Экологический проект 4 недели октября "Почему улетают птицы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

 Колесникова Светлана Владимировна

Экологический проект

«Почему улетают птицы?»

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: расширить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни, среде обитания и поведении, закрепить представления детей о перелетных птицах нашей республики.  

Задачи:

- Закреплять новые знания через наблюдение и умение, формировать собственный вывод, зрительное внимание, память, восприятие, мышление, расширение и обогащение знаний детей о перелетных птицах;

- Научить выделять и называть   характерные особенности перелетных птиц: оперение, размер, голос;

- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

- Знакомить с художественными произведениями, связанными с перелетными птицами;

- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей;

- Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;

- Развивать творческие способности: учить детей рисовать, лепить, конструировать птиц, используя различный материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 3 неделю октября

Планирование воспитательно-образовательной работы  

Тема недели: «Перелетные птицы»

 программное содержание:  Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Закреплять представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Сформировать представление о том, что отлет птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются, замерзанием водоемов.

Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.  Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

понедельник

Ознакомление с миром природы

Старшая группа «Перелетные птицы» О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеева «Формирование целостной картины мира» с.24

Цель: Закрепить в памяти детей названия перелетных птиц; помочь им уяснить строение птиц, их внешние признаки. Уточнить понятия перелетные и водоплавающие птицы.

Подготовительная группа «Перелетные птицы» О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеева «Формирование целостной картины мира» с.40, Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д\с» с.86. Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о перелетных птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет и добывание корма).

Лепка

Старшая группа И.А. Лыкова с.36 Задачи: Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать о  всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций.

Подготовительная группа И.А. Лыкова с.56 Задачи: совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить оттягивать от всего куска такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы, свободно применять знакомые приемы лепки. Воспитывать интерес  к скульптуре.

Формирование основ безопасности

 Подготовительная/ старшая группа  Н.Н.Авдеева, О.Н.Князева с.54 Тема: «Пожароопасные предметы»

Цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.

вторник

Формирование элементарных математических представлений

Старшая группа   Л.В.Минкевич с.40 Тема «Количественный счет, монеты»

Задачи: Закрепить: количественный счет предметов в пределах первого десятка; знания о монетах; знания о геометрических телах: шар, куб; представление об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей.

Подготовительная группа  Л.В.Минкевич с.39 «Состав числа 5 из двух меньших чисел»

Задачи: 1.Учить: сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе, используя знак «=»; объединять фигуры в множества по трем , четырем признакам; упорядочивать предметы по размеру. 

2.Закреплять: составление числа 5 из двух меньших чисел; умение проводить в тетрадях горизонтальные и вертикальные линии разной длины.

Физическая культура

По плану руководителя

Музыкально-художественная деятельность

По плану руководителя.

среда

Музыкально-художественная деятельность

По плану руководителя

Рисование

Старшая группа  Тема: «Перелётные птицы»

 Цель: закрепить методы передачи пропорций птицы; развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к окружающей природе; закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах. продолжаем развивать мелкую моторики рук; соблюдать последовательное выполнение рисунка; воспитывать любовь к пернатым.

Подготовительная группа Г.С.Швайко с.46 «Утка» Задачи: Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, знакомить со штрихованными рисунками птиц, учить передавать характерные особенности утки.

Родной край

Старшая/ Подготовительная группа  (конспект) Тема: «Перелетные птицы нашего края» -  закрепить представление у детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

-  сформировать у  детей устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и отлетом птиц.

2. Развивающие:

- развивать зрительно-пространственное восприятие на  листе бумаги в клетку.

- развивать  умение  составлять описательный рассказ по опорной схеме.  

- развивать диалогической и связной речи, зрительного восприятия, внимания.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Форма организации: фронтальная.

Предварительная работа:

•  наблюдение за птицами во время прогулки;

•  чтение  стихов,  рассказов  о  птицах  (К.Паустовский  «Растрепанный  воробей»,  В.  Бианки  «Птичья  столовая»).

рассматривание иллюстраций  и предметных картинок с различными видами птиц

Оборудование:  картинки  с    перелетными  птицами,  конверт  с  письмом,  мешочек:  с  ягодами,  зерном,  игрушечной

рыбкой, тетрадь для графического диктанта, карандаш, презентация.

 

четверг

Формирование элементарных математических представлений

Старшая группа Л.В. Минкевич  с.42 Задачи: Дать представление о глубине.Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять основание классификации. Закреплять: количественный счет предметов в пределах первого десятка, знания о монетах.

