Практический материал по теме "Развитие чувства цвета старших дошкольников"
методическая разработка (рисование, старшая группа) по теме

Фетисова  Римма Николаевна

игры - сказки и упражнения для развития чувства цвета дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-сказки

История про утенка

Цель. Формировать представление о средствах выразительности изобразительного искусства; развивать эмоциональное восприятие цветовой гаммы; учить соотносить цветосочетание с эмоциональным состоянием персонажа.

Материал. Изображение Солнышка и Снеговика; две палитры (теплая и холодная цветовая гамма); «странички» для создания сюжета сказки (фон каждой передает различное состояние погоды; всего пять-шесть штук); изображение Утенка для каждой странички (цвет и пластика передают его эмоциональное состояние; всего пять изображений).

Ход игры-сказки

Первый этап: беседа

Вы сказки любите? А откуда они берутся? Однажды мне довелось услышать сказку о Солнышке и Снеговике. Хотите узнать, о чем она? Слушайте.

Жили-были Снеговик и Солнышко. Снеговик жил на заснеженной земле, а Солнышко - в небе. Как вы думаете, дружны они были?

Совершенно верно, им никак не удавалось подружиться. Как только Солнышко приближалось к Снеговику, он начинал уменьшаться в размерах и превращался в лужицу, потому что снег тает под жаркими лучами солнца. А между тем подружиться им очень хотелось: они оба были художниками и давно интересовались творчеством друг друга.

Солнышко теплое, ласковое, и краски у него были теплых цветов. Какие это цвета? И поэтому Солнышко писало свои картины в теплых тонах. Радостные, веселые, жаркие, знойные картины получались у него. Какая цветовая гамма отражает веселье, радость, праздник?

Снеговик любил холодную цветовую гамму. Какие это цвета спектра? И Снеговик писал холодные картины зимы, ледяные горы, ночь, вьюгу, проливные дожди. От его картин становилось холодно на душе, грустно, печально и даже страшно. Какое настроение отражает холодная цветовая гамма?

Но иногда Солнышку хотелось в своих картинах выразить не бурную радость и праздничное веселье, не палящий зной, а нежную прохладу летнего утра, ласковый освежающий ветерок. А чтобы отразить нежную прохладу, нужно добавить прохладный тон. Какой? А у Солнышка он есть? И Снеговику тоже надоели проливные дожди и морозные зимы, ему хотелось радостный грибной дождик изобразить. А для этого ему не хватало... Каких цветов?

И вот однажды Солнышко придумало, как можно поговорить со Снеговиком, не приближаясь к нему. Оно решило окликнуть Снеговика издали.

-Сударь, - крикнуло Солнышко (так всегда вежливые люди обращаются к незнакомым). - Сударь! Меня зовут Солнышко. Я люблю рисовать и рисую веселые картины.

-А меня зовут Снеговиком, - ответил Снеговик. - Я тоже художник, но мои картины грустны, печальны и холодны, потому что на моей палитре все цвета - холодные.

- Давайте создавать картины вместе, - предложило Солнышко. - Я буду добавлять в вашу холодную гамму теплые тона, а вы в мою теплую -холодные.

Снеговику очень понравилось это предложение, и они принялись за дело. Когда они оторвались от своего увлекательного занятия, то увидели, что у них получилась сказка. У меня эта сказка есть, только странички в ней все перепутались. Разложим их по порядку? А изображения Утенка помогут нам почувствовать характер цвета.

Второй этап: сказка-игра «История про Утенка»

1-я страничка. Был жаркий летний полдень. Кто должен был нарисовать эту страничку - Солнышко или Снеговик? Утенок, важничая и любуясь собой, отправился на речку. Идет не спеша, словно взрослый селезень. Как вы думаете, который из утят (рис. 2) соответствует этой характеристике?

2-я страничка. Вдруг налетела тучка и стала постепенно закрывать Солнышко. Какие оттенки должны появиться на этой страничке?

3-я страничка. И все-таки тучка побеждает. Закрыла она Солнышко, все вокруг потемнело. Какую цветовую гамму выберем для этой странички? Испугался утенок и бросился бежать, искать себе убежище. Как вы думаете, какой Утенок здесь?

4-я страничка, И полил проливной дождь. На какой страничке это отображено? Не успел Утенок спрятаться. Холодно ему, сыро, неприятно, неуютно. Какого Утенка вам хочется согреть и приласкать, пожалеть?

5-я страничка. Пролилась тучка, опять выглянуло Солнышко. Все вокруг стало чистым, светлым, прозрачным. Какая это страничка? Обрадовался Утенок, крылышки расправил и отправился к речке. Идет и оглядывается: «Не собирается ли тучка вернуться?».

Третий этап: «любование» результатами совместной работы по составлению иллюстрированного ряда к сказке и обсуждение их; беседа об эмоциональном состоянии Утенка на разных страничках.

•Какое настроение у нашего Утенка с первой странички? Как это настроение отражено в цветовой гамме?

•Какое настроение Утенка отражено в цветовой гамме третьей странички? Почему вы так считаете?

Мы сейчас «прочитали» с вами сказку, которую сочинили художники Солнышко и Снеговик. Они сочинили ее словами? Верно, художники использовали выразительность не слов, а цветосочетаний и линий. Вы знаете, что все сочинители - художники, композиторы, поэты, писатели -волшебники. И мы с вами тоже немножко волшебники, потому что сумели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение формирования чувства цвета старших дошкольников в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи

Статья о педагогическом сопровождении формирования чувства цвета у старших дошкольников в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи....

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

Аппликация как средство развития чувства цвета у дошкольников

В системе по эстетическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы ч...

Формирование чувства цвета у дошкольников в процессе рисования по мотивам городецкой росписи

Формирование чувства цвета у дошкольников в процессе рисования по мотивам городецкой росписи...

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...