Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Путешествие по Северному краю».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Катюнина Наталия Николаевна

На данном занятии дети познакомятся и расширят педставления об особенностях природных условий Крайнего Севера, его обитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия

 по ознакомлению с миром природы

в подготовительной к школе группе

«Путешествие по Северному краю».

Автор: учитель-логопед

Катюнина Наталия Николаевна

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма

Надым, 2022г.

Цель: знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, его обитателей.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера;

- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

- расширять представления о животных Крайнего севера, их образе жизни.

Развивающие:

- развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения;

- активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к малой Родине, родному краю.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Путешествие по Северному краю»; реклама –иллюстрация с изображением Карайнего Севера; иллюстрации с изображением флоры о фауны Крайнего Севера, животных; оборудование для опыта (емкость, жир, вода).

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, вы любите путешествовать? Где вы уже побывали? Я тоже очень люблю путешествовать. Сегодня в почтовом ящике я нашла вот такую рекламу (воспитатель показывает иллюстрацию-рекламу Северного полюса). Туристическая фирма «Заря» предлагает совершить увлекательное путешествие по Северному полюсу. Вы что-нибудь знаете о Северном полюсе?

Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит.

- Ребята, хотите отправиться в путешествие по Северному полюсу? Тогда срочно нужно заказывать путевки!

Воспитатель набирает телефон тур. фирмы и просит сотрудников организовать поездку на Северный полюс. Сообщает ребятам, что путевка успешно заказана и туроператоры выслали ее по факсу. Подходит к принтеру и достает «путевку». Вместе с детьми рассматривают путевку, на которой изображены картинки Северного полюса и белый медвежонок.

Воспитатель читает текст, написанный в путевке: «Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы решили отправиться в путешествие по Северному полюсу! Вас ждут увлекательные встречи, и вы получите незабываемые впечатления! Вашим гидом сегодня будет коренной житель севера, который знает все о Северном полюсе – белый медвежонок Умка! Счастливого путешествия!»

- Ребята, вы готовы совершить путешествие?

Игровая деятельность:

- До северного полюса можно добраться только на самолете. Приготовили ручки, полетели!

Воспитатель вместе с детьми имитирует полет самолета.

Воспитатель подводит детей к экрану, включает слайд 1 – физическая карта мира.

- Ребята, посмотрите, как высоко летит наш самолет, всю землю видно. Как вы думаете, где Северный полюс? (дети показывают на карте).

- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? (потому что покрыт льдами)

- Как называется океан, омывающий Северный полюс? (северный ледовитый океан). Воспитатель обращает внимание детей на географические названия: Карское море – самое большое море в России и самое холодное на Земле, Обская губа. слайд 2.

- Ну вот, кажется мы на месте.

- А почему не видно белых медведей? (они такие же белые как снег, их не видно).

- Где же наш гид – медвежонок Умка?

Воспитатель включает слайд 3 с изображением Умки.

- Вот же он! Здравствуй, медвежонок! Проведи, пожалуйста, экскурсию по Северному полюсу!

Воспитатель сообщает, что медвежонок с радостью расскажет о своей Родине.

- Северный полюс, ребята, - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. Там на полгода солнце скрывается за горизонт, а затем также долго не сходит с неба. Слайд 4

- Тяжело приходится  медведям!

- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде ни кустика, ни травинки? Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (Рассматриваем картинку из серии «Северный полюс»). Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Так наклонился, что тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.

                - Почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

Воспитатель приглашает детей за столы, на каждого ребенка выдан стакан с водой, салфетка, детский крем.

Воспитатель:

        В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите внимательно. Она мокрая, покрыта слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром/маслом. Снова опустите всю руку, вода собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

        - А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы, например утка шилохвост, чирок-свистунок, полярная крачка) Слайд 5.

        У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Воспитатель предлагает продолжить экскурсию и приглашает детей к экрану:

- Ребята, посмотрите, что это за животные? (моржи, тюлени). Слайд 6

- Верно, они, как и медведи, постоянные жители Северного полюса.

- А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех краях.

- Посмотрите, как устроено их тело. На суше это очень неуклюжие животные, но в море они чувствуют себя как рыба в воде. У них нет теплого меха как у медведей, почему же они не замерзают? (тюлени запасают много жира, который не дает им замерзнуть в холодной воде и на суше).

Воспитатель обращает внимание на отличительные признаки тюленя и моржа и на их сходства. Слайд 7

          - А сейчас медвежонок Умка предлагает нам опуститься в воды океана.

Физкультминутка, в ходе которой воспитатель вместе с детьми выполняют плавательные движения, имитирующие погружение в море.

          - Посмотрите, ребята, что это за рыба, как вы думаете? (щекур, пыжьян) Слайд 8

          - Да, это рыба живет в море, но когда приходит время нереста  (когда рыба выметывает икру), она отправляется в более теплые реки, например Обь. Из икринок появляются сначала мальки, затем маленькие рыбки. Некоторое время они живут в реке, а как подрастут, отправляются в море. Слайд 9.

          - Ну что замерзли? Холодно в воде, неуютно, а вот медведи могут очень долго находиться в воде, и наш медвежонок Умка очень любит плавать. Он хочет познакомить нас с еще одним животным Карского моря. Посмотрите, вы его узнаете? (кит) Слайд 10.

        - Конечно, это синий кит! Кит – крупнейшее животное в мире. В греческом языке значение слова kitoc – «морское чудовище», от которого и произошло название этого млекопитающего. 

- Скажите, ребята, кит – это рыба или зверь?

-Кит – это крупнейшее млекопитающее животное, потому что как и многие другие звери выкармливает детенышей молоком. Несмотря на свой большой размер, этот кит питается мелкой рыбой.

- А это белухи. Белухи, некрупные киты, имеют необычный белый (а у детенышей серый) окрас и игривый характер.

Итог занятия 

- Медвежонок сообщает, что экскурсия окончена и пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель с детьми «садятся в самолет» и «прилетают» в группу.

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, где вы сегодня побывали?

- Что вы там делали?

- Кто помогал проводить экскурсию?

- Вам понравилось?

- Что больше всего запомнилось?

Воспитатель благодарит детей за работу.

Список литературы

1. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

2. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.

3. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

4. «Мой северный край: разработки внеклассных мероприятий».- Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009 г.

5. Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998.

6. Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997

7. Географический атлас ЯНАО –М. ДИК, 1999 г.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края. Задачи: 1.Расширять представления детей о живой природе родного края. 2.Развивать связную речь и н...

Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы »

Цель ОД: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи:1.Расширять представления детей о живой природе родного края.2.Развивать связную речь и навыки общения, ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в город бытовой техники»

Обобщать знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать представление воспитанни...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.

Конспект НОД по познавательному развитиюВ подготовительной к школе группеТема: Дары осени Задачи:образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять...