Выступление в рамках заседания Лаборатории "Истоки"
методическая разработка

Чернухина Светлана Викторовна

"УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№1 «СКАЗКА»

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

В РАМКАХ ЗАСЕДАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ «ИСТОКИ»

«УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                               В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                                                          Подготовила и провела:

                                                                                                      Старший воспитатель

                                                                                          Чернухина С.В.

МЕГИОН 2022

Тема: Условия повышения качества дошкольного образования                                               в социокультурном воспитании дошкольников.

Форма проведения: квест-игра «В комнате педагогических идей».

Участники: воспитатели дошкольных образовательных учреждений города.

Цель мероприятия: совершенствование информационного обмена                                  и распространения эффективных решений, передового педагогического опыта в вопросах духовно-нравственного и социокультурного развития всех участников образовательного процесса.

Задачи мероприятия.

1.Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации программы духовно-нравственного воспитания дошкольников «Социокультурные истоки».

2.Развитие педагогического и профессионального мастерства в рамках создания модели-схемы «Система условий, повышающая качества социокультурного воспитания дошкольников».

В ходе квест-игры будут рассмотрены следующие вопросы:

1.Компонеты способствующие созданию необходимых условий повышения качества дошкольного образования в социокультурном воспитании дошкольников.

2.О наиболее эффективных средствах социокультурной среды дошкольников.

3.Показатели определения эффективности созданных условий в рамках построения социокультурной среды.

Ход мероприятия.

Ведущий.

Два мира есть у человека -  

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Добрый день уважаемые коллеги! Эти слова Николая Заболоцкого как нельзя точно говорят нам что ест два мира, мир в котором человек рождается на свет и мир, который человек создает сам, внутри себя, свой собственный мир.                        И задача педагогов зародить в своих воспитанниках зерно правильного понимания мира, доброты, душевности, открытости.   Для того чтобы поприветствовать друг друга приглашаю всех в круг.

Упражнение «Игра-приветствие».

Ход: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Ведущий: Таким образом сейчас вы поздоровались не только друг с другом, но и с участниками противоположных команд.  Предлагаю участникам команд занять свои места в так называемых кругах объединениях. (Участники проходят садятся за столы-объединения «образование». «деятельность»).   

Ведущий. В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям                                        и о значении личностной культуры для духовно-нравственного                                              и патриотического развития. Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. Существует ряд условий, способствующих повышению качества дошкольного образования в социокультурном воспитании дошкольников.  Но прежде чем говорить об условиях, давайте остановимся на компонентах, благодаря которым мы можем создавать нам условия. Какой первый компонент предлагаю определить с помощью ребуса. Но прежде чем получить конверт  с заданиями предлагаю добыть подсказку.

        На карточках написаны понятия «деятельность», «психическое напряжение». Участникам команд необходимо используя игру «Крокодил» отгадать данные понятия.  Отгадав их, участники получают конверт                             с ребусом, в котором зашифровано 1 компонент «социокультурная- образовательная деятельность».

Ведущий.  Как вы думаете, почему именно социально-образовательная деятельность?

        (Социокультурная-образовательная деятельность, осуществляемая                   в образовательной среде, позволяет воспитанникам проявлять свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Высокий уровень качества образовательных программ и образовательных проектов и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями                     и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей).

Ведущий. Второе компонент предлагаю вам определить на примере игры «Объяснялки».  Озвучить свой ответ можно только после того как                                      вы позвоните в колокольчик.

        На экране ребята подготовительных групп объясняют понятия «детско-взрослое-сообщество».

Ведущий. Ваши мнения о правильности выбора данного компонента.

        Педагоги высказывают свои мнения.

Ведущий.  Детско-взрослое сообщество позволяет формировать объединения педагогов и родителей по интересам, включать семьи в социокультурную среду.

Ведущий. Переходим к третьему компоненту. Определить его вы сможете,                 с помощью подсказок, которые находятся в матрешках.

        Команды находят слова подсказки, с помощью которых определяют третий компонент (среда, развитие, ценность, познание, преобразование, отношение к миру).

