  помочь каждой из двух девочек или мальчиков (в зависимости от карты), назвать  профессию и рассказать, кем она или он могут стать в будущем, выбирая атрибут или орудие труда, соответствующий этой профессии. Можно проводить линию фломастером определённого цвета от девочки или мальчика до выбранного атрибута.

Задание на автоматизацию и дифференциацию звуков

Можно предложить придумать имена героям, выбрав для них определённый цвет лего-кирпичика. Например,  назвать девочек Лана и Лена (имена можно придумывать в зависимости от автоматизируемых или дифференцируемых звуков, в данном случае это звуки Л и Ль). Лана будет закрывать выбранный атрибут или орудие труда синим лего-кирпичиком, а Лена - зелёным. Объяснить, почему они выбрали этот атрибут или орудие труда. Например: Лана выбрала самолёт, потому что мечтает стать стюардессой (закрыть самолёт синим лего-кирпичиком).

Задание на развитие навыков звукослогового анализа

Можно предложить детям  назвать первый или последний звук в названии выбранной профессии и разделить это слово на слоги.

Дети воспринимают карты-задания как игру, в которой они могут проявить свою инициативность и самостоятельность. В процессе такой игры у детей не только закрепляются знания о профессиях, но и развиваются навыки речевого общения. Они учатся работать с предложенными инструкциями, что помогает лучшему усвоению необходимого материала.

В процессе выполнения заданий дети развивают навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результата конструктивной деятельности.

         Использование учебно-дидактического пособия «Азбука профессий», в сочетании с элементами лего-технологии, позволяет сделать процесс знакомства детей с профессиями более интересным, эффективным и при этом решать коррекционно-развивающие задачи.  

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1. Калинина Л. «Профессии».-М.:РИПОЛ классик,2012

2.Парамонова Л.А.  «Детское творческое конструирование».-М: Изд.дом «Карапуз»,1999

3. Поддьяков, Н.Н., С.Н.; Парамонова, Л.А. и др. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Издание: Просвещение; Издание 2-е, перераб., 1988

4. Развивающий сайт «Мерсибо»: https://mersibo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

Методическая разработка "Азбука" пособие для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Азбука»Уважаемые коллеги, представляю Вам своё методическое пособие "Азбуку".Начиная со старшей группы мы начинаем знакомить детей со звуками, чтобы наша совместная деятельнос...

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих  мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...

Электронное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО»

Пояснительная запискаДанное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами  ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельнос...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста лэпбук «Азбука здоровья» .

Цель: систематизация  и закрепление знаний детей о ЗОЖ, правилах соблюдения здорового образа жизни....