проект "Моя малая родина"
проект (старшая группа)

Богданова Екатерина Владимировна

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, стране, особенностях русских традиций. Также детям присуще равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

          Проект будет полезен в работе воспитателям  с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx196.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                                  Детский сад№4 «Колосок»

ПРОЕКТ

                                       «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

Актуальность и обоснованность

 проекта «С чего начинается Родина»

Любовь к родному краю, родной культуре,

                                                                    родной речи начинается с малого-

                                                                             любви к своей семье, к своему жилищу,

                                                                        к своему детскому саду. Постепенно

                                                                     расширяясь, эта любовь переходит

                                                       в любовь к родной  стране,

                                                                             к ее истории, прошлому и  настоящему,

                                                 ко всему человечеству.

 Д. С. Лихачев

        

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

          В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

          Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

           Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

           Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

          Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, с родным поселком, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта:

        Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний    о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном поселке, о своей стране. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений в совместной творческой деятельности.

Задачи:

- Систематизировать у детей представления о семье, доме, детском саде, посёлке, в котором они живут, о стране.

- Освоение системы знаний, навыков и умений, обеспечивающих становление ребёнка как субъекта разнообразных видов деятельности.

- Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, развитие любознательности и расширение познавательной активности.

- Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

- Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями  народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.

Предполагаемый результат:

1.  Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой поселок», «Моя страна Россия».

2. Дети будут обладать   ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

октябрь  

2 этап

Реализация проекта согласно плану мероприятий (дорожной карты) с   детьми и родителями.

октябрь-ноябрь

3 этап

Анализ деятельности по реализации проекта

 ноябрь

4 этап

Презентация результатов деятельности

декабрь

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

-образовательная д-ть,

-совместная д-ть детей с педагогами,

-чтение худ.лит-ры,

-беседы, ситуативный разговор,

-слушание муз.произведений,

-игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные)

-презентация «Достопримечательности моего посёлка»,

-виртуальная экскурсии в музей школы №2,в библиотеку

Формы взаимодействия с родителями:

  • Консультации по проблемам патриотического воспитания детей («Воспитываем маленького гражданина», «Маленькие патриоты»),
  • Совместное творчество детей и родителей («Книжки –малышки о детском саде», рисунки «Моя семья», видеоролики «Что такое детский сад?»)

Формы  реализации проекта

  1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Конструирование и моделирование «Мой дом»

Речевое развитие

  • Составление рассказов на тему: «Моя семья»
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Моя семья», «Портрет моей мамы»

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально - коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"  
  • Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  • Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
  • Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями: «Моя семья»

  1. «Мой детский сад – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Экскурсия по детскому саду

Речевое развитие

  • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? »
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Каравай»
  • Подвижная игра «Дружба»

Социально - коммуникативное развитие

  • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
  • Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

книжка- малышка «Мой любимый детский сад»

  1. «Моя улица – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада  
  • Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»

Речевое развитие

  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Конструирование «Дома на нашей улице»

Физическое развитие

  • Малоподвижная игра «Колечко»
  • П/И «Автобусы»

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Почта»
  • Д/И «Улица, на которой я живу»
  • Д/И «Перекрёсток» использование макета
  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

Взаимодействие с родителями

  • Создание  фото-книги «Достопримечательности нашего поселка»

  1. «Мой поселок – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Презентация «Наш поселок»
  • Виртуальная экскурсия «Музей»
  • Экскурсия в музей ЧСОШ №2 им В.Д. Солонченко

Речевое развитие

  • Заучивание стихотворения И. Суриков «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (отрывок)
  • Беседа «Улицы нашего посёлка»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Мой поселок»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Карусель»
  • П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»

Социально - коммуникативное развитие

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
  • Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»

Взаимодействие с родителями

  Организация родителей в сотавлении фото-галереи «Достопримечательности моего посёлка»

  1. «Моя страна Россия – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Рассказ воспитателя «Государственные символы России»
  • Презентация «Символы России»
  • Рассматривание альбома «Народы России»
  • Презентация «Русский народный костюм»
  • Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
  • Итоговое занятие «С чего начинается Родина»

