Формирование у дошкольников исторической памяти через знакомство с народными ремёслами и промыслами Кубани
консультация (подготовительная группа)

Из опыта работы воспитателя О.В.Клочко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников исторической памяти через знакомство с народными ремёслами и промыслами Кубани

Из опыта работы воспитателя О.В.Клочко

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какой была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла.

Знакомство дошкольников с народными ремёслами и промыслами  Кубани является одним из важных аспектов  нравственно – патриотического воспитания. Народное творчество имеет огромную воспитательную ценность для подрастающего человека. Оно воспитывает любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует лучшие чувства ребенка, вызывает желание что-то сделать самому, перенимая у народных мастеров несложные приемы, приучает  к трудолюбию, воспитывает  усидчивость, терпение, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей. Яркие впечатления  об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Прикосновение к истории своего народа вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует формированию у дошкольников исторической памяти.

Искусство народных ремёсел – связующее звено между прошедшим и настоящим.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимое славное Отечество.

Кубанские народные ремесла родились в результате трехсотлетнего проживания на кубанской земле двух восточно-славянских народов:  русского  и украинского.

На Кубани население владело более двадцатью ремеслами.

Планируя работу по знакомству детей с народными ремёслами и промыслами Кубани я поставила перед собой следующую цель: познакомить с несколькими видами кубанских ремесел, выяснить основные материалы, используемые при ремесле.

Для достижения поставленной цели в работе с детьми я использовала следующие методы и приёмы:

Проводила с детьми беседы «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков», «Национальная одежда кубанского казака и казачки», дидактические игры «Кубанское лото»,  «Предметы кубанского быта – сложи картинку», «Угадай ремесло», рассматривали иллюстрации, альбомы и слайд – презентации «Кубанские народные ремёсла», «Красавица петриковская роспись», читали А. Ершова «Княгиня – вышивальщица», рисовали «Элементы Петриковской росписи», «Роспись домашней утвари», аппликация «Вышиваю я узоры», провели экскурсию в краеведческий музей, разучивание динамической  паузы «На краю станицы хата…» играли в  подвижные игры «Передай Кубанку», «Брыль», «Разбить кувшин», «Подсолнухи», «Плетень». Рассказала и показала фото творческих людей нашей станицы и их работы, например кузнеца Р.Охвата, работы наших родителей,

Подготовила и вручила памятку для родителей: «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине», также рассматривали и использовали в играх предметы, которые есть в группе - вышитые подушки, корзинки, рушник и т.д.

На экскурсию в музей дети уже пришли с определённым багажом знаний, и было приятно, когда экскурсовод хвалил детей за правильные ответы. Я заранее обговорила тему нашей экскурсии с сотрудником музея, во время  экскурсии на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время  сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. С интересом познакомились с экспозицией о профессиях гончара, кузнеца, шорника и т.д.

Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности.

Ремесло, в котором дети могли реализовать свои творческие навыки – это Петриковская роспись. Вначале немного из истории этого ремесла. На Кубань его привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины и практически кубанская петриковка не отличалась от украинской.

Петриковка – старинное украинское село  Его название определило название сложившейся здесь школы орнаментального искусства. Село Петриковка основано запорожскими казаками в 1772 году. Развитию народного искусства способствовало и другое обстоятельство: Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, на которых продавались расписные деревянные изделия: сундуки, сани, веялки, музыкальные инструменты, посуда, шкатулки и т.д. Стилистические черты Петриковской росписи, в основе которой лежит растительный орнамент и характерные приемы кистевого письма, сформировалась на почве художественных традиций. Главные композиционные разновидности Петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик. Поскольку именно в процессе общения с народным искусством дети максимально реализуют свои фантазии, познавательную и творческую активность. Дети знакомятся с названиями основных элементов, с методом их выполнения, цветовой гаммой. Поэтапно учатся рисовать самые простые элементы Петриковской росписи. Я показываю детям, как правильно делать мазки. Как из простых элементов составлять более сложные. А затем из разных элементов составлять орнамент.

 В ходе ознакомления детей с Петриковской росписью, украшения ими разных предметов быта, я стараюсь соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей;

-начинать работу с изучения отдельных элементов;

- предоставлять детям право выбора цветовой гаммы;

- не позволять одним детям вмешиваться в работу других.

При соблюдении этих основных правил, дети с нетерпением ждут следующего занятия, работают с интересом и желанием. Мотивацией для качественного выполнения росписи стали подарки для мамы к дню Матери – открытки, расписные доски. Особенно радует, когда дети в самостоятельной деятельности украшают свои работы разнообразными элементами росписи.

Главными  задачами  данной работы считаю следующее:

- умение различать петриковскую роспись от наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.);

- понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

-умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Результативность:

Результатом моей деятельности стали: приобщение к кубанской культуре, возрождение забытых национальных ценностей, улучшенный эмоциональный фон детей, их творческая самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие, аккуратность, развитие художественного вкуса. На фоне развития мелкой моторики происходит улучшение мыслительной деятельности.

У детей воспитывается уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам труда, к предметам старины, гордость за своих предков – кубанских казаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического совета на тему «Формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

В материале представлен сценарий педсовета в форме игры "Слабое звено"  с  предложением решить педагогические ситуации по теме педсовета....

Доклад «Формирование у дошкольников художественного слова посредством знакомства с народными обычаями и традициями»

Доклад «Формирование у дошкольников художественного слова посредством знакомства с народными обычаями и традициями»...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Сохранение исторической памяти, краеведение. Знакомство с православными праздника на Руси «Праздник Пасхи»

В рамках недели добра с целью приобщения дошкольников к народной культуре, посредством формирования интереса к традициям православного праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение&ra...