Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по рисованию на тему

Евдокимова Татьяна Владимировна

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolaya_kistochka.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Веселая кисточка»

(развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

«Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его со связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».

Е. А Флерина.

«Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое»

Л.С. Выготский.

« Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…

Другими словами – чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Объяснительная записка.

Человек – это сложный мир, идей, идеалов, замыслов, чувств, страстей, стремлений и надежд. Каждый человек индивидуален, каждый имеет свой характер, свои наклонности, свои способности.

Задача воспитателя, педагога – полное развитие личности каждого ребёнка, умелое её формирование на каждом возрастном этапе жизни.

Изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать своё отношение к изображаемому.

Рисование, лепка, аппликация - очень интересны для детей, увлекательны, но при условии успешного ими овладения. Только в этом случае может быть обеспечено всестороннее развитие ребёнка и исподволь, не искусственно и не под давлением, способствовать подготовке детей к школе.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивают детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) и позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире.

Цели и задачи обучения.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности средствами народного и прикладного и декоративного искусства с учётом их индивидуальных возможностей.

В связи с этим в группе детей старшего дошкольного возраста становится следующие задачи:

1. Для формирования умения передавать в рисунке, лепке свои впечатления от окружающей действительности:

  1. Развивать художественное восприятие жизни;
  2. Уточнять представления об окружающем мире;
  3. Вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
  4. Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

2. Для приобретения изобразительного мастерства:

  1. Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных цветов, разных оттенков и разный тональности; правильные пропорции предметов;
  2. Научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов;
  3. Развивать композиционные умение при изображении групп предметов или сюжета.

3. Для развития технических навыков:

  1. Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
  2. Развивать способность широкие и тонкие линии;
  3. Закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипией и т. д.
  4. Обучать технике рисования «по сырому» и т.д.
  5. Развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  6. Помочь освоить технику рисования разнообразными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, простой карандаш, фломастеры, пластилин и технику лепки – из пластилина, глины и т.д.

4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  1. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
  2. Замечать красивое в окружающем мире и отличать уродливое в окружающем мире;
  3. Знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;
  4. Научить различать жанры живописи;
  5. Знакомить со свойствами художественной выразительности и развивать их;
  6. Развивать художественно – эстетический вкус.

Методы и формы обучения.

Программа рассчитана на два года обучения. Составлена она на основе работы с дошкольниками

Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные виды занятий:

  1. Рисование и лепке с натуры (игрушки);
  2. Рисование, аппликация на заданные темы, по представлению, по памяти;
  3. Показ репродукций картин известных художников с беседами, предметы народно-прикладного искусства.

В качестве учебных пособий на занятиях используется:

  1. Детские работы;
  2. Игрушки;
  3. Открытки, репродукции художественные произведения;
  4. Предметы быта (посуда и т.д.)
  5. Растения (живые цветки, ветки деревьев, фрукты, овощи) и т.д.

В некоторых случаях занятию по изобразительному искусству должны предшествовать прослушивание или проигрывание сказки или литературных произведений на других занятиях и в свободное от занятий время.

Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребёнка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям.

Учебный план.

 

 №

               

                                 

                           Темы занятий

Количество           часов

1год обучения

Количество часов

2год

обучения

  1.

       Знакомство с искусством

        5

         6

  2.

       Занятия на тему

        31

         30

  3.

Индивидуальные занятия                   (1ч. в неделю)

       

         36

       

         36

  4.

Участие в оформлении

выставки

        4

          4

                                                            Всего:

     

        76

       

          76

К концу обучения дети должны уметь:

  1. Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию);
  2. Различать виды изобразительного искусства;
  3. Высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства;
  4. В своей работе использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;
  5. Передавать в рисунке выразительность образцов, использую форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных материалов;
  6. Рисовать по представлению и с натуры;
  7. Располагать изображения на всём листе, на одной линии и на широкой полосе;
  8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
  9. Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта.

Учебно-тематический план

первого года обучения.

  №

         

            Тема занятия

 

   Программное содержание

   1.

 Знакомство с искусством - рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».

Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности; цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

   2-3.

Рисование – «Золотая осень».

Учить детей отражать в свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени; яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад.

   4.

Аппликация: «Машины везут урожай.

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, вызвать желание трудиться, передавать свои впечатления о труде взрослых, уметь составлять несложный сюжет (вырезать и наклеивать машину из частей, дорисовывать карандашами или фломастерами).

   5.

Рисование: «Поздняя осень».

Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать акварельными красками.

  6.

Аппликация: «Осенний ковёр».

Учить детей украшать узором из осенних ягод и листьев ковёр прямоугольной формы, располагать части узора по углам и в середине прямоугольника, в центре составлять в соответствии с формой изделия (вытянутая), особенно подбирать цвет для элементов узора, закреплять приёмы парного вырезывания.

  7.

Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек.

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.

  8-9.

   10.

Рисование: «Роспись дымковских игрушек».

Рисование: «Ткань на юбку дымковской кукле».

Формировать умения составлять узор, используя элементы дымковской росписи. Закреплять полученные ранее приёмы и навыки. Воспитывать эстетические и нравственные чувства. Учить видеть выразительность образов: важность барынь, весёлость водоносок и др.

   11.

Знакомство с искусством – рассматривание филимоновских игрушек.

Познакомить детей с одним из видов народно- прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.

 12-14.

        Рисование: «Роспись филимоновских  игрушек».

Учить составлять узор, используя элементы филимоновской росписи.

   15.

Знакомство детей с тремя основными цветами краски.

Рисование: «Воздушные шары».

Познакомить детей с 3 основными  цветами (красный, жёлтый, синий), объяснить детям, что остальные цвета получаются путём смешивания красок.

   16.

   17.

Знакомство с тёплыми и холодными цветами.

Рисование: «Нарисуй картину холодными цветами».

Рисование: «Нарисуй картину тёплыми цветами».

Познакомить детей с понятием: холодный цвет, тёплый цвет. Учить различать их.

   18.

Смешивание цветов.

Дидактическая игра: «Какой цвет получиться».

Познакомить детей с палитрой экспериментировать на палитре для создания новых, других цветов.

   19.

Рисование: «Кто бывает рыжим».

Продолжать учить детей пользоваться палитрой. Закрепить умение составлять оранжевый цвет (жёлтый + красный = оранжевый). Закрепить знание детей понятия: рыжий – это оранжевый.

 20-21.

Составление оттенков.

Рисование: «Варежки для Снегурочки».

1 вариант (белый + синий = голубой)

2 вариант (синий + вода = голубой)

Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок, для получения светлых оттенков. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета.

   22

Знакомство с искусством – рассматривание портретов (в рост, поясной, групповой)

Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешниё вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего лишнего не бывает, всё работает на раскрытие образа человека. Познакомить с видами портретов.

    23.

Дидактическая игра «Какое выражение лица бывает у людей».

Рисование: «Портрет человека» (поясной).

Закрепить понятие портрет. Повторить виды портретов. Познакомить с понятием художники – портретисты. Учить правильно, располагать части лица.

    24.

Рисование простым карандашом: «И весёлое и грустное».

Учить передавать различное выражение лица (радостное, грустное, злое, испуганное).

    25.

Рисование простым карандашом: «Мой поэт А.С. Пушкин».

Вызвать желание нарисовать портрет А.С. Пушкина. Закрепить правильно, рисовать части лица.

   26.

   27.

Знакомство детей с новым изобразительным материалом – цветной тушью.

Рисование: «Красивая салфетка».

Познакомить детей с цветной тушью. Учить детей ею работать на ткани.

   28.

Дидактическая игра «игра со светом».

Закрепить представления о зависимости цвета от степени освещённости.

   29.

«Зелёный цвет – цвет особый».

Вспомнить название тёплых и холодных цветов. Познакомить детей с составлением холодного и тёплого зелёного цвета. Продолжать учить пользоваться палитрой.

   30.

Рисование: «Красивые розовые цветы».

Добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными ими средствами выразительности.

   31.

         Рисование: «Бабочки» (симметричная монотипия).

Вызвать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов. Учить детей использовать в своей работе симметричную монотипию.

   32.

Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.

Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета в сочетании форм и цвета.

   33.

Рисование: «Тюльпаны в вазе»

или

«Ветки сирени в вазе».

Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные ими средства выразительности (цвет, композиция).

   34.

Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов»

(совместная работа двух детей).

Развивать композиционные умения детей (вылепленных плодов расположенных на тарелке в красивом сочетании по форме, величине и цвету); воспитывать умение совместно выполнять общую работу; учить самостоятельно, определять величину овощей и фруктов с учётом размера тарелки.

