ПРОЕКТ «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения»
проект

Энгельс Елена Ивановна

Проект «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения» направлен на создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения. В ходе реализации проекта  в детском саду организуется мини-музей, активизируется взаимодействие родителей, педагогов и детей, создаются условия для обобщения и распространения опыта работы по данному направлению..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Родничок»

Акбулакского района Оренбургской области

ПРОЕКТ

«Создание организационно-управленческих

условий для повышения качества

образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения»

Акбулак, 2023 г.

Проблематика и актуальность проекта

Быстро изменяющиеся экономические, социальные и психологические процессы, которые происходят в современном противоречивом мире, все чаще заставляют нас задумываться о том, в каком обществе будут жить сегодняшние дошкольники.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года говорится: «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России», а так же заявлено требование обеспечить «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации обязывает государство обеспечить национальную безопасность РФ, включая защиту духовно-нравственного наследия, патриотических традиций и норм общественной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Воспитание патриота своей страны с высокими духовно-нравственными ценностями актуально, поскольку связано с восстановлением традиций и уклада жизни, исторической преемственностью поколений. Эта задача является одной из приоритетных задач воспитания и обучения всего дошкольного образования и в частности МБДОУ «Детский сад № 4 «Родничок». В детском саду разработана ООП ДО, часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальной программой «Родные просторы», реализация которой способствует патриотическому и духовно-нравственному воспитанию воспитанников.

После проведения в детском саду внутренней системной оценки качества образования, была выявлена проблема нехватки образовательного пространства для проведения образовательных и воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию, а также зафиксирован недостаточно высокий уровень методического сопровождения педагогов в этом аспекте. Для того чтобы получить изменения в инфраструктурном направлении было принято управленческое решение о реализации ряда проектов, среди которых проект по патриотическому воспитанию «Мини-музей».

Цели проекта:

Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

Создать в детском саду мини-музей; активизировать взаимодействие родителей, педагогов и детей в ходе реализации проекта; обобщить и распространить опыт работы среди дошкольных учреждений района.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется поэтапно (Приложение 1).

Начальный этап – организационно-управленческий – включает в себя разработку концепции музея, обсуждение целесообразности его создания, выбор месторасположения, создание эскизов будущей музейной площадки. На первом этапе создаётся творческая группа, которая занимается организационно-методической работой и привлекает к участию в подготовительных мероприятиях педагогов, родителей и т.д.

Основной этап – самый трудоёмкий, в течение которого идёт активный сбор, размещение и оформление экспонатов, изготавливаются стенды и витрины мини-музея, определяются темы экспозиций. В это же время начинается сбор методических ресурсов: пособий по патриотическому воспитанию дошкольников, наглядно-иллюстративного материала, этнографического материала, видео и аудиотеки, репродукций живописных и графических произведений, изделий декоративно-прикладного творчества.

        Таким образом, наполняемость мини-музея в детском саду комплексно решает многие задачи. В процессе проектной деятельности и педагоги, и родители, и дети расширяют свои знания, стараются принести свой вклад в общее дело.

Итоговый этап – аналитический – включает в себя интенсивное использование музея в работе педагогов, это этап анализа проделанной работы, и определение перспектив дальнейшей работы. На этом этапе исследуется результативность проекта, как работает мини-музей, каким материалом он наполнен, надо ли менять экспозиции и как часто.

Обязательным итоговым продуктом проекта для детей и родителей, а также всех участников создания мини-музея, является его торжественное открытие. Это важное мероприятие. Дети и родители чувствуют свою сопричастность к большому нужному делу, понимают, что их труд не пропал даром.

На заключительном этапе мини-музей начинает принимать первых посетителей, детей нашего сада. В этот же период проводиться корректировка экспозиции, и тематики занятий. Анализируется эффективность работы, наглядного материала, методического сопровождения. Приглашаются для экскурсий в мини-музей воспитанники других детских садов. Опыт по созданию мини-музея распространяется среди дошкольных учреждений района и в средствах массовой информации.

