Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)
план-конспект занятия (младшая группа)

Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)

 

Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки).

Задачи проекта:

  1. Расширить представления детей о традициях коми народа, о жизни коми народа (труде, отдыхе, быте), внутреннем обустройстве коми избы (коми керки), музыкальных инструментах, назначении предметов быта (посуда, домашняя утварь), орудий труда, одежды.  
  2. Активизировать в речи детей названия предметов быта, музыкальных инструментов, орудий труда, одежды на коми языке.  
  3. Создать обстановку коми керки (коми избы), вызывать теплые чувства к быту коми людей.
  4. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре родного края, обычаям коми народа.  
  5. Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.
  6. Вызвать интерес к народным играм.
  7. Активизировать участие родителей (законных представителей) в создании мини-музея «Коми керка» («Коми изба»).  
  8. Способствовать позитивному сотрудничеству детей и взрослых.  

Каталог экспонатов мини-музея «Коми керка» («Коми изба»)

Корзина. Плетеное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки или переноски. Корзины плетут из различных материалов: бересты, ивы. 

Туес (туис). Сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов. 

Кузов из бересты (пестер).  Домашняя утварь, предназначенная для переноски ягод, грибов, продовольствия и мелкой клади. 

Ложки (пу пань). Столовые приборы из древесины широко применяются в кулинарии. Ими набирают горячую пищу в процессе трапезы, перемешивают готовящееся блюдо, вне зависимости от того, какая посуда используется в этот момент. Ложкой из дерева удобно смешивать ингредиенты для салата, соуса, жаркого, с ее помощью легко замесить тесто.

Толкушка, мешалка (кольтан). Механическое устройство для смешивания, перемешивания, диспергирования, циркуляции веществ, а также для поддержания однородности. 

Прялка (печкан). Приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Пряха - женщина, занимающаяся ручным прядением. Прялка состояла из вертикальной ножки с лопастью, к которой крепилась пряжа, и донца – горизонтальной доски для сиденья. Боковые резные грани лопасти несут эстетическую и функциональную нагрузки. Благодаря резным выемкам пряжа прочно закреплялась на лопасти прялки, для этой же цели служили сквозные отверстия, выполненные на лопасти. Прялки хранили, передавали по наследству, молодой муж дарил жене прялку, изготовленную своими руками либо купленную на ярмарке.

Веретено (чöрс). Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точеная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщенная к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из березы). 

Лопата (нянь зыр). Для посадки в печь хлеба в чугунных формах и противней с пирогами.  

Чесалка (нистысян). Нистысян – чесалка для расчесывания козьего пуха, собачьего пуха, овечьей шерсти вручную. 

Самовар (самöвар). Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. 

Чугунок (гырнич). Чугунок такой, как мы его привыкли представлять и видеть, появился в 19 веке. Беря в руки ухват, опытная хозяйка поддевала чугунок снизу и ставила его в русскую печку. Русская печка позволяла тушить и варить продукты так, как не сможет современное газовое или электрическое оборудование. Чугунок повторяет форму крынки, только он более широкий. Помещенный в печку он разогревался равномерно, позволяя продуктам внутри томиться до готовки, не теряя при этом полезных свойств. Суть чугунка в его долговечности, он не выделяет вредных примесей во время термообработки. 

Ухват (укват). Приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. 

Домотканный половик (джöдж дöра). Небольшой коврик, который служит для вытирания обуви от уличной пыли и грязи при входе в чистое помещение. Помимо грязезащитной половик может выполнять и другие функции, например, впитывать воду или служить утеплителем при холодном поле. 

Красный угол (Ен пельöс). Наиболее почетное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращен на юго-восток.  Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарем православного храма, а стол — с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освященной вербы, пасхальное яйцо. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почетных гостей. 

Сито (Пож). Инструмент для просеивания муки и других сыпучих масс. 

Поршни (чуктöм, чарки). Коми обувь, носили летом и осенью. 

Деревянный утюг (рубель и валек). Закручивали одежду в валик и перекатывали этим предметом вручную, тем самым одежда гладилась.  

Ударные музыкальные инструменты:

Пу паньяс – деревянные ложки – вид соударяемых идиофонов. 