Ведущий. Почему предметно-пространственная развивающая среда является компонентом?

Ведущий. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Ведущий. Акцентируя ваше внимание на вышеизложенных компонентах,                   я предлагаю выстроить некую систему условий, повышающая качество социокультурного воспитания дошкольников.

        Участникам команд предлагается заполнить 1 сектор схемы (лист предварительно расчерчен на сектора).  Участники по ходу игры будут заполнять данные сектора. Акцентируется внимание на том, что компоненты необходимо распределить по значимости.

Ведущий. Определив компоненты, я предлагаю перейти к условиям. Узнать первое условие вы сможете после выполненного задания.

        У каждой  команды в конвертах находятся по три ассоциативные карты «Виды деятельности». «Социально-значимые события», «Культурные практики.

Пояснение.

Средства позволяющие создавать социокультурные условия для дошкольников:

-варианты разнообразных видов детской деятельности (общение, игра,

музыкальная, двигательная, изобразительная);

-разнообразие использования социально-значимых событий (события                          в стране, события в городе, события в ДОУ, в группе)

-разнообразные виды культурных практик (исследовательские,  образовательные, коммуникативные, организационные, игровые,  художественные).

Ведущий. Справившись с предыдущим заданием, вы получаете конверт,                            в нем находится линейный пазл, собрав его, вы сможете определить второе условие.  

        Собрав линейный пазл педагоги получают второе условие «социально-организованная деятельность». Далее  высказывают свои мнения.

Ведущий. В рамках социально-организованной деятельности воспитанников создаются условия обеспечения многокомпонентного расширения содержания социокультурной деятельности с использованием разных видов культурных практик, видов деятельности,  форм образовательных событий.

        Далее участники заполняют следующую ячейку схемы.

Разминка – активатор «Непослушные шарики».

Ведущий. Прежде чем перейти ко второму условию, предлагаю угадать подсказку. Подсказка находится в сундуке. Послушайте вопрос: «Средство, позволяющее человеку показать окружающим, то что ему интересно, чем                  он живет?»  (Видеокамера). В ходе обсуждения педагогам предоставляется возможность задавать наводящие вопросы.

Ведущий. С помощью видеокамеры, мы подготовили вам следующее задание. Внимание на экран.

        В видеоролике педагоги, родители, дети дошкольного учреждения рассказывают о совместных мероприятиях.

Ведущий. О чем была речь в данных видеороликах?

Ведущий. Что вызывает у педагогов добиваться успехов, искать что-то новое? Что побуждает к действию? (Мотивация).

        Далее предлагается участникам поделиться своим взаимодействием родителями и детьми в рамках реализации программы «Социокультурное пространство».

        Ведущий предлагает сформулировать второе условие.

Ведущий. Вторым условием является «мотивированное личностное- взаимодействие», в рамках которого формируется социокультурное пространство  между педагогами, детьми и родителями.

        Участники заполняют следующую ячейку схемы.

Ведущий. Переходим к третьему условию. С помощью упражнение «Установи соответствие» вы сможете определить третье условие.

Пояснение.

Принципы:

-информативности, предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования в активности воспитанников во взаимодействии                                с предметным окружением;

-культуросообразности, предусматривает соответствие среды национально-культурным и художественным традициям, климатогеографическим особенностям региона;

-педагогической целесообразности, позволяет предусмотреть необходимость и достаточность накопления предметно-пространственной развивающей среды;

-транспортируемости, обеспечивает возможность изменений  предметно-пространственной развивающей среды.

        Педагоги определяют, что это предметно-пространственная развивающая среда.

Ведущий. Какие функциональные зоны можно создавать в группах, чтобы они обеспечивали социокультурное и духовно-нравственное развитие личности.

Примеры:

-Уголок народной культуры «Горница»;

-«Музей родного края «Наши истоки»;

-«Уголок родной природы»;

-«Музей народной игрушки»;

-«Выставочный центр детского рисунка».

