Дидактическая игра «Куклы народов Поволжья» (старший дошкольный возраст)
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений у детей о национальных костюмах, народных играх и музыки народов Поволжья

Задачи:

Воспитательная: воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности

Развивающая: развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре родного края, к национальной одежде и играм народов Поволжья

Образовательная: обобщение и расширение знаний детей о красоте музыки, национальных костюмах и народных играх народов Поволжья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra_kukly_narodov_povolzhya.docx154.24 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

Дидактическая игра

«Куклы народов Поволжья»

(старший дошкольный возраст)

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

Дидактическая игра «Куклы народов Поволжья»

Автор: Нуриева Алсу Каусаровна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 32» Нижнекамского муниципального района РТ

Цель: Формирование представлений у детей о национальных костюмах, народных играх и музыки народов Поволжья

Задачи:

Воспитательная: воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности

Развивающая: развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре родного края, к национальной одежде и играм народов Поволжья

Образовательная: обобщение и расширение знаний детей о красоте музыки, национальных костюмах и народных играх народов Поволжья

Игровой материал:C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

  • Барабан;
  • Силуэты кукол;
  • Национальная одежда народов Поволжья,

выполненная из фетра;

  • Атрибуты к народным играм;
  • Народная татарская, русская, башкирская, чувашская, удмуртская музыка

                              1 вариант

Игровая задача:

По национальной одежде, орнаменту определить национальность кукол (русская, татарка, башкирка, чувашка, удмуртка) и сыграть в народную игру этой нации.

Игровые действия:

Дети крутят барабан и называют куклу той национальности, на которой остановилась красная стрелка. Рассматривают одежду, орнамент. Знакомятся с народной игрой.

Ход игры:

В игре принимают участие от 8 человек и более. Дети внимательно рассматривают кукол в национальных одеждах и повторяют названия национальностей по символу костюмов. Далее крутят барабан и называют куклу той национальности, на которой остановилась стрелка. Знакомятся с народной

                        игрой этой национальности и  

                                     проигрывают её.

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

Татарская народная игра

«Продаём горшки».

Описание игры:

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

•        Эй, дружок, продай горшок!

•        Покупай.

•        Сколько дать тебе рублей?

•        Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяин) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют право задевать других игроков. Водящий начинает       бег в любом направлении. Если он начал бег влево,

   запятнанный должен бежать вправо.

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

Русская народная игра «Плетень».

Описание игры:

Дети берутся за руки (крест-накрест) и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Правила игры:

После окончания музыки каждый ребёнок должен встать и взяться за руки крест-накрест в той шеренге, где он был. Выигрывает та шеренга, которая быстро и безошибочно «заплела плетень».

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

.

Башкирская народная игра «Юрта» «Тирмә»

Описание игры:

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы весёлые ребята

Соберёмся все в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята медленно перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

Правила игры:

С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать круг. Выигрывает группа детей, первой построившей юрту.

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

Удмуртская народная игра «Поймай коня за хвост» «Валэзбыжтиз кут»

Описание игры:

Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок считается «головой коня», последний – его «хвостом». По сигналу воспитателя, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребёнка – «хвост». Если поймает, по счёту выбирается другие «голова» и «хвост».

Правила игры:

Дети должны крепко держаться друг за друга.

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

Чувашская народная игра «Иголка, нитка, узелок»

Описание игры:

Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка, третий узелок. Все трое на некотором расстоянии друг от друга. По команде иголка начинает бежать то в круг, то из круга, куда хочет. Нитка и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. По команде остальные игроки закрывают ворота. Иголка, нитка и узелок должны остаться в круге или за кругом, не разорвавшись.

Правила игры:

Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок, поднимая руки.

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

2 вариант

Игровая задача:

По звучанию народной музыки правильно определить национальность и  нарядить силуэт куклы в её  национальную одежду.

Игровые действия:

Дети внимательно слушают народную музыку, определяют, к какой национальности она принадлежит. Наряжают силуэт куклы в её национальную одежду.

Ход игры:

Дети делятся на 2 команды. Поочерёдно включается музыка народов Поволжья (татарская, русская, башкирская, чувашская, удмуртская) для обеих команд. Дети внимательно слушают народную музыку, определяют, к какой национальности она принадлежит. Наряжают силуэт куклы в её национальную одежду. Выигрывает та команда, которая правильно определила национальность и нарядила куклу.

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

3 вариант

«Хоровод дружбы»

Дети встают в хоровод, каждый берёт по одной кукле и идут простым хороводным шагом, напевая мелодию с такими словами:

1.В хороводе мы идём,

Пляску вместе заведём.

Вот станцуем мы сейчас

Русский танец просто класс!

Звучит русский танец, ребёнок, у которого кукла с русской национальностью, выходит вперёд и исполняет знакомые движения русского перепляса.

Игра продолжается.

2.В хороводе мы идём,

Пляску вместе заведём.

Вот станцуем мы сейчас

Татарский танец просто класс!

3.В хороводе мы идём,

Пляску вместе заведём.

Вот станцуем мы сейчас

Башкирский танец просто класс!

C:\Users\user\Desktop\ramki-105.jpg

4.В хороводе мы идём,

Пляску вместе заведём.

Вот станцуем мы сейчас

Чувашский танец просто класс!

4.В хороводе мы идём,

Пляску вместе заведём.

Вот станцуем мы сейчас

Чувашский танец просто класс!

5.В хороводе мы идём,

Пляску вместе заведём.

Вот станцуем мы сейчас

Удмуртский танец просто класс!

После каждого куплета дети расширяют круг, солисты исполняют импровизированный национальный танец: татарский, русский, башкирский, чувашский, удмуртский. Хоровод заканчивается общей пляской под музыку «Танцуем дружно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по цветоведению в старшем дошкольном возрасте

Представлен дидактический материал игр с цветом в изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Педагоги наглядно смогут увидеть дидактический материал и применить его в своей ...

Дидактическая игра "Юный гербовед" для старшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотичес...

Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....

Дидактическая игра "Составь букет" для старшего дошкольного возраста (способ изготовления и варианты игровых заданий) .

Игра "Сотавь букет" придумана и изготовлена мною для  решения  задач, направленных на формирование и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного в...

«Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...

Дидактическая игра "Отгадай и нарисуй" (старший дошкольный возраст)

Игра на расширение у детей  представлений об опасных для жизни и здоровья предметах,  о правилах пользования ими....

ДОРОЖНАЯ АЗБУКА Дидактическая игра по ОО «Безопасность» (старший дошкольный возраст)

Учить детей объяснять дорожную ситуацию; соблюдать правила дорожного движения и знать значение каждого сигнала светофора. 2.  Дать представления о знаках дорожного движения (пешеходный перех...