Сярган (трещотка) – традиционный коми народный музыкальный инструмент; применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся на посевы.

Шур-шар – погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты. Звучание инструмента зависело от наполнения и приема игры.

Зиль-зель – инструмент особый, непохожий по строению и звучанию на другие ударные инструменты. Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены палочки разной длины. При встряхивании, инструмент издает нежный звук, похожий на «журчание» ручейка.

Тотшкöдчан (стукалка) – колотушка в виде долбленой колодки и рукоятки с подвижным билом или привязанным шариком.

Сярган (трещотка) – ребристый валик с рукояткой и скользящей по нему деревянной пластинкой внутри рамки.

Духовые музыкальные инструменты:  

 Пу пöлян – деревянная трубка, которая имеет вид флейты со свистковым вырезом и щелью. Чаще всего изготовлялась из сосны, реже из осины.

Сей пöлян – глиняная дудка в форме птицы (петушка или утки) со свистком и двумя боковыми отверстиями.  

Сюмöд пэлян (берестяная дудка), сюмöд буксан (берестяной рожок) – рожок из бересты с бьющим язычком (гобой), вероятно, самый древний музыкальный инструмент. С помощью этих музыкальных инструментов охотники и пастухи подавали друг другу сообщения, а некоторые охотники-умельцы могли подражать на них реву лося.

Куклы-скрутки. Изготовлены руками детей на экскурсии в ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми» по теме «Кукла мала, всем детям мила».  

Раздел «Библиотека»

  1. «Легенды и сказания народа коми». Альбом репродукций.
  2. Фотоальбом «Радуга Севера».
  3. Фотоальбом «Преображенный край Коми АССР».
  4. Фотоальбом «Народное искусство Коми».
  5. Фотоальбом «Республика Коми.
  6. Этнокультурный календарь Республики Коми «Мир Коми края».
  7. Книжка раскраска для работы взрослых с детьми.
  8. Коми старинные детские игры.  
  9. Коми детские народные игры.  
  10. Сказки народа коми «Лесной человек Яг Морт».
  11. Путеводитель по г. Сыктывкару «Коммунистическая – street и в двух шагах».
  12. Почтовые фотокарточки городов Республики Коми. Альбомы:
  1. «Скульптура и арт-объекты г. Сыктывкара».
  2. «Коми орнамент».
  3. Фотоальбом организованных экскурсий с воспитанниками «Край, в котором я живу».

Игры:

  1. Картотека дидактических игр по краеведению.
  2. Картотека речевых игр по краеведению.

Методы и формы работы с детьми в мини-музее:

 Экскурсии по мини-музею.  

 Продуктивные виды деятельности.  

 Детское экспериментирование (с предметами быта, материалами, из которых изготавливали предметы быта, с музыкальными инструментами).

 Словесные методы: метод творческой беседы; рассказ.

 Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

 Методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций.

 Практические методы: посещение Национального музея Республики Коми с включением в программу экскурсии продуктивных видов детской деятельности, Национальной галереи Республики Коми; продуктивные виды деятельности по итогам посещения экскурсий; выполнение детьми творческих заданий и упражнений.   Игровые методы: подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, хороводные, словесные игры.  

Перспектива развития мини-музея «Коми керка» («Коми изба»):

 Подбор детских мультфильмов, научно-познавательных фильмов о жизни коми народа.

 Проведение экскурсий для других воспитанников ДОО, семейного праздника Коми-посиделки».

 Оформление книжек-малышек с рассказами и иллюстрациями детей о предметах быта коми народа.

 Проведение мастер-классов для педагогов ДОО и родителей (законных представителей)

воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект зянятия "Экскурсия по мини-музею"Русская изба""

Экскурсия по мини-музею "Русская изба"...

Конспект педагогического мероприятия по физической культуре в форме соревнования с использованием коми подвижных игр для детей 6-7 лет.

Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки через коми- подвижные игры: ходьба парами, метание в вертикальную цель, ползание по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками; продолжа...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Конспект педагогического мероприятия с детьми «Сундук с богатствами Коми Земли»

Данное мероприятие для приобщения детей старшего дошкольного возраста к знаниям о родной Республике Коми...

Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)

Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки).Задачи проекта:Расширить представления детей о традициях...