Причуды осени волшебной
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Кучерова Татьяна Петровна

 

Цели и задачи:

Образовательные:

 - расширять знания дошкольников об осенней природе;

 -учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;

-активизировать творческое воображение, творческие проявления;

-предоставить детям возможность к самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;

-закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;

-познакомить с новой техникой рисования двойных  (зеркально-симметричных) изображений – монотипией

-вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyat_dlya_neta_prichudy_oseni_volshebnoy.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по изобразительной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе на тему:

 «ПРИЧУДЫ ОСЕНИ ВОЛШЕБНОЙ»

                                                                  Подготовила и провела

                                                                  Воспитатель МДОУ д/с  №43

                                                           Кучерова Татьяна Петровна

                                           

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.

 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования

 3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

 4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

 5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.

 6. Продолжать учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей.

 7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

 8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Цели и задачи:

Образовательные:

 - расширять знания дошкольников об осенней природе;

 -учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;

-активизировать творческое воображение, творческие проявления;

-предоставить детям возможность к самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;

-закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;

-познакомить с новой техникой рисования двойных  (зеркально-симметричных) изображений – монотипией

-вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии

Развивающие:

Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.

Совершенствовать технику рисования акварельными (гуашевыми)  красками.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Коррекционная работа:

Пополнять словарь детей искусствоведческими терминами. Отвечать полным предложением. Развивать тонкую и общую моторику рук, сенсорные процессы, координацию речи с движением.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.

Составление альбома «Осенние зарисовки»; рисование  цветными карандашами осенних листьев в  вазе.

Разучивание  стихотворений об осени  поэтов: А. Блока, И. Токмаковой, С. Маршака, А.  Плещеева,  А.  Майкова,  И. Никитина; чтение  рассказов  об осени; загадывание загадок; разучивание песен

Использование дидактических  игр:  «Мозаика.  Дары  осени»,  «Жанр  натюрморт»,  «Из  чего состоит натюрморт», «Составь натюрморт».

Материал:

Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;

 деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, салфетки;

«листочки» из тонкой бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения

Музыкальное сопровождение:

П. Чайковский «Осенняя песня»,

И.Штраус «Вальс»,

Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Оздоровительные задачи:

  1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
  2. Активизация мыслительной деятельности  (проводится пальчиковая гимнастика)

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.

 Методические  приемы:

 рассказ  воспитателя  о  картине,  беседа  с  детьми,

вопросы к детям – ответы детей;  художественное  слово.  Обсуждение  замысла будущей картины с детьми, с каждым из  них;  объяснения,  указания,  советы;

рассматривание иллюстраций, картины, включение грам.записей, анализ  детских работ, игровая ситуация.

Формы организации совместной деятельности:

- во время прогулки, можно поиграть в игру «какого яруса это растение»

- в ИЗО деятельности (свободная деятельность) изготовление панно «листопад»

   - во время прогулки: «Дыхательное упражнение «Подуй на листочек»»

   - придумай и расскажи рассказ с помощью карточек - схем.

Интеграции с другими образовательными областями.

-физическая культура: физкультминутка (пластический этюд)

-здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами

-безопасность: самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место

-социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.

-труд: помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места   

-познание: закреплять понятия об осени, как времени года, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

-коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.

-чтение художественной литературы: чтение стихов об осени.

-художественное творчество: составление осеннего пейзажа.

- музыка: прослушивание аудиозаписи: П.Чайковский «Осенняя песнь»

Ход НОД.

Вводная часть.

                     (дети стоят около картин с осенней тематикой в мини-галлерее)

П. - Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами  отправимся  в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками,  и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца

П. –Какое время года описано в стихотворении?

Ответы детей: Осень.

- А какое сейчас время года?

Ответы детей: Сейчас тоже осень.

- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят:  золотая, пышная. А в ноябре листвы на деревьях

почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.

                            Мимическая и артикуляционная моторика

1)Изобразить Раннюю Осень.

У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

                            Проводится игра «Слова наоборот».

Ранняя осень – не темная, а (светлая),

- не холодная, а…(теплая),

- не грустная, а…(веселая),

- не тихая, а…(шумная), (громкая),

- не дождливая, а…(сухая),

- не пасмурная, а…(солнечная).

- У осени свои краски. Какие краски золотой осени вы знаете?

Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.

- А сейчас какая осень на улице?   (ответы детей)

- Правильно, это поздняя осень.

- Какие перемены заметили вы в поздней осени?

Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.

- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.

                   Звучит нежная мелодия. Пластический этюд «Осенняя ветка».

- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее… Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло.

- Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?

Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…

- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?

Ответы детей: Золотая осень.

- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?

Ответы детей: Пейзажи.

- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…

        Объяснение приемов выполнения работы.

- Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании.  (Дети высказывают свои соображения).

- А сделаем это мы вот так:

-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).

                           Пальчиковая моторика

1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

 «С-с-сс», все листья

С липы сдул...                            (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.         (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,               (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл.                     (Ладони крепко прижать к столу.)

                        Самостоятельная деятельность детей.

(Дети под музыку рисуют. В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения).

                                      Итог занятия.

 Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.

- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение  Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кое-где позолоту,

кое-где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг...

То зайдется от злости и в клочья

все порвет беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью,

обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать?

...А она все собой недовольна:

мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это,

ветром сдует, дождями зальет,

чтоб отмаяться зиму и лето

и сначала начать через год.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность"Причуды Осени" в средней группе

Проектная деятельность"Причуды Осени" в средней группеЦель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а такж...

«Причуды осени»

Цель: актуализировать представления у детей об осенних изменениях в природе, воспитывать любовь к родному краю; песенное творчество, развивать общую моторику, воспитывать в детях активность, инициатив...

Экологический проект. «Причуды Осени» (старшая группа)

В условиях образовательного процесса в МАДОУ д/с «Жаргал»:мы  укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной ...

Конспект квест-игры "Причуды Осени"

Конспект квест-игры направлен на закрепление знаний о характерных особенностях представлений мира животных и растений; развитие познавательной активности, обогащение словарного запаса детей, привитие ...

Конспект НОД для детей 5-6 лет с ОНР по ОО «Познавательное развитие» ОО «Речевое развитие» Тема «Причуды Осени».

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Ноутбук, телевизор, презентацияМагнитофон  Организация детейСледить за речью детей, добиваться полных ответов...

Квест-игра "Причуды осени"

Цель: Закрепить и расширить знания о характерных признаках осени.Задачи:1.Организация досуга дошкольников.3.Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.4.Расширение кругозора детей....

Конспект «Причуды осени»

Cтимулировать развитие познавательной активности через игровую и познавательно-исследовательскую деятельность в процессе прохождения испытаний квест - игры....