Речевое развитие

  • Чтение о Москве
  • Ситуативный разговор «Символы России»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Рисунок солдату»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен,

 «С чего начинается Родина» (С. Михалков), «Родина-краса» (муз.Смирновой), «Пусть всегда будет солнце» (муз.А. Островского), «Что зовём мы Родиной?» (муз.Т. Бокач)

  • Аппликация, поделки: «Символы России», «День народного единства»

Физическое развитие

  • Русские народные игры:  «Гуси лебеди»,  «Карусель»,  «Колпачок»,   «У медведя во бору»,  «Гори, гори ясно»

Социально - коммуникативное развитие

  • Д/И «Народные промыслы»
  • Режиссерская игра «Армия»
  • Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
  • Чтение русских народных  сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

«С чего начинается Родина?»

Вид проекта

По доминирующей деятельности: творческий;

по содержанию: информационно – педагогический;

по времени реализации: среднесрочный (3 месяца).

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном посёлке, стране, особенностях русских традиций. Также у детей присутствует равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического  воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с  детьми дошкольного возраста. Исходя из выше озвученных проблем, педагоги нашего детского сада создали и реализовали проект, который в различных формах систематизирует знания и навыки детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, а также  поможет ненавязчиво повышать уровень педагогической культуры родителей.

Цель проекта

Воспитание нравственно –патриотических чувств  детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой ребёнок живёт, родном посёлке, о своей стране. Способствовать гармонизации детско–взрослых отношений в совместной творческой деятельности.

Задачи проекта

Для детей:

1.        Принять активное участие в разработке дорожной карты проекта (беседа о семье, её традициях).

2.        Оказывать посильную помощь взрослым в оформлении книжек-малышек «Мой детский сад» (найти информацию: загадки, стихи, картинки о детском саде; оформить творческую работу аппликацией или рисунками).

3. Принять активное участие в виртуальной экскурсии «Моя малая родина» (формулирование ответов по содержанию виртуальной экскурсии).

4. В самостоятельной творческой деятельности проявлять активность, самостоятельность (рисунки «Моя семья», ролевые игры «К нам гости пришли» и др).

Для родителей:

1.        Принять активное участие в разработке дорожной карты проекта (согласование творческих заданий).

2.        Развивать родительские компетенции в вопросах воспитания и обучения детей по патриотическому воспитанию в семье.

3.        Принимать участие в совместной творческой деятельности с детьми при создании книжек-малышек.

Для педагогов:

В работе с детьми:

1.        Создавать условия для развития самостоятельности, инициативы, познавательной активности, творческих способностей и познавательных процессов детей, мелкой моторики, художественного вкуса.

2.        Поддержка детской инициативы и самостоятельности в играх (дидактических, ролевых, подвижных).

3. Организовать детей в разработке дорожной карты проекта.

4. Организовать виртуальное путешествие (экскурсия) по достопримечательностям родного посёлка.

 В работе с родителями:

1.        Способствовать  повышению педагогической культуры родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

2.        Организовать совместную  деятельность взрослых и детей.

3. Организовать родителей воспитанников в разработке дорожной карты проекта.

3.        Презентовать результат реализации проекта (оформление патриотического стенда «Моя малая родина»).

Проблемный вопрос

Что нужно сделать, чтобы упорядочить, систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию?

Продукт проекта

Стенд «Моя малая родина»

Сроки реализации

Октябрь-декабрь 2023г

Подготовительный этап:

дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально –техническое и дидактическое обеспечение проекта

риски

результаты

Октябрь

С родителями:

Семинар «Воспитываем гражданина»

Проектор, компьютер, «ромашка»

  1. Не все родители заинтересуются идеей реализации данного проекта в ДОУ.
  2. Дефицит свободного времени у родителей

не позволит им принимать активное участие в работе по реализации   проекта в ДОУ.

Будет выявлена информация о степени компетентности родителей   о проблемах  в вопросах воспитания, обучения и развития дошкольников по патриотическому воспитанию.

С детьми:

Беседа «Как появился наш посёлок?»

