Конспект по не традиционной изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цыбенжапова Димчигма Цыбенжаповна

Конспект по нетрадиционной  изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа.

ПДО: Цыбенжапова Димчигма Цыбенжаповна д\с «Ульгэр»

Группа: Подготовительная

 
Тема: «Бурятский национальный костюм»

 Цель: Расширение представление  детей о элементах бурятского национального костюма и их назначении.

Задачи: Расширить представление о элементах бурятского национального костюма и  их назначении; познакомить детей с  техникой рисования  Эбру  на молоке.  развивать творческую активность, эстетический вкус,  воспитывать бережное отношение к  национальному бурятскому костюму.

 

Материалы: Дэгэл женский и мужской, интерактивный мешок, пищевые красители разного цвета, ватные палочки, ватный диск, молоко, жидкое мыло, тарелочки на каждого по количеству детей, фломастеры, шаблоны дэгэла для раскраски, клеенки, карточки для схемы последовательности одевания.

Словарная работа: дэгэл, орнаменты, узоры, тобшо, бэhэ, малгай. Гутал

Предварительная работа: беседа о национальном костюме, орнаментах, экскурсия в музей.

Ход оод

этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-мотивациооный

О чем сегодня будем говорит, вы узнаете прослушав песню.

Если дети не отгадали, то появляется мешок интерактивный , дети а ощупь угадывают что лежит, достав все содержимое мешочка должны отгадать о чем сегодня мы поговорим

Дети слушают музыку и отвечают на вопрос

 

да , молодцы ребята мы сегодня  с вами поговорим о бурятской национальной одежде. Вот посмотрите перед вами бурятская национальная одежда. Как вы думаете, почему они разные. Это дэгэл какой и для кого? чем они отличаются?   А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?

       Сначала они одевают гутал (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того. Чтобы жизнь была долгой-долгой.

 Правда интересный обычай?

Ребята, а как вы думаете, для чего у гутал носок поднят к верху?

      

        Посмотрите, на дэгэл пришито целых три пуговицы и какие они красивые.

        А что означает верхняя пуговица?

        В. Средние пуговицы? (символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек).

           В. Н и ж н и е  пуговицы? (это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят).

   - Ребята скажите, а для чего нужен пояс?

       Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы. Менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу.

Это что ?

Воспитатель: Ребята, головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.  И еще один важный элемент  носили буряты на поясе, я что- то не могу найти мешочек на поясе.  В давние времена буряты когда пасли животных всегда с собой брали мешочек. А в мешке брали с собой необходимые вещи  . А вот посмотрите, что я нашла за поясом – бумагу.   Посмотрите ребята, что нарисовано на бумаге или это письмо. Не могу читать забыла очки, кто мне прочитает

 

Что в мешке находится?  (Технология ТРИЗ )давайте  посмотрим.  

 Какой интересный набор, что же мы должны делать, как вы думаете? А почему молоко. Наводящими вопросами привожу детей к мысле, нарисовать узор на молоке и раскрасить шаблоны дэгэла. (Если дети не нашли выход)

-Аа ребята я поняла что надо делать. Скажите какой  праздник сейчас  , самый важный праздник  бурятского народа. Сагаалган мы что делаем? Дарим друг другу подарки. Значит мы должны украсить эти шаблоны и подарить друг другу. А почему здесь кефир, потому что мы украсим шаблоны необычным способом, сперва нарисуем на кефире  узоры, а потом перенесём на шаблоны. Ну что начнем ? я сейчас покажу вам  способ рисования на кефире,  и как  можно перенести узор на  шаблон. Пусть каждый из вас придумает свой необычный узор.

 (Самостоятельная работа детей)

После работы детей появляется мешок, дети вытаскивают содержимое , должны догадаться что можно делать.  Пока наши работы сохнут  ,  вспомним алгоритм одевания бурятского костюма , ребята теперь вы знаете последовательность одевания бурятского национального костюма. А почему так одевали?

 

Ответы детей: дэгэлы мужские и женские

Ответы детей

Дети.(чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле)

Дети: (верхние пуговицы приносят прибыль).

Дети: (чтобы было много детишек крепких и здоровых).

 

 

Дети: (чтобы много было скота).

 

 

Дети: (чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за поясом.)

 

 

Дети по плану ищут мешок. Находят. И приносят педагогу.

 

Перечисляем: молоко, краски, ватные палочки и диски, жидкое мыло, фломастеры, шаблоны дэгэла, тарелочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно наблюдают за педагогом и начинают самостоятельно  работать.

 

 

 

 

 

Чтобы жили долго-долго

 

Высхоли наши работы а теперь подарим друг другу. Какие слова мы говорим когда дарим подарки на сагаалган.

  А теперь вы можете  показать остальным детям в группе как можно сделать рисунок на молоке, алгоритм одевания бурятской национальной одежды.    

 

 И дарят свои работы друг другу со словами Сагаалганаар.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по нетрадиционной  изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа.

ПДО: Цыбенжапова Димчигма Цыбенжаповна д\с «Ульгэр»

Группа: Подготовительная

 
Тема: «Бурятский национальный костюм» 

 Цель: Расширение представление  детей о элементах бурятского национального костюма и их назначении.

Задачи: Расширить представление о элементах бурятского национального костюма и  их назначении; познакомить детей с  техникой рисования  Эбру  на молоке.  развивать творческую активность, эстетический вкус,  воспитывать бережное отношение к  национальному бурятскому костюму.

 

Материалы: Дэгэл женский и мужской, интерактивный мешок, пищевые красители разного цвета, ватные палочки, ватный диск, молоко, жидкое мыло, тарелочки на каждого по количеству детей, фломастеры, шаблоны дэгэла для раскраски, клеенки, карточки для схемы последовательности одевания.

Словарная работа: дэгэл, орнаменты, узоры, тобшо, бэhэ, малгай. Гутал

Предварительная работа: беседа о национальном костюме, орнаментах, экскурсия в музей.

Ход оод

этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-мотивациооный

О чем сегодня будем говорит, вы узнаете прослушав песню.

Если дети не отгадали, то появляется мешок интерактивный , дети а ощупь угадывают что лежит, достав все содержимое мешочка должны отгадать о чем сегодня мы поговорим.

Дети слушают музыку и отвечают на вопрос

Да, молодцы ребята мы сегодня  с вами поговорим о бурятской национальной одежде. Вот посмотрите перед вами бурятская национальная одежда. Как вы думаете, почему они разные. Это дэгэл какой и для кого? чем они отличаются?   А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?

       Сначала они одевают гутал (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того. Чтобы жизнь была долгой-долгой.

 Правда интересный обычай?

Ребята, а как вы думаете, для чего у гутал носок поднят к верху?

      

        Посмотрите, на дэгэл пришито целых три пуговицы и какие они красивые.

        А что означает верхняя пуговица?

        В. Средние пуговицы? (символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек).

           В. Н и ж н и е  пуговицы? (это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят).

   - Ребята скажите, а для чего нужен пояс?

       Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы. Менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу.

Это что ?

Воспитатель: Ребята, головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.  И еще один важный элемент  носили буряты на поясе, я что- то не могу найти мешочек на поясе.  В давние времена буряты когда пасли животных всегда с собой брали мешочек. А в мешке брали с собой необходимые вещи  . А вот посмотрите, что я нашла за поясом – бумагу.   Посмотрите ребята, что нарисовано на бумаге или это письмо. Не могу читать забыла очки, кто мне прочитает

 

Что в мешке находится?  (Технология ТРИЗ )давайте  посмотрим.  