Подготовительная группа Л.В.Мнкевич с.42 Задачи: 1.Учить: распознавать и преобразовывать геометрические фигуры ; сравнивать группы предметов, чисел на нагладной основе, используя знак «=»; рисовать в тетрадях наклонные линии по диагонали клетки.2.Закреплять: знания о количественных отношениях в натуральном ряде чисел; составление числа 5 из двух меньших чисел.

Физическая культура  (на воздухе)

По плану руководителя

Обучение грамоте

Подготовительная группа Занятие 9.Тема: Звуки к, кь и буква К.

Цель: выделение заданного согласного звука  в конце и в начале слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков; анализ звукового ряда из двух звуков.

пятница

Развитие речи

Старшая группа «Перелетные птицы»

Задачи:

1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений  с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Подготовительная группа «Перелетные птицы»

Программное содержание:

- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;

- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;

- изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);

- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);

- развивать активный и пассивный словарь детей;

- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;

- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Конструктивно-исследовательская деятельность

Коллективная аппликация «Летят перелетные птицы» по мотивам сказки М.Гаршина И.А.Лыкова с.66 Цель: Обогатить содержание изобр.деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам сказок, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Продолжать передавать несложные движения (утки летят).поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

Физическая культура

По плану руководителя.

Итоговое мероприятие

Создание лэпбука по теме. Разучивание стихотворений.

По плану руководителя



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе.

Группа: подготовительная

Тема: Перелетные птицы нашего края.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: уточнение и расширение знаний у детей знаний о перелётных птицах.

Задачи:

1. Образовательные:

-  закрепить представление у детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

-  сформировать у  детей устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и отлетом птиц.

2. Развивающие:

- развивать зрительно-пространственное восприятие на  листе бумаги в клетку.

- развивать  умение  составлять описательный рассказ по опорной схеме.

- развивать диалогической и связной речи, зрительного восприятия, внимания.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Форма организации: фронтальная.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами во время прогулки;
  • чтение стихов, рассказов о птицах (К.Паустовский «Растрепанный воробей», В. Бианки «Птичья столовая»). рассматривание иллюстраций  и предметных картинок с различными видами птиц

Оборудование: картинки с  перелетными птицами, конверт с письмом, мешочек: с ягодами, зерном, игрушечной рыбкой, тетрадь для графического диктанта, карандаш, презентация.

Этапы и его задача.

Речь и деятельность воспитателя

Речь и деятельность детей

Планируемый результат.

Вводный

Организационно-мотивационный

Задача:

Создать

эмоциональный настрой и интерес к предстоящей деятельности

Оборудование:

Письмо.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ,

вопросы.

Приветствие.

Ребята из Африки прислали вам письмо Зачитывает письмо от ребят из Африки. «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают. У нас много птиц. Мы знаем, что на родине Деда Мороза бывает зима, мы думали, что все птицы у вас зимующие. Когда мы узнали, что у вас есть перелетные птицы, мы очень удивились. Расскажите нам, пожалуйста, какие перелетные птицы есть у вас, как они выглядят, как живут, чем питаются. Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания»

Задает детям вопросы:

- Сможем ли мы помочь ребятам и познакомить их с нашими перелетными птицами?

-Как мы сможем помочь?

- Уверена, что мы сможем написать им письмо и рассказать все о том, что знаем о перелетных птицах.

Приветствуют воспитателя, настраиваются на занятие Слушают содержание письма.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Предлагают варианты  выхода из проблемной ситуации.

Готовность к совместной деятельности.

Дети проявляют интерес и желание помочь в написании письма.

Основной

Информационно-аналитический.

Задача:

 -закрепить представление у детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни

 -сформировать у  детей устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и отлетом птиц.

- развивать  умение  составлять описательный рассказ по опорной схеме.

- развивать диалогической и связной речи, зрительного восприятия, внимания.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, презентация,  мешочек: с ягодами, зерном, игрушечной рыбкой.

Методы и приемы:

Беседа

Вопросы

Дидактическая игра

Рассматривание,

рассказывание по картинке

Графический диктант.

Задача:

- развивать зрительно-пространственное восприятие на  листе бумаги в клетку.

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам летящей птицы

Воспитатель делает вид, что пишет письмо.

В начале письма предлагаю  объяснить, каких птиц называют перелетными.

Воспитатель обобщает: «Все поняла, так и запишем. Перелетные птицы - это те птицы, которые на зиму улетают в теплые края»

Чтобы составить дальше письмо, нам надо вспомнить, какие перелетные птицы живут в нашем крае. Для этого предлагаю

поиграть в игру.