   35.

Рисование: «Нарисуй свой натюрморт».

Учить детей самостоятельно выполнять задуманную работу.

   36.

Живопись по-мокрому слою бумаги: «Мой котёнок».

Познакомить детей с приёмами работы краской по мокрому слою, для создания лёгкости и пушистости шерсти животного.

Всего: 36 занятий.

Учебно-тематический план второго года обучения.

    №

     Тема занятий

    Программное содержание

    1.

    2.

Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.

Рисование с натуры «Натюрморт»

Познакомить детей с жанром живописи–  натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрморта является изображение предметов природы и быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их формы, цвет, колорит, манера исполнения).

    3.

Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов»

(коллективная работа).

Учить детей точно передавать форму, величину фруктов или овощей; формировать умение объединять вместе вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт.

    4.

    5.

Знакомство с искусством – калининские глиняные игрушки.

Лепка: «Калининские птички».

Формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; лепить птицу из целого куска, вытягивая части тела из исходной формы – овоида.

    6.

Рисование: «Ветки рябины в вазе».

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; развивать стремление детей дополнять свой рисунок – вносить в натюрморт изображение каких – либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист); учить новому техническому приёму – двухцветному боковому мазку.

    7.

Знакомство с искусством – рассматривание гравюр и иллюстраций, выполненных штрихами.

Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой. Объяснить, чем она отличается от живописи; познакомить с одним из технических приёмов изображения в графике – штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного характера.

    8.

Рисование: «Ёжик в ельнике»

(фломастеры + цветные карандаши).

Развивать умение рисовать штрихами хвою молодой ёлочки – короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа – неотрывными штрихами в несколько рядов.

    9.

Рисование: «Совушка – сова».

Учить изображать сову штрихами, использовать в рисунке лёгкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы, нанесение штрихов разным нажимом карандаша и разного положения глаз (смотрит в сторону или вверх)

   10.

   11.

Рисование: «Воробышек».

Рисование: «Стайка воробьёв».

Формировать у детей представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме, величине частей, сходные по строению; познакомить с штриховыми рисунками птиц, учить передавать в рисунке характерные особенности воробья; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приёмы рисования карандашом: тушёвку, штриховку, разный нажим.

   12.

Рисование: «Сорока оглянулась».

Продолжать учить детей определять по изображению птиц её характерные особенности, видеть различия; учить изображать новую позу птицы – птица сидящая на ветке с повёрнутой назад головой.

  13.

Рисование: «Ворона летит».

Учить детей изображать птицу в полёте; передавать в рисунке характерную окраску вороны: голова, крылья и хвост – чёрные, а тело – серое; располагать летящую птицу по диагонали на листе бумаги.

  14.

Знакомство с искусством – рассматривание предметов Городецкой росписи.

Формировать у детей представление, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями Городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетание).

 15-18.

Рисование: «Городецкая роспись».

Показать особенности рисования растительных элементов Городецкой росписи: розана, ромашки, листика, виноград; продолжать формировать умения работать концом кисти; закреплять навыки работы с палитрой.

 19.

 20-23.

Знакомство с искусством –

     Золотая хохлома.

Рисование: «Хохломская роспись».

Познакомить с хохломской росписью; её содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

  24.

 25-28.

Русский народный костюм.

История русского костюма.

Рисование: «Оденем Ваню и Маню в русский костюм».

Познакомить детей с историей русского костюма; показать особенности национального костюма на Руси; расширять знания детей о русской культуре; развивать эстетический вкус, формировать нравственные качества дошкольников.

   29.

   30.

   31.

Знакомство детей с новым изобразительным материалом

Рисование: «Рыбки в аквариуме».

Рисование: Салют»

Познакомить детей с новым изобразительным материалом – восковыми мелками; учить детей приёмами работы с ними.

Учить детей смешанной технике рисования – восковые мелки и акварель.

   32.

33 - 36

Знакомство с искусством –

       «Голубая Гжель»

«Рисование элементов гжельской росписи»

Расширять знание детей об истории гжельского помысла. Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить детей выделять характерные особенности его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства.

Расширять знание детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Развивать эстетический вкус. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Всего: 36 занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В  статье  представлен опыт работы  педагога  по развитию  техники рисования  детей  дошкольного возраста с  различными изобразительными материалами. Опираясь н...

Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисо...

Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...

Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...