 Какой интересный набор, что же мы должны делать, как вы думаете? А почему молоко. Наводящими вопросами привожу детей к мысле, нарисовать узор на молоке и раскрасить шаблоны дэгэла. (Если дети не нашли выход)

-Аа ребята я поняла что надо делать. Скажите какой  праздник сейчас  , самый важный праздник  бурятского народа. Сагаалган мы что делаем? Дарим друг другу подарки. Значит мы должны украсить эти шаблоны и подарить друг другу. А почему здесь кефир, потому что мы украсим шаблоны необычным способом, сперва нарисуем на кефире  узоры, а потом перенесём на шаблоны. Ну что начнем ? я сейчас покажу вам  способ рисования на кефире,  и как  можно перенести узор на  шаблон. Пусть каждый из вас придумает свой необычный узор.

 (Самостоятельная работа детей)

После работы детей появляется мешок, дети вытаскивают содержимое , должны догадаться что можно делать.  Пока наши работы сохнут  ,  вспомним алгоритм одевания бурятского костюма , ребята теперь вы знаете последовательность одевания бурятского национального костюма. А почему так одевали?

 

Ответы детей: дэгэлы мужские и женские

Ответы детей

Дети.(чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле)

Дети: (верхние пуговицы приносят прибыль).

Дети: (чтобы было много детишек крепких и здоровых).

Дети: (чтобы много было скота).

Дети: (чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за поясом.)

Дети по плану ищут мешок. Находят. И приносят педагогу.

Перечисляем: молоко, краски, ватные палочки и диски, жидкое мыло, фломастеры, шаблоны дэгэла, тарелочки.

Дети внимательно наблюдают за педагогом и начинают самостоятельно  работать.

Чтобы жили долго-долго

Высхоли наши работы а теперь подарим друг другу. Какие слова мы говорим когда дарим подарки на сагаалган.

  А теперь вы можете  показать остальным детям в группе как можно сделать рисунок на молоке, алгоритм одевания бурятской национальной одежды.    

 

 И дарят свои работы друг другу со словами Сагаалганаар.

 

 

 

 

          

    

https://cs2.livemaster.ru/storage/51/1f/c7a8472bcc12254cdc67555569rj--odezhda-buryatskij-natsionalnyj-kostyum-dlya-malchika-na-vozr.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=523bc72aa25af16f4fe158c92f897049b9a3acb0-11402455-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=22f92ffee54ab43422fdc092642a28f270fd133a-10811839-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fc53e66bc3b70e8a52a0f60b91c8f3f98a41b959-9841374-images-thumbs&n=13

Мешок находится в коридоре детского сада   в сундуке.

 

https://cs2.livemaster.ru/storage/51/1f/c7a8472bcc12254cdc67555569rj--odezhda-buryatskij-natsionalnyj-kostyum-dlya-malchika-na-vozr.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=22f92ffee54ab43422fdc092642a28f270fd133a-10811839-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=523bc72aa25af16f4fe158c92f897049b9a3acb0-11402455-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fc53e66bc3b70e8a52a0f60b91c8f3f98a41b959-9841374-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fc53e66bc3b70e8a52a0f60b91c8f3f98a41b959-9841374-images-thumbs&n=13https://cs2.livemaster.ru/storage/51/1f/c7a8472bcc12254cdc67555569rj--odezhda-buryatskij-natsionalnyj-kostyum-dlya-malchika-na-vozr.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=22f92ffee54ab43422fdc092642a28f270fd133a-10811839-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=523bc72aa25af16f4fe158c92f897049b9a3acb0-11402455-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.

данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...

Конспект занятия «Знакомство с древней культурой бурятского народа»

Данный конспект поможет вам познакомить детей с древней культурой и обычаями бурятского народа....

«Аккультурация – приобщение детей к культуре татарского народа».

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе  то положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь...

Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».

Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021  учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...

Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, ра...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ БУРЯТСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА – ТЕСТОПЛАСТИКИ. БУРЯТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛЮДО - БУУЗЫ».

РАЙОННЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА ДОУ». РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...