 Д/И «Не сорока, не ворона и не чайка»

Воспитатель говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает ребенку картинку с изображением птицы:

грач, ласточка, скворец, гусь, утка…Ребенок должен узнать и назвать птицу. Картинка  выдается ребенку.

Я предлагаю вам  разделиться на 2  команды и составить рассказ-описание  птицы по картинке. А подсказкой будут мои схемы.

(приложение 1) Рассказы детей «записывает» в письмо.

Молодцы!

Можно и немного отдохнуть.

Физкультминутка

Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали.

Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?

Вместе собрались,
Стаей назвались.

Дружно взлетели,
На юг полетели.
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,

Снова взлетели,
Дальше полетели.

Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите!

Но куда же, в какие страны отправляются перелѐтные птицы осенью?

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (После высказываний детей обобщает ответ  и делает вид, что записывает в письмо)

Так и записываем в письме:

«Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат на юг, в тёплые страны, спасаясь от голода и холода,  где нет такой холодной зимы и птицам легко добывать корм»

Чтобы продолжать наше письмо, нам надо вспомнить, чем питаются птицы. Для этого предлагаю поиграть в игру

 «Кто, чем питается?».

Предлагается мешочки: с ягодами, зерном, игрушечной рыбкой. Задача – угадать, что в мешках на ощупь и объяснить питаются ли этим птицы.

 А чем еще питаются птицы?

Воспитатель обобщает: «Мы вспомнили, а я запишу. «Перелетные птицы питаются ягодами, зерном, семенами некоторых трав, насекомыми, червяками, а некоторые птицы питаются рыбами»

Ребята, а как вы думаете, все ли птицы улетают в один день? Кто считает, что все птицы улетают в один день? Давайте проверим наши догадки. Внимание на экран

Слайды 1 - 5. Самыми первыми от нас улетают насекомоядные птицы

(ласточки, стрижи, скворцы, трясогузки), потому что с наступлением холодов все насекомые прячутся и птицам нечего становится есть.

Слайды 6 - 8. Вслед за ними улетают зерноядные птицы (овсянки, чижи).

Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля.

Слайды 9 - 11. И только когда реки и пруды начинают сковываться льдинам, то последними свои насиженные места начинают покидать водоплавающие птицы

( гуси, утки и др).

Итак, я попробую записать в письмо очередность отлета птиц, а вы мне помогайте, продолжайте фразу.

 Первыми от нас улетают….
затем….

Последними в теплые края отправляются…птицы.

Молодцы! Наше письмо почти готово, осталось приложить только наши рисунки птиц, но рисовать мы будем по клеточкам.

Сели прямо, ноги вместе

Под наклон возьмем листочек.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

– Возьмите в руку карандаш и поставьте его на точку, которую я вам поставила заранее. От этой точки начнем рисунок. Слушаем внимательно и выполняем задание.

Ну, вот и готово письмо.

В тихий час я его отправлю.

Дети отвечают на вопрос.

Перелетные птицы - это те птицы, которые на зиму улетают в теплые края»

Отгадывают птиц, слушают рассказ.  

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Играют в игру.

Рассматривают картинку, составляют описательный рассказ

Дети повторяют слова и движения.

Взмахи руками (крыльями).

Пальцы рук к вискам головы, покачивание  головы вправо – влево
Дети встают в круг, взявшись за руки
Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу

Останавливаются, приседают

Встают, бегут по кругу, машут крыльями

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны

Ответы детей.

Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края спешат на юг.

Тёплые страны, спасаясь от голода и холода,  где нет такой холодной зимы и птицам легко добывать корм

Внимательно слушают.

Угадывают на ощупь, что в мешочках

Дети высказывают предположения.

Дети продолжают фразу педагога, тем самым закрепляют полученную информацию

Слушают внимательно, выполняют графический диктант.

Дети демонстрируют готовность к совместной деятельности 

Умеют узнавать и называть объекты окружающей действительности

Могут удерживать внимание, слушая высказывания других детей

Умеют составлять рассказ описание по опорной схеме.

 

Дети эмоционально зарядились.

Знают почему птицы улетают на юг.

Имеют представление, чем питаются птицы.

Дети закрепляют и получают новые знания, какие птицы первыми улетают на юг.

Могут обобщать полученную информацию

Дети овладели умением работать по правилу и выполнять инструкции воспитателя.

Заключительный этап. Рефлексия.

- развивать самостоятельность, способность оценивать результаты своей деятельности;

- развивать способность высказывать свое мнение.

- Как вы думаете, поможет ли наше письмо детям из Африки узнать о перелетных птицах нашего края?

- Почему мы смогли написать письмо?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что бы вы еще хотели узнать о птицах?

Отвечают на вопросы.

Потому что у нас есть знания.

