Создание образа осени в изобразительной деятельности
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Карпович Виктория Николаевна

представлен материал и конспекты занятий по изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Программные задачи:

1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различия в их форме и цвете.
2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке.
З. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
4.Учить создавать фон для своего рисунка способом «по-сырому».

5. Развивать цветовое восприятие — способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
6. Развивать композиционные умения — начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании до составления натюрмортов в лепке с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
7. Дать представление о том, что такое живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Дать понятие о том, кто такой художник и что он делает. Познакомить детей с натюрмортом, ею содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.

РИСОВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ 1 «ЧТО СОЗРЕЛО В ОГОРОДЕ»

Программные задачи.
Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для
предметов величину, соответствующую величине данного лис бумаги; закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя.
Материал.
У воспитателя предметные картинки с изображениями овощей: помидора, огурца, моркови, репы, свеклы, редиса, баклажана, лука; три картинки — на круге нарисованы овощи, два из них с неправильной композицией (на одной овощи слишком мелкие и расположены далеко друг от друга, на другой — наоборот).
Ход занятия.

1. Беседа

Что такое изобразительное искусство?”

Цель. Дать представление о том, что такое живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Развивать технические умения: учить создавать фон для своего рисунка способом «по-сырому».

Материал. Репродукции, альбомы, книги с иллюстрациями, произведения декоративно-прикладного искусства, фотографии с изображением скульптурных форм.

Ход занятия.
1. Педагог обращает внимание на имеющиеся у него произведения искусства и предлагает каждому ребенку выбрать для себя то, которое ему больше всего понравилось, внимательно рассмотреть это произведение и рассказать, что на нем изображено.

При этом взрослый активно участвует в обсуждении. Его цель — помочь детям понять, почему эти виды искусства называются изобразительными. (Художник передает свои мысли и чувства, изображая видимый мир — человека, природу, различные предметы и т.п.)
Затем педагог интересуется, какие произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства имеются у детей дома.

2. Воспитатель помещает на доску предметные картинки с изображениями разных овощей. Предлагает детям назвать форму и цвет овоща (это оранжевая длинная морковь, это круглый красный помидор, это круглая темно-красная свекла — и т.д.).
— Где люди выращивают овощи? (На огородах.) Сегодня каждый нарисует на круглой тарелке четыре-пять овощей, каких захочет, но так, чтобы всем было понятно по их форме и цвету, что это за овощи.
Сейчас я вам покажу три рисунка. Два из них нарисовал один — другой веселый человечек — Карандаш. А вы отгадайте, какие рисунки Незнайки, а какой — Карандаша.

Помещает перед детьми эти рисунки. После ответов детей спрашивает, какой рисунок им понравился больше всех и почему. Ведь на всех рисунках овощи хорошо нарисованы. Почему же ребятам не понравились рисунки Незнайки? Подтверждает: чтобы рисунок получился красивым, важно правильно разместить предметы на листе бумаги. Некрасиво, если на большом листе будут нарисованы маленькие предметы, да еще и далеко друг от друга. Некрасиво также, если предметы большие и нарисованы вплотную друг к другу и между ними нет свободного пространства. Лучше всею, когда предметы расположены по всему листу бумаги, недалеко друг от друга и между ними есть свободное место. Так, как нарисовал Карандаш.
Далее следует напомнить детям, что закрашивать овощи они будут не прямыми широкими полосами, а по форме, т.е. повторять форму овоща. Огурец овальной формы, и закрашивать его нужно удлиненными дугами (можно показать, если дети забыли этот прием). Свекла круглая, и закрашивать ее нужно полукруглыми широкими линиями, держа кисть плашмя. При таком закрашивании дети не выходят за контур рисунка.
Закончив объявления, воспитатель просит детей выбрать овощи и красиво разместить их на тарелке. Постараться, чтобы их рисунки были похожи на рисунок Карандаша. Убирает дидактические пособия.
В процессе рисования педагог советует изобразить, действуя кончиком кисти, черешки, чашелистики овощей, остатки ботвы у моркови, свеклы.
В конце занятия можно предложить детям посмотреть на рисунки друг друга и указать те, на которых овощи разные и по цвету, и по форме. Отметить те работы, на которых изображены овощи, каких нет на остальных рисунках, например баклажан и др. Затем вновь выставить «рисунок» Карандаша и предложить поместить рядом с ним те работы, на которых овощи расположены так же красиво (по всему листу, недалеко друг от друга, между овощами есть свободное пространство). Такой прием развивает у детей навыки самоанализа.