Ситуативный разговор «Хотели бы вы стать настоящими исследователями? (традиции семьи, история создания посёлка, ознакомление с его достопримечательностями)»

Рассказ воспитателя «Легенда о Чёрном Быке»

Виртуальная экскурсия в музей ЧСОШ №2.

Презентация «Досто-

примеча-

тельности нашего посёлка», фильм «Виртуальная

экскурсия в музей», ноутбук, проектор, колонки

Не все дети заинтересуются узнать больше о своём посёлке, традициях семьи.

Будет получена информация о заинтересованности детей темой проекта, об уровне их знаний и представлений о том, как появился родной посёлок, о людях, его прославивших.

У детей будут развиваться и расширяться

познавательный интерес и познавательные процессы, повысится активность.

С педагогами:

.Анализ психолого–педагогической и методической литературы по теме проекта.

2.Разработка паспорта проекта.

Ноутбук, проектор, колонки

Не все педагоги заинтересуются разработкой и реализацией проекта.

Будет организована творческая команда педагогов, которая реализует идеи и задачи проекта в образовательной деятельности и оформит центр патриотического воспитания «Моя малая родина»

Дорожная карта основного этапа проекта:

дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

Октябрь

1 половина дня.

Совместная  деятельность педагогов и детей

Конструирование «Мой дом»

Дети,  педагоги

Будет организована совместная деятельность взрослых и детей.  У детей будут развиваться познавательная активность, мелкая моторика, художественный вкус, познавательные процессы.

Дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в деятельности. И педагоги, и дети получат эмоциональный положительный отклик на совместную деятельность.

2 половина дня. Совместная  деятельность педагогов и детей

Ситуативный разговор «Символы России»

Беседа «Улицы нашего посёлка»

Дети,  педагоги

 

Дети  получат новую и интересную информацию  о «негосударственных символах» России, узнают об улицах имени героев ВОВ.

2 половина дня

Кружковая работа «Очумелые ручки» (создание берёзки)

Дети,  педагоги

Будет организована совместная деятельность педагога с детьми, Все участники получат удовлетворение от совместной творческой работы. Дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в деятельности.

Ноябрь

2 половина дня.

Совместная деятельность взрослых и детей

Тема: «Моя семья» (рисование)

Тема: «Книжка-малышка «Мой детский сад» 

Составление рассказов на тему: «Моя семья»

Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»

Дети, родители, педагоги

Будет организована совместная деятельность взрослых и детей, все получат удовольствие от совместного творчества, будет достигнута гармонизация в детско-родительских отношениях.

Дети и родители получат возможность еще раз пережить приятные воспоминания о проведенном вместе мероприятии. Будут созданы творческие работы детей и их родителей.

 2 половина дня.

Совместная деятельность взрослых и детей

Тема: «Акция: Посылка солдату»

Конкурс рисунков «Мой посёлок»

Всероссийский конкурс «День народного

Единства »

Родители, дети, педагоги

Все участники получат удовольствие от процесса и результата совместной творческой деятельности, от общения друг с другом.  Творческие работы и результаты акции, конкурсов будут продемонстрированы родителям дошкольников в фойе детского сада и на сайте ДОУ. У детей будут развиваться познавательная активность, мелкая моторика, художественный вкус, познавательные процессы.

Дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в деятельности. Родители получат возможность получить квалифицированную помощь специалистов по проблемам, связанным с развитием, обучением, воспитанием их детей в патриотическом направлении.

2 половина дня.

Совместная деятельность взрослых и детей

Создание видеороликов «Мой детский сад»

Родители, педагоги, дети.

Дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в деятельности. Родители получат возможность пообщаться с детьми, узнать их мнение о детском саде, отношении к друзьям. Педагоги реализуют идею совместного мероприятия с родителями в нетрадиционной форме.

1 половина дня.

Совместная деятельность взрослых и детей

Экскурсия в музей.

Родители, педагоги, дети.

Дети активизируют  словарь по теме, расширят познавательный интерес, разовьют коммуникативные навыки. Все участники проекта повысят культурный уровень.

Ноябрь

2 половина дня.

Совместная деятельность взрослых и детей

Тема: «Моя страна» (д/игры, настольные, ролевые, подвижные).