Планируемые результаты проекта

В ходе реализации проекта у детей активно формируется реалистические представления об окружающем мире, об историческом прошлом нашей страны; развивается способность детей демонстрировать накопленные знания о своей семье, её истории, своём посёлке; дети проявляют живой интерес к своей малой родине, стране в целом, к семейным ценностям, традициям предков; достигается взаимопонимание между педагогами и родителями; предметно-пространственная среда ДОУ становится более насыщенной и содержательной; в детском саду совместными действиями коллектива ДОУ и родителей при участии детей создана новая интересная локация, с большими образовательными возможностями; взаимодействие участников в рамках реализации проекта способствует формированию детско-взрослых сообществ, становятся крепче семейные узы; повышена профессиональная компетентность педагогов, участвующих в проекте, используются инновационные методы и приемы музейной педагогики, инновационные активные формы работы (выставки, образовательные диалоги, игровые квесты, и т.д.).

Идею создания мини-музея поддержали родители, так как в семьях хранилось много вещей, принадлежавших старшему поколению и передававшихся из поколения в поколение, и хотелось их показать детям, поделиться своими воспоминаниями, рассказать о традициях семьи. В результате совместных обсуждений была выделена пустующая комната на первом этаже площадью 18 кв. м. В ней совместными с родителями усилиями был произведен ремонт, а затем создано несколько экспозиций: «Уголок русской избы», «Уголок казахского жилища», «Акбулак в годы Великой Отечественной войны», «Хлеб всему голова», «Акбулакские мастера», «Достопримечательности нашего края».

Уникальность проекта заключается в том, что мы, досконально разобравшись в причинах нашей проблемы, понимая важность патриотического и нравственного воспитания, подобрали набор методик и технологий, подходящий именно для нашего детского сада, учитывающий наши инфраструктурные, социальные, кадровые особенности и возможности, учли пожелания и интересы всех заинтересованных сторон и приняли эффективные управленческие меры по реализации намеченных мероприятий.

Особенности проведения мероприятий

Образовательные мероприятия проводятся в различных формах: обзорные экскурсии для группы детей, тематические занятия для подгруппы детей 10-12 человек, индивидуальные беседы для гостей. В соответствии с тематическим планом «Родные просторы» 1 раз в неделю проводятся занятия по 25-30 минут, их тоже можно проводить в музее или с использованием экспонатов. Есть возможность продлить встречу из-за высокого интереса, или по просьбе детей связать её с продуктивной деятельностью в свободное время.

Деятельность, организованная при посещении мини-музея, носит познавательно-исследовательский характер. У детей, педагогов, родителей есть уникальная возможность прямо в детском саду прийти в музей, узнать, как жили в прежние годы русские, казахи, украинцы (основные составляющие национального состава Акбулакского района), увидеть и подержать в руках книги, фотографии, предметы быта, которые уже не купишь в магазине, и даже использовать некоторые в действии, например, в железной ступке истолочь зерно, изготовить куклу из сена или из домотканной материи.  

План тематических посещений очень гибкий, дает возможность педагогам пойти за инициативой детей.

Устойчивость проекта и управление рисками

Риски        

Управление рисками

Санитарно-эпидемиологические требования во время повышения уровня заболеваемости

Возможность осуществления деятельности в дистанционной форме в социальных сетях

Низкая мотивация педагогов

Использование материального и нематериального стимулирования

Низкая профессиональная компетентность

Самообразование, семинары, курсы повышения квалификации

Риски реализации проекта «Создание в ДОУ условий для патриотического воспитания через организацию проекта «Мини-музей» существуют. Для того чтобы риски не переросли в проблемы, препятствующие успешной реализации проекта необходимо четко следить за исполнением мероприятий плана работы, проводить анализ и самоанализ и вовремя принимать управленческие решения по корректировке действий. Но при соблюдении всех этапов и тщательной подготовительной работы во взаимодействии проектной группы с родителями и педагогами риски нивелируются, и успех проекта будет несомненным.

Проект «Мини-музей» для воспитания патриотических чувств и нравственно-духовных ценностей можно и нужно реализовывать в ДОО, т. к. помимо его значимости в образовательном плане, финансово не требуется больших вложений, и, также, в каждой организации имеются кадровые и управленческие ресурсы.

Важным условием для осуществления изменений и достижения устойчивого результата является обеспечение организационно-управленческих условий.

