Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
консультация на тему

Горкина Светлана Сергеевна

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.

Психолог  А.В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество.

Интерес к творческой деятельности детей  обуславливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность  к ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20_fevralya_novyy.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

         МБДОУ  Пышминского городского округа   "Пышминский детский сад №7"

Консультация:

"Развитие творческого начала в художественно-изобразительной  деятельности детей

старшего дошкольного возраста".

Воспитатель: Горкина С.С.

первая квалификационная категория

2017 г. февраль

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации.

Дошкольный возраст — наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей.

Что же такое творческие способности?

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.

Психолог  А.В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество.

Интерес к творческой деятельности детей  обуславливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность  к ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, выделяют четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

1. Первый этап - игровой.

На этом этапе взрослые  играют роль и учителей, и наставников, и  героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.

Поэтому девиз взрослых  на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

2. Второй этап - индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально.  Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

3. Третий - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома.

4. Четвертый - этап мастерства. На этом этапе подросток,  обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

Поэтому, развитие  творческих способностей  личности должно осуществляться с раннего детства, когда  ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Познакомившись с методической  литературой различных авторов, таких как А.В. Никитиной ,И.А. Лыковой , Т.С.Комаровой, Т.Н. Дороновой  , Р.Г. Казаковой   нашла много интересных идей ,которые  опробовала на практике с детьми.

Например, при  развитии творческих способностей дошкольников, следует обратить внимание на предметно – развивающую среду в детском саду, которая имеет важное  значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития для создания эстетического и эмоционально – психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий  формирует у него представление о красоте, вкусе, ценностных ориентаций.

С этой целью в группе  была создана зона "Территория  творчества", которая предполагала погружение ребенка в совместные и самостоятельные, специально организованные виды  деятельности, где ребенок  реализует свои потребности, интересы, знания и навыки в творческой деятельности.

В зоне  размещены наглядные, демонстрационные материалы, альбомы по изобразительному искусству, портреты  художников,  изобразительные материалы и оборудование, позволяющие в  любое время каждому ребенку заняться рисованием, лепкой, аппликацией, изучением наглядного материала.

В уголке «Территория творчества» систематически организую проведение выставок: персональные, индивидуальные, коллективные.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы.  Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Поэтому, природа – не только великий учитель, но и великий  воспитатель.

Массу впечатлений, эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу.Красота родной природы накладывает отпечаток на мысли, взгляды и поступки человека, вызывает высокие душевные порывы, дарит положительные эмоции и благотворно влияет на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Практические задания, выполненные на природе, отличаются особой яркостью образов, лиричностью, гармонией. Метод «пленер» (рисование и живопись на открытом  воздухе) часто использую, когда дети испытывают затруднение в осознанном восприятии произведений искусства. Детям сложно видеть особенность композиции сюжета картины, выделять главный образ, определять  средства выразительности.

Развитие художественного творчества детей является основной задачей, стоящей перед педагогом при реализации образовательной области "Художественное творчество". Для её эффективного решения необходимо обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному  постижению каждым ребёнком окружающей его действительности; развивать воображение детей и целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки.

Занятия  рисованием развивают умение видеть прекрасное  в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к  пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве  течений, каждое  по - своему прекрасно, т.к. в  каждом  есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

Рисуя, ребенок учится  также  формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Ребенок  начинает  осваивать средства выразительности, например,  цвет, форму, композицию. Учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются  образные представления о предметах и их свойствах, умение  видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности.

Занятие  стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.

Придаю большое значение  разнообразии  и вариативности работ с детьми на занятиях. Чем разнообразнее будут условие проведения занятия, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Поэтому , использую разные виды организации занятий:

-Занятие - драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы, атрибуты для подвижных игра).

-Занятие - эксперимент (исследование разных способов изображения).

-Занятие - сказка ("В гости к Старичку - Лесовичку", где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев).

- Занятие - открытие (проблемное занятие).

- Занятие - путешествие ("путешествие в зимний лес", "на поляне осенью").

Больше всего дети любят занятие - путешествие, на котором они  отправляются  путешествовать вместе с Мудрой совой, которая помогает осуществлять желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть листок, облако. А также с помощью познавательных минуток дети познают, исследуют, наблюдают.

Считаю, целесообразным включать в занятие музыкальное  сопровождение  и    художественное  слово. Именно это вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков.

Широко  использую приём арттерапии-рисование под музыку.

Сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, мы можем стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью, способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Познакомившись с методикой Л.Б.Фесюковой "Воспитание сказкой",в которой  говорится о необходимости учить детей  не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход  повествование, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.

«Эстетические сказки» Т.А. Шорыгиной, которые способствуют художественно – эстетическому развитию детей, так как доступной и увлекательной форме дети усваивают основные понятия, связанные с живописью, скульптурой, декоративно – прикладным искусством, литературой, красотой родной природы.