 Могут делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

  1. Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»

Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн.числа

Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы -…
Гуси -…
Утки -…
Грачи -…
Соловьи -…, (лебеди, кукушки, жаворонки)

  1. Д/и «Кто лишний?»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

Курица, петух,  ласточка.
Жук, бабочка,
скворец.

Скворец, соловей, грач,  воробей.

Курица, журавль, лебедь, кукушка.

  1. Д/и «Чья семья?»

- у грача - грачиная семья.

- у скворца … скворчиная.

- у гуся … гусиная.

- у утки … утиная.

- у журавля … журавлиная.

- у лебедя … лебединая.

 

  1. Д/и «Один - много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И.п. и Р.падежах.
Грач — грачи — грачей,         
птица — птицы — птиц, 
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,        
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.

  1. Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»

Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные

Перья журавля (чьи?) – журавлинные.

Перья грача (чьи?) - …

Крылья лебедя (чьи?) - …

Крылья дикой утки (чьи?) - …

  1. /и «Называй и сосчитай»

Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.

Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.

 

  1. Д/и «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) — нет лебедя, утки…

Нет (кого?) — нет лебедей, уток и т.д и т.п.

 

  1. Д/и «Назови одним словом»

Цель: формирование умения образовывать сложные слова

У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).

У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).

У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).

У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).

У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).

У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).

У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).

  1. Д/и «Нелепицы»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.

- Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

- Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

- Дети сделали для аистов скворечники.

- Птенцы высиживают яйца.

- Тело птицы покрыто шерстью.

- Птенцы строят гнёзда.

- Скворец живёт в будке.

  1.  Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в образовании антонимов

- Аист большой, а соловей …,

- Кукушка сидит высоко, а ласточка …,

- Лебедь белый, а грач …,

- У журавля широкие крылья, а у ласточки …,

- У лебедя длинная шея, а у скворца …,

- Жаворонок живет в поле, а цапля …

  1.  Д/и «Расскажи о птице».

Цель: развитие связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Например:

Это ласточка. Она черного  цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

12. Д/И «Исправь ошибку»

А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил нерадивый художник. Посмотрите, каких нелепых птиц он нарисовал. Вы видели таких? (детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник)

13. Д/и «Отгадайте»

Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме

-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач).
- На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля).
- Всё вертится, суетится,
- Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка).
- Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

14. Д/и «Кто какой голос подает»

Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос. 

- Ласточка – щебечет,

- Гусь – гогочет,

- Утка – крякает,

- Кукушка – кукует,

- Журавль – курлычит,

- Соловей – свистит.

15.Д/и «Угадай и назови»

Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).

16. Дидактическое лото

Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.

17. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)/

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

18. Дидактическая игра «Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

У соловья  туловище мелкое, а у цапли. У ласточки  голова маленькая, а у цапли. У ласточки  клюв короткий, а у грача. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

19. Дидактическая игра «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицахразвивать речь детей, обогащать их словарь;

Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, дикие гуси.

«лес» - кукушка, иволга.

«парк» - грачи

«во дворе дома» - скворцы

« сарай» - ласточка.



Предварительный просмотр:

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Программные задачи: 

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!

2. Закрепление знаний о видах птиц

Воспитатель:

Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети:

Перелётные и зимующие.

Воспитатель:

Почему птицы улетают на юг?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель:

Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Дети:

Перелётные – утки, журавли, ласточки.

Воспитатель:

Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети:

Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель:

Вот послушайте стихотворение на эту тему: 

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — 
И не страшна 
Будет им зима. 

Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Воспитатель:

Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети:

Строит и развешивает скворечники.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети:

Из дерева.

Воспитатель:

Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель:

Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний».

3. Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).

Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).

Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).

Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети:

У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает.

Воспитатель:

Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

Дети:

У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель:

Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного?

Дети:

У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель:

А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). 

Опыт: жир отталкивает воду


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Куда улетают птицы?" Старшая группа

Конснект НОД "Познание. ФКЦМ" "Куда улетают птицы" направлен на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о перелетных птицах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание. Формирование целостной картины мира» по теме: «Куда улетают птицы?».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности«Познание. Формирование целостной картины мира» по теме: «Куда улетают птицы?»Возрастная группа: средняя.Цель: расширить пре...

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе для детей с ЗПР по теме "Перелетные птицы"....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Улетают птицы в теплые края»

Задачи:«Познавательное развитие»:1. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., ихразнообразии.2. Формировать умение детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе св...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Куда улетают птицы"

Составитель (ФИО) Евсеева Виктория АлександровнаОбразовательные области: Речевое развитиеВозрастная группа  Подготовительная...