По завершении проекта, его результаты необходимо проанализировать, подготовить методические рекомендации. Успешные практики должны быть распространены посредством выступления на различных методических площадках района.

Список литературы

1.        Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2.        Безрукова, М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/335/



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Деятельность по реализации проекта «Мини-музей ДОУ»

I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ (июль-август 2022 г.)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1 Приказ о создании рабочей проектной группы

Июль 2022 г.

Заведующий

1.2 Положение о работе мини-музея

Июль 2022 г.

Заведующий

1.3 Приказ о назначении ответственного за работу музея и ведение книги учета экспонатов, открытии мини-музея и др.

Июль 2022 г.

Заведующий

1.4 Внесение необходимых изменений в локальные акты: материальное стимулирование (изменения в оценочном листе по стимулирующим выплатам)

Нематериальное стимулирование: благодарность, грамота, возможность стать участником Проекта, обобщение опыта работы

Июль 2022 г.

Заведующий

1.5 Разработка Плана мероприятий

Июль 2022 г.

Воспитатели

2. Материально-техническое обеспечение

2.1. Ремонт помещения

Август 2022 г.

Заведующий завхоз,

2.2. Оборудование пространства, приобретение материалов для изготовления стендов, макетов, обустройство интерьера.

Август 2022 г.

Завхоз, педагоги, родители

3. Организационная работа с родителями и детьми

3.1. Родительское собрание (мотивирование и привлечение родителей к участию в проекте, в качестве участников)

Июль-август 2022г.

Воспитателизаведующий

3.2. Обустройство

Август 2022 г.

Воспитатели

3.3. Сбор, коллекционирование, размещение экспонатов, выбор тематики экспозиций

Август 2022г.

Воспитатели

4. Управление методическим сопровождением

4.1. Самообразование педагогов по теме «Музей в дошкольной образовательной организации».

Сотрудничество с коллективом Районного историко-краеведческого музея им. И. П. Редько.

Июль-август 2022г.

Заведующий

4.2. Проведение семинара для педагогов «Музейная педагогика в детском саду»

Август 2022г.

Заведующий

5. Контрольно-аналитическое управление

5.1. Проведение опроса родителей и анкетирование педагогов

Июль-август 2022г.

Заведующий

5.2. Анализ управленческих решений по реализации I этапа проекта (аналитическая справка)

Август 2022г.

Заведующий

5.3. Принятие управленческих решений по корректировке Плана мероприятий и дополнительному стимулированию и поощрению участников проекта (по необходимости)

Август 2022г.

Заведующий

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ (сентябрь 2022 г.-апрель 2023 г.)

1. Управление методическим сопровождением

1.1. Семинары для педагогов:

«Методы и средства музейной педагогики»

«Формирование патриотических, нравственно-духовных ценностей средствами музейной педагогики»

Сентябрь 2022г.

Декабрь 2022г.

Воспитатели

1.2. Индивидуальные консультации для педагогов, участвующих в проекте

По мерее необходимости

Воспитателизаведующий

1.3. Курирование, координация деятельности Мини-музея

Постоянно

Куратор

1.4. Взаимообучение педагогов на предмет владения методами, формами и средствами музейной технологии (успешными практиками)

Постоянно

Заведующий

1.5. Повышение квалификации педагогов, участвующих в проекте посредством самообразования

Постоянно

Воспитатели

1.6. Проведение мастер-классов для детей, родителей, педагогов

Один раз в квартал

Воспитатели

1.7. Выявление успешных практик, форм взаимодействия

Постоянно

Заведующий

1.8. Социальное партнерство: проведение мастер-классов для педагогов, родителей, детей акбулакским домом ремёсел; посещение персональной выставки работ мастеров глиняной игрушки

Октябрь2022гФевраль2023г

Заведующий

2. Взаимодействие с родителями

2.1. Общее родительское собрание

Сентябрь 2022 г.

Заведующий

2.2. Привлечение родителей к участию в фестивале «Обильный край, благословенный»

Май 2022г.

Воспитатели

2.3.Анкетирование, опрос родителей

2 раза в год

Воспитатели

3. Управление образовательной деятельностью

3.1. Организация праздничного открытия Музея

10.09.2022 г.

