Декоративное рисование на объёмной глиняной фигурке «Мастерская дымковской игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Устинова Ольга Владиславовна

 

    "Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их         художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений".

                                                                                                                                                                                                                                               Сакулина Н.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_dymke.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративное рисование

«Мастерская дымковской игрушки»

Образовательные области: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация»

Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование на объемной глиняной фигурке.

Задачи:

  1. Учить самостоятельно создавать орнамент на объемной фигурке (козлик, лошадка), используя элементы дымковской росписи.
  2. Закреплять навыки рисования элементов дымковского орнамента (волнистая линия, кружок, точки, полоса и др.), используя основные цвета дымковского промысла, соблюдая принципы составления узора (чередование больших и малых форм, ритмичность, повторяемость).
  3. Продолжать формировать навыки аккуратного рисования кисточкой, тычком: отрабатывать легкость движения кисти руки, рисование концом кисточки.
  4. Расширять знания детей об особенностях дымковского промысла, мастеровом народе России, развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию.
  5. Воспитывать уважение к труду человека.

Оборудование и материалы: интерьер народной избы, дымковские игрушки, обожженные непобеленные  игрушки, побеленные незаконченные игрушки, запись русской народной музыки,   фланелеграф, схемы дымковских элементов, схема орнамента, краски «гуашь», кисти, тычки, подставка, салфетки, банки с водой.

Ход занятия:

Комната оформлена в стиле русской избы. В горнице сидит хозяйка и напевает песню. Вокруг нее  стоят расписанные дымковские игрушки, а на столе краски, кисти и побеленные незаконченные игрушки.

Детей вводит воспитатель, делает поклон.

Воспитатель: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяйка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало. Да что это я, вы ведь и не знаете кто я такая. А зовут меня Матрена, живу я в старинном русском селе Дымково. Слыхали, небось? Село наше на весь мир славиться. А чем славиться-то знаете? А славиться своей игрушкою знаменитою, вон их тут у меня сколько: и лошадки, и барашки, и петушки, и барыни. Мы эти игрушки с ребятишками моими всю зиму лепили. А из чего лепили, знаете? Из глины лепили. Бывало, много игрушек налепим, высушим, да и в печку их, как калачи, чтобы они там закалились, стали крепкими и воды не боялись. Вон они из печи-то, какие выходят, красивые (показывает обоженную игрушку). А потом мы их с ребятишками белилами побелим, и станут они, как снег, беленькие. Вон какие (показывает побеленную игрушку). А потом самое интересное: начнем их расписывать, да расцвечивать разными цветами. И станут те игрушки звонкими да веселыми. Ребятишки мои очень любят в них играть. А гляньте-ка, какая красота получается, а вам нравится?

Хозяйка берет в руки по одной игрушке и читает  о них стихи:

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный

У красавца-индюка

Все расписаны бока.

Барышня-красавица,

Вы куда идете?

С сумочкой и зонтиком

Глиняная тетя.

На пригорок, на лужок,

Выбегай-ка, петушок,

Красные сережки,

Желтые сапожки.

Хозяйка: Да вы разглядите, игрушки-то как следует, да скажите, мне какими цветами они расписаны?

Да все цвета радуги здесь найдёте, оттого они такие яркие да веселые.

А скажите мне, что на тех игрушках нарисовано?

Верно вы приметили: кружочки до полоски, до точки, проще и не придумаешь. А, оказывается, каждый знак что-нибудь да означает. Вот, круг, например, на груди у индюка (показывает бумажный круг). Это не просто круг, а символ солнца, а в древности его «ярило» называли и поклонялись ему, как божеств, потому что это символ жизни. Люди поклонялись солнцу, чтобы оно не иссушало рек, не выжигало посевы, вот и рисовали его на своих игрушках. А вот другой знак – точка, он обозначает звезду, прямая линия – дальняя дорога. А волнистая, может сами догадаетесь? Верно вода, река. Вот и получается, что в каждой игрушке целая сказка записана, а может и легенда.

