Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы Тема: «Масленица идёт»
план-конспект занятия (младшая группа)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_duhovno-_nravstvennnomu.docx585.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

Возовский  детский  сад «Светлячок» Поныровского района Курской области

Конспект занятия

по духовно-нравственному воспитанию

для детей второй младшей группы

Тема: «Масленица идёт»

i.jpg

Воспитатель: Верёвкина Г.С.

2020 г.

Цель: 

Знакомство детей со старинными обычаями встречи весны.


Задачи: 

Познакомить детей с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями проведения праздника. 


Формировать интерес к народному фольклору, народным подвижным играм.


Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение правильно держать карандаш, аккуратно, не выходя за контур раскрашивать картинку.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание применять их в жизни.

Материал:

 Иллюстрации о празднике Масленица, игрушка «Солнышко», блины из соленого теста на каждого ребенка, цветная гуашь, кисть, вода.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости и давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши…

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

II. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
Воспитатель: - Правильно, сейчас на дворе зима, но совсем скоро к нам придет весна. Вы заметили как, меняется погода, какое небо, солнце?
(Небо голубое, чистое, солнце светит ярко, от солнышка тепло). 
Воспитатель: - Чтобы солнышко ярче светило, пригревало землю в давние времена, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как вы, люди пели для солнышка песенки - за клички. Послушайте одну из них.

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!


(Дети повторяют закличу со взрослым и два индивидуальных повтора).
Воспитатель: - Ребята, в старину на Руси люди отмечали самый веселый праздник - Масленица. Он длился целую неделю . Первыми праздновать начинали дети. Они делали из соломы большое чучело Масленицы, наряжали его и возили на санках по деревне. А в воскресенье чучело Масленицы сжигали. Так люди провожали зиму и встречали весну.

(Помещаю иллюстрации).

Воспитатель: - Люди собирались на площади, пели песни, водили хороводы, устраивали веселые представления. И взрослые, и дети катались с горы на санках, лыжах, веселились, шутили, ездили по деревне на лошадях (Помещаю иллюстрации)  и играли в народные игры.

Игра "Карусель" (музыка)

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»


Воспитатель:
- А еще во время празднования Масленицы хозяйки всю неделю пекли блины и угощали ими всех родных и гостей, которые приходили к ним в дом.
(Помещаю иллюстрацию). 

Воспитатель: - Ребята, а на что похож блин? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно, блин похож на солнце, он такой же круглый, желтый и теплый, как солнце. Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Гори, Солнце, ярче!»


Игра «Гори, Солнце, ярче!»
В центре круга - ребенок -"Солнце" (На голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца).  Дети хором произносят:


Гори, солнце, ярче -
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.


Дети идут, взявшись за руки вокруг "Солнца". На третью строчку подходят ближе к "Солнцу", сужая круг, на четвертую - отходят, расширяя круг. Водящий ребенок произносит "Горю!" и догоняет детей. Игра проводится 1-2 раза.


Воспитатель: - Молодцы, ребята. А теперь предлагаю вам отдохнуть и послушать какие блины пекли хозяйки в старину. Ведь самое главное в Масленице это - блины! Без них нет и Масленицы.

ГОЛОС:

 Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.

В первый день пекли – блин ища, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки.

 Во второй пекли - блины, его называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

В третий пекли - блицы, его называли "лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

В четвертый пекли - блинчики, его называют «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.

В пятый пекли - блинки, его называют «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

В шестой пекли – блин очки, его называют «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки.

В седьмой пекли - царские блины, его называют «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Ребята, а еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.

Воспитатель: - Ребята, давайте сейчас поиграем в игру?

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно. Подсказывайте старательно:


На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

Воспитатель: - А сейчас давайте  мы с вами  испечем блины? Но перед работай нам нужно провести гимнастику для пальцев.

Месим, месим, месим тесто

Разливайся блинок

Разливайся большой,

Оставайся такой

Да не подгорай! П-ш-ш-ш

Мы печём, печём блины

Для гостей и детворы!

(Дети  лепят из соленого теста блины и раскрашивают их гуашью. Работы помещаются на выставке работ).

III. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, пока наши работы высыхают давайте подведем итог занятия?

-О каком празднике сегодня говорили?

-Сколько длится праздник?

-Какое главное угощение на Масленицу?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_1c871f4a518cef38deb33888522cf6d9.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_fcc2d1dd3ca5ad4e2950a6f91c896ca3.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_33a2a042297ad60be8dfcd530221e85a.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_f6895a0076e8834a3736010383527bae.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_c44464b0608617bed845c75aef333780.png.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы "Вместе весело играть"

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы....

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы тема: "Посадка лука"

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы тема: "Посадка лука"Образовательная область - познавательное развитие...

Конспект НОД похудожественно-эстетическому воспитанию с детьми второй младшей группы. Тема: "Машенька и Медведь в гостях у ребят"

laquo;Машенька и медведь в гостях у ребят»Музыкальный руководитель – Мошкина Е.В.ЦЕЛЬ : Развивать воображение у детей . Задачи:  Воспитывать у детей эмоциональную отзывчив...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы «Вместе весело играть».

Конспект занятияпо сенсорному воспитанию для детейвторой младшей группы«Вместе весело играть»....