В основу моей работы по развитию творческих способностей детей, легло рисование с использованием нетрадиционных  технологий: они удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Обучать детей нетрадиционной технике рисования  необходимо соблюдая  возвратные особенности детей. По принципу «от простого к сложному».

Каждая из техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, а также  способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. Кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям радость. Им доставляет огромное удовольствие использование  нетрадиционной техники: рисование песком,  рисования на камнях, рисование  пластилином.

Таким образом, проведение занятий с использованием нетрадиционных техник  способствует развитию и освоению технических, графических, композиционных навыков изобразительной деятельности.

Наиболее эффективно использовала прием: детского экспериментирования с различными материалами. В этой связи мною был выбран способ проявления творческих способностей детей  в создании коллажей.

Рисуя, вырезая готовые  формы и создавая коллаж,  детям предоставляется   свобода  творчества, самостоятельность,  поиск  передачи своих ощущений, чувств, переживаний.  

Занятия  позволяют педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы, т.е. коллективную.

Коллективные формы организации изобразительной деятельности, детям очень нравятся:

-во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту;

 -во-вторых, результат - картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей.

Считаю, что участие дошкольников в совместной  деятельности  дает возможность выявить и реализовать природные задатки и творческие способности, а общая коллективная деятельность способствует выработке умения оптимально сочетать личные и групповые интересы.

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации  воспитательно – образовательного процесса, нельзя обойтись без педагогических технологий.

Среди них можно назвать -Моделирование.

Я использую модели – символы на занятиях.

Символы помогают дошкольникам воспринимать содержание и размеры картины (рисунки, поделки), составлять особенные рассказы по картинке, являются своеобразными подсказками.

В работе с  детьми  для лучшего освоения процесса изображения я использую алгоритмы. Например, алгоритм «Последовательности орнамента или росписи», «Последовательности создания композиции пейзажа» .

В своей работе над развитием изобретательских способностей у дошкольников использую приемы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое изображение, обеспечивает умение систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.

На опробовала метод «Морфологическая дорожка», который обеспечивает развитие творческого воображения, активного мышления. С помощью морфологической дорожки можно изучить и рассмотреть зависимость цвета объекта от фона на котором он расположен. Например, «Виды пейзажей» - обстоятельства, влияющие на цвет неба и т.д.

Развивающая игра, используемая в деятельности ребенком, не предполагает конкретных правил и алгоритмов действий: ребенок выполняет задание по своему усмотрению.

Развивающие игры таким образом, обеспечивают психические и познавательные процессы. С их помощью тренируется зрительная память и внимание, совершенствуется технические навыки, формируется сенсорные  эталоны, развивается эмоциональная отзывчивость к искусству, к красоте окружающего мира.

Всем пришлась по душе игра «Картинка», на развитие навыков общения. Цель игры: научить ребенка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего. Предлагаю  детям договориться заранее, что будем рисовать картину – пейзаж. Каждый ребенок задумывает персонаж для картины. Далее  говорю : «Я солнышко,  хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» ребенок отвечает, например: «Я облачко». Далее он приглашает в пейзаж другого ребенка, который придумывает себе персонажа картинки (я дерево, я домик и т.д.). Игра идет до тех пор, пока все дети не войдут в воображаемую картинку.

Проводила  индивидуальные занятия  с детьми  имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая возбудимость, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость).

С помощью дидактических игр  происходит   не только развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное  развитие, а также межличностные  отношения.

Работая в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, библиотекой, краеведческим музеем, Центром дополнительного образования, школой искусств  можно с уверенностью сказать, что дети работают легко и с интересом усваивают  материал. Приобретаемые знания и навыки не только применяются  дошкольниками в их  самостоятельной, практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества  в других областях.

Для успешного достижения  развития ребенка необходимо согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей. Поэтому, мое взаимодействие с родителями осуществляется через коллективные формы работы. С помощью родителей  приобщаем детей к прекрасному, стараемся развить у них  эстетические чувства. Организуя  совместные досуги,  конкурсы, выставки,  проекты.

В результате работы по развитию творческих способностей детей наблюдается заметный рост, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, а это нечто  иное,  как новый уровень личности ребёнка.

Показателем  можно считать то, что работы воспитанников  занимают призовые места в районных конкурсах , в обще детсадовских , интернет сайтах , конкурсы  для детей инвалидов, а также дети посещают  кружки ЦДО и ЦКиД.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Консультация: «Развитие навыков сотрудничества в речевом творчестве детей старшего дошкольного возраста».

Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет св...

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Консультация «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Консультация «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...

Консультация "Развитие речи с использованием мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста" (11.2021)

Детям с нарушением речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого речевого высказывания....