А вы посмотрите внимательно: все эти знаки просто так разбросаны или в каком-то порядке нарисованы?

Да, все элементы расположены по порядочку и обязательно повторяются. (Рассмотреть на игрушках) А, чтобы не запутаться, мастера сначала рисуют крупные элементы: круги, колечки, а потом между ними располагают мелкие (точки, мазочки). (Показывает схему орнамента).

Да вы не думайте, мы дымковские мастера, свои игрушки испокон веков так расписываем: и матушка моя так расписывала и бабка, и прабабка, и деток своих я так учу, а будут внуки – и их также научу. Традиция у нас такая: передавать свое умение от отцов – к детям. А мы свои традиции чтим и уважаем.

Ой, а ребятишки-то мои, какие шалуны, игрушки не дорисовали, так и побросали, проказники. А скоро ярмарка, надо успеть побольше игрушек нарисовать, да продать их. А вы, коли в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Ребятишки мои работу начали, а не закончили. Поглядите-ка: рожки да копытечки закрасили, а узоры-то веселые на спинках не нарисовали.

Воспитатель: Конечно, хозяюшка, обязательно поможем. Правда, ребята?

Хозяйка: Давайте тогда примемся за работу. Делу - время, потехе - час. Выбирайте, какая игрушка больше понравится, садитесь за столы

(Дети выбирают игрушки, садятся за столы).

Хозяйка: Но, давайте, ребятки, вспомним, как рисуется круг. Возьмем кисточки нарисуем в воздухе точку, волну, прямую линию.

(Рисуют в воздухе круг, точку, мазок, волну, прямую линию).

Хозяйка: А теперь ручки встряхнем, кулачки посжимаем, пальчиками веснушки на носу  нарисуем. Вот и размяли ручки, приготовились к работе. Можно рисовать.

Дети работают под спокойную русскую народную музыку. Хозяйка подходит, подсказывает, сопровождает присказками:

- Не будет скуки, когда заняты руки.

- Сделаешь наспех – сделаешь насмех.

- Каков мастер – такова и работа.

- Без труда не вынуть рыбку из пруда

Хозяйка: Ну, помощники мои, умельцы и мастера, ай спасибо вам за помощь. Ставьте свою работу на поднос, да пойдемте в горницу разглядим, как следует.  

Идут в горницу, садятся вокруг стола.

Хозяйка: Ну, как вы думаете, получится ли у вас сделать красиво и ярко, как у дымковских мастеров? А какая игрушка получится самая яркая? А чья игрушка больше всего нравится? А почему? А где узорчики самые интересные? Ну что ж не игрушки, а просто загляденье. Каков мастер, такова и работа. Хоть сейчас все их на ярмарку.

Воспитатель: А что, хорошее дело, наши ребятки сами смогут товар предложить, да про игрушки свои стишок рассказать

Дети читают стихи:

Козлик – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Ой люли, ой люли,

Кони на лужок пошли,

Кони удалые, гордые лихие.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Нашу Таню не буди.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желтоногий

Мчится глиняный олень.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Наш козел – стрекозел

То-то умный был.

Он и поводу ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил.

Что за лошадка!

Её шерстка гладка,

Черненький глазок,

В яблоках бочек.

Хозяйка: Не могу я удержаться, покупаю ваши игрушки за леденцовые петушки. Спасибо вам, гости дорогие, за помощь. Да помните: была бы охота, заладится любая работа.

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)

  Конспект НОД по декоративному рисованию   «Нарядная барышня»...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Выставка дымковской игрушки»

Программное содержание:  Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые линии);закрепить умение...

Конспект занятия по декоративному рисованию "Кони глиняные мчатся..."

Конспект может представлять интерес для воспитателей детских дошкольных учреждений. Содержит авторские стихи-заклички, написанные в народном стиле.   «Декорирование лошадки для карусели дымк...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

Конспект занятия по рисованию на тему «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы; развивать и обогащать сл...

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...