Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие для повышения качества дошкольного образования.
статья (младшая группа)

Чтобы педагоги могли решать задачи воспитания, в детском саду должны быть сообщества, или общности. Разработчики примерной программы воспитания выделили четыре такие общности: профессиональную, профессионально-родительскую, детскую, детско-взрослую. Особое внимание педагоги должны уделять именно взаимодействию детей и родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие

для повышения качества дошкольного образования.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим в Законе РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44), указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), дошкольное учреждение играет новую роль, обеспечивая непосредственное участие родителей в образовательной деятельности, включая создание образовательных проектов с семьей для выявления потребностей и поддержки семейных образовательных инициатив.                                 Как отмечает М. С. Задворная, «в современном мире детей и взрослых существует проблема нарушения связей в системе «родитель - ребёнок» и как следствие — эмоциональное неблагополучие ребёнка дошкольного возраста», в связи с чем она рекомендует «субъектам образовательного процесса непосредственно взаимодействовать в различных видах совместной деятельности».                                                        Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.

Задачи:

  • Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
  • Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании ребенка.
  • Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.

Для повышения эффективности воспитательного процесса и работы по социализации детей, необходимо стремиться к формированию новых форм общения и взаимодействия между родителями и педагогами, на основе принципов открытости и доверия, неформального подхода. Родители должны быть помощниками педагогов, и активно вовлекаться в жизнь детского сада. Одной из форм вовлечения родителей в работу дошкольного учреждения и активного взаимодействия с детьми и педагогами является создание детско-взрослых сообществ.                                                         Впервые в педагогике понятие детско-взрослой общности было представлено в работах Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина, рассматривавших ее в контексте детского воспитательного коллектива. Сообщества являются естественной организацией жизнедеятельности людей. В детско-взрослых сообществах дети выступают в качестве полноценных участников и членов общества. Создание детско-взрослого сообщества в дошкольном учреждении предполагает поиск и внедрение новых форм для раскрытия талантов и способностей воспитанников, изменение образа жизни ДОУ, чтобы ребенок в процессе реализации собственного потенциала добивался успеха при помощи педагогов и родителей. При этом добиваться успеха он должен там, где ему это интересно, и с помощью тех методов и инструментов, которые соответствуют его личностным особенностям, а также его социально-бытовому окружению, возможностям и интересам его семьи. Кроме того, создание сообщества детей и взрослых в детском саду — один из способов инновационного развития учреждения. По определению Л. М. Клариной «детско-взрослое сообщество — это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности».                        Важнейшим фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личное участие детей и родителей в насыщенной событиями жизни. С помощью проектов родители и дети могут заниматься тем, что им по-настоящему интересно, развивать свои творческие способности, конечным результатом чего станет обеспечение для ребёнка эмоционального комфорта.                                                                 Члены семей воспитанников детского сада имеют разные профессии, хобби и интересы. И каждый из них может в той или иной форме поделиться своими знаниями и навыками, тем самым способствуя развитию не только своего ребёнка, но и других воспитанников. Объединение интересов — залог эффективной совместной работы взрослых и детей, которая будет привлекательной для каждого участника детско-взрослого сообщества.                                                                                         Создание детско-взрослого сообщества является одним из условий реализации педагогических проектов в нашем учреждении, но, главное, это способствует изменению отношений в коллективе детей, сотрудников, родителей, оптимизирует систему организационно-педагогических условий развития таланта воспитанников. Создание в учреждении детско-взрослого сообщества, реализация проектов способствуют активному участию родителей в жизнедеятельности группы и детского сада в целом. Детско-взрослое сообщество в нашем дошкольном учреждении наполняет новым смыслом сотрудничество детей и взрослых. В процессе проектной деятельности рождаются новые идеи, предложения, которые содействуют самореализации воспитанников, педагогов и родителей, дают возможность не только установить партнерские отношения с семьями воспитанников, но и объединить усилия детского сада и родителей для развития и воспитания детей; активизировать и обогатить воспитательные умения взрослых и оказать им психолого-педагогическую поддержку, убедить их в собственных педагогических возможностях; создать атмосферу общности интересов между субъектами образовательных отношений, способствовать эмоциональной взаимоподдержке и взаимопроникновению в проблемы друг друга, а так же содействовать развитию культуры отношений между детьми и взрослыми. На наш взгляд, создание в дошкольном учреждении детско-взрослого сообщества является важнейшим условием для повышения качества дошкольного образования.

Литература:

  1. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн.: Университетское, 1997. – 385с
  2. Задворная М. С. Создание детско-взрослого сообщества как условие реализации педагогического проекта в дошкольном образовательном учреждении // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 1. — С. 69–72. 
  3. Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития // Детство: Педагогический альманах. — 1998. — № 1. — С. 13–22. 
  4. Лопсонова З. Б. Модель развития детско-взрослого сообщества // Вестник СВФУ. — 2014. — Том 11. № 2. — С. 129–135.
    10. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь.:Белый ветер, 2004. – 608с.
  5. Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослых с детьми в игре[Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова// Дошкольное воспитание. – 1993. – №4. – С.18-23.
  6. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0-7 лет) [Текст]/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»

   Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Условия, способствующие повышению качества дошкольного образования

В презентации подробно рассмотрены пять основных условий повышения качества дошкольного образования...

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Статья о создании в ДОУ условий  обеспечения  диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения для воспитанников с особыми образовательными потребност...

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».

Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образовани...