3. Предложить детям создать «фон» для рисунка, который будем выполнять на следующем занятии. Дать понятие, что такое фон. Показ способа создания фона «по-сырому». (Фон просушивается и проглаживается горячим утюгом.)

ЗАНЯТИЕ 2. «ЧТО СОЗРЕЛО В САДУ»

Программные задачи.
Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге; продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно по всему листу бумаги); развивать умение над замыслом (заранее, до начала работы, мысленно представлять содержание своего рисунка); продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом: в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за с равномерным умеренным нажимом.

Материал.

У воспитателя предметные картинки с изображениями фруктов: яблока, груши, сливы, вишни, апельсина, лимона, банана, винограда; лист бумаги в виде круга, на котором изображены цветными карандашами (оранжевым, фиолетовым или синим) апельсин, гранат, гроздь а; пособие с занятия 5 с разной композицией расположения овощей. У детей листы бумаги в виде круга диаметром 8 см, коробки с цветными карандашами 12—18 цветов.
Ход занятия.
Поместить перед детьми предметные картинки с изображением фруктов, разделенные на две группы
Предложить детям назвать фрукты, расположенные в верх(яблоко, груша, вишня, слива), затем назвать фрукты нижнего ряда (лимон, апельсин, гранат, банан, виноград).
«Дети, догадайтесь, почему я разделила фрукты на две группы».
Выслушать ответы и подтвердить тот, где назван признак группировки фруктов — место их произрастания. Сказать, что одни фрукты хорошо растут в нашем климате, другие могут расти только на юге, так как им для созревания требуется
тепла и больше солнечных дней, чем в наших краях. Южные фрукты к нам привозят на самолетах, в автомобилях и вагонах-холодильниках, рефрижераторах.
Показать детям круглый лист бумаги и пояснить: «Сегодня вы нарисуете фрукты на тарелочках. Кто захочет, нарисует несколько южных фруктов, а кто захочет, изобразит фрукты, растущие в наших садах. Чтобы ваши рисунки получились красивыми, вспомните, как надо располагать предметы на листе. Не так, как это делал Незнайка, а так, как располагал Карандаш (выставить пособия с занятия 5). Посмотрите рисунок-загадку и догадайтесь, какие фрукты я решила нарисовать. На моем рисунке изображены только контуры фруктов таким цветом, каким я их закрашу».
После того как дети ответят, что нарисованы контуры апельсина — оранжевым карандашом, граната — красным, кисти винограда — фиолетовым, сказать: «Я вам

предлагаю тоже не сразу рисовать каждый фрукт полностью, а изобразить задуманное контурно. А я по вашим контурам отгадаю, какие фрукты вы нарисуете. Подумайте, решайте и приступайте к рисованию».
Над техникой закрашивания работать в процессе занятия с теми детьми, кто в этом нуждается. Приемы закрашивания с объяснением правил показать на своем рисунке-загадке. При рисовании детьми контуров фруктов уделять внимание передаче их формы («Не могу догадаться — этот желтый контур груши или лимона?»). Если нужно, привлечь внимание детей к форме того или иного фрукта, изображенного на картинке. Основное внимание уделить расположению фруктов на тарелке. По их контурам «отгадывать» содержание рисунка.
В конце занятия предложить детям поместить тарелки с южными фруктами на верхнюю полку доски, а тарелки с фруктами, которые растут у нас, — на нижнюю полку. Или разложить рисунки в два ряда на столе. Можно обыграть рассматривание детских рисунков — организовать игру в выставку-продажу или в кафе. Через игровые ситуации выделить рисунки с красивым расположением фруктов на тарелках, с фруктами с разнообразной окраской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание образа осени в изобразительной деятельности

представлен материал и конспекты занятий по изобразительной деятельности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Образ Осени в изобразительной деятельности

Представлено итоговое занятие...

Осеннее дерево. изобразительная деятельность.

ИЗО для средней группы детского сада....

Мастер – класс по пластилинографии для педагогов МО по изобразительной деятельности Тема. Вот и осень наступила. Что нам осень подарила?

Мастер – класс по пластилинографии для педагогов МО по изобразительной деятельностиТема. Вот и осень наступила. Что нам осень подарила?Задачи: Распространение опыта педагогической деятельностив област...

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы «Осень золотая».

Непосредственно-образовательная   деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы«Осень золотая».Ц...

Занятие «Осенний лес» изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования «Штамповка»

Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов явл...