Ведущий. Через центры развития произведения искусств, народные игрушки, предметы быта, объекты природы, предметно-пространственная развивающая среда позволяет ребёнку соприкасаться с красотой произведений, историей, культурой, бытом, традициями людей родного края и России в целом.

Участники заполняют следующую ячейку схемы.

 Ведущий. Создавая условия, мы не можем обойтись бес средств, так как средство, этот то, с помощью чего мы создаем необходимые нам условия.                   И далее, я вам предлагаю заполнить следующие ячейки схемы, касающиеся средств самостоятельно. Определите средства, которые на ваш взгляд являются наиболее эффективными.

        Выполнив задание, участники групп озвучивают те средства, которые они для себя определили.

Пояснение.

        Примерные средства:

1.Варианты моделей среды(социальное пространство).

2.Варианты видов детской деятельности и т.д.

3.Развитие профессионального мастерства педагогов и компетентности родителей (семинары, мастер-классы, вебинары и т.д.).

        Ведущий обращает внимание участников игры на незаполненные последние две ячейки схемы и предлагает предположить, что может быть в данных ячейках. Если участники не могут догадаться, то ведущий подводит их наводящими вопросами к понятию «мониторинг».

Ведущий. С помощью мониторинга мы можем определить эффективность созданных условий повышения  качества социокультурного воспитания дошкольников. Для определения показателей эффективности предлагаю использовать кроссенс технологию.

        Кроссенс технология представляет собой ассоциативную цепочку                    из серии картинок, символов, каждое изображение, которого связано                           с предыдущим и последующим по смыслу.

        Участники, используя данную технологию, выделают следующие показатели:

-положительная динамика личностного развития ребенка;

-потребность личности осуществлять самостоятельный выбор деятельности, выполнение социальных ролей;

-рост профессионализма педагогов;

-активная степень включенности семьи в социокультурное пространство дошкольного учреждения.

        Далее заносят в схему «Система условий, повышающая качество социокультурного пространства дошкольников».
        
Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс,                              он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Этот процесс направлен на овладение правилами и нормами поведения. И сегодня мы определили те условия, которые будут способствовать накоплению у наших воспитанников социокультурного опыта. А высказать свое мнению                             о сегодняшнем мероприятии я предлагаю с помощью колокольчиков. Для этого станем с вами в большой круг объединения.

        Участники по желанию вытягивают по одному колокольчику. Колокольчики трех цветов, каждому цвету соответствует вопрос:

-синий «Ваши ощущения от сегодняшнего мероприятия»;

-красный «Самое ценное приобретение сегодня»;

-желтый «Хотели ли вы, что то изменить в созданной нами модели».

        Ведущий благодарит всех участников игры и предлагает присоединиться к чаепитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-познавательного развлечения «Здравствуйте, бабушки! Здравствуйте, дедушки!» в рамках заседания семейного клуба «Мы вместе!»,

Сценарий музыкально-познавательного развлечения "здравствуйте бабушки! Здравствуйте, дедушки!"  в рамках заседания семейного клуба "Мы вместе!", посвященного всемирному Дню Бабушек и Дедушек. Тем...

Музыкально-спортивное развлечение «В гостях у Спортикуса» в рамках заседания мужского клуба «Отец и сын»

Музыкально-спортивное развлечение  «В гостях у Спортикуса»  в рамках заседания мужского клуба «Отец и сын»...

Выступление на методическом заседании в ДОУ по организации работы с одаренными детьми

Организация работыпо сопровождению одаренных детей в МАДОУ ДСКВ «Югорка»по художественно-эстетическому направлению1 сл. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизн...

Сценарий мастер-класса для детей и родителей в рамках заседания семейного клуба Тема: «Изготовление куклы - мотанки в рамках знакомства детей и родителей с народной культурой»

Цель:Познакомить родителей  и родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных ,обучить изготовлению тряпичной куклы-матанки....

Выступление в рамках Регионального марафона по финансовой грамотности 2023 «Global money week по-Югорски» Тема выступления: «Конкурсы и выставки творческих работ в рамках формирования экономической культуры»

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием....