Непосредственно образовательная область «Познание» конспект интегрированного занятия «В гости к Хантам»
план-конспект занятия

Адаменко Юлия Афанасьевна

Цель.  Расширять и закреплять у детей знания, интерес, представление и любовь к родному краю, к своей малой Родине.

 

Программное  содержание

Образовательные задачи

  1. Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд.
  2. Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

 

Развивающие задачи

  1. Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.
  2. Учить употреблять в своей речи национальные термины.
  3.  Развивать связную речь, память, мышление, уметь рассуждать делать выводы.

 

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать  любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  2. Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
  3. Воспитывать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
  4. Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
  5. Воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле, его будущее зависит от экологически грамотных технологий использования природной среды.

 

Методы и приемы

  • Метод витагенного опыта (жизненный опыт детей).
  • Активизация словаря: жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима, малица, унты, ханты, стойбище, чум, коренные народы.
  • Художественное  слово,  пословицы, загадки.
  •  Дидактические игры:  «Собери картинку», «Рыбаки», «Веришь – не веришь», «Рассели животных»
  • Использование  слайдов, изделий хантыйского народа.
  • Музыкальное оформление занятия. 
  • Украшение амулета.
  • Эксперименты, опыты.
  • Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

 

Предварительная работа

  • Создать групповой Краеведческого Музея.
  • Рекомендовать родителям посетить музей, знакомящий с бытом северных народов.
  • Наблюдения на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край».
  • Чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов Севера.
  • Составление рассказов на темы: «Где мы живем?»
  • Дидактические игры: «Что растет в лесу?»,  «Что лишнее?»,
  •   Подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

 

 

Материалы

  • Макет чума и народные игрушки хантов.
  • Иллюстрации с изображением животных, рыб, растений Севера.
  •  Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.
  • Народно-прикладное искусство хантов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_hantam.docx147.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Непосредственно образовательная область «Познание»

конспект интегрированного занятия

 «В гости к Хантам»

Описание: https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674218763_gas-kvas-com-p-risunok-s-dnem-rozhdeniya-yugra-3.jpg

Подготовила: воспитатель,

Адаменко Юлия Афанасьевна

г. Покачи, 2021 г.

«Вы на карту посмотрите

И СУРГУТ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живём».

И. Истомин

Цель.  Расширять и закреплять у детей знания, интерес, представление и любовь к родному краю, к своей малой Родине.

Программное  содержание

Образовательные задачи

  1. Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд.
  2. Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающие задачи

  1. Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.
  2. Учить употреблять в своей речи национальные термины.
  3.  Развивать связную речь, память, мышление, уметь рассуждать делать выводы.

 

Воспитательные задачи 

  1. Воспитывать  любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  2. Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
  3. Воспитывать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
  4. Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
  5. Воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле, его будущее зависит от экологически грамотных технологий использования природной среды.

Методы и приемы

  • Метод витагенного опыта (жизненный опыт детей).
  • Активизация словаря: жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима, малица, унты, ханты, стойбище, чум, коренные народы.
  • Художественное  слово,  пословицы, загадки.
  •  Дидактические игры:  «Собери картинку», «Рыбаки», «Веришь – не веришь», «Рассели животных»
  • Использование  слайдов, изделий хантыйского народа.
  • Музыкальное оформление занятия.  
  • Украшение амулета.
  • Эксперименты, опыты.
  • Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа

  • Создать групповой Краеведческого Музея.
  • Рекомендовать родителям посетить музей, знакомящий с бытом северных народов.
  • Наблюдения на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край».
  • Чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов Севера.
  • Составление рассказов на темы: «Где мы живем?»
  • Дидактические игры: «Что растет в лесу?»,  «Что лишнее?»,
  •   Подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

Материалы

  • Макет чума и народные игрушки хантов.
  • Иллюстрации с изображением животных, рыб, растений Севера.
  •  Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.
  • Народно-прикладное искусство хантов.

 

Ход занятия

- Здравствуйте дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Я директор Музея, а ваши имена я смогу прочитать на бейджиках.

Знаем ли мы уголок России, в котором мы живём? Край, в котором мы растём? А земля эта носит благодатное имя Ханты-Мансийский автономный округ.

Слышны звуки музыки народов ханты и манси.

- Ребята, слышите? – звучит музыка. Кому из вас приходилось слышать эту мелодию? Что она вам напоминает?  (Ответы детей).

- Музыку, которую вы слышите, напоминает  звучание песен народов ханты и манси. А народы ханты и манси являются коренными жителями нашего края. Коренными их называют за то, что они живут на нашей земле очень давно.

- Вы любите путешествовать? (Ответы детей).

- Давайте совершим маленькое путешествие по нашему краю и узнаем, откуда звучит эта необычная музыка. Посетим стойбища: «Быт и традиции народов ханты», «Рыбная охота», «Таёжное стойбище», «Национальное искусство».

- На чём нам лучше отправиться в наше путешествие по родному краю?

Предложить игру «Собери картинку».

- Чтобы выполнить задание, в этом помогут вам карточки, а чтобы быстрее выполнить, давайте разделимся на пары.

Дети делятся на пары и выполняют задание.

- Что у вас получилось?

Дети: самолёт, машина, олень лодка, поезд.

- Посмотрите, здесь находится картинка, на которой изображён олень. Может это  ошибка?

Дети: Нет, на стойбищах ханты и манси ездят на оленях и даже устраивают соревнования.

- Хорошо, вы меня убедили, что олень попал сюда не случайно. На чём же мы с вами отправимся в путешествие по родному краю? На чём же мы с вами отправимся в путешествие по родному краю?

Дети: На оленях, потому что они выносливые и легко передвигаются по снегу.

- Давайте запряжём оленьи упряжки и отправимся в путешествие на стойбища. Но сначала, нам нужно задобрить сказочного героя Куль-отыра, царя оленей и оленеводов хантов. Народ ханты верили, что царь Куль-отыр приносит удачу.   Давайте дружно для него споём запевку с волшебными движениями. Слова в ней сказочные, необычные, они обозначают  только хвалебные слова. (Все встают)

Куль-куль-отыр (2 раза) - руки хлопают по коленям.

Гули-гули (4 раза) - руки над головой.

Куль-отыр - руки хлопают по коленям.

Оленя (2 раза)  – руки скрещивают над головой (показывают рожки оленя).

Гули-гули (4 раза) - руки над головой.

Куль-отыр - руки хлопают по коленям.

Дети  произносят слова, соединяют их с движениями, постепенно темп убыстряется.

- Вот теперь мы в пути. Мы побываем в гостях у хантов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются.

Стойбище «Быт и традиции народов ханты»

Первый экскурсовод – девочка рассказывает о жизни хантыйских женщин.

Рассказывает и показывает

- «Уважаемые гости отгадайте загадку:

«В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла. (Чум).

- Начинаем нашу экскурсию. Располагайтесь удобнее. Перед вами хантыйский дом – чум. А скажите, чум ставят, делают или строят?  (Ставят). 

- Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим хантыйские женщины.

Чум делают из оленьих шкур, его можно быстро разобрать и перевезти в другое место.

Так как чум не большой, а в чуме живёт много людей, поэтому у каждой вещи есть своё место и живущие в нём поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина. Что она делает?

Дети: Хозяйка варит еду, чай из целебных трав, убирает в чуме, смотрит за детьми. Шьёт одежду, украшает её.

- Хозяйка чума - хантыйская женщина - является хранительницей очага. Ещё из сушёной рыбы делают муку, из крапивы – нитки. Из них плетут сети, ткут ткани, шьют одежду, игрушки для детей.

Женщины занимаются воспитанием детей. Для младенцев изготавливают специальные люльки из бересты. А вместо памперсов используют мох - он обладает дезинфицирующими свойствами. На колыбельке рисуют «глухарку». Ханты считают, что она защитит ребенка от злых духов. Для девочек мамы сами шьют кукол из тряпочек и ниток. Лица игрушкам не рисуют, чтобы они не ожили. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство.

Второй экскурсовод рассказывает о жизни мужчин-хантов.

-  «Мужчины - ханты пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой. Они подолгу находятся вне дома, добывают пищу. Одежда и обувь у них тёплая и лёгкая, чтобы в мороз не замёрзнуть и не вспотеть, даже если целый день за оленями идти будут.

Ещё мастерят посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям. И, конечно же, они изготавливают легкие сани – нарты. В нарты запрягают оленей и передвигаются по тундре. Олень для ханты и дом, и еда, и помощник в перевозке груза. Уважают ханты оленя!

А лыжи подбиты оленьим мехом. А у меха есть необычное свойство: если гладить в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идёт свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он «встаёт дыбом», гладить его в эту сторону сложно.

Эксперимент с представителем туристического агентства – воспитателем.  Дети гладят натуральный мех – жёсткий и мягкий.

- Как вы думаете, какая между ними разница? (Ответы детей).

- Легче ехать и взбираться на горку с каким мехом?  (Жёсткий мех лучше).

- Верно. Мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадётся горка, то забираться на неё помогает «вставший дыбом» жёсткий мех.

 -Ребята, если у вас возникли вопросы, то можете их задать.

 Дети задают вопросы. Если у детей-экскурсоводов возникнут затруднения, то воспитател ь- директор Музея, ответит на возникшие вопросы.

Стойбище «Рыбная охота»

- О стойбище «Рыбная охота» нам расскажет экскурсовод (назвать ребёнка, который показывает и рассказывает. Директор по мере необходимости помогает).

- В нашем крае люди издавна занимаются рыбалкой, даже своих детей ханты и манси с раннего детства приучают этому полезному делу. Ханты и манси люди очень честные, доверчивые, люди которые очень любят свой край. На рыбалке они обязательно задают загадки (улыбаясь). А вы хотите пойти на рыбалку?

Поиграем в игру «Рыбаки». Игру и опыт проводит директор Музея.

«Рыбаки все хитрецы вмиг разбросят сети

Нет вкуснее ничего рыбки в целом свете!

Вы, ребята не зевайте, рыбкам дружно помогайте.

Ну, чего вы? Не сидите! А сквозь сети проскользните!»

Натянута сеть. Дети должны найти для каждой рыбки (рыбки разного размера) определённое отверстие в сети (дырки в сети тоже разного размера).

- Ну, вот, вся рыба прошла сквозь сети! И рыбаку ничего не досталось! У него нет никакого улова. Что рыбак сделал не так?

Ответы детей: сеть с крупными дырками, вот вся рыба и выскользнула.

- Давайте проверим: действительно ли рыболов остался без рыбы из-за того, что у него крупные сети?

Опыт

  1. Крупные сети. Вывод: вся рыба выскользнула.
  2. Мелкие сети. Вывод: поймали всю рыбу.

В: Вот это да! Не осталось ни одной рыбки? А что же мы будем кушать завтра?  (Ответы детей: сети нужны среднего размера, чтобы мелкая рыба осталась в воде).

- Хороший улов у нас, молодцы! Сейчас мы прибываем на «Таёжное» стойбище и отдадим наш улов…  А вы готовы отгадать кому?

  (Описание медведя)

- Это животное, если станет на задние лапы, может достигать  в высоту до двух метров, имеет вес до 400 кг, у него сильные когти, большие клыки, хороший тёплый мех. (Ответы детей).

       Медведя почитают у народов ханты. Его имя боялись даже вслух произносить, раньше его называли лесным человеком. В его честь организовывали праздник. Для его проведения изготавливали деревянные фигурки медведя, пели песни (достаёт из коробки деревянного медведя).

Сегодня и мы с вами можем  окунуться в волшебство заклинаний  народов ханты: кто дотронется до этой волшебной фигурки и при этом загадает про себя  желание, оно исполнится (В это время звучит музыка, директор Музея подходит к  детям. Дети загадывают желание).

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Веришь - не веришь». Если тому о чём я говорю, вы верите, поднимайте красную карточку, если не верите, то синюю, но имейте в виду, что вы должны доказать, обосновать свой ответ.

1. Верите ли вы, что корова живёт в лесу? Почему она не может там жить?  

2.  Верите ли вы в то, что белый медведь живёт в пустыне? Почему он не может там жить

3. Верите ли вы в то, что слон живёт на Севере? Почему он не может жить на Севере?  

