Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство детей с бытом семейских».
план-конспект занятия (старшая группа)

Гурулева Альбина Васильевна

Конспект НОД "Знакомство детей с бытом семейских"  знакомит детей с  одним из народов Забайкалья - семейскими. На занятии дети узнают каким было убранство избы, какую утварь использовали в хозяйстве. В этом помогают наглядные пособия: макет избы семейских, предметы быта: самовар, ухват, горшок. Занятие позволяет воспитывать у детей уважение к народу семейских, приобщить их культуре, быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_detey_s_bytom_semeyskih_.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  организованной образовательной деятельности по познавательному    

               развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

                             «Знакомство детей с бытом семейских».

                                                  (старшая группа)

Задачи: Познакомить детей с традиционной бытовой культурой семейского народа: избой, домашней утварью, орудиями труда. Развивать связную речь и обогащать словарь новыми словами; закрепить слова: шти,  изба, самовар срубы, ставни, миска, горшок.  Воспитывать интерес к культуре и быту народов Забайкалья (семейских), уважение к традициям семейских.

Предварительная работа: Беседы о семейских, почему они так называются. Рассматривание костюма семейских, домашней утвари. Чтение сказок, пословиц.

Материал: слайды с изображением семейских изб, горшок,  кочерга, ухват,

скатерть, самовар, макет избы.

Ход:

 Сюрпризный момент (входит женщина в семейском сарафане). Здравствуйте дети! Меня зовут  Ирина Вячеславовна, я к вам приехала из семейского села, где проживают люди, которых называют семейские. А вы знаете кого называют семейскими? (Ответы детей)

Сегодня я вам расскажу  как в давние времена жили семейские. В каких домах? Какие вещи их окружали?  Как вы думаете, что такое изба? (Ответы детей).

 Дед и баба из сказок, как и русские семейские жили в избах. Изба это старинное название деревенского дома. Посмотрите на эти картинки и найдите среди них избу. Вопросы к детям: Из чего сделана изба? Что есть у избы? Зачем нужны ставни? (ответы детей).

 Избы также назывались срубами, потому что их рубили топорами. Без этого инструмента никак нельзя. Отгадайте загадку:

Кланяется, кланяется,

Придёт домой растянется? (топор).

    Россия страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили избы, мастерили столы, лавки, полки для посуды и другие нужные для хозяйства предметы. Крестьяне любили порядок, и все в доме знало свое место.

Давайте заглянем внутрь избы.

Детям показывают слайды убранство избы семейских.

«По доске скоблёной белой,

Домотканый половик.

Красный угол с образами,

Золотых окладов блик.

Треск берёзовых поленьев,

В русской каменной печи.

Разместились на полатях

Ребятишки, как грачи.

Давайте немножко отдохнем. Проводится физкультминутка «Строим дом»

Стук-стук молотком, (Имитация молотка)
Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте)
Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы)
Домик строим для людей. (Прыжки на месте)

       Как вы думаете, ребята, без чего в избе было бы холодно и неуютно?  (Ответы детей). Правильно, без печки.  Дом без печки не жилой дом! так говорили в народе. Такие печи называют  русскими на них могли готовить пищу, можно было погреться и даже спать.  В народе печку называли ласково: кормилица, красавица, матушка. Как вы думаете, почему ее так называли? (ответы детей).

В печке пекли хлеб, варили «шти» да кашу, а по праздникам – пироги и куличи делали. А для чего полочка на печи? (ответы детей).

А в какой сказке можно встретить печку? (ответы детей).

Вопросы к детям: а что хранила хозяйка возле печи? (горшки),

Что варили в чугунке? а что в горшках?

А чем можно вытащить горшок из печи? (ухват).

Отгадайте загадку: Рогат да не бык , хватает да не сыт , людям отдает, сам на отдых идет. (ухват).

Железный конь скачет в огонь? (кочерга).

А что ставили на стол, чтобы выпить чая?

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо?  (самовар).

Дети рассматривают отгадки (предметы), макет избы, выясняют для чего использовались эти предметы в быту семейских.

 Ну, а мне пора возвращаться домой, вам понравился мой рассказ о семейских. Что вы нового узнали? (Ответы детей).  До свидания,  до встречи!

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Царство Математики»

Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей: счет в пределах 10, представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, умение ориенти...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здоровье – это богатство!»

Систематизировать представления детей о человеке, здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни.Закрепить представления детей о значимости режима дня, о том какая еда полезна, какая вредна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимовье зверей»

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Познакомить с особенностями диких животных (их детенышей), впадающих в спячку, а также с теми, кто в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое дружба!»

Формировать у детей оценочное отношение к поведению людей и своему собственному используя сказки.Обобщить и расширить представление детей  о понятиях,  как друг, дружба, подбирать определени...