Заведующий

3.2. Осуществление мероприятий по плану образовательной работы Мини-музея: экскурсии; проекты; мастер-классы; выставки; ролевые и сюжетные игры; игровые квесты (культурной направленности), коллекционирование и размещение предметов, экспонатов, поделок, изготовление народных игрушек; музыкальная деятельность (слушание и пение народных песен, частушек); музыкально-двигательная деятельность; совместная поисковая деятельность с детьми, родителями; опытно-экспериментальная деятельность.

В соответствии с планом работы

Куратор

Воспитатели

III ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКИЙ май-июнь 2023 г.

1. Управление образовательной деятельностью

1.1. Курирование работы Мини-музея

Постоянно

Заведующийкуратор

1.2. Контроль за качеством проведения образовательных мероприятий

По графику контроля

Заведующий

2. Управление методическим сопровождением

2.1. Индивидуальные консультации для педагогов

По мере необходимости

Заведующий воспитатели

2.2. Создание картотеки успешных практик

В течение года

Воспитатели

2.5. Оформление и распространение педагогического, и управленческого опыта на методических объединениях, на сайте ДОУ, на разных образовательных ресурсах

Март-июнь 2023 г.

Воспитатели заведующий

3. Работа с родителями

3.1. Заседание родительского комитета ДОУ

Май 2023г.

Заведующий

3.2. Общее родительское собрание

Май 2023г.

Заведующий

3.3 Анкетирование, опрос родителей и заинтересованных участников на предмет удовлетворенности деятельностью музея

Май 2023г.

Воспитатели

4. Контрольно-аналитическое управление

4.1. Аналитическая справка (Анализ деятельности по проекту, с использованием показателей и критериев достижимости цели и результатов проекта)

Май 2023г.

Заведующий

4.2. Принятие управленческих решений по результатам аналитической справки и результатов работы

Май 2023г.

Заведующий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цели проекта: Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения. Задачи проекта: - создать в детском саду мини-музей; - активизировать взаимодействие родителей, педагогов и детей в ходе реализации проекта; - распространить опыт работы среди дошкольных учреждений района.

Слайд 3

Реализация проекта Начальный этап – организационно-управленческий – включает в себя разработку концепции музея, обсуждение целесообразности его создания, выбор месторасположения, создание эскизов будущей музейной площадки. На первом этапе создаётся творческая группа, которая занимается организационно-методической работой и привлекает к участию в подготовительных мероприятиях педагогов, родителей и т.д.

Слайд 4

Реализация проекта Основной этап – самый трудоёмкий, в течение которого идёт активный сбор, размещение и оформление экспонатов, изготавливаются стенды и витрины мини-музея, определяются темы экспозиций. В это же время начинается сбор методических ресурсов: пособий по патриотическому воспитанию дошкольников, наглядно-иллюстративного материала, этнографического материала, видео и аудиотеки, репродукций живописных и графических произведений, изделий декоративно-прикладного творчества. Таким образом, наполняемость мини-музея в детском саду комплексно решает многие задачи. В процессе проектной деятельности и педагоги, и родители, и дети расширяют свои знания, стараются принести свой вклад в общее дело.

Слайд 5

Реализация проекта Итоговый этап – аналитический – включает в себя интенсивное использование музейной экспозиции в работе педагогов, это этап анализа проделанной работы, и определение перспектив дальнейшей работы. На этом этапе исследуется результативность проекта, как работает мини-музей, каким материалом он наполнен, надо ли менять экспозиции и как часто.

Слайд 6

Планируемые результаты проекта у детей активно формируется реалистические представления об окружающем мире, об историческом прошлом нашей страны; у детей развивается способность детей демонстрировать накопленные знания о своей семье, её истории, своём посёлке; дети проявляют живой интерес к своей малой родине, стране в целом, к семейным ценностям, традициям предков; в результате совместной деятельности становятся крепче семейные узы; достигается взаимопонимание между педагогами и родителями; предметно-пространственная среда ДОУ становится более насыщенной и содержательной; в детском саду совместными действиями коллектива ДОУ и родителей при участии детей создана новая интересная локация, с большими образовательными возможностями; взаимодействие участников в рамках реализации проекта способствует формированию детско-взрослых сообществ; повышена профессиональная компетентность педагогов, участвующих в проекте, используются инновационные методы и приемы музейной педагогики, инновационные активные формы работы (выставки, ситуативные диалоги, игровые квесты, и т.д.).