4. Верите ли вы в то, что рыба живёт в поле? Почему она не может жить в поле?

5. Верите ли вы в то, что северный олень живёт в лесу? Почему он не может жить в лесу?

(Доказательные ответы детей).

Игра «Рассели животных»

Молодцы, вы доказали свои ответы. Каждое животное живёт в определённом месте. Давайте вспомним тех животных, которые живут на Севере.  (Подходим к макету тундры). Из всех животных, которых вы видите перед собой, вам нужно выбрать только животных Севера и поселить их там, где они обитают (в тундре, в реке, у реки, в поле).

Самостоятельная деятельность.

- Благодаря вам ожил наш маленький участок северной земли. Как много, оказывается, у нас животных. Интересно, как же они приспосабливаются к нашим холодам.

Ответы детей: толстый слой жира, тёплая длинная шерсть, впадает в спячку, меняет шубку.

Стойбище «Искусство»

В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы и чтоб не замёрзнуть, жители шьют себе одежду. Послушайте загадку: «В одну дырку влезешь, а из трёх вылезешь»

Ответ детей: малица.

 «Женщины – ханты – очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. Шьют малицу - шубу из оленьего меха, рукавицы  и унты - меховые сапоги. Украшают очень красиво, каждый на свой лад. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он его не бросает и не снимает.

Считается, что девушка завидная невеста, если у нее на малице красивый и разнообразный орнамент. Потому, что сразу видно - рукодельница! В своих украшениях женщины используют узоры: (показывает) оленьи рожки, уши зайца, жучки.

В тундре нет магазинов, поэтому игрушки родители для своих детей делают сами: для мальчиков лодочки, фигурки оленей, нарты. Для девочек – куколок и такую же шьют одежду, какую носят сами.

А теперь я передаю слово нашей рукодельнице - ребёнку.

 Рукодельница: Я предлагаю вам украсить узором обереги – солнце. Ханты считают, что они защищают от злых духов. Перед вами на столах лежат 4 квадрата. Из одного квадрата, срезая уголки, вырежем круг, а 3 других разрежем по диагонали и получим 6 треугольников. Круг приклеим в середине, а треугольники по краю. Вот у нас и получился орнамент щучьи зубки.

 Дети приступают к работе. Перед ними на столах лежат заготовки оберегов, следует наклеить геометризованный узор и лицо - солнце.

- Сегодня мы научимся делать амулеты. Он защищает от болезни, бед и несчастий. Основной материал, из которого делают амулеты лежит на столах: бисер, мех, кусочки кожи, заготовка орнамента, клей.

Амулет сделан из кожи, в центре орнамента «глухарка», по краю отделка из меха. Украсить бисером вы можете по желанию. Приступаем к работе.

Дети изготавливают амулет, оказать помощь.

- Какие красивые амулеты у вас получились, вы можете надеть их на себя, чтобы они вас оберегали от болезней, неприятностей, бед.

 - Пока наши обереги набирают волшебную силу,  пока мы будем добираться домой, предлагаю высказать своё мнение о нашем путешествии, и в этом нам поможет мой амулет. Мы будем передавать его друг другу и говорить, что понравилось.

Первой начну я: мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы были активными и старательными. Молодцы!

Передать амулет детям, помочь вопросами.

Спасибо всем! Вот видите, как много мы уже знаем и как много нам ещё предстоит узнать! Мы гордимся, что живём в прекрасном богатом крае.

Разве можно о Северном крае рассказать в одном сюжете –

Жаль, что не хватило времени в нашем путешествии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированного занятия с детьми с ОНР 6-7 лет "В гостях у мудрой совы"

Занятие способствует формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет по лексической теме "Птицы"....

НОД Образовательная область «Познание»конспект комплексного занятия по ФЭМП«Весна»старшая группа

Занятие по математике в старшей группе:  Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи, математические способности. Воспитывать интерес к познанию; ...

Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия (образовательная область «Познание и Коммуникация») у детей с ОНР 6-7 лет по лексической теме «Птицы».

Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия (образовательная область «Познание и Коммуникация»)у детей с ОНР 6-7 летпо лексической теме «Птицы»...