Дети, родители, педагоги

Все участники проекта повысят культурный уровень. Дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в деятельности. У детей разовьются познавательные процессы, расширится познавательный интерес.

Ноябрь

2 половина дня.

Совместная деятельность взрослых и детей

Тема: «Центр по патриотическому воспитанию «Моя малая родина»

Дети, родители, педагоги

Все участники получат удовольствие от процесса и результата совместной творческой деятельности, от общения друг с другом.   Продукт проекта будет продемонстрирован родителям и гостям детского сада  в фойе детского сада и на сайте ДОУ. У детей будут развиваться познавательная активность, мелкая моторика, художественный вкус, познавательные процессы.

Дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в деятельности. Родители, дети получат возможность повысить свой культурный уровень, уточнят и расширят знания о достопримечательностях родного посёлка.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения постановленных целей

Обобщение педагогического опыта

Декабрь

Презентация проекта.

Выступление на педагогическом совете по результатам реализации проекта

Трансляция опыта работы по теме  проекта на заседании районного методического совета.

Круглый стол с родителями о ходе реализации проекта.

Публикация на сайте ДОУ.

Проектом были охвачены все дети, посещающие группу, все родители (законные представители)  воспитанников.

Разнообразие форм  реализации проекта позволили заинтересовать родителей в участии в творческих заданиях. И дети, и взрослые получали удовольствие от общения и совместного творчества.

Все цели достигнуты,  задачи, поставленные  при разработке проекта,  были выполнены.

Оформлен центр патриотического воспитания «Моя малая родина».

Презентация проекта  на сайте ДОУ.

Выступление на педагогическом совете по результатам реализации проекта, на районном методическом объединении.

 Литература

  1. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  2. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  3. Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
  4. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  5.  Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
  6. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  7. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»

Интернет-ресурс

  1. http://zanimatika.narod.ru                 Знаем и любим Россию
  2. http://www.portal-slovo.ru/              Образовательный портал «Слово»
  3. http://archives.ru                               Портал «Архив»
  4. http:// 1september.ru                         Образовательный портал  «Первое сентября»

5.  http://www.sisp.nkras.ru/         Электронный научный  журнал «Современные исследования социальных проблем»

           

Приложение  

Семинар

«Воспитываем гражданина»

Цель:

  • привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,
  • раскрыть сущность и значение работы родителей  по патриотическому воспитанию детей.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

2. Изготовление памяток на тему собрания.

3. Фотовыставка "Мой родной посёлок".

4. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Ход семинара.

1. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели   знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

2. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой посёлок?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

1). Назовите дату образования посёлка?(1834 год)

2). Кем основан посёлок? (Инженер Гарин-Михайловский)

3). Что  обозначает название нашего посёлка? (легенда о Черном быке)

4).Перечислите почетных жителей посёлка? (купцы, воины гражданской войны, воины-герои ВОВ, герои СВО)

5). Какие улицы посёлка названы в честь участников ВОВ? ( В.Д. Солонченко,  Василий Михайлович Шерстнев)

3. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
  • Дома стены помогают.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всякая сосна своему бору шумит.

4. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

5. Подведение итогов. Разное.

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  1. Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции
  2. Знание истории своей страны
  3. Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины
  4. Любовь к семье, обществу, своей стране
  1. Нужно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  1. Да
  2. Нет
  1. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  1. Родители
  2. Педагоги
  3. Родитель и педагоги
  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  1. Да
  2. Нет

5.    Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

  1. Да
  2. Нет

6.    Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

7.  Как вы считаете, на каком уровне ведется работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?

  1. Высоком
  2. Среднем
  3. Низком

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: познакомить обучающихся с предметами быта, оформлением русской крестьянской (деревенской) избы.   

Задачи:

– формирование представлений о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека через изучение художественного творчества и способов художественного оформления быта;

– развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

– воспитание любви и интереса к родной культуре, ее истории, традициям.

Форма занятия: виртуальная экскурсия

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе» (экскурсия  в музей)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

СЛАЙД 1

I.Организационный момент:

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

СЛАЙД 2

II. Сообщение темы, цели и задач:

–Ребята сегодня мы отправляемся в волшебное, увлекательное путешествие в мир исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, чтобы попасть в этот удивительный мир нам предстоит выполнять различные задания, помогать друг другу.

Мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. «Двор, что город, изба – что терем», так говорили наши предки.

Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот крестьянский дом!

Какая у избы душа!
Когда она едва родилась, 
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки, 
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.

III. Актуализация знаний:

–Для того чтобы научиться понимать и ценить культуру и жизнь народа  мы изучаем крестьянский быт ... Все эти знания пригодятся нам сегодня!

IV.Введение нового материала:

СЛАЙД 3

1 экскурсовод: А, как известно, в каждом доме есть хозяйка! …

2 экскурсовод(Хозяйка): Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

 Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.

СЛАЙД  4

1экскурсовод. Несмотря на то, что изба чаще всего состояла из одной комнаты-горницы или светлицы, она условно делилась на несколько зон.

СЛАЙД 5 И первая остановка Красный угол:

Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь» или «Помогай бог»

2 экскурсовод (Хозяйка):

Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем, 
Как в русском повелось народе, 
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол, 
Почётный праздничный, для тех, 
Кто честь имеет быть нам другом , 
С кем делим горе и успех!

1 экскурсовод. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.

2 экскурсовод (Хозяйка): Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.

«Ни хвоста, ни головы, 
А четыре ноги».

– Что это?

Дети: Стол.

1 экскурсовод: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…

СЛАЙД 6 Печной (КУХОННЫЙ, КУТНЫЙ) УГОЛ.

2 экскурсовод (Хозяйка):  «Догадливый крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица.

Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет души.

В печном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.

СЛАЙД 7 Домашняя утварь

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, которая передавалась, накапливалась годами. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

2 экскурсовод (Хозяйка): 

Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки  мотала, 
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!

1 экскурсовод Прялка – орудие для ручного прядения.

Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

2 экскурсовод (Хозяйка): 

Посуда наша 
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!

1 экскурсовод В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны.

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи ее бережливости, уважения к семейным традициям.

СЛАЙД 8 Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

ФИЗМИНУТКА «Самовар»

Крутобокий  самовар,

 Ты кипишь, пуская пар.(руки на поясе, повороты вправо-влево)

 Руки в боки, ноги в стол

 И пошёл, пошёл, пошёл…(ходьба на месте)

 Вот варенье, вот ватрушки,

 Вот вам пряники и сушки…(руки в стороны, повороты корпуса влево-вправо)

 Изо всех, сколь было, сил

 Всех он чаем напоил.(приседание)

 Запыхался от ходьбы –

 Наливай ещё воды.(махи руками вверх-вниз)

СЛАЙД 9

V. Обобщение и закрепление.

2 экскурсовод (Хозяйка): Новый дом-как чистый лист,

Сколько места- оглядись!

Эй, ребята, не зевай,

В доме утварь расставляй!

-Итак, предлагаем вам принять участие в викторине!

1 экскурсовод

1.        Под шляпой - ножки.

На шляпе - ложки. (стол)

2.        Ни хвоста, ни головы

А четыре ноги. (Стул)

3.Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

4.Маленький черпачок,

Красненький колпачок,

Три раза в день берётся

И опять на место кладётся. (Ложка)

5.        Шуба в избе,

Рукав на улице. ( Печь)

6. Дедка коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил,

А разбился –

Под плетнём очутился (Горшок)

7.Рогат, да не бык,

Хватает да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

8.        Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка)

9.   Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается. 
 (окно)

–Молодцы, хорошо потрудились, все загадки отгадали!

VII.Подведение итогов.

СЛАЙД 11

1 экскурсовод:–Ребята, наша экскурсия подошла к завершению!

2 экскурсовод (Хозяйка):Вот и кончен наш рассказ,
Презентации показ
Про удалых мастеров
Украшения домов.
Про огромный мир большой …
Что узнали мы с тобой?

Свободные высказывания детей.

VIII.Рефлексия.

1 экскурсовод А сейчас мы предлагаем вам украсить ставни окошка для нашей избы, если вам понравилось наше занятие, то выберите украшение красного цвета, а если нет, то белого (элементы аппликации на двухстороннем скотче на доске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...