Слайд 7

Деятельность по реализации проекта «Мини-музей ДОУ» I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ (июль-август 2022 г.) Мероприятия Сроки Ответственный 1. Нормативно-правовое обеспечение 1.1 Приказ о создании рабочей проектной группы Июль 2022 г. Заведующий 1.2 Положение о работе мини-музея Июль 2022 г. Заведующий 1.3 Приказ о назначении ответственного за работу музея и ведение книги учета экспонатов, открытии мини-музея и др. Июль 2022 г. Заведующий 1.4 Внесение необходимых изменений в локальные акты: материальное стимулирование (изменения в оценочном листе по стимулирующим выплатам) Нематериальное стимулирование: благодарность, грамота, возможность стать участником Проекта, обобщение опыта работы Июль 2022 г. Заведующий 1.5 Разработка Плана мероприятий Июль 2022 г. Воспитатели 2. Материально-техническое обеспечение 2.1. Ремонт помещения Август 2022 г. Заведующий завхоз, 2.2. Оборудование пространства, приобретение материалов для изготовления стендов, макетов, обустройство интерьера. Август 2022 г. Завхоз, педагоги, родители 3. Организационная работа с родителями и детьми 3.1. Родительское собрание (мотивирование и привлечение родителей к участию в проекте, в качестве участников) Июль-август 2022г. Воспитатели, заведующий 3.2. Обустройство Август 2022 г. Воспитатели 3.3. Сбор, коллекционирование, размещение экспонатов, выбор тематики экспозиций Август 2022г. Воспитатели 4. Управление методическим сопровождением 4.1. Самообразование педагогов по теме «Музей в дошкольной образовательной организации». Сотрудничество с коллективом Районного историко-краеведческого музея им. И. П. Редько. Июль-август 2022г. Заведующий 4.2. Проведение семинара для педагогов «Музейная педагогика в детском саду» Август 2022г. Заведующий 5. Контрольно-аналитическое управление 5.1. Проведение опроса родителей и анкетирование педагогов Июль-август 2022г. Заведующий 5.2. Анализ управленческих решений по реализации I этапа проекта (аналитическая справка) Август 2022г. Заведующий 5.3. Принятие управленческих решений по корректировке Плана мероприятий и дополнительному стимулированию и поощрению участников проекта (по необходимости) Август 2022г. Заведующий

Слайд 8

Деятельность по реализации проекта «Мини-музей»

Слайд 9

Деятельность по реализации проекта «Мини-музей»

Слайд 10

Риски Управление рисками Санитарно-эпидемиологические требования во время повышения уровня заболеваемости Возможность осуществления деятельности в дистанционной форме в социальных сетях Низкая мотивация педагогов Использование материального и нематериального стимулирования Низкая профессиональная компетентность Самообразование, семинары, курсы повышения квалификации Устойчивость проекта и управление рисками

Слайд 11

Проект «Мини-музей» для воспитания патриотических чувств и нравственно-духовных ценностей можно и нужно реализовывать в ДОО, т. к. помимо его значимости в образовательном плане, финансово не требуется больших вложений, и, также, в каждой организации имеются кадровые и управленческие ресурсы. Важным условием для осуществления изменений и достижения устойчивого результата является обеспечение организационно-управленческих условий. По завершении проекта, его результаты необходимо проанализировать, подготовить методические рекомендации. Успешные практики должны быть распространены посредством выступления на различных методических площадках района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно – предметная социокультурная среда полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

принципы построения пространственно - предметной среды полоролевого воспитания....

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности

Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Тематический контроль «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»Цель: Определение качества воспитательно - образовательной работы по па...

Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие для повышения качества дошкольного образования.

Чтобы педагоги могли решать задачи воспитания, в детском саду должны быть сообщества, или общности. Разработчики примерной программы воспитания выделили четыре такие